Пьеса Фридриха Дюрренматта, написанная в 1956-ом году, одна из самых востребованных в наших театрах. В ней есть все: и запоздалое раскаянье, и месть, и деньги, которые правят миром, делая людей слепыми и глухими по отношению к близким, а также память о предательство любимого человека.
Соединить все это вместе – задача непростая, можно сказать, архитрудная, чтобы спектакль не превратился в поучительную мелодраму с детективным сюжетом. Простит ли богатая визитерша бывшего любовника, исковеркавшего ей жизнь или нет? Хватит ли у бедных горожан нравственных сил согласиться с убийством заказной жертвы, получив за это миллиард денег?
Малый театр не побоялся конкуренции с уже известными спектаклями и знаменитым телефильмом при участии Екатерины Васильевой и Валентина Гафта, пригласив режиссера Илана Ронена и художника Лили Бен-Нахшон Аарон из Израиля.
Придерживаясь традиционной линии в трактовке мирового бестселлера и уделяя должное внимание психофизике персонажей, они упустили "любовь пространства" к происходящим событиям в умирающем "городе – призраке", мимо которого проходят все поезда, кроме почтового. При этом сценограф выстроил на сцене железную конструкцию двухэтажного вокзала с огромными часами, отсчитывающими время до воплощения коллективного заговора, оставив второй этаж почти не задействованным. Разве только тени за мутным стеклом на заднике создают иллюзию где-то идущей жизни.
Все события происходят на первом плане в фронтальных мизансценах. Иногда, обращаясь к залу, режиссер предлагает публике поддержать аплодисментами голосования "за" или "против" подозреваемого, что в принципе нарушает целостность спектакля, отвлекает внимание от главной его темы: "аз воздам", то есть, отдавая должное каждому герою по его заслугам.
Мультимиллионерша, дернувшая стоп- кран скорого поезда, появляется в клубах дыма, словно грозная миссия из дьявольской преисподней. Еще вполне привлекательная дама, хромающая на правую ногу, смотрит на собравшуюся толпу неудачников через темные очки, прикидывая, насколько они пригодны для задуманного эксперимента – "справедливого" правосудия спустя 45 лет после ее позорного изгнания из родного города. Эта "железная леди", меняющая молодых мужей, как перчатки, в исполнении Людмилы Титовой даже не думает изображать из себя благотворительницу, поскольку меценатство презирает. Она живет по законам безжалостного бизнеса и больших денег. Ради них люди готовы унижаться и пресмыкаться, и поэтому уверена – фортуна ей улыбнется в коварном сговоре с чистоплюями. Вот и бывший любовник на согнутых ножках, с дрожащими ручками, выступая вперед, заискивающе заглядывает в окаменевшее лицо, целует искусно сделанный протез левой руки, даже играет на губной гармошке и, сильно смущаясь, напоминает о давнишней дружбе. Эту сцену Василий Бочкарев проводит виртуозно.
Ничего себе дружба, от которой у рыжеволосой красотки родилась дочь, через год умерла, а сама она попала в публичный дом, поскольку Илл на суде с помощью подставных свидетелей отказался от ребенка и вскорости женился на дочери хозяина молочной лавки. Для него эта давнишняя история "быльем поросла", а борьба с нуждой превратила в трусливого, лысого старика. Тем не менее за давностью лет и не смотря на его жалкий вид, Клара не думает менять свои планы. Более того, ей хочется в очередной раз убедиться, что жители города Гюллена не такие уж паиньки и для них главное – вначале деньги, а нравственность потом. В этом есть что-то брехтовское из "Трехгрошовой оперы", но это не опера нищих, а скорее экшн с драматическим финалом-метафорой, убивающей самое лучшее, что есть в человеке – сострадание.
Поначалу земляки Илла во главе с принципиальным бургомистром в мощном исполнении Александра Клюквина отвергают безумное предложение Клары, который заявляет: "Уж лучше быть бедняком, чем палачом"… Но мечта о белом хлебе с маслом берет верх над христианской заповедью "не убий". Да, что там хлеб, можно в кредит на полученные деньги от будущего убийства пить коньяк, курить дорогие сигары, разъезжать в собственных автомобилях. Не они первые, не они последние жертвуют каким-то одним человечком ради личного благополучия.
Илл чувствует, как кольцо недоброжелателей, подстрекающих его на самоубийство, постепенно сжимается. Ведь неслучайно добродушный полицейский, умеющий закрывать глаза на противозаконные действия, в исполнении Виктора Низового, вставил себе золотой зуб. Вальяжный бургомистр приобрел шелковый галстук, а тихий священник, (его играет Василий Дахненко) поддался общему безумию и сменил старый колокол на новый, который вот-вот зазвонит, поминая душу бывшего любовника Клары. Надо бежать! – Но куда? У сломленного Илла даже не хватает силы воли сесть в проходящий почтовый поезд, остается только ждать милости от кровожадной фурии, превратившейся в монстра.
В свою очередь затаившаяся мстительница упивается властью над поверженным Илом, играет с ним, как кошка с мышкой, отправляясь на прогулки в те памятные места, где они клялись в любви до гроба. Теперь специально привезенный гроб стоит в гостинице, а личные охранники миллионерши Боби и Роби каждый день приносят траурные венки. Атмосфера спектакля накаляется на фоне потребительской лихорадки, охватившей город. Все его жители ходят в желтых ботинках, новые одежды тоже желтого цвета, поэтому кажется золотое сияние заполнило весь окружающий мир.
Последней каплей неминуемой расплаты Илла за совершенное предательство давным – давно станет распад семьи. Жена и дети покинут его на новенькой машине, купленной в кредит за обещанное убийство отца и мужа. Судьба свершила страшный круговорот, вернув бумерангом то, что Илл с такой легкостью совершил в молодости. Поэтому грустный финал бездарной и суетно прожитой жизни, кто бы мог подумать, возвращает Иллу утраченное достоинство, и он больше не хочет прятаться от неминуемого наказания. Ну, а город получает то, о чем мечтал – прежнее процветание. Только вряд ли его жители будут спокойно спать, каждый раз вздрагивая от упоминания имени того, кого они предали за миллиард.
Любовь Лебедина, "Деловая Трибуна", 22 ноября 2017 года
Пьеса Фридриха Дюрренматта, написанная в 1956-ом году, одна из самых востребованных в наших театрах. В ней есть все: и запоздалое раскаянье, и месть, и деньги, которые правят миром, делая людей слепыми и глухими по отношению к близким, а также память о предательство любимого человека.
Соединить все это вместе – задача непростая, можно сказать, архитрудная, чтобы спектакль не превратился в поучительную мелодраму с детективным сюжетом. Простит ли богатая визитерша бывшего любовника, исковеркавшего ей жизнь или нет? Хватит ли у бедных горожан нравственных сил согласиться с убийством заказной жертвы, получив за это миллиард денег?
Малый театр не побоялся конкуренции с уже известными спектаклями и знаменитым телефильмом при участии Екатерины Васильевой и Валентина Гафта, пригласив режиссера Илана Ронена и художника Лили Бен-Нахшон Аарон из Израиля.
Придерживаясь традиционной линии в трактовке мирового бестселлера и уделяя должное внимание психофизике персонажей, они упустили "любовь пространства" к происходящим событиям в умирающем "городе – призраке", мимо которого проходят все поезда, кроме почтового. При этом сценограф выстроил на сцене железную конструкцию двухэтажного вокзала с огромными часами, отсчитывающими время до воплощения коллективного заговора, оставив второй этаж почти не задействованным. Разве только тени за мутным стеклом на заднике создают иллюзию где-то идущей жизни.
Все события происходят на первом плане в фронтальных мизансценах. Иногда, обращаясь к залу, режиссер предлагает публике поддержать аплодисментами голосования "за" или "против" подозреваемого, что в принципе нарушает целостность спектакля, отвлекает внимание от главной его темы: "аз воздам", то есть, отдавая должное каждому герою по его заслугам.
Мультимиллионерша, дернувшая стоп- кран скорого поезда, появляется в клубах дыма, словно грозная миссия из дьявольской преисподней. Еще вполне привлекательная дама, хромающая на правую ногу, смотрит на собравшуюся толпу неудачников через темные очки, прикидывая, насколько они пригодны для задуманного эксперимента – "справедливого" правосудия спустя 45 лет после ее позорного изгнания из родного города. Эта "железная леди", меняющая молодых мужей, как перчатки, в исполнении Людмилы Титовой даже не думает изображать из себя благотворительницу, поскольку меценатство презирает. Она живет по законам безжалостного бизнеса и больших денег. Ради них люди готовы унижаться и пресмыкаться, и поэтому уверена – фортуна ей улыбнется в коварном сговоре с чистоплюями. Вот и бывший любовник на согнутых ножках, с дрожащими ручками, выступая вперед, заискивающе заглядывает в окаменевшее лицо, целует искусно сделанный протез левой руки, даже играет на губной гармошке и, сильно смущаясь, напоминает о давнишней дружбе. Эту сцену Василий Бочкарев проводит виртуозно.
Ничего себе дружба, от которой у рыжеволосой красотки родилась дочь, через год умерла, а сама она попала в публичный дом, поскольку Илл на суде с помощью подставных свидетелей отказался от ребенка и вскорости женился на дочери хозяина молочной лавки. Для него эта давнишняя история "быльем поросла", а борьба с нуждой превратила в трусливого, лысого старика. Тем не менее за давностью лет и не смотря на его жалкий вид, Клара не думает менять свои планы. Более того, ей хочется в очередной раз убедиться, что жители города Гюллена не такие уж паиньки и для них главное – вначале деньги, а нравственность потом. В этом есть что-то брехтовское из "Трехгрошовой оперы", но это не опера нищих, а скорее экшн с драматическим финалом-метафорой, убивающей самое лучшее, что есть в человеке – сострадание.
Поначалу земляки Илла во главе с принципиальным бургомистром в мощном исполнении Александра Клюквина отвергают безумное предложение Клары, который заявляет: "Уж лучше быть бедняком, чем палачом"… Но мечта о белом хлебе с маслом берет верх над христианской заповедью "не убий". Да, что там хлеб, можно в кредит на полученные деньги от будущего убийства пить коньяк, курить дорогие сигары, разъезжать в собственных автомобилях. Не они первые, не они последние жертвуют каким-то одним человечком ради личного благополучия.
Илл чувствует, как кольцо недоброжелателей, подстрекающих его на самоубийство, постепенно сжимается. Ведь неслучайно добродушный полицейский, умеющий закрывать глаза на противозаконные действия, в исполнении Виктора Низового, вставил себе золотой зуб. Вальяжный бургомистр приобрел шелковый галстук, а тихий священник, (его играет Василий Дахненко) поддался общему безумию и сменил старый колокол на новый, который вот-вот зазвонит, поминая душу бывшего любовника Клары. Надо бежать! – Но куда? У сломленного Илла даже не хватает силы воли сесть в проходящий почтовый поезд, остается только ждать милости от кровожадной фурии, превратившейся в монстра.
В свою очередь затаившаяся мстительница упивается властью над поверженным Илом, играет с ним, как кошка с мышкой, отправляясь на прогулки в те памятные места, где они клялись в любви до гроба. Теперь специально привезенный гроб стоит в гостинице, а личные охранники миллионерши Боби и Роби каждый день приносят траурные венки. Атмосфера спектакля накаляется на фоне потребительской лихорадки, охватившей город. Все его жители ходят в желтых ботинках, новые одежды тоже желтого цвета, поэтому кажется золотое сияние заполнило весь окружающий мир.
Последней каплей неминуемой расплаты Илла за совершенное предательство давным – давно станет распад семьи. Жена и дети покинут его на новенькой машине, купленной в кредит за обещанное убийство отца и мужа. Судьба свершила страшный круговорот, вернув бумерангом то, что Илл с такой легкостью совершил в молодости. Поэтому грустный финал бездарной и суетно прожитой жизни, кто бы мог подумать, возвращает Иллу утраченное достоинство, и он больше не хочет прятаться от неминуемого наказания. Ну, а город получает то, о чем мечтал – прежнее процветание. Только вряд ли его жители будут спокойно спать, каждый раз вздрагивая от упоминания имени того, кого они предали за миллиард.
Любовь Лебедина, "Деловая Трибуна", 22 ноября 2017 года