«Листая старые подшивки»
ВЕЛИКАЯ СТАРУХА
Есть в Малом театре чтимое с незапамятных времен артистическое амплуа - Великая старуха. Среди тех, кого с гордостью так называли, были великие актрисы Ольга Садовская,
Александра Яблочкина, Варвара Рыжова, Вера Пашенная. Некоторые из них восходили на вершины этого амплуа в старости, а есть «раритеты», которые старух уже играли совсем молодыми. В Малом театре это Мария Блюменталь-Тамарина и Татьяна Панкова. Последняя хорошо известна нашим читателям по фильму «Звезда пленительного счастья», в котором актриса сыграла свою самую любимую роль - княгини Анненковой. Именно с разговора об этой роли начал Репортер свою беседу с народной артисткой России Татьяной Панковой.
- Сыгранная мною княгиня Анненкова была дочерью губернатора Якоби, ведавшего всей Сибирью. Он в то время начинал торговать с Китаем, богатство у него, естественно, было несметное. Женихи слетались, как мухи на мед. Дочка же, то есть я, окончила институт благородных девиц, была воспитанна и интеллигентна. Говоря о ее замужестве, отец ставил одно условие: жить в Сибири. Но ухажеры-то мечтали о Петербурге, поэтому постепенно все сами собой отпали. И только Анненков, который безумно ее любил, готов был пойти на все.
Они поженились, у них родилось двое сыновей, но счастье длилось недолго. Однажды, в день ее рождения, он попал в ледоход. Держа в одной руке букет первых подснежников, переплыл реку - лишь бы успеть поздравить любимую. После чего заболел воспалением легких и умер.
Она была сказочно богата, но кончила жизнь в нищете. К ней постоянно наведывались какие-то люди и представлялись родственниками мужа, прося денег, а иные ее просто обворовывали. Старший сын Анненковых однажды разорился в играх. Она послала ему денег, как говорят, с проклятием. Он решил отыграться и вернуть ей все, но проигрался еще больше. После чего застрелился и был похоронен у дороги как самоубийца.
Вот такую женщину я играла, но знаете, свою карьеру в кино я начинала с массовок и с озвучаний. Например, голос у меня низкий, и я горжусь тем, что ржание лошади под Ворошиловым в кинофильме «Первая конная» - моя работа.
- Правда ли, что вы по своей первой специальности математик?
- Да. Мои родители не имели к театру никакого отношения: отец был крупным инженером, а мама - известный математик, автор учебника. Все их дети - а нас было четверо - стали актерами. Меня отец в театральный пускать не хотел, сказав: «Сначала положи солидный диплом на стол, а потом иди куда хочешь». И я, закончив математический факультет Ленинградского университета, молча уехала в Москву. Поступила в Щепкинское училище при Малом театре и собралась написать об этом отцу, но вскоре сама получила гневное письмо из дома. Дело в том, что газета «Советская культура» напечатала фотографию четырех человек, «рапортовавших» об успешном поступлении в школу Малого театра. Среди них была и я. Вот надо же было такому случиться!
- Вас не обижает ваше амплуа?
- На мое амплуа «работает» все: низкий басовитый голос, несуетность сценического поведения, бешеный темперамент и резкие черты лица - я ведь очень некрасива. Да-да, и не смотрите на меня так. Сейчас я Полина Виардо или Наталья Гончарова в сравнении с той, какой была в молодости.
- Если верить историкам театра, то Вера Пашенная не признавала дублеров. Как же так случилось, что вы стали ее заменять?
- Мне было 23 года, когда я сыграла роль 75-летней Ефросиньи Старицкой в «Иване Грозном». Сыграла после двух репетиций, когда Вера Николаевна сломала ногу в щиколотке. А этот спектакль очень любил Сталин и смотрел его шесть или семь раз. В то время желания правительства без внимания не оставляли, и меня назначили на Ефросинью. Это была моя вторая роль в Малом театре после «Сотворения мира», где я сыграла Семеновну. После этой роли меня начали сравнивать с великой Блюменталь-Тамариной, которая играла старух с 19-ти лет.
Кстати, с ролью Ефросиньи у меня связан самый сильный испуг в жизни. Играла я спектакль 2 мая 1945 года, и на него приехал Сталин. Сыграли мы первый акт, и вдруг антракт затягивается на целых 45 минут, чего в театральной практике никогда не бывает. Я в ужасе решила, что все, наверное, из-за меня. Сейчас Сталин скажет: «Я приехал, а мне подсунули девчонку на роль семидесятипятилетней старухи». Представляете, какое беспокойство стало овладевать всем руководством; ситуация становилась зловещей. В этот самый момент пришли из ложи и сказали, что можно продолжать. Оказывается, Сталин во время антракта подписывал приказ по поводу Победы.
- Вера Пашенная не ревновала вас к своим ролям?
- В последние годы жизни она очень сильно болела. И настал день, когда я играла вместо нее Кабаниху в «Грозе». Смотрю, она перестала ходить в театр. Встретила ее дочь Ирину Полонскую и спросила ее, неужели Вера Николаевна не будет больше играть. Ирина мне ответила, что у матери очень мало сил и она боится не доиграть спектакль до конца. Я ответила: «Нет, она отлично доиграет. Скажите, что я буду сидеть в гриме и костюме за кулисами, пусть она играет, а не сможет, выйду и доиграю я». Вера Николаевна согласилась и стала играть. Сначала говорила: «Гримироваться не надо». Потом: «Танечка, гримируйтесь, но костюма не надевайте. Успеем». И через некоторое время: «Будьте в полной форме».
Так я дежурила за кулисами во время всех ее последних «Гроз». И вот однажды, отыграв два акта, она сказала: «Таня, идите, я больше не могу». Я отвечаю: «Вера Николаевна, если вы сейчас не выйдете, то никогда не выйдете на сцену. Давайте я буду стоять в кулисах, и если вы платок уроните, то дам занавес». Она вышла на сцену и начала играть. Задыхается, потом смотрю - одышка проходит. Все доиграла. Потом сказала мне: «Танечка, я на вашей воле доиграла. Но главное - зритель ничего не заметил».
- Что, на ваш взгляд, самое главное в судьбе для любого человека?
- Важно найти место под солнцем, а если это место на экваторе - он счастлив! Для меня экватор - Малый театр! Я служу ему 60 лет и ни разу об этом не пожалела!
Лилия ХАВИНА
«Репортер», 12.10.2001