Театр вполне справедливо называют школой нравственности, и действительно, оказывая огромное влияние на нравы, он может служить очень действенным средством для образования вкусов, смягчения грубости нравов, уничтожения предрассудков и осмеяния превратных понятий. Одновременно он способен внушить омерзение к порокам, возбудить чувствительность души и вызвать благороднейшие чувства сердца.
Именно в театре сильнее, чем где-либо, нас трогает добродетель, восхищают добрые дела, а храбрость и преданность Отечеству приводят в восторг. Там все возбуждает, все способствует иллюзии и делает впечатления более живыми и сильными.
Но далеко не все пьесы, написанные для театра, оказывают благотворное влияние на нравственное развитие молодежи. Поэтому, посещая театр, молодые люди должны относительно выбора пьес руководствоваться мнением людей опытных, известных своим образованием и строгими нравственными правилами.
Для театра точно так же, как для вечеров, балов и тому подобного, существуют правила приличия, которые нужно строго соблюдать. Там, как и везде, от благовоспитанного человека требуется предупредительность и соблюдение правил вежливости и приличия.
Прежде всего, нужно оказывать известного рода учтивое внимание к публике, окружающей вас. Было бы невежливо постоянно толкаться и тереться около лиц, возле которых приходится вам сидеть, наступать на платья дам и тому подобное.
Если в спектакль отправляются в компании, то один из кавалеров должен взять билеты в кассе и избавить дам от труда предъявлять свои входные билеты.
Когда ложа открыта, кавалер должен усадить дам на первые места, согласно их возрасту и положению в свете.
Мужчина никогда не должен допускать, чтобы дама, хотя бы и незнакомая ему, сидела в ложе позади его.
Молодые люди, занимая места, должны стараться не слишком нагибаться вперед, чтобы не беспокоить лиц, сидящих впереди них.
Кавалер, хорошо знакомый со светскими приличиями, знает, что он должен платить за места и наблюдать, чтобы камердинер снял с дам верхнее платье, которое они не должны оставлять на себе.
Если дамы входят в ложу, где мужчина занимает переднее место, то приличие требует, чтобы он предложил свое место одной из них, даже если она была ему незнакома. В случае отказа с ее стороны он должен настоятельно просить ее об этом.
Во время представления нужно сохранять глубокое молчание, чтобы не мешать публике следить за ходом пьесы. Считается позволительным сообщать потихоньку своему соседу какое-нибудь замечание относительно пьесы или же относительно играющих в ней артистов.
Только люди с ограниченным умом и простолюдины могут позволить себе свистеть или аплодировать, топая ногами.
Аплодисменты требуют некоторой сдержанности. Дамы во всяком случае должна аплодировать только слегка, для виду.
Являясь в спектакль с лорнетом или биноклем, нужно употреблять их только для сцены, лорнировать же публику, в особенности наставлять бинокль на сидящих в зале театра дам, крайне неприлично.
Если вы чистите апельсин или берете конфеты, то предложите их особам, сидящим в вашей ложе, даже если вы и не знакомы с ними.
Кроме того, светскому человеку ставится в обязанность предложить дамам афишу спектакля, а также осведомиться, не желают ли они какого-либо прохладительного напитка, фруктов, конфет, и в случае утвердительного с их стороны ответа немедленно доставить требуемое. Во время антрактов или по окончании спектакля кавалер должен проводить дам в фойе. На его обязанности лежит обязанность помочь дамам отыскать их верхнее платье, оставленное у капельдинера.
Некоторые зрители, в особенности дамы, наделенные от природы большой чувствительностью, во время сильных патетических мест на сцене не могут удержаться от слез. Очень неучтиво и даже грубо поступают те, кто, обладая более крепкими нервами, позволяют себе насмехаться и явно осуждать таких слабонервных лиц.
В театрах и цирке никогда не вызывайте актрису только потому, что она хороша собой и нравится вам своей наружностью. Также не вызывайте и актера только на том основании, что он лично с вами знаком. Нужно ценить искусство независимо от личности и любить искусство для искусства.
Где бы вы ни находились, в театре, в цирке или в каком-либо ином месте, помните, что там, где собрались многие с одной общей целью найти удовольствие, развлечение, пользу или только удовлетворить любопытство, вступив в их среду, вы уже не принадлежите самому себе. Вы добровольно лишили себя права выказывать особенности вашего характера, ваши частные желания, ваши личные интересы. Вы стали не более как единицей, частицей или членом того огромного организма, который в общежитии называется публикой. Будучи частицей этого организма, вы обязаны подчиняться всем требованиям целого, того общества, в среду которого вы вступили.
Из книги «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон». Составители: Юрьев и Владимирский. Спб., 1889.