Новости

«Листая старые подшивки» НЕ ИГРАЙ СВОЮ РОЛЬ, А ИГРАЙ ПАРТНЕРА

«Листая старые подшивки»

НЕ ИГРАЙ СВОЮ РОЛЬ, А ИГРАЙ ПАРТНЕРА

Татьяна ПАНКОВА отвечает на вопрос журнала «Театральная жизнь», «какое событие в своей творческой жизни на сцене Малого театра вы считаете главным и значительным?»

Самое главное в моей жизни это, конечно, то, что я стала актрисой Малого театра. Впервые на его сцену я вышла еще студенткой 1 курса училища в сезон 1939/40 гг. В «Отелло» вместе с такой же ученицей изображала прислужницу-турчанку. Мы сидели на лестницах по краям сцены, а посредине шла сцена Отелло и Яго, где последний убеждает мавра в измене Дездемоны. В какой-то момент мы должны были покинуть сцену. Напарница моя это сделала, а я... Дело в том, что Отелло играл Остужев, и я, завороженная его игрой, забыв обо всем, осталась на месте. И тогда, Царство Небесное им обоим, Терехов, игравший Яго, сделал знак рукой: уходи! И я, вместо того чтобы ускользнуть в ближайшую кулису (а Яго по мизансцене не мог мне указать в нужную сторону), пошла к противоположной, через всю сцену, впереди игравших актеров. Тут я поняла, что такое сценическое время, в отличие от обычного. Я шла, шла и думала, что никогда уже не дойду до спасительной кулисы...

Потом я подошла к Александру Алексеевичу и извинилась, но Остужев сочувственно сказал: «Ничего страшного». Как мне рассказали, он великолепно обыграл мой промах: зажал рукой рот Яго и не отпускал его, пока я не исчезла.
Игра Остужева в Отелло и в Акосте - мои самые сильные впечатления в сценической жизни. Когда я вижу великолепные актерские работы, то всегда стараюсь понять, как это сделано. То, что делал Остужев, - для меня всегда было непонятно, не знаю, не понимаю, как он этого достигал. Потому что это была не игра, а какое-то волшебство.

Придя в Малый театр совсем молодыми, мы всегда работали со «стариками» и учились у них. Мой педагог по училищу, он же художественный руководитель театра Константин Александрович Зубов говорил: «Я, Таня, всегда могу дать вам роль в первом составе. Но со мной вы прошли школу, а с нашими «старухами» вы пройдете университеты».

Однажды мне, еще совсем молодой актрисе, пришлось заменить не кого-нибудь, а Варвару Николаевну Рыжову в роли Фелицаты в спектакле «Правда - хорошо, а счастье лучше». Было это на гастролях в Ленинграде в 1952 году. О том, что мне предстоит играть, я узнала за полтора часа до начала спектакля. А роль-то огромная! Учила ее в автобусе по дороге в Выборгский дом культуры, где мы должны были играть. Наш суфлер Владич (царство ей Небесное) потребовала, чтобы на сцене вырезали люк и сделали суфлерскую будку. Главными моими помощниками были Турчанинова Евдокия Дмитриевна и Яковлев Николай Капитонович. Они играли со мной так заботливо - будто за руку водили. В последнем акте была сцена, где Фелицата пляшет от радости. А у меня была двойная радость: ведь роль-то я сыграла. Вдруг слышу - аплодисменты. Это, оказывается, мне аплодировали... Главным для меня в этом эпизоде был урок, преподнесенный нашими «стариками»: не играй свою роль, а играй партнера.

«Театральная жизнь», 1998, №7

Дата публикации: 29.03.2006
«Листая старые подшивки»

НЕ ИГРАЙ СВОЮ РОЛЬ, А ИГРАЙ ПАРТНЕРА

Татьяна ПАНКОВА отвечает на вопрос журнала «Театральная жизнь», «какое событие в своей творческой жизни на сцене Малого театра вы считаете главным и значительным?»

Самое главное в моей жизни это, конечно, то, что я стала актрисой Малого театра. Впервые на его сцену я вышла еще студенткой 1 курса училища в сезон 1939/40 гг. В «Отелло» вместе с такой же ученицей изображала прислужницу-турчанку. Мы сидели на лестницах по краям сцены, а посредине шла сцена Отелло и Яго, где последний убеждает мавра в измене Дездемоны. В какой-то момент мы должны были покинуть сцену. Напарница моя это сделала, а я... Дело в том, что Отелло играл Остужев, и я, завороженная его игрой, забыв обо всем, осталась на месте. И тогда, Царство Небесное им обоим, Терехов, игравший Яго, сделал знак рукой: уходи! И я, вместо того чтобы ускользнуть в ближайшую кулису (а Яго по мизансцене не мог мне указать в нужную сторону), пошла к противоположной, через всю сцену, впереди игравших актеров. Тут я поняла, что такое сценическое время, в отличие от обычного. Я шла, шла и думала, что никогда уже не дойду до спасительной кулисы...

Потом я подошла к Александру Алексеевичу и извинилась, но Остужев сочувственно сказал: «Ничего страшного». Как мне рассказали, он великолепно обыграл мой промах: зажал рукой рот Яго и не отпускал его, пока я не исчезла.
Игра Остужева в Отелло и в Акосте - мои самые сильные впечатления в сценической жизни. Когда я вижу великолепные актерские работы, то всегда стараюсь понять, как это сделано. То, что делал Остужев, - для меня всегда было непонятно, не знаю, не понимаю, как он этого достигал. Потому что это была не игра, а какое-то волшебство.

Придя в Малый театр совсем молодыми, мы всегда работали со «стариками» и учились у них. Мой педагог по училищу, он же художественный руководитель театра Константин Александрович Зубов говорил: «Я, Таня, всегда могу дать вам роль в первом составе. Но со мной вы прошли школу, а с нашими «старухами» вы пройдете университеты».

Однажды мне, еще совсем молодой актрисе, пришлось заменить не кого-нибудь, а Варвару Николаевну Рыжову в роли Фелицаты в спектакле «Правда - хорошо, а счастье лучше». Было это на гастролях в Ленинграде в 1952 году. О том, что мне предстоит играть, я узнала за полтора часа до начала спектакля. А роль-то огромная! Учила ее в автобусе по дороге в Выборгский дом культуры, где мы должны были играть. Наш суфлер Владич (царство ей Небесное) потребовала, чтобы на сцене вырезали люк и сделали суфлерскую будку. Главными моими помощниками были Турчанинова Евдокия Дмитриевна и Яковлев Николай Капитонович. Они играли со мной так заботливо - будто за руку водили. В последнем акте была сцена, где Фелицата пляшет от радости. А у меня была двойная радость: ведь роль-то я сыграла. Вдруг слышу - аплодисменты. Это, оказывается, мне аплодировали... Главным для меня в этом эпизоде был урок, преподнесенный нашими «стариками»: не играй свою роль, а играй партнера.

«Театральная жизнь», 1998, №7

Дата публикации: 29.03.2006