Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России — старейшая театральная школа Москвы.
В положении о первой Московской театральной школе, утвержденном в 1809 году
на Неглинной улице |
Первый набор (по тогдашней терминологии «комплект») Школы составили 30 воспитанников, 15 девочек и 15 мальчиков в возрасте от 7 до 10 лет. Это были по преимуществу дети лиц, служащих в ведомстве Театральной дирекции. Два первых отделения считались подготовительными, на третье и четвертое отбирали наиболее одаренных воспитанников. Последние «поверялись исключительно балетмейстеру, музыканту или учителю декламации», т.е. совершенствовались в балетном, музыкальном или драматическом искусстве. Основное внимание уделялось балетным классам. Школа предоставляла своим воспитанникам довольно широкий выбор профессий: артист балета, драматический артист, музыкант, работник технических отделов театра, бутафор, реквизитор, машинист сцены. Среди обязательных дисциплин — вокал, танец, фехтование, игра на различных музыкальных инструментах. Выпускники школы распределялись по санкт-петербургским и московским театрам и в течение десяти лет не имели права оставлять службу.
С первых дней своего существования Школа располагалась в одном из зданий в Охотном ряду, близ Петровского театра, во владениях дирекции Московских императорских театров. Во время Отечественной войны 1812 года она эвакуировалась во Владимир, оттуда переехала в Кострому, потом — в Плес. Хроника свидетельствует, что в эти трудные для России дни Школа, несмотря на постоянные переезды, не прерывала свою деятельность. В Плесе жили до окончания войны, затем снова переселились в Кострому, где учащиеся выступали в спектаклях, дававшихся в доме губернатора.
По возвращении в 1814 году в Москву выяснилось, что здание Школы сгорело. С тех пор почти полвека она не имела постоянного места пребывания. Сначала был временно нанят дом С.С. Апраксина на Знаменке, а с 1818 года — дом подполковника Я.С.Есипова (на нынешней Волхонке). К началу 1820-х годов значительно увеличился штат сотрудников, преподавателей и число воспитанников (около 100 человек) Школы. В связи с этим в 1823 году она была вынуждена переехать в большой дом генерала А.Д. Балашова на ул. Поварской. Приоритетными, как и прежде, оставались балетные классы. В драматических, по горькому признанию В.И. Живокини, одного из выпускников 1825 года, будущего знаменитого артиста Малого театра, учили «кое-чему и кое-как». В 1829 году было разработано новое положение о Школе, согласно которому предлагалось обращать внимание и на воспитание драматических артистов, не только балетных. К этому времени Школа еще раз поменяла свой адрес и теперь располагалась в доме камергера графа Ф.А. Толстого на Большой Дмитровке (ныне здание, где находится Российская государственная библиотека по искусству).
Забота «казенного начальства» о подготовке драматических артистов совпала с первыми годами работы в Московской театральной школе М.С. Щепкина. Свою «учительскую» деятельность Щепкин начал в 1832 году в качестве «педагога по декламации», как он значился по документам того времени. «Приняв на себя обязанности такого рода и привыкнув исправлять все свои обязанности добросовестно, — вспоминал актер, — я редкий день не бывал в школе... Скоро я покороче познакомился со всеми детьми... и мы жили дружно, учились понемногу, но с толком».
Более тридцати лет Щепкин преподавал в Школе. 40-50-е годы XIX века связаны в жизни Школы в первую очередь с именем этого великого актера и педагога. Сам «живой пример», как называли его современники, Щепкин обладал необычайной силой влияния на учеников, считая одной из своих главных задач не только профессиональное обучение, но и нравственное воспитание. «Скольким талантам он дал рациональное развитие, — писал С.П. Соловьев (актер и режиссер Малого театра тех лет), — и указал им настоящий путь к возможному совершенству и какими мудрыми советами напутствовал он идущих по этому пути!». Это было время, когда на практических уроках по драматическому искусству закладывались основополагающие принципы национальной драматической школы, школы реалистической игры. Среди учеников Щепкина — великие мастера русской сцены: Самарин, Шумский, Федотова.
Большим событием в жизни Школы стало приобретение собственного дома. В 1856 году дирекция императорских театров купила на Неглинной улице бывшее здание учебного заведения кантонистов. В 1863 году оно было перестроено специально для Театрального училища архитектором С.А. Ползиковым по проекту главного архитектора императорских театров Альберта Кавоса. Теперь это здание, в котором и ныне располагается Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина, — уникальный историко-архитектурный памятник XIX века, о чем свидетельствует охранная доска на его фасаде, установленная в декабре 1992 года.
В Школе воспитанники не только учились, но и жили. Буднично и просто текла жизнь. В общей спальне для учащихся (дортуаре) помещалось по двенадцать человек. Тут же спали и нянюшки, за перегородкой — воспитатели. День начинался по звонку в 8 часов утра, затем — общая молитва, в 9 — завтрак. После завтрака до 12 часов — урок в балетном классе, а с 12 до 4 часов дня, с перерывом на обед, шли так называемые «научные классы». В 5 часов вечера всех учеников, занятых в спектаклях, карета увозила в театр. Одевали воспитанников, по свидетельству современника, плохо, попросту нелепо: светло-зеленого цвета из гнилого сукна брюки и куртки, кое-как залатанные.
Шумский |
Несмотря на очевидные успехи Щепкина в подготовке драматических талантов для сцены, он неистово мечтал о создании специальных классов именно для драматических актеров. Самоучка, достигший вершины славы благодаря своему природному дару и упорному труду, великий актер слишком хорошо понимал значимость театрального образования для будущего русского театра.
В начале 1860-х годов дело Щепкина продолжил его ученик, актер Малого театра И.В. Самарин. Г.Н. Федотова, занимавшаяся не только у Щепкина, но и у Самарина, вспоминала: «Эти уроки, продолжавшиеся в общем очень недолго, дали мне фундамент на всю жизнь, указали все те основные приемы, которыми я потом пользовалась и пользуюсь до сих пор при изучении ролей». Но и Самарину не удалось в полной мере изменить отношение дирекции к подготовке драматических актеров. Более того: спустя несколько лет он был уволен, обучение драматическому искусству постепенно сводилось «на нет».
Огромный вклад в развитие Школы внес великий драматург А.Н. Островский. На протяжении многих лет он был председателем экзаменационной комиссии Школы. Одной из учениц, выпускнице 1871 года, именно он прозорливо предрек большое будущее: поступив на сцену Малого театра, Мария Ермолова стала великой трагической актрисой, первой в драматическом театре удостоенной в 1920 году звания народной артистки Республики.
Федотова |
Поддерживая идеи Щепкина и Самарина, Островский был чрезвычайно озабочен вопросами развития русского драматического театра. Убежденный в необходимости Школы — «без школы нет артистов, а без артистов нет и театра», — он разработал программу обучения в драматическом классе. Обеспокоенный отсутствием интереса дирекции императорских театров к вопросам профессионального обучения драматических актеров, Островский в 1882 году представил в Комиссию для пересмотра законоположений по всем частям театрального ведомства «Записку о театральных школах». «Уничтожением подготовительных драматических классов при императорских театрах нанесен такой удар сценическому искусству, от которого ему не поправиться очень долго даже при самых энергических условиях», — говорилось в ней. Комиссия приняла решение: «Записку А. Н. Островского и предложенную им программу иметь в виду при составлении проекта Положения об императорском театральном училище». Однако при жизни писателя «Записка» так и не была рассмотрена. Правда, в 1885-1886 годах драматические классы функционировали под руководством Г.Н. Федотовой и О.А. Правдина. Но только в 1888 году было объявлено официально об открытии в Школе специального драматического отделения, работу которого предполагалось строить с учетом требований, высказанных А.Н. Островским.
1890-е годы — качественно новый этап в жизни Школы. Драматические классы получили, наконец, равные с балетными права. «Помню, с каким недоверием, скептицизмом и даже враждебностью относились актеры к только что организованным Драматическим курсам при Малом театре, — писал учившийся тогда Ю.М. Юрьев, будущий народный артист СССР, — Да разве талант создать можно? Талант сам создается, самобытно! — твердили кругом, как будто назначение школы — творить таланты...
Островский |
К нам, ученикам курсов, было неприязненное и ироническое отношение. Мы это чувствовали на каждом шагу. — Что же у вас, на курсах, конечно, все Мочаловы и Каратыгины или, по крайней мере, мнят себя таковыми? — часто приходилось слышать этот иронический вопрос даже от маститых актеров Малого театра».
В 1890—1900-е годы лицо Школы во многом определял выдающийся актер и режиссер Малого театра А.П. Ленский, назначенный преподавателем «практики драматического искусства» в ноябре 1888 года. Одаренный театральный педагог, он вырос в фигуру, равной которой не было на театральном Олимпе до появления Станиславского.
Ленский считал образование и развитие артиста главными стимулами процветания театра. Взяв за основу методику Щепкина и театральную программу Островского, он разработал новую четырехгодичную программу обучения драматического артиста. Одним из ведущих тезисов Ленского было воспитание актера как разносторонней личности. «Театральная школа, как и другие высшие специальные учебные заведения, — утверждал он, — обязана давать своим питомцам такой запас сведений по специальным, общеобразовательным и вспомогательным предметам, с которыми они не могут оказаться беспомощными по каким бы то ни было вопросам, касающимся их специальности». В противовес имевшим широкое хождение теориям стихийной игры «нутром», «по вдохновению», Ленский требовал от актера серьезной культуры и навыка к труду. В Малом театре для учеников была выделена специальная ложа, чтобы они могли смотреть все спектакли, которые потом подвергались общему обсуждению и разбору. В эти годы в Школу приглашаются крупнейшие специалисты по истории литературы и театра — профессора Московского университета М.Н. Розанов, А.Н. Веселовский, Н.И. Стороженко.
в центре сидит А.А.Остужев |
Ленский уделял большое внимание сценической практике, привлекая воспитанников к участию в спектаклях Малого театра. Л.М. Леонидов, знаменитый актер, выступавший впоследствии на сцене Художественного театра, вспоминал: «Эти небольшие роли дали мне чрезвычайно много, прежде всего я получил практическое представление о том, что такое театр... спектакль. Я стал терять естественную робость новичка, обучался носить костюм, ходить по сцене». Ленский считал необходимым познакомить учеников, по возможности, со всеми театральными профессиями. Например, каждый должен был уметь суфлировать спектакль и вести его в качестве помощника режиссера.
В 1890-е годы театральная пресса отмечала, что ученики Ленского и Правдина уже опытные артисты, большинство которых смело может выступать на сцене. Ленский воспитал не одно поколение актеров, чьи имена вошли в сокровищницу русского театрального искусства: М.Ф. Ленин, А.А. Остужев, Ю.М. Юрьев, В.Н. Пашенная, В.О. Массалитинова, Е.Д. Турчанинова, В.Н. Рыжова. В 1890-е годы две трети труппы Малого театра составляли выпускники Школы. «Все, что было лучшего на сцене Малого театра, вышло из Московской театральной школы», — констатировал журнал «Театр» в 1909 году.
В 1899—1902 годах были перестроены (с целью расширения) надворные флигели Училища. Старые корпуса по улицам Неглинной и Софийке подверглись некоторым переделкам, в результате чего образовался внутренний замкнутый дворик, предназначенный для прогулок воспитанников. На четвертом этаже надворного флигеля устроили церковь Марии Магдалины, старостой которой был назначен А.А. Бахрушин, основатель Театрального музея, носящего ныне его имя. Торжественное освящение домовой церкви состоялось 29 марта 1903 года.
Пашенная |
В трудные годы между двумя революциями жизнь в Школе пошла на убыль. В 1910 году прием в драматические классы был временно прекращен. Сохранялись только балетные классы. Во время Первой мировой войны Школа выполняла гуманную миссию: в ее помещении был открыт госпиталь для солдат. «В 1917—1918 годах во время революции под окнами стоял пулемет, а вокруг училища, освещенного заревом пожара Большого театра, раздавался грохот орудий... шла перестрелка...», — вспоминает инспектриса Училища тех лет. Время императорской театральной Школы завершалось. Начинался отсчет нового времени, советского.
24 апреля 1918 года решением специальной комиссии Театральное училище было неожиданно закрыто, но вскоре деятельность его была возобновлена благодаря А.В. Луначарскому. Правда, на первых порах, в виду сохранения в Училище только балетных классов, оно передавалось в ведение уполномоченного по Большому театру Л.В. Собинова, а чуть позднее — управляющего делами Большого театра В.Д. Тихомирова.
Идея возрождения к новой жизни драматического отделения принадлежала крупнейшим театральным деятелям, мастерам сцены Малого театра А.И. Южину, С.В. Айдарову, В.Н. Пашенной, Н.А. Смирновой. Осенью 1918 года драматические классы вновь были открыты, а Школа теперь называлась «Драматические курсы при Государственном академическом Малом театре». Были утверждены новое положение о Школе и программа. Айдаров назначался директором, Пашенная и Смирнова проводили первый набор. Размещались Драматические курсы в том же старом здании на Неглинке. В 1919 году от драматических классов были отделены балетные, начавшие свое самостоятельное существование как первая Государственная балетная школа.
Александрович Зубов |
В 1920-е годы уроки мастерства актера в Школе вели такие крупнейшие театральные педагоги, как С.В. Айдаров, Н.Ф. Костромской, И.С. Платон, Н.А. Смирнова, С.А. Головин. Лекции по истории литературы и искусства читали крупнейшие специалисты своего времени. Выпускники этих лет — знаменитые мастера сцены: В.Н. Аксенов, Ф.Н. Каверин (создатель «Студии Каверина»), Н.А. Анненков, Е.П. Велихов, В.А. Обухова, С.Н. Фадеева.
В 1922—1932 годах Школа называлась «Театральные мастерские при Государственном академическом Малом театре», затем стала Театральным техникумом. Техникум, в задачу которого входила подготовка актерских кадров не только для Малого театра, но для всей страны, получил имя М.С. Щепкина. Наконец, в 1935 году Школа стала официально именоваться — «Театральное училище им. М.С. Щепкина».
В 1930—1940-е годы расширился и тем самым еще более укрепился педагогический состав Училища. Наряду с его выпускниками — Е.Д. Турчaниновой, М.Н. Гладковым, О.М. Головиной — стали преподавать ведущие мастера Малого театра: В.И. Цыганков, К.А. Зубов, М.И. Царев, К.П. Хохлов, А.П. Грузинский, гитисовец Г.Н. Дмитриев и целая плеяда мастеров мхатовского направления — Л.А. Волков, И.Я. Судаков, Л.И. Дейкун, А.И. Благонравов. Щепкинские традиции обогащались современными достижениями русского театра. В педагогическую практику органически входила современная наука об искусстве актера — система Станиславского.
Афонин |
Благодаря инициативе В.Н. Пашенной и директора B.C. Шашковой в 1943 году Училище получило статус высшего учебного заведения. Были учреждены четыре кафедры, действующие и поныне: мастерства актера, сценической речи, искусствоведения и марксизма-ленинизма (сегодня — кафедра философии и культурологии). Спустя почти полвека к четырем кафедрам прибавилась еще одна — организованная в 1985 году — пластического воспитания. С момента получения статуса высшего учебного заведения Училище в разные годы возглавляли: B.C. Шашкова, Е.Е. Северин, М.М. Новохижин, В.П. Остальский. С 1947 года, года первого вузовского выпуска, студенты Училища получают высшее гуманитарное образование и диплом актера драматического театра и кино.
Создание в 1943 году кафедры сценической речи, возглавляемой О.М. Головиной, а вскоре — и специального речевого отделения для подготовки преподавателей сценической речи (по инициативе и под руководством М.И. Царева) стало серьезным шагом на пути обретения Училищем своего особого лица: Школа как хранительница выразительной русской речи. Не случайно многие выпускники Училища становились известными чтецами.
Большую роль в судьбе Училища сыграла выдающаяся актриса, режиссер, педагог, народная артистка СССР В.Н. Пашенная, принадлежавшая к тому поколению театральных деятелей, на долю которого выпала трудная миссия: способствовать становлению русского театра и национальной актерской школы послереволюционной эпохи.
Коршунов |
В 1950-е годы педагогической деятельностью начали заниматься В.И. Коршунов и В.Б. Монахов, в 1960 году — Ю.М. Соломин. В 1960-1970-е годы педагогами Училища стали Н.Н. Афонин, В.П. Селезнев, М.Е. Велихова, Р.Г. Солнцева, Н.А. Петрова.
Значительный период жизни Училища, почти полвека, связан с именем народного артиста СССР Н.А. Анненкова. Выпускник 1924 года, он в 1947 году вернулся в стены альма-матер в качестве педагога и вскоре возглавил кафедру мастерства актера, которой руководил несколько десятилетий. С 1991 года до конца жизни Анненков был художественным руководителем Училища.
Особую роль играло и играет Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина в воспитании актерских кадров для национальных театров страны. Инициатором создания при Школе Малого театра первой национальной студии была Пашенная. Набор и выпуск Якутской студии (1950—1955 гг.) положил начало этой работе. За полвека подготовлено более 30 национальных студий. Среди выпускников (а их насчитывается уже более тысячи) — популярные актеры, имеющие звания народных и заслуженных артистов, крупные режиссеры, известные драматурги, видные деятели культуры.
Соломин |
Блистательная плеяда русских актеров второй половины XX века — выпускники Училища им. М.С. Щепкина: П. Луспекаев, Н. Подгорный, О. Даль, Ю. Соломин, С. Немоляева, И. Чурикова, Э. Марцевич, Л. Полякова, С. Любшин, В. Соломин, Ф. Чеханков. Уже завоевало признание зрителей, награждено многочисленными премиями за лучшие работы в театре и кино и следующее поколение: Е. Глушенко, О. Меньшиков, Д. Харатьян, О. Мысина, С. Аманова, Л. Титова, А. Руденский, Н. Вдовина, В. Сторожик, О. Пашкова, А. Домогаров. Выпускники Училища в разные годы пополняли собой ряды дикторов радио и телевидения: народный артист СССР И. Кириллов, И. Гмыза, Л. Осипов. На основе нескольких выпускных курсов двух последних десятилетий созданы театры: Театр на Спартаковской площади (ныне «Модернъ»), «ФЭСТ», «Ведогонь-театр». Училище готовит и кадры для драматического театра в г. Твери.
Эстетическую платформу Училища, высокое качество воспитания будущих актеров определяют в настоящее время художественные руководители русских курсов и национальных студий. Лучшие выпускники, становясь ведущими актерами Малого и других московских театров, со временем возвращаются в Училище в качестве педагогов.
Ректор Училища — профессор Б.Н.Любимов, проректор по учебно-научной работе — профессор А.И.Шуйский.
Любимов |
Библиотека Училища, основанная в 1918 году, насчитывает около тридцати тысяч единиц хранения, имеет дореволюционнные издания и фонд редких книг. Училище помнит свою почти двухвековую историю. Мраморная мемориальная доска на фасаде здания свидетельствует о том, что здесь преподавал великий Щепкин, другая напоминает о начале творческого пути Ермоловой. Именем М.Н. Ермоловой, чье имя является гордостью Школы, названа сегодня одна из стипендий для особо одаренных студентов и зал, на сцене которого проходят показы дипломных спектаклей.
1980—1990-е годы — время самого живого единения Школы и Малого театра. Среди других театральных школ Москвы Училище им. М.С. Щепкина занимает достойное место, оставаясь школой жизненной правды, высокой культуры речи, эмоциональной яркости.
В 2009 году ВТУ им. М.С.Щепкина торжественно отметило свое 200-летие. За последнее десятилетие труппу Малого театра пополнили многие талантливые выпускники Училища, среди которых Ольга Абрамова, Георгий Вавилов, Полина Долинская, Александр Дривень, Любовь Ещенко, Ольга Жевакина, Ирина Жерякова, Петр Жихарев, Александра Иванова, Тимофей Каратаев, Денис Курочка, Ирина Леонова, Дмитрий Марин, Михаил Мартьянов, Филипп Марцевич, Лидия Милюзина, Ольга Молочная, Дарья Подгорная, Екатерина Порубель, Сергей Потапов, Григорий Скряпкин, Максим Хрусталев.
Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина — один из ведущих театральных вузов страны, подлинная школа русского сценического реализма. Малый театр и его Школа — национальное достояние России.
Наталья Королькова
Очерк из книги «Школа Малого театра. 190 лет Высшему театральному училищу им. М.С.Щепкина». М., 2000.