На что вы готовы пойти ради миллиарда долларов? Быть может, убить своего старого знакомого? Не спешите с ответом. На протяжении ХХ века учёные искали истоки природной склонности человека к жестокости. Безусловно, мощным толчком для этого послужили зверства, узаконенные в Третьем рейхе. После Второй мировой войны человечество пыталось понять механизм, по которому из добропорядочных бюргеров рождается общество палачей. Самыми известными стали эксперимент Милгрэма и Стэнфордский тюремный эксперимент, во время которых обычные люди в считанные минуты превращались в жестоких карателей.
Но раньше психологии препарировать жажду насилия начала литература. В 1956 году, за 7 лет до написания Милгрэмом его революционной работы «Подчинение: исследование поведения», швейцарский драматург Фридрих Дюрренматт создал прославившую его пьесу «Визит старой дамы».
Дюрренматт — драматург особый, провидец. С одной стороны, тонкий психолог, уловивший запрос европейской интеллигенции, изживающей послевоенные комплексы; с другой — новатор, нашедший для своей мрачной комедии неповторимую ироническую интонацию, не сразу принятую и понятую современниками. В нём нет экспрессии Брехта и пронзительности Вайса, скорее, он предшественник Ларса фон Триера, Квентина Тарантино и Мартина Макдонаха. В том, что текст, написанный на сломе века, идеально ложится на сегодняшний день, можно убедиться, посмотрев новый спектакль Малого театра, который поставил израильский режиссёр Илан Ронен.
В обнищавший заштатный городок внезапно приезжает Клара Цаханассьян — самая богатая женщина в мире. По счастливой случайности, она выросла в Гюллене, с родным городом её связывают воспоминания о первой любви. В спектакле Малого театра миллиардерша появляется как из прошлого, вышагивая из разверзнутых привокзальных часов. Совсем не старуха, а весьма привлекательная особа в приталенном костюме и высоких сапогах, подчёркивающих её изящные ноги. Глядя на девичью фигуру Клары, охотно веришь в достижения современной медицины — недаром она упоминает новенькие протезы руки и ноги— не отличишь от настоящих. Людмила Титова находит для своей героини точное воплощение: это холодная деловая женщина, многое повидавшая на своём веку, оттого довольно циничная, правдивая до резкости, но не лишённая юмора. Она охотно высмеивает своих многочисленных мужей, не верит лести и видит насквозь каждого. Впрочем, на первый взгляд, высматривать в серой массе похожих друг на друга своей безликостью жителей особо нечего— это среднестатистические обыватели, мечтающие поправить благосостояние за счёт богатой землячки.
Позднее окажется, что старый пьющий учитель (Владимир Носик) способен на благородные поступки, а вот добряк бургомистр (Александр Клюквин), как всякий представитель власти, с лёгкостью готов пожертвовать чужой жизнью во имя мнимого общественного блага. И если люд Гюллена сразу начинает с притворной сентиментальностью охмурять Цаханассьян, то Клара до определённого момента играет с соотечественниками, как кошка с мышью. Бывшая проститутка хорошо усвоила урок— большие деньги просто так с неба не падают. Предприимчивый бургомистр подсовывает ей первую любовь— потрёпанного жизнью бакалейщика Альфреда Илла. Клара с ходу проверяет чувства бывшего возлюбленного: —«Ты обо мне вспоминал?»— «Конечно. Всегда. Ты же знаешь» (врёт, не моргнув, Илл).— «Зови меня так, как звал когда-то».— «Моя дикая кошка».— «А я звала тебя—мой чёрный барс». «Я им и остался»,— произносит, гордо запрокидывая голову, Илл. Кроме смеха это смелое заявление не может вызвать иной реакции.
Василий Бочкарёв словно со стороны наблюдет за своим героем, с иронией подмечая его трусоватость, изворотливость и полную никчёмность. Вместе с бывшим возлюбленным Клара совершает прогулку по памятным местам, где когда-то юные любовники предавались страсти. За каждым кустом (в прямом смысле этого слова) притаился житель Гюллена, каждому хочется услышать, как богатая наследница под воздействием нахлынувших воспоминаний подарит городу кругленькую сумму. С какой-то особой жестокостью Клара разрушает воздушные замки прошлого. С горечью подмечая, что в ней не осталось и следа от себя прежней. Припоминая ту или иную подробность былого романа, она только усмехается. Когда игра в почётную жительницу города надоедает, на торжественном приёме она внезапно объявляет свои условия: жители Гюллена получат миллиард долларов, как только совершат правосудие — убьют Илла.
Оказывается, наш барс не всегда был таким безобидным. Когда-то давно он предал возлюбленную, не только отказавшись принять отцовство, но и притащив в суд двух лжесвидетелей, показавших, что Клара спала и с ними тоже. Оболганная и преданная девушка покинула родной город и стала проституткой. Прожив год, ребёнок умер. Кажется, только воспоминания об этой загубленной крохотной жизни заставляют дрожать стальной голос Клары. На что вы способны ради миллиарда долларов? Возмущённые непристойным предложением Клары жители Гюллена отвечают: «Лучше быть нищими, чем палачами!» А дальше Дюрренматт находит целый «словарь синонимов»к слову «продаться» и тысячу оправданий для обоснования малодушия для каждого персонажа пьесы. Так у местного священника в церкви внезапно появляется новый колокол, у полицейского— золотой зуб и новый мундир, жители берут в кредит у бакалейщика столько продуктов, сколько им заблагорассудится.
Да что там жители, когда сын Илла покупает в кредит автомобиль, его дочь берёт уроки английского, а супруга расхаживает по городу в дорогущем меховом манто. Нищие горожане покупают в кредит новую жизнь. Неприметный городишко меняется на глазах. Его серые постройки, напоминающие в начале спектакля непримечательное здание вокзала, теперь больше походят на глухие тюремные стены. Илл подмечает, что все его знакомые щеголяют в новой жёлтой одежде, которая ещё недавно была им не по карману. Всё оплачено наперёд его жизнью. И обезумевший от страха Илл видит в каждом убийцу. Его пугает неизвестность и предчувствие скорой кончины. И эти чувства в конечном счёте позволяют герою переродиться. Он признаёт вину и готов нести ответственность за свои прегрешения. Только теперь бакалейщик сам ставит условия.
Самоубийство— это слишком просто. Илл даёт возможность горожанам совершить над собою суд, превращая каждого в преступника. В финале не сумевшая разлюбить и простить Клара исполняет своё единственное желание— весь Гюллен у её ног, обидчик посрамлён и наказан. Мир, когда-то превративший её в шлюху, она сама превратила в бордель. Простившись раз и навсегда со своим прошлым, она потеряла последнюю ниточку, связывавшую её с юной Кларой, когда-то мечтавшей о счастье.
Алла Шевелева, специально для газеты «Малый театр»
Спектакль «Визит старой дамы» по пьесе Фридриха Дюрренматта в Малом театре поставил израильский режиссёр Илан Ронен. В главной роли – Альфреда Илла – народный артист России Василий Бочкарев, для которого этот спектакль стал замечательным подарком к его юбилею. «Визит старой дамы» – одна из самых знаменитых пьес драматурга, которая почти 60 лет не сходит с театральных подмостков.
Режиссёр уже сотрудничал с Малым театром, в 1990 году он поставил здесь «Мещанина во дворянстве», где заглавную роль также блестяще исполнил Василий Бочкарев. В нынешнем спектакле задействована большая часть труппы, в роли главного вершителя судеб городка Клары Цаханассьян – Людмила Титова.
Швейцарец Дюрренматт – создатель гротескного образа современного мира, но этот образ не выходит за пределы реальности, его вымысел – не фантастика, а гипербола, драматург заостряет проблемы времени, доводя частную историю до уровня притчи.
Действие происходит в некогда богатом, а ныне разорившемся городе Гюллене. В город приезжает его бывшая жительница, пожилая мультимиллиардерша Клара Цаханассьян. Она предлагает жителям миллиард, а взамен требует, чтобы они убили Альфреда Илла, с которым у неё в юности был роман, но Илл предал её. Клара была вынуждена покинуть город и заняться древнейшей профессией. От публичного дома до дворца миллиардера – таков был ее стремительный жизненный взлёт. Ныне она – обладательница огромнейшего состояния, меняющая мужей, как перчатки, окруженная верными слугами, и её могуществу нет предела. Подобно героине древнегреческой трагедии целью её жизни становится месть, она становится всесильной властительницей этого мира, для неё люди – товар, который она покупает.
Место действия – «заштатный городишко где-то в Центральной Европе» − Гюллен в переводе с немецкого означает «навоз». Это определение обывательской среды общества потребления – одна из ведущих метафор творчества Дюрренматта. В комедии 1962 г. «Геркулес и Авгиевы конюшни» государство, где происходит действие, погружено в навоз, так что героев уже в первом действии «видно лишь по пояс». Малый театр представил подробную картину мира, где все продается и покупается, историю деградации мира, где царит культ золотого тельца.
На сцене – павильон вокзала с прозрачной стенкой. За ней – огромные часы, отсчитывающие последние мгновенья бедной событиями жизни городка. На переднем плане – группа жителей во главе с Бургомистром (Александр Клюквин). Серая толпа, в которой представлены все слои общества: учитель (Владимир Носик), врач (Дмитрий Солодовник), священник (Василий Дахненко), полицейский (Виктор Низовой), художница (Аполлинария Муравьева) и, конечно же, разорившийся лавочник Альфред Илл (Василий Бочкарев). Идет репетиция встречи прибывающей в их городок Клары, когда-то самой ничтожной его жительницы, с которой ныне связаны самые горячие надежды. Бургомистр, умело манипулируя толпой, подключает и зал к этим «бурным несмолкающим овациям». Всю историю, которая развернется перед нами, легко примерить к своему собственному жизненному опыту, хотя увидеть свой портрет в жителях условного Гюллена – одновременно и смешно, и очень грустно.
Огромная тень возникает на стене задника, и появляется она – экстравагантная Клара, останавливающая курьерский подъезд ручкой стоп- крана, не признающая никаких рамок, в сопровождении седьмого мужа и одинаковых безликих охранников – бывших гангстеров, спасенных от смертной казни, ныне преданно служащих ей – Роби (Андрей Сергеев) и .Тоби (Дмитрий Кривошеев). Да, в этом мире только Клара решает, кого этому обществу можно казнить, а кого миловать. Судьба Клары заслуживает нашей жалости, но это уже в прошлом, перед нами властная «железная леди», с трудом передвигающаяся на искусственных протезах. Мертва не только душа Клары, но отчасти и тело. Хотя сама Клара в исполнении Людмилы Титовой полна женского очарования и обаяния. И очарование этого зла скоро почувствуют все жители города.
Первоначальное предложение Клары – миллиард за убийство Илла – поначалу отвергается горожанами, но очень быстро принимается как необходимость. Не столько во имя материального благополучия родного города, сколько во имя торжества справедливости – такую оправдательную идеологию придумают себе жители. И вот уже Бургомистр просит Илла покончить с собой и дать городу возможность жить новой прекрасной жизнью. Многие актеры в спектакле исполняют по две-три роли, заостряя в том или ином сценическом образе какую-то одну преувеличенно гротескную черту. Гротеск на грани фарса и абсурда.
Постепенно серый цвет и одежды и предметов быта меняется на желтый. Желтые детали костюмов, желтые элементы сценографии, темно-желтый искусственный свет, окрашивающий лица в мертвый зловещий цвет. Мир, радостно готовый уничтожить беспомощную жертву не расцветает, а вырождается в уродливую карикатуру. Постановщики спектакля также приглашены театром из Израиля. Декорации и костюмы – художниц Лили Бен-Нахшон Аарон и Анат Штерншус Бедани. Видеоэффекты спектакля исполнил Йоав Коэн.
Трогательный и слабый Илл в исполнении Василия Бочкарева, поначалу не вызывающий симпатии из за своего сомнительного юношеского прошлого, став жертвой и изгоем, достоин жалости и сочувствия. Одно событие, поначалу кажущееся даже забавным, становится знаковым и зловещим. У Клары сбежал черный барс, которого она привезла с собой. Огромная символическая тень барса возникает на заднике. В юности Клара называла Илла «черным барсом». Начинается охота и травля убежавшего зверя, которого, конечно отлавливают и убивают. После чего на городском собрании все жители единогласно голосуют за казнь Илла, а Клара говорит Иллу, что её любовь подобна чудовищу внутри неё.
Справедливость восторжествовала, Илл убит, город получил обещанные деньги, Клара уезжает и забирает тело, чтоб поместить бывшего возлюбленного в свой мавзолей.
В эпилоге, перед толпой жителей проходит умерший Илл, играющий на губной гармошке – видение и немой укор гюлленцам, заставляющий задуматься о своих поступках, своем прошлом и настоящем для того, чтобы в жизнь каждого не пришла своя «старая дама».
Галина СТЕПАНОВА Театральный мир № 3
16 ноября на Основной сцене состоялся премьерный показ спектакля «Визит старой дамы» по мотивам трагикомедии Фридриха Дюрренматта. Над проектом работал творческий коллектив из Израиля во главе с режиссером Иланом Роненом, для которого это уже вторая постановка в Малом театре (в 1990 году он выпустил спектакль по пьесе Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве»).
Тяжелые времена наступили для жителей города Гюллен – городская казна пуста, заводы и магазины закрываются, безработица процветает, и единственное, что им остается – смотреть вслед уходящим поездам. В такой обстановке тотального обнищания гюлленцы во главе с бургомистром (народный артист России, Александр Клюквин) с нетерпением ждут приезда мультимиллиардерши Клары Цаханассьян (народная артистка России Людмила Титова), бывшей жительнице города, покинувшей родные края нищей и опозоренной. В толпе встречающих и ее бывший возлюбленный, Альфред Илл ( народный артист России Василий Бочкарёв).
Постановочной группе с помощью продуманных до мелочей костюмов (Анат Штерншусс), сценографии (Лили Бен-Нахшон), светового оформления (заслуженный работник культуры России Андрей Изотов) музыкального сопровождения (Эдуард Глейзер) и видеоконтента (Йоав Коэн) выстроила захватывающую череду событий, исследующих темные стороны человеческой природы.
О своем опыте работы с российскими артистами, об актуальности пьесы швейцарского драматурга и её воплощении на сцене Малого театра рассказала постановочная группа.
[GALLERY:388]
ИЛАН РОНЕН (РЕЖИССЕР)
-В чем актуальность «Визита старой дамы» сейчас, в наше время?
- Эта пьеса написана Ф.Дюрренматтом в 1950х. В связи с развитием экономики и общества, и как следствия ростом потребностей, мир изменился, но темы, которые были актуальны десятилетия и даже столетия назад, актуальны и в настоящее время. Крупные компании и богачи порой используют власть и деньги не по назначению, они считают, что вправе распоряжаться чужими жизнями и могут манипулировать людьми. Власть над финансовым капиталом развращает сердца и заставляет совершать бесчестные поступки.
В пьесе поднимаются вопросы: какой может быть цена за благополучие, возможно ли купить правосудие, честь и достоинство целого города или же современное общество утратило духовные корни? Мне было интересно посмотреть, как отреагирует молодая публика, найдет ли отражение действительности в постановке.
- В чем заключалась сложность создания спектакля?
- Главным для меня было создать актуальный спектакль об основных тенденциях нашего времени, понятный современному московскому зрителю.
Художественная проблема заключалась в том, чтобы рассказать современную историю в традиционном театре, таком как Малый, а также грамотно использовать все возможности уникальной исторической сцены.
Мы с Лили (сценограф) не представляли, гармонично ли впишется декорация в виде тяжелых металлических конструкций в классический интерьер театра с его убранством: золотой лепниной, бархатными креслами, хрустальными люстрами, а также, насколько удачно она будет сочетаться с другими элементами художественного оформления сценического пространства – костюмами, светом, видеопроекцией. Но надо сказать, что все в целом стало словно логичным дополнением игры актеров и смогло передать процесс пугающего изменения всего сообщества, которое становится жертвой системы и утрачивает свои духовные ценности.
- Как вам работалось с актерами Малого театра?
- Для меня всегда очень важен творческий диалог. Я работал с актерами из Германии и Израиля, которые отличаются от русских. Надо сказать, что в Малом театре очень много характерных актеров. Да, порой было непросто в силу различия языков и менталитета, но поскольку я работал с профессионалами своего дела, мне кажется, что нам удалось найти точки соприкосновения, и это стало особенно ценным.
- Что Вам больше всего запомнилось при работе с актерами?
- Самым необычным открытием для меня стал их интерес к ивриту. Они слушали, когда постановочная группа переговаривалась друг с другом и пытались имитировать звучание и ритм иврита. К своему удивлению в конце совместной работы оказалось, что они уже неплохо на нем разговаривают. Я думаю, это была увлекательная встреча двух миров, двух культур, двух разных подходах к театру – русской с ее давними сценическими традициями и израильского театра, который еще достаточно молод и только создает свой уникальный театральный язык.
- Какой была первая реакция публики?
- Самый лучший и честный критик – это зритель. Я люблю наблюдать за реакцией публики во время спектакля, ведь она всегда неподдельная. Московские зрители поняли иронию, там, где она крылась, и были очень вовлечены в сюжет и в действие, происходящее на сцене. После окончания спектакля многие подошли ко мне и сказали, что постановка заставила их и смеяться и плакать, но что самое ценное - задуматься о том, в каком мире мы сейчас живем.
АНАТ ШТЕРНШУСС (ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ)
- Где Вы черпали вдохновение?
- Моими источниками вдохновения для создания эскизов были лаконичный, но в то же время изящный стиль 40-х годов XX века, а также коллекции британского дизайнера Александра МакКуина. Мне хотелось, чтобы костюмы были одновременно современными, но в то же время воспринимались вне контекста, вне времени.
- Как костюмы отражают черты характера своих персонажей?
- Костюм способен подчеркнуть характер героя. Многие персонажи в этой пьесе идентифицируются по профессии или их роли в обществе («Бургомистр», «Полицейский», «Учитель» и т. д.). Я стремилась создать костюмы и подобрать аксессуары, будь то очки, маленькая сумочка или брошь, не только для того, чтобы зритель смог легко вычислить, кто есть кто в толпе жителей города, но и выделить каждого из них.
- Ваш любимый костюм из спектакля?
- Красный, в котором Клара (Людмила Титова) появляется во втором акте, в сцене второго леса. Он несёт сразу несколько функций: показывает Клару очень элегантной женщиной, и в то же время яркий красный цвет выступает как символ ее желания отомстить. Колор также является частью действия: сочетание красного и желтых оттенков других костюмов помогает создать гармонию цвета, формы и пространства.
- Есть ли детали, важные для раскрытия персонажей и для понимания постановки, которые, как вам кажется, зритель мог не заметить?
- Основная задача костюмов – показать трансформацию, которую проходят герои пьесы. В начале спектакля они предстают в простой поношенной серой одежде, которая символизирует их психическое и физическое состояние, состояние упадка. По мере развития действия желтый цвет распространяется как чума, медленно захватывая в свои сети всех жителей города, начиная от появления в гардеробе героев новых жёлтых ботинок и заканчивая нарядной одеждой гюлленцев в финале спектакля. Желтый цвет, с одной стороны – это символ праздника, богатства, погони за наживой, деньгами и благополучием, но в то же время он олицетворяет процесс морального разложения, предательства, продажности и греха. По сути, цвет становится равнозначным персонажем в пьесе.
ЛИЛИ БЕН НАХШОН (СЦЕНОГРАФ)
- Какого, на Ваш взгляд, значение сценографии в структуре спектакля?
- Сценография — неотъемлемая часть концепции спектакля, основная роль которой заключается не в живописном украшении сцены, а в реализации режиссерского замысла. Оформление сцены представляет собой своеобразный математический алгоритм, включающий в себя пространство, действие, ритм и время, которые посредством линий, цвета, графики, динамики, материала и света превращают сцену в единое театральное пространство.
- Как родилось художественное оформление «Визита старой дамы»?
- Работа началась с диалога с режиссером, в результате которого возникла первичная концепция дизайна сценического пространства. Мы пришли к выводу, что декорация должна быть стационарной, но в то же время очень функциональной. Она дает возможность параллельного действия, а также быстро трансформируется в различные места действия пьесы: это и железнодорожная станция, и городская площадь, и здание суда, и банкетный зал, и лес.
Для создания иллюзии толпы горожан, эффекта массовости мы использовали реальные тени актеров со специально подготовленным видео рядом на заднике сцены. Построенная декорация и видео проекция помогают актерам свободно перемещаться. Также очень важен свет, который преображает любые театральные декорации. Вообще цветовая палитра по мере действия пьесы постепенно меняется и окрашивает всю сцену в желто-золотые оттенки.
-Откуда Вы брали идеи для пространственного решения спектакля?
- Сценография – особый вид искусства, тесно связанный с развитием изобразительного искусства, фотографии, архитектуры, драматургии, музыки, кинематографа, то есть всеми областями творческой деятельности. Для реализации этого проекта я опиралась на фотографии послевоенной Европы, работы архитекторов провинциальных немецких железнодорожных станций, мемуары Стефана Цвейга «Вчерашний мир», исследовала часы на ратушных башнях и вокзалах. Источником вдохновения также послужили современный американский танцевальный театр Pilobolus (Pilobolus Dance Theatre), «Life Shapes» и видеоработы Уильяма Кентриджа (William Kentridge), художника из ЮАР. Все это стало основой для создания мира, в котором живут герои спектакля.
- Как вы оцениваете опыт работы в Малом театре?
- Цельность спектакля невозможна без совместного диалога и взаимопонимания всех авторов, участвующих в его создании. Я хочу выразить огромную благодарность службам театра, всем кто принимал участие в работе над этой постановки – мастерским, пошивочным, постановочной части за их профессионализм, ответственность и отзывчивость.
Эвелина Тимохина, "Малый театр", №6-7
Прославленная пьеса швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы» нынешней осенью популярна, как никогда: сразу два столичных театра - Электротеатр Станиславского, а вслед за ним и Малый - представляют свои версии мрачной комедии, так похожей на правду.
Премьера Малого театра «Визит старой дамы» выпущена аккурат к юбилею народного артиста Василия Бочкарева, играющего центральную роль в постановке израильского режиссера Илана Ронена, уже сотрудничавшего с коллективом в 1990 году (тогда он выпускал «Мещанина во дворянстве»). В спектакле задействована большая часть труппы, а одна из ее прим - Людмила Титова - предстает в образе рыжеволосого исчадия ада Клары Цаханассьян.
Острая гротесковая пьеса Дюрренматта в наше время звучит особенно сильно. Уроженка заштатного Гюллена Клара, 45 лет назад изгнанная из города за внебрачную связь, вынужденная стать проституткой, а затем внезапно попавшая из публичного дома в роскошный дворец миллиардера, возвращается в родное захолустье, окруженная сомнительной свитой. Ее богатство не поддается осмыслению, так что даже скоростной поезд послушно делает остановку в неположенном месте. Эксцентричная дама привезла с собой седьмого мужа, готовящегося стать бывшим, черного барса в клетке и гроб. Но ее соотечественники, буквально озверевшие от отсутствия денег и работы, рады принять Кларочку со всеми ее странностями. Действие спектакля начинается на вокзале, где толпа горожан во главе с воодушевленным бургомистром (Александр Клюквин) встречает свою главную надежду на процветание и благоденствие.
Сценограф Лили Бен-Нахшон Аарон выстраивает на сцене двухэтажный вокзальный павильон с раздвижной полупрозрачной задней стенкой, на которой размещены огромные часы, грозно отмеривающие последние минуты спокойной жизни горожан. В тревожной атмосфере ожидания замерли скромный врач (Дмитрий Солодовник), меланхоличный священник (Василий Дахненко), старый учитель-гуманист (Владимир Носик), язвительная художница (Аполлинария Муравьева), бравый полицейский (Виктор Низовой) и бывший любовник миллиардерши, а ныне разорившийся лавочник Альфред Илл (Василий Бочкарев). Воспоминания о блудной дочери лицемерны, туманны и далеко отстоят от действительности, но на этом контрасте особенно эффектно появление Клары: мрачная тень огромных размеров ляжет на стену, и госпожа Цаханассьян прервет слегка затянувшуюся статичную мизансцену.
Известная экранизация Михаила Козакова по-своему интерпретировала пьесу, в которой блестящая Екатерина Васильева играла совсем не дюрренматтовскую Клару. Людмила Титова следует классической трактовке текста, представляя героиню властной и грубоватой женщиной с отпечатком прошлой профессии на холеном лице. В ней нет звенящего напряжения ненависти, она точно окаменевшее чудовище, с трудом двигающееся на искусно сделанном протезе. И хотя, по ее словам, ее не так-то легко отправить на тот свет, эта старая дама, прихрамывающая на одну негнущуюся ногу, уже мертва к своему историческому приезду в Гюллен. Живо лишь тело, а душа истлела под дорогой оберткой.
Из области инфернального и ее искусительское предложение миллиарда в обмен на то, что она называет правосудием. Илл, которого Василий Бочкарев делает сентиментальным и самодовольным суетным старичком, в прошлом поступил с Кларой подло, но личное обаяние артиста как-то нивелирует этот вопиющий факт. В сценической версии Малого театра не звучит авторская идея, что зло порождает только зло: дьявольский план госпожи Цаханассьян подарить городу круглую сумму за убийство предателя кажется целиком ее придумкой, а не следствием старых грехов, вызвавших к жизни страшный дух несправедливого мщения.
Деньги, изобретение сатаны, становятся приманкой, на которую клюют внешне достойные, исполненные горделивого благочестия гюлленцы. Напрасно Илл сетует на отсутствие идеалов у своих детей, не пройдет и дня, как их согласно пророчеству Клары найдут все жители нищего города. Машины, одежда, техника, предметы роскоши в безумном порыве сметаются с прилавков. Новые желтые ботинки становятся символом грядущей жизни, в которой золото завладевает даже самыми чистыми сердцами. Постепенно и стар и млад облекаются в солнечные цвета (художник по костюмам Анат Штерншус Бедани): в Гюллен приходит вечная осень, иссушающая души, скупленные рыжей дьяволицей.
Сильную аллюзию поддерживает очередная выдающаяся работа художника по свету Андрея Изотова: нервозность обстановки подчеркнута темно-желтыми лампами, бросающими зловещий отблеск на лица, а мизансцена, в которой покупатели, окрашенные синим кислотным цветом, тянут жадные руки к товарам, выглядит картинкой из комикса про жизнь загнивающего Запада, напоминая одновременно творения живописцев - поп-артистов, презирающих культуру потребительства. Однако общим сценам не хватает напряжения и гнетущего страха, разве что несостоявшийся отъезд Илла решен гротескно и зловеще: сплоченные жаждой денег горожане превращаются в коллективного убийцу, уже сейчас готового уничтожить беспомощную жертву. Илан Ронен выбирает в качестве отрицательного героя весь Гюллен, радостно отдавший душу за жалкий металл.
Именно обычные люди, населяющие городок, провоцируют зло и насилие. Альфред Илл выведен слабым, но честным человеком, про которого и подумать нельзя, что когда-то он совершил преступление. Клара Цаханассьян кажется просто экстравагантной развращенной богачкой с черным юмором, хотя остроумный эпизод в лесу, где полузадушенная бывшим любовником героиня вдруг встает, лихорадочно собирая механические конечности, и двигается, как на шарнирах, вызывая в памяти голливудский фильм «Смерть ей к лицу», придает мистических красок персонажу. Этой старой даме смерть тоже идет, и кинематографическая перекличка точно определяет характер и суть миллиардерши.
Она в Гюллене лишь сторонний наблюдатель, бесстрастно следящий, как потерявшие человеческий облик люди убивают своего собрата, соблазнившись богатством. Социальная проблематика мало интересует режиссера, исследующего людские пороки. В наше время актуальность дюрренматтовской трагической комедии особенно очевидна, но этот текстовой пласт почти не находит отражения в спектакле. В центре его внимания не общество, а индивиды, его составляющие. Сентиментальный финал, в котором уже умерший Илл играет на губной гармошке, печально проходя перед недвижными от ужаса жителями, намекает, что совесть заговорит и в этих чудовищах. Но в безжалостный век, сотворивший себе кумира и в экстатическом порыве танцующий вокруг золотого тельца, в раскаяние верится слабо. И город-банкрот, окрашенный в праздничные желтые цвета, становится одним из многих мест на земле, где хромой бес одержал убедительную победу.
Дарья Семёнова, «Учительская газета», 5 декабря 2017 года
Спектакль «Визит старой дамы» по пьесе Фридриха Дюрренматта в Малом театре поставил израильский режиссер Илан Ронен.
В центре сюжета — ответ на вопрос, на что способна женщина, которую предали из-за трусости и эгоизма. Миллиардерша Клара Цаханассьян возвращается в родной Гюллен, чтобы подарить разоренному городу и его нищим жителям миллиард. За это неслыханное благодеяние им нужно выполнить лишь одно условие — убить Альфреда Илла — любимого мужчину Клары, который сорок лет назад предал ее на суде перед всем городом. Гюлленцы возмущены, они категорически против такой меры. Но постепенно они влезают в долги, берут кредиты. Легкий достаток затуманивает разум и загоняет в тупик, и решение отдать одну жизнь за процветание остальных больше не кажется таким уже страшным.
«Деньги — это власть и сила. Все можно купить, в том числе и правосудие. Один из важных вопросов, — какую цену готово заплатить общество за материальные блага? С какой легкостью, люди, запутавшись в долгах, идут на преступление, оправдывая его правосудием, которое должно восторжествовать», — говорит Илан Ронен о сути своего спектакля.
Роль Клары Цаханассьян — одна из самых заветных ролей мирового репертуара для состоявшихся известных актрис. В Малом театре ее играет прима — народная артистка России Людмила Титова. Ее бывшего возлюбленного, обрюзгшего неудачника Альфреда Илла, неловко решившего, что его обаяния еще хватит, чтобы получить заветный миллиард от бывшей любовницы, блестяще воплотил на сцене народный артист России Василий Бочкарев.
Всего в спектакле занято 17 артистов, в то время как в самой пьесе более 25 персонажей. По задумке режиссера многие артисты играют нескольких героев. Помимо Клары и Илла неизменны лишь учитель (народный артист России Владимир Носик), бургомистр (народный артист России Александр Клюквин), полицейский (заслуженный артист России Виктор Низовой), жена Илла (заслуженная артистка России Зинаида Андреева) и Боби, личный ассистент Клары (заслуженный артист России Сергей Тезов).
Постановочная команда была приглашена вместе с режиссером из Израиля. Над декорациями и костюмами работали художницы Лили Бен-Нахшон Аарон и Анат Штерншус Бедани. По их задумке в первой части спектакля жители и весь нищий Гюллен монохромны, но как только людьми овладевает жажда денег, в их жизнь постепенно начинает по капле — сначала деталями в костюмах, а потом и фрагментами сценографии — входить желтый цвет, от которого к финалу буквально слепит глаза. Видеоэффекты спектакля создал Йоав Коэн. Благодаря его виртуозной работе зрители увидят черного барса, вырвавшегося на свободу, оркестр пожарных, воздушных гимнастов и многое другое.
Несмотря на столь драматический сюжет, автор называет свою пьесу комедией. А режиссер оставляет право выбора за зрителем — смеяться ему или плакать.
«Визит старой дамы». Трагическая комедия в трёх действиях.
Государственный академический Малый театр, 3 и 14 декабря, 6 января
«Собеседник», 01 декабря 2017 года
Малый театр впервые обратился к произведению швейцарского драматурга Фридриха Дюрренматта. За постановку пьесы «Визит старой дамы» взялся художественный руководитель прославленного израильского театра «Габима» Илан Ронен. 27 лет назад он уже работал с прославленным московским коллективом — тогда Ронен поставил на сцене Малого театра «Мещанина во дворянстве» Мольера. Как оказалось, режиссер смог повторить свой успех четвертьвековой давности.
Пьеса Дюрренматта — подарок для любой труппы. Произведение эффектное, «многонаселенное» — 40 героев! Однако Илан Ронен занял в спектакле лишь 16 актеров, доверив некоторым из них несколько ролей.
— В том и суть театра, когда актеры могут меняться ролями. И зрителям это нравится. Тогда сразу понятно, что они находятся в театре, — пояснил замысел постановщик.
Главную героиню Клару Цаханассьян воплотила на сцене Людмила Титова. Возможно, свой выбор Илан Ронен сделал, увидев актрису в заглавной роли в премьере прошлого сезона — «Васса Железнова — первый вариант». Образы «железных леди» очень идут Людмиле Титовой. Возлюбленного Клары Альфреда Илла исполнил Василий Бочкарев. Премьера спектакля стала подарком к юбилею — 22 ноября народный артист отметил свое 75-летие.
Художник-постановщик Лили Бен-Нахшон Аарон создала на сцене пространство старого вокзала, который затем становится и залом для приемов, и судебным помещением. А начинается всё с того, что огромные часы отсчитывают минуты до момента, когда спокойствие захолустного городка Гюллена нарушит приезд миллиардерши Клары Цаханассьян. Толпа горожан во главе с бургомистром (Александр Клюквин) заметно нервничает и готовит речь. Старый чиновник знает, как умасливать важных гостей, тем более когда на их банковских счетах суммы со многими нулями. Жители поют здравицу Кларе, авось с барского плеча и им что-то перепадет. Но у гостьи совсем другие планы.
Пожилая леди возвращается в Гюллен мстить. 45 лет назад ее возлюбленный Альфред Илл отрекся от нее и их будущего ребенка. 17-летнюю беременную Клару с позором выгнали из города. Приют она нашла в публичном доме. Но теперь у нее есть деньги, восьмой муж и — множество собственности в Гюллене, скупленной за долги. Фактически у нее в залоге весь город. Но жители этого не знают...
Появление старой дамы — эффектно. Сквозь клубы дыма, опираясь на трость, прихрамывающая Клара выходит в окружении телохранителей и лакеев. Надо отдать должное художнику по свету Андрею Изотову — с помощью теней он создает то грандиозный, то устрашающий образ главной героини. Ведь Клара — не благотворительница, она — страшный кукловод, который будет дергать за ниточки своих обидчиков, пока не получит свое. «Хотите миллиард, убейте Илла, — ставит она условие. — Я покупаю правосудие. Справедливость в обмен на миллиард».
Постепенно даже те, кто страшился испачкать руки в крови в обмен на миллиард, изменяют принципам. И вот перед ними уже не будущий мэр города Альфред Илл, а коварный преступник, сломавший жизнь их благодетельницы Кларочки. Эту трансформацию личности передает художник по костюмам Анат Штерншус Бедани. Если в самом начале все горожане выглядят серой массой, то с появлением в их жизни Старой дамы они постепенно начинают покрываться золотом. Ботинки, галстуки, кашне, шляпы, портфели от сцены к сцене желтеют. Лишь Илл остался тем серым лавочником, которого убило предательство близких.
Зоя Игумнова, «Известия», 27 ноября 2017 года
Пьеса «Визит старой дамы», написанная швейцарским драматургом и прозаиком Фридрихом Дюрренматтом в 1956 году, в последнее время пользуется популярностью — совсем недавно, в начале ноября, состоялась премьера в Электротеатре «Станиславский» режиссера Олега Добровольского, а в Малом театре эту же пьесу поставил израильский режиссер, художественный руководитель национального театра «Габима» Илан Ронен. В чем заключается ее популярность и актуальность сейчас? Если Электротеатр пошел по пути исследования трансгуманизма, то в Малом театре проблематика разрослась до открытого обличения человеческих пороков. С подробностями со спектакля обозреватель «МК».
Пустой перрон, кучка бедненько одетых людей с транспарантом: «Добро пожаловать, наша Кларочка!». В какой-то момент решают — слишком фамильярно, и переворачивают плакат другой стороной, на которой написано: «Добро пожаловать, госпожа Клара Цаханассьян!» — так впервые вскрывает себя двуличная натура жителей города, подстраховавшихся на все случаи жизни. Пока мимо проносятся поезда, герои переговариваются, рассказывая историю города Гюллена, города, где «ночевал Гете» — а ныне переживающего кризис, разруху и безденежье. Именно сюда, в город-банкрот, и возвращается бывшая жительница Гюллена — миллиардерша Клара.
Народная артистка России Людмила Титова, играющая в спектакле главную роль, предстает перед зрителями не столько человеком, сколько персонажем — взбалмошной богачкой, привыкшей к товарно-денежным отношениям. Сначала на большом экране-заднике появляется ее внушительная тень, затем и она сама — женщина, забирающая души, воплощенное возмездие, не знающее пощады. «Мир превратил меня в шлюху, я превращу его в бордель!» — заявляет она. И имеет на то право — 45 лет назад бывший возлюбленный Клары, Илл, предал ее, не признав их общего ребенка на суде, и тем самым обрек ее на путь проституции. А теперь старая дама вернулась для того, чтобы свершить правосудие.
История любви, замешанная на мести, внезапно оборачивается поистине гоголевской комедией. Трагическая часть отступает на второй план, предоставляя комедийной разыгрывать мизансцены и выводить героев на сцену в угоду публике. Так появляются кастраты Кобби (Виктор Бунаков) и Лобби (Михаил Фоменко), до боли напоминающие Бобчинского и Добчинского, а также личные охранники Клары — «двое из ларца», Роби и Тоби. Совершенно гоголевский персонаж и сам Бургомистр (Александр Клюквин) — чем не городничий? И эти люди должны вершить чужие судьбы! Неудивительно, что, когда миллиардерша ставит жителям города свое условие — «чек на миллиард за смерть предателя», все приходят в ужас, не желая становиться палачами, но, как часто бывает, решение быстро меняется. И через какое-то время люди понимают, что смерть одного — неплохая плата за счастливую и безбедную жизнь других. Морально-нравственным выбором терзается, кажется, только школьный учитель в исполнении Владимира Носика. Но его пылкие речи тонут в гуле толпы — невозможно защитить того, кто приговорил себя сам ошибками прошлого.
Наверное, самая главная проблема этой постановки в том, что здесь нет героев, которым можно сочувствовать, — все они как бы марионетки в режиссерских руках. Если задуматься, Дюрренматт писал свою пьесу как трагикомедию, в основе которой драма женщины, пережившей предательство. Женщины, любившей и любящей всю жизнь только одного мужчину — того, который ее уничтожил. И на примере одной истории — от частного к общему — Дюрренматт вскрыл весь пласт человеческих отношений в мире, где ценны только деньги. Так и в спектакле — постепенно проникая в жителей Гюллена то с предметами одежды, то со светом софитов — золото становится главной движущей силой, оправдывающей любое преступление общества, заболевшего «золотой лихорадкой».
История одного человека (45 лет назад предавшего любимую женщину ради выгодной женитьбы) вскрывает историю всего общества — общества, стремящегося к наживе, способного убить и принести в жертву любого ради красивой жизни. И если логически зрительские симпатии должны были оставаться на стороне Клары, женщины, судьбу которой переломал страстно любимый ею мужчина, этого не происходит — сложно сочувствовать карикатуре. Единственным живым персонажем, на удивление, оказывается Илл в исполнении Василия Бочкарева — жалкий, уничтоженный временем и растоптанный собственным бессилием, заискивающий и трусливый. Только его характер меняется по ходу спектакля — из бывшего палача он становится жертвой.
Что касается героини, то в ней не чувствуется трагедии, даже в неудавшейся сцене убийства (сцене в лесу), где доведенный до исступления Илл, целуя, душит Клару, — нет ничего настоящего. Словно героиня фильма «Смерть ей к лицу», она восстает из мертвых, как механическая кукла — невредимая и бездушная. Не женщина, а капиталистическая машина убийства. У режиссера Ронена многое невсамделишно, как ненастоящий лес, — трагикомедия без трагизма, чтобы не плакали, но возмущались.
А дальше все происходит молниеносно: героя приговорят к смерти с моментальным исполнением. И уже совсем не важно, какова цена предательства. Разоренный город окажется заваленным деньгами, и все ради одного — чтобы героиня могла увезти с собой того, кого любила. Пусть мертвым, уничтоженным, лежащим в гробу — но принадлежащим отныне только ей. В финале все пускаются в пляс, но звуки рожка Илла заставляют жителей замереть в растерянности — режиссер решает финал как немую гоголевскую сцену в действии.
Понятны замечания тех, кому важна драматическая составляющая и драматическое прочтение, но, может быть, смех — намного более мощное оружие против нашего общества? Еще Гоголь это знал. А может, и Дюрренматт?..
Екатерина Писарева, «Московский комсомолец» , 21 ноября 2017 года
Пьеса Фридриха Дюрренматта, написанная в 1956-ом году, одна из самых востребованных в наших театрах. В ней есть все: и запоздалое раскаянье, и месть, и деньги, которые правят миром, делая людей слепыми и глухими по отношению к близким, а также память о предательство любимого человека.
Соединить все это вместе – задача непростая, можно сказать, архитрудная, чтобы спектакль не превратился в поучительную мелодраму с детективным сюжетом. Простит ли богатая визитерша бывшего любовника, исковеркавшего ей жизнь или нет? Хватит ли у бедных горожан нравственных сил согласиться с убийством заказной жертвы, получив за это миллиард денег?
Малый театр не побоялся конкуренции с уже известными спектаклями и знаменитым телефильмом при участии Екатерины Васильевой и Валентина Гафта, пригласив режиссера Илана Ронена и художника Лили Бен-Нахшон Аарон из Израиля.
Придерживаясь традиционной линии в трактовке мирового бестселлера и уделяя должное внимание психофизике персонажей, они упустили "любовь пространства" к происходящим событиям в умирающем "городе – призраке", мимо которого проходят все поезда, кроме почтового. При этом сценограф выстроил на сцене железную конструкцию двухэтажного вокзала с огромными часами, отсчитывающими время до воплощения коллективного заговора, оставив второй этаж почти не задействованным. Разве только тени за мутным стеклом на заднике создают иллюзию где-то идущей жизни.
Все события происходят на первом плане в фронтальных мизансценах. Иногда, обращаясь к залу, режиссер предлагает публике поддержать аплодисментами голосования "за" или "против" подозреваемого, что в принципе нарушает целостность спектакля, отвлекает внимание от главной его темы: "аз воздам", то есть, отдавая должное каждому герою по его заслугам.
Мультимиллионерша, дернувшая стоп- кран скорого поезда, появляется в клубах дыма, словно грозная миссия из дьявольской преисподней. Еще вполне привлекательная дама, хромающая на правую ногу, смотрит на собравшуюся толпу неудачников через темные очки, прикидывая, насколько они пригодны для задуманного эксперимента – "справедливого" правосудия спустя 45 лет после ее позорного изгнания из родного города. Эта "железная леди", меняющая молодых мужей, как перчатки, в исполнении Людмилы Титовой даже не думает изображать из себя благотворительницу, поскольку меценатство презирает. Она живет по законам безжалостного бизнеса и больших денег. Ради них люди готовы унижаться и пресмыкаться, и поэтому уверена – фортуна ей улыбнется в коварном сговоре с чистоплюями. Вот и бывший любовник на согнутых ножках, с дрожащими ручками, выступая вперед, заискивающе заглядывает в окаменевшее лицо, целует искусно сделанный протез левой руки, даже играет на губной гармошке и, сильно смущаясь, напоминает о давнишней дружбе. Эту сцену Василий Бочкарев проводит виртуозно.
Ничего себе дружба, от которой у рыжеволосой красотки родилась дочь, через год умерла, а сама она попала в публичный дом, поскольку Илл на суде с помощью подставных свидетелей отказался от ребенка и вскорости женился на дочери хозяина молочной лавки. Для него эта давнишняя история "быльем поросла", а борьба с нуждой превратила в трусливого, лысого старика. Тем не менее за давностью лет и не смотря на его жалкий вид, Клара не думает менять свои планы. Более того, ей хочется в очередной раз убедиться, что жители города Гюллена не такие уж паиньки и для них главное – вначале деньги, а нравственность потом. В этом есть что-то брехтовское из "Трехгрошовой оперы", но это не опера нищих, а скорее экшн с драматическим финалом-метафорой, убивающей самое лучшее, что есть в человеке – сострадание.
Поначалу земляки Илла во главе с принципиальным бургомистром в мощном исполнении Александра Клюквина отвергают безумное предложение Клары, который заявляет: "Уж лучше быть бедняком, чем палачом"… Но мечта о белом хлебе с маслом берет верх над христианской заповедью "не убий". Да, что там хлеб, можно в кредит на полученные деньги от будущего убийства пить коньяк, курить дорогие сигары, разъезжать в собственных автомобилях. Не они первые, не они последние жертвуют каким-то одним человечком ради личного благополучия.
Илл чувствует, как кольцо недоброжелателей, подстрекающих его на самоубийство, постепенно сжимается. Ведь неслучайно добродушный полицейский, умеющий закрывать глаза на противозаконные действия, в исполнении Виктора Низового, вставил себе золотой зуб. Вальяжный бургомистр приобрел шелковый галстук, а тихий священник, (его играет Василий Дахненко) поддался общему безумию и сменил старый колокол на новый, который вот-вот зазвонит, поминая душу бывшего любовника Клары. Надо бежать! – Но куда? У сломленного Илла даже не хватает силы воли сесть в проходящий почтовый поезд, остается только ждать милости от кровожадной фурии, превратившейся в монстра.
В свою очередь затаившаяся мстительница упивается властью над поверженным Илом, играет с ним, как кошка с мышкой, отправляясь на прогулки в те памятные места, где они клялись в любви до гроба. Теперь специально привезенный гроб стоит в гостинице, а личные охранники миллионерши Боби и Роби каждый день приносят траурные венки. Атмосфера спектакля накаляется на фоне потребительской лихорадки, охватившей город. Все его жители ходят в желтых ботинках, новые одежды тоже желтого цвета, поэтому кажется золотое сияние заполнило весь окружающий мир.
Последней каплей неминуемой расплаты Илла за совершенное предательство давным – давно станет распад семьи. Жена и дети покинут его на новенькой машине, купленной в кредит за обещанное убийство отца и мужа. Судьба свершила страшный круговорот, вернув бумерангом то, что Илл с такой легкостью совершил в молодости. Поэтому грустный финал бездарной и суетно прожитой жизни, кто бы мог подумать, возвращает Иллу утраченное достоинство, и он больше не хочет прятаться от неминуемого наказания. Ну, а город получает то, о чем мечтал – прежнее процветание. Только вряд ли его жители будут спокойно спать, каждый раз вздрагивая от упоминания имени того, кого они предали за миллиард.
Любовь Лебедина, "Деловая Трибуна", 22 ноября 2017 года
Дорогие друзья!
Как вы знаете, сегодня в Малом театре в первый раз пойдет спектакль по пьесе Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы». Это первая встреча нашего коллектива с творчеством швейцарского драматурга. Спектакль поставил израильский режиссер Илан Ронен. Через несколько часов раскроется занавес, погаснет свет и театр погрузится в странную и причудливую атмосферу захолустного городка Гюллена, куда приехала миллиардерша Клара Цеханасьян. Однако всему свое время, поэтому пока давайте заглянем за кулисы и посмотрим, что там происходит, - об этом фоторепортаж Евгения Люлюкина.
[GALLERY:369]
16 ноября на Основной сцене Малого театра выходит спектакль «Визит старой дамы» по трагикомедии Фридриха Дюрренматта. Режиссер-постановщик Илан Ронен ответил на несколько вопросов о предстоящей премьере.
- Как давно Вы получили предложение вернуться с постановкой в Малый театр, после почти 30-летнего перерыва?
- Первая встреча с Художественным руководителем Малого театра Юрием Соломиным состоялась в прошлом году, в сентябре. Он сказал, что хотел бы, чтобы я приехал и поставил спектакль на сцене Малого театра. Мы знаем друг друга вот уже более 20 с лишним лет, с 1990 года, тогда в Малом шел мой «Мещанин во дворянстве» Мольера. В 2012 году я приезжал в Москву на фестиваль Союза театров Европы с постановкой театра «Габима» «Железная дорога в Дамаск» Гилеля Мителпункта. На протяжении этих лет мы поддерживали связь. Так и появилось приглашение приехать и поработать над новой постановкой. Недавно я покинул пост художественного руководителя театра «Габима», и у меня появилось свободное время для работы в театрах по всему миру. Во время обсуждения возможных постановок Юрию больше всего понравилась идея поставить «Визит старой дамы».
- Заняты ли в этой постановке артисты, которые работали с вами 27 лет назад в спектакле «Мещанин во дворянстве»?
- Да, четыре актера уже были заняты в постановке «Мещанин во дворянстве» в 1990 году. Это Людмила Титова, Виктор Бунаков, Зинаида Андреева и Борис Клюев. С Людмилой Титовой я виделся в 2012 году, когда был в Москве с театром «Габима», она смотрела наши спектакли. Так что для меня это очень волнительное событие – приехать сюда после стольких лет и работать с теми же актерами.
[GALLERY:366]
- Как происходил отбор артистов для этой постановки?
- Для меня распределение ролей было достаточно трудным процессом. В театре «Габима», в котором я работал на протяжении 20 лет, я знал всех актеров, их сильные и слабые стороны, их возможности. В Москве кастинг занял определенное время, но когда я увидел артистов всех вместе на сцене, то понял, что это был правильный выбор. Как я уже говорил, с Людмилой Титовой мы работали ранее, и когда ее кандидатуру утвердил Юрий, я был очень рад. Об актерском мастерстве Василия Бочкарева я слышал, но до этого не видел его работ. А затем я увидел его на сцене в спектакле «Последняя жертва», где он играет в дуэте с Людмилой. Я также обратил внимание на притяжение и напряжение, которое существует между ними в этом спектакле. Для моей постановки было очень важно показать историю любви мужчины и женщины. Несмотря на другие вопросы, затронутые в этой пьесе, в центре сюжета – история о первой истинной любви, история о том, на что способна брошенная женщина, которую, как ей кажется, предали из-за трусости и эгоизма.
- В чем актуальность этой пьесы сейчас, в наше время?
- Я приехал работать в Малый театр первый раз в 1990 году, и тогда Москва была совершенно другим городом. Сейчас все очень изменилось, у людей появилась возможность получать деньги, они стали брать кредиты в банках, не думая при этом, как будут их отдавать. Сам факт обладания деньгами затуманивает их сознание, делает их рабами вещей. Деньги – это власть и сила. Все можно купить, в том числе и правосудие. Один из важных вопросов пьесы, – какую цену готово заплатить общество за материальные блага.
- Как вам работается с актерами Малого театра и хотелось бы вам продолжить это сотрудничество?
- Я работаю с профессионалами своего дела, и надеюсь, что они с удовольствием решают те задачи, которые я перед ними ставлю. Мне кажется, что я работаю несколько иначе, чем другие режиссеры, ставившие спектакли для Малого театра. Я в меньшей степени работаю с реализмом на сцене. Мне больше нравятся символы, скрытые намеки. И это то, чего я добиваюсь от своих актеров. У меня есть некоторые идеи для следующей постановки в Малом театре, так как мне бы очень хотелось продолжить этот диалог. На данный момент мне больше всего хотелось бы поставить классику - Шекспира или Мольера. Я бы не стал озвучивать конкретное произведение, но я определенно вижу большие возможности для реализации своей задумки.
- Чувствуете ли Вы отличие между русскими артистами и их коллегами из других стран?
- Порой мне кажется, что я работаю со своей труппой, и что я уже давно знаком со всеми актерами. Да, бывает сложно, а иногда, наоборот, очень легко. «Габима» - это старейший репертуарный театр в Израиле, который вот-вот будет праздновать свое столетие. Он был создан выходцами из России и в его основе Система Станиславского. Мы все являемся учениками этой системы, несмотря на то, что порой боремся против нее. К тому же, Малый театр - репертуарный театр. В Европе в настоящее время таких очень мало. На самом деле, в России я чувствую себя, как дома. Я работал с актерами из Германии, которые отличаются от русских, работал с актерами из Израиля. Израиль – это плавильный котёл, многонациональная страна, настоящее смешение культур и субкультур и традиций различных общин и поколений. Русские традиции в Израиле имеют большое значение, и их отголоски можно найти и в нашей музыке, театре и т.д. Во время Второй мировой войны моей матери пришлось бежать из Польши в Сибирь, в лагерь для беженцев. Она привезла с собой воспоминания и традиции, которые могла наблюдать. Даже несмотря на то, что я не говорю на русском языке иногда мне кажется, что он - часть меня, часть моей биографии.
СПРАВКА
Илан Ронен (Израиль) (бывший художественный руководитель Национального театра Израиля «Габима», почетный член СТЕ («Союза театров Европы», Union des Théâtres de l'Europe) Многие созданные Иланом Роненом спектакли отмечены профессиональными наградами. Это не первая его постановка в Малом театре. В 1990 режиссер был приглашен поставить спектакль по пьесе «Мещанин во дворянстве» Ж.Б.Мольера.