9 октября исполнилось 90 лет со дня рождения выдающегося режиссёра, народного артиста России Бориса Александровича Львова-Анохина (1926 – 2000).
В «Звуковом архиве» на сайте Малого театра можно послушать записи следующих спектаклей в постановке Б.А.Львова-Анохина:
ЛЬВОВ-АНОХИН БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ (1926–2000), русский режиссер, театровед, балетовед. Родился 9 октября 1926 года в Москве. В 1950 г. окончил Ленинградский государственный театральный институт им. А.Н.Островского (ныне – СПАТИ), работал в Центральном академическом театре Советской Армии, Московском драматическом театре им. К.С.Станиславского, последние годы жизни возглавлял Новый драматический театр. Ставил спектакли в «Современнике», Малом театре. С 1948 выступал в печати, автор многих статей и книг о театре и балетном искусстве.
За годы работы в ЦАТСА поставил спектакли «Настоящий человек» (по «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого, 1955), «Профессия миссис Уоррен» Б.Шоу (1956), «Фабричная девчонка» А.Володина (1957), «Средство Макропулоса» К.Чапека, «Всеми забытый» Н.Хикмета и «Добряки» Л.Зорина (все три спектакля 1958), «Каса мааре» И.Друце (1961) и др. Работая в тесном сотрудничестве с таким крупным мастером, как А.Д.Попов, Львов-Анохин перенимал и творчески переосмысливал некоторые черты почерка режиссера, но никогда не копировал и не повторял их. Человек другого поколения, Львов-Анохин умел точно расслышать в произведении те струны, что были особенно важны и нужны публике середины 1950-х годов. Его спектакли нередко наталкивались на цензурные препоны, вызывая широкий резонанс в интеллигентской среде зрителей и критиков. Впервые соприкоснувшись с творчеством такого драматурга, как А.М.Володин, Львов-Анохин безошибочно угадал в «Фабричной девчонке» автора крупного и принципиально нового творческого направления. В этом спектакле, вошедшем в историю отечественного театра, появилась новая звезда – актриса Людмила Фетисова. В спектаклях «Средство Макропулоса» и более позднем «Каса мааре» интересными и неожиданными чертами раскрылось дарование одной из ведущих актрис театра – Л.И.Добржанской. Львов-Анохин поставил также в Московском драматическом театре им. К.С.Станиславского спектакль «Материнское поле» по Ч.Айтматову с Добржанской в роли Толгонай, «Мамуре» и «Холопы» П.Гнедича, поставленные специально для Е.Н.Гоголевой в Малом театре, «Письма Асперна» по Г.Джеймсу – спектакль Нового драматического театра, в котором сыграла свою последнюю роль Э.Ю.Урусова. До 1961 Львов-Анохин работал в ЦАТСА, затем в 1962 поставил в «Современнике» «Старшую сестру» Володина.
С 1963 Львов-Анохин – главный режиссер Театра им. К.С.Станиславского. В поставленных им на этой сцене спектаклях оттачиваются чувство стиля режиссера, его высокий художественный вкус, умение создать поэтическую атмосферу, выявить сложность духовной жизни персонажей, графическая ясность мизансцен, острота сценической формы. Однако послеоттепельная эпоха не была безоблачной для театра – Львову-Анохину не раз пришлось сталкиваться с чиновниками от искусства, доказывая собственное право на темы, проблематику, силу звучания того или иного социального мотива. Покинув театр в начале 1970-х годов, Львов-Анохин продолжал много ставить, в основном в Малом театре. Здесь поставлены такие спектакли, как «Утренняя фея» А.Касоны, «Фома Гордеев» М.Горького, «Федра» Ж.Расина, «Рядовые» А.Дударева, «Целина» по Л.Брежневу (тогдашний художественный руководитель Малого театра М.И.Царев просил Львова-Анохина завершить постановку, начатую режиссерским коллективом) и многие другие. Кроме того, Львов-Анохин много времени и сил отдавал балету. Он писал статьи о балетных спектаклях, книги о мастерах, написал сценарии балета и фильма-балета «Анна Каренина», сценарий документального фильма «Галина Сергеевна Уланова», статьи о современном театральном искусстве. В жанре проблемной статьи о театре, в мемуарном жанре Львов-Анохин работал до последних дней. Он не успел завершить воспоминания о выдающейся балерине 20 в. Г.С.Улановой, его воспоминания о ЦАТСА, о работе с А.Д.Поповым, Л.И.Добржанской, Л.М.Фетисовой, Н.И.Пастуховым были опубликованы журналом «Театральная жизнь» уже после смерти режиссера.
Вскоре после создания в Москве Нового драматического театра, расположенного на самой окраине столицы, вблизи от кольцевой дороги (театр этот нередко иронично именовали «Театр в лесу»), Львов-Анохин получил предложение возглавить коллектив (1989). Здесь он проработал до конца жизни, поставив такие спектакли, как «Орленок» Э.Ростана (1991), «Опасные связи» Ш.де Лакло (1992), «Письма Асперна» (1993), «Героическую комедию» Брукнера (1995), «Реванш королевы» Э.Скриба (1996). Здесь же воспитал нового режиссера: художник А.Сергеев, поначалу оформлявший спектакли Львова-Анохина, постепенно стал его ассистентом, а затем и сам начал ставить спектакли. Последней постановкой Львова-Анохина стал спектакль «Московские истории о любви и браке» по произведениям А.Н.Островского (1999), высоко отмеченный критикой и зрителями и названный в числе лучших спектаклей московского театрального сезона. Изысканность постановки органически соединилась с замоскворецким весельем, с причудливостью нравов. Одну из главных ролей в спектакле сыграла актриса О.Мысина, на протяжении последних лет нередко занятая в спектаклях Львова-Анохина.
Умер Львов-Анохин в Москве 14 апреля 2000.
«Звуковой архив Малого театра»
Алексей Дударев
«РЯДОВЫЕ»
Драматическая баллада в 2-х действиях. Перевод с белорусского автора
Действующие лица и исполнители:
Дугин – Эдуард Марцевич
Дервоед – Виктор Коршунов
Буштец — Юрий Васильев
Соляник – Александр Потапов
Одуванчик – Игорь Марычев
Лида – Евгения Глушенко
Вера – Алефтина Евдокимова
Люська – Елена Доронина
Женщина — Галина Кирюшина
Лейтенант – Дмитрий Писаренко
От автора — Борис Львов-Анохин
Постановка — Борис Львов-Анохин и Василий Федоров
Режиссёр (радио) — Мария Попова
Художник – Давид Боровский
Премьера – 5 февраля 1985 года
Запись 1985 года
Б.Львов-Анохин об участниках спектакля – Евгении Глушенко и Александре Потапове
Из книги Ю.Дмитриева
«Академический Малый театр. 1941-1995»
Если «Русские люди» и «Так и будет» были написаны во время войны, то пьеса белорусского писателя А.Дударева «Рядовые» — спустя почти сорок лет. В первый раз ее сыграли 5 февраля 1985 года. Ставили спектакль Б.Львов-Анохин и В.Федоров, оформлял Д.Боровский.
Московские театралы знали Дударева и по другим его пьесам: «Порог», который шел в Театре имени К.С.Станиславского, и «Вечер» — в Театре Моссовета.
События пьесы «Рядовые» происходили в 1945 году. Неподалеку от Берлина обосновался взвод под командованием старшины Дугина (Э.Марцевич). В нем бывший партизан Петро Дервоед (В.Коршунов), совсем молодой боец, которого все называют Одуванчиком (студент Щепкинского училища И.Марычев), до предела озлобленный Сергей Буштец (Ю.Васильев), Матвей Соляник (А.Потапов).
Перед тем как спектакль увидел свет рампы, режиссер говорил, что драматург поднимает существенные вопросы добра и зла, любви и ненависти, создает яркие, живые и сложные характеры. В пьесе присутствует суровая правда военных будней. Это сочетается с высоким духовным напряжением и поэтическими взлетами мыслей и чувств. Все сказанное придает пьесе философские масштабы, и хочется верить, что ее будут играть долгие годы (Львов-Анохин Б. Аншлаг. — «Советский Союз», 1985, № 10, с. 26).
Художник возвел на сцене полуразрушенную стену, по-видимому бывшего костела, а может быть старинной ратуши. Возле этой стены и расположился взвод. Здесь горы щебня, искореженные металлические конструкции. Сцену заволакивал густой дым, на заднем плане зарево пожара, оно освещало здание, которое когда-то было прекрасным. Пели соловьи, шел дождь, тучи сменялись чистым небом.
Драматург и режиссер отказались от батальных сцен, их интересовали характеры людей, то. какая перспектива их ожидает в мирных условиях. Прав был режиссер, когда писал, что суть спектакля в соединении кровавой достоверности с поэтическим ощущением мира, освободившегося от войны (Львов-Анохин Б. Аншлаг. — «Советский Союз», 1985, № 10, с. 26).
Партизан Дервоед видел, как сжигали его жену и ребенка. Он поседел от ужаса, но в то время не мог двинуться, поднять головы, выстрелить, потому что у него в сумке находились документы, определявшие судьбы сотен людей. Свой военный долг Дервоед выполнил, но счастья ему это не принесло. Теперь он молит, чтобы его вина перед родными была прощена. Но сам себя простить не может, воспоминания о виденном причиняют ему жестокие страдания. И при этом он умеет сочувствовать чужой беде, и когда в расположение части пришли две женщины, он засуетился, не знал, чем их угостить, как смягчить загрубевшие, озлобленные сердца.
Коршунов играл эту роль мощно, приподнимая своего героя над бытом, символизируя в нем народную силу, готовность все личное принести в жертву общему делу.
Старшина Дугин был ранен и теперь лишен возможности иметь детей, сам на себя он написал похоронку и отправил красавице жене. И все же сохранил светлое ощущение жизни, его улыбка способна растопить даже заледеневшее сердце. Он погибал — война есть война, — но оставлял о себе добрую память. В том Дугине. каким его показывал Марцевич, заключалась хрупкость, интеллигентность, благородство. Казалось, что он рожден для мира, но если шла война, он отдавал ей все силы и в результате жизнь.
Буштеца призвали в армию прямо из-за свадебного стола, после первой чарки вина. И он узнал, что фашисты надругались над его Люськой. Кажется, все чувства, кроме ненависти и мести, выжжены в его сердце. И когда он снова встречает Люську, у него нет сил даже для того, чтобы обнять ее, хотя умом он может понять, что она ни в чем не виновата. Так и стоял он, переполненный обидой.
Еще один солдат — Соляник — человек верующий, по-видимому, сектант-баптист. Он хороню помнил Божью заповедь «не убий!». Сам от пуль не уклонялся, не прятался за спины товарищей, но и в людей, а это значило и во врагов, не стрелял. Тем самым он давал им возможность убивать своих однополчан. Соляник был смертельно ранен осколком снаряда, перед смертью он просил у товарищей прощения, но не раскаивался в своих действиях, оставался при убеждении, что человека, кто бы он ни был, убивать нельзя.
Одуванчик очень молод, наивен. Им увлечена санитарка Лиза (Е.Глушенко), ранее знавшая мужчин, но теперь ей нужен не просто тот, с кем можно сойтись, а кого она сможет полюбить. Но Одуванчика она не увлекла: слишком энергична, напориста, активно добивается своего.
В свою очередь Лиза нравилась Буштецу, он ревновал ее, но выносил Одуванчика из огня. Сама же Лиза погибала на переправе — простая, добрая, ищущая счастья девушка, спасшая многих раненых.
Разные люди встречались в этом спектакле, и у каждого был свой характер, свои привычки, вкусы. Смотря на них, можно было представить, как сложится судьба у тех, кто останется жив.