Новости

​ОЧАРОВАНИЕ ЗЛА

Спектакль «Визит старой дамы» по пьесе Фридриха Дюрренматта в Малом театре поставил израильский режиссёр Илан Ронен. В главной роли – Альфреда Илла – народный артист России Василий Бочкарев, для которого этот спектакль стал замечательным подарком к его юбилею. «Визит старой дамы» – одна из самых знаменитых пьес драматурга, которая почти 60 лет не сходит с театральных подмостков.

Режиссёр уже сотрудничал с Малым театром, в 1990 году он поставил здесь «Мещанина во дворянстве», где заглавную роль также блестяще исполнил Василий Бочкарев. В нынешнем спектакле задействована большая часть труппы, в роли главного вершителя судеб городка Клары Цаханассьян – Людмила Титова.
Швейцарец Дюрренматт – создатель гротескного образа современного мира, но этот образ не выходит за пределы реальности, его вымысел – не фантастика, а гипербола, драматург заостряет проблемы времени, доводя частную историю до уровня притчи.


Действие происходит в некогда богатом, а ныне разорившемся городе Гюллене. В город приезжает его бывшая жительница, пожилая мультимиллиардерша Клара Цаханассьян. Она предлагает жителям миллиард, а взамен требует, чтобы они убили Альфреда Илла, с которым у неё в юности был роман, но Илл предал её. Клара была вынуждена покинуть город и заняться древнейшей профессией. От публичного дома до дворца миллиардера – таков был ее стремительный жизненный взлёт. Ныне она – обладательница огромнейшего состояния, меняющая мужей, как перчатки, окруженная верными слугами, и её могуществу нет предела. Подобно героине древнегреческой трагедии целью её жизни становится месть, она становится всесильной властительницей этого мира, для неё люди – товар, который она покупает.


Место действия – «заштатный городишко где-то в Центральной Европе» − Гюллен в переводе с немецкого означает «навоз». Это определение обывательской среды общества потребления – одна из ведущих метафор творчества Дюрренматта. В комедии 1962 г. «Геркулес и Авгиевы конюшни» государство, где происходит действие, погружено в навоз, так что героев уже в первом действии «видно лишь по пояс». Малый театр представил подробную картину мира, где все продается и покупается, историю деградации мира, где царит культ золотого тельца.


На сцене – павильон вокзала с прозрачной стенкой. За ней – огромные часы, отсчитывающие последние мгновенья бедной событиями жизни городка. На переднем плане – группа жителей во главе с Бургомистром (Александр Клюквин). Серая толпа, в которой представлены все слои общества: учитель (Владимир Носик), врач (Дмитрий Солодовник), священник (Василий Дахненко), полицейский (Виктор Низовой), художница (Аполлинария Муравьева) и, конечно же, разорившийся лавочник Альфред Илл (Василий Бочкарев). Идет репетиция встречи прибывающей в их городок Клары, когда-то самой ничтожной его жительницы, с которой ныне связаны самые горячие надежды. Бургомистр, умело манипулируя толпой, подключает и зал к этим «бурным несмолкающим овациям». Всю историю, которая развернется перед нами, легко примерить к своему собственному жизненному опыту, хотя увидеть свой портрет в жителях условного Гюллена – одновременно и смешно, и очень грустно.


Огромная тень возникает на стене задника, и появляется она – экстравагантная Клара, останавливающая курьерский подъезд ручкой стоп- крана, не признающая никаких рамок, в сопровождении седьмого мужа и одинаковых безликих охранников – бывших гангстеров, спасенных от смертной казни, ныне преданно служащих ей – Роби (Андрей Сергеев) и .Тоби (Дмитрий Кривошеев). Да, в этом мире только Клара решает, кого этому обществу можно казнить, а кого миловать. Судьба Клары заслуживает нашей жалости, но это уже в прошлом, перед нами властная «железная леди», с трудом передвигающаяся на искусственных протезах. Мертва не только душа Клары, но отчасти и тело. Хотя сама Клара в исполнении Людмилы Титовой полна женского очарования и обаяния. И очарование этого зла скоро почувствуют все жители города.


Первоначальное предложение Клары – миллиард за убийство Илла – поначалу отвергается горожанами, но очень быстро принимается как необходимость. Не столько во имя материального благополучия родного города, сколько во имя торжества справедливости – такую оправдательную идеологию придумают себе жители. И вот уже Бургомистр просит Илла покончить с собой и дать городу возможность жить новой прекрасной жизнью. Многие актеры в спектакле исполняют по две-три роли, заостряя в том или ином сценическом образе какую-то одну преувеличенно гротескную черту. Гротеск на грани фарса и абсурда.


Постепенно серый цвет и одежды и предметов быта меняется на желтый. Желтые детали костюмов, желтые элементы сценографии, темно-желтый искусственный свет, окрашивающий лица в мертвый зловещий цвет. Мир, радостно готовый уничтожить беспомощную жертву не расцветает, а вырождается в уродливую карикатуру. Постановщики спектакля также приглашены театром из Израиля. Декорации и костюмы – художниц Лили Бен-Нахшон Аарон и Анат Штерншус Бедани. Видеоэффекты спектакля исполнил Йоав Коэн.


Трогательный и слабый Илл в исполнении Василия Бочкарева, поначалу не вызывающий симпатии из за своего сомнительного юношеского прошлого, став жертвой и изгоем, достоин жалости и сочувствия. Одно событие, поначалу кажущееся даже забавным, становится знаковым и зловещим. У Клары сбежал черный барс, которого она привезла с собой. Огромная символическая тень барса возникает на заднике. В юности Клара называла Илла «черным барсом». Начинается охота и травля убежавшего зверя, которого, конечно отлавливают и убивают. После чего на городском собрании все жители единогласно голосуют за казнь Илла, а Клара говорит Иллу, что её любовь подобна чудовищу внутри неё.


Справедливость восторжествовала, Илл убит, город получил обещанные деньги, Клара уезжает и забирает тело, чтоб поместить бывшего возлюбленного в свой мавзолей.
В эпилоге, перед толпой жителей проходит умерший Илл, играющий на губной гармошке – видение и немой укор гюлленцам, заставляющий задуматься о своих поступках, своем прошлом и настоящем для того, чтобы в жизнь каждого не пришла своя «старая дама».


Галина СТЕПАНОВА Театральный мир № 3


Дата публикации: 20.03.2018

Спектакль «Визит старой дамы» по пьесе Фридриха Дюрренматта в Малом театре поставил израильский режиссёр Илан Ронен. В главной роли – Альфреда Илла – народный артист России Василий Бочкарев, для которого этот спектакль стал замечательным подарком к его юбилею. «Визит старой дамы» – одна из самых знаменитых пьес драматурга, которая почти 60 лет не сходит с театральных подмостков.

Режиссёр уже сотрудничал с Малым театром, в 1990 году он поставил здесь «Мещанина во дворянстве», где заглавную роль также блестяще исполнил Василий Бочкарев. В нынешнем спектакле задействована большая часть труппы, в роли главного вершителя судеб городка Клары Цаханассьян – Людмила Титова.
Швейцарец Дюрренматт – создатель гротескного образа современного мира, но этот образ не выходит за пределы реальности, его вымысел – не фантастика, а гипербола, драматург заостряет проблемы времени, доводя частную историю до уровня притчи.


Действие происходит в некогда богатом, а ныне разорившемся городе Гюллене. В город приезжает его бывшая жительница, пожилая мультимиллиардерша Клара Цаханассьян. Она предлагает жителям миллиард, а взамен требует, чтобы они убили Альфреда Илла, с которым у неё в юности был роман, но Илл предал её. Клара была вынуждена покинуть город и заняться древнейшей профессией. От публичного дома до дворца миллиардера – таков был ее стремительный жизненный взлёт. Ныне она – обладательница огромнейшего состояния, меняющая мужей, как перчатки, окруженная верными слугами, и её могуществу нет предела. Подобно героине древнегреческой трагедии целью её жизни становится месть, она становится всесильной властительницей этого мира, для неё люди – товар, который она покупает.


Место действия – «заштатный городишко где-то в Центральной Европе» − Гюллен в переводе с немецкого означает «навоз». Это определение обывательской среды общества потребления – одна из ведущих метафор творчества Дюрренматта. В комедии 1962 г. «Геркулес и Авгиевы конюшни» государство, где происходит действие, погружено в навоз, так что героев уже в первом действии «видно лишь по пояс». Малый театр представил подробную картину мира, где все продается и покупается, историю деградации мира, где царит культ золотого тельца.


На сцене – павильон вокзала с прозрачной стенкой. За ней – огромные часы, отсчитывающие последние мгновенья бедной событиями жизни городка. На переднем плане – группа жителей во главе с Бургомистром (Александр Клюквин). Серая толпа, в которой представлены все слои общества: учитель (Владимир Носик), врач (Дмитрий Солодовник), священник (Василий Дахненко), полицейский (Виктор Низовой), художница (Аполлинария Муравьева) и, конечно же, разорившийся лавочник Альфред Илл (Василий Бочкарев). Идет репетиция встречи прибывающей в их городок Клары, когда-то самой ничтожной его жительницы, с которой ныне связаны самые горячие надежды. Бургомистр, умело манипулируя толпой, подключает и зал к этим «бурным несмолкающим овациям». Всю историю, которая развернется перед нами, легко примерить к своему собственному жизненному опыту, хотя увидеть свой портрет в жителях условного Гюллена – одновременно и смешно, и очень грустно.


Огромная тень возникает на стене задника, и появляется она – экстравагантная Клара, останавливающая курьерский подъезд ручкой стоп- крана, не признающая никаких рамок, в сопровождении седьмого мужа и одинаковых безликих охранников – бывших гангстеров, спасенных от смертной казни, ныне преданно служащих ей – Роби (Андрей Сергеев) и .Тоби (Дмитрий Кривошеев). Да, в этом мире только Клара решает, кого этому обществу можно казнить, а кого миловать. Судьба Клары заслуживает нашей жалости, но это уже в прошлом, перед нами властная «железная леди», с трудом передвигающаяся на искусственных протезах. Мертва не только душа Клары, но отчасти и тело. Хотя сама Клара в исполнении Людмилы Титовой полна женского очарования и обаяния. И очарование этого зла скоро почувствуют все жители города.


Первоначальное предложение Клары – миллиард за убийство Илла – поначалу отвергается горожанами, но очень быстро принимается как необходимость. Не столько во имя материального благополучия родного города, сколько во имя торжества справедливости – такую оправдательную идеологию придумают себе жители. И вот уже Бургомистр просит Илла покончить с собой и дать городу возможность жить новой прекрасной жизнью. Многие актеры в спектакле исполняют по две-три роли, заостряя в том или ином сценическом образе какую-то одну преувеличенно гротескную черту. Гротеск на грани фарса и абсурда.


Постепенно серый цвет и одежды и предметов быта меняется на желтый. Желтые детали костюмов, желтые элементы сценографии, темно-желтый искусственный свет, окрашивающий лица в мертвый зловещий цвет. Мир, радостно готовый уничтожить беспомощную жертву не расцветает, а вырождается в уродливую карикатуру. Постановщики спектакля также приглашены театром из Израиля. Декорации и костюмы – художниц Лили Бен-Нахшон Аарон и Анат Штерншус Бедани. Видеоэффекты спектакля исполнил Йоав Коэн.


Трогательный и слабый Илл в исполнении Василия Бочкарева, поначалу не вызывающий симпатии из за своего сомнительного юношеского прошлого, став жертвой и изгоем, достоин жалости и сочувствия. Одно событие, поначалу кажущееся даже забавным, становится знаковым и зловещим. У Клары сбежал черный барс, которого она привезла с собой. Огромная символическая тень барса возникает на заднике. В юности Клара называла Илла «черным барсом». Начинается охота и травля убежавшего зверя, которого, конечно отлавливают и убивают. После чего на городском собрании все жители единогласно голосуют за казнь Илла, а Клара говорит Иллу, что её любовь подобна чудовищу внутри неё.


Справедливость восторжествовала, Илл убит, город получил обещанные деньги, Клара уезжает и забирает тело, чтоб поместить бывшего возлюбленного в свой мавзолей.
В эпилоге, перед толпой жителей проходит умерший Илл, играющий на губной гармошке – видение и немой укор гюлленцам, заставляющий задуматься о своих поступках, своем прошлом и настоящем для того, чтобы в жизнь каждого не пришла своя «старая дама».


Галина СТЕПАНОВА Театральный мир № 3


Дата публикации: 20.03.2018