«Листая старые подшивки»
ВОЗВРАЩЕНИЕ АКТЕРА
Малый театр у нас кое-кто давно уже объявил бесполезной архаикой, а интерес вызывают разве что спектакли Сергея Женовача. Но и в них сколь хороша именно старая гвардия, порой откровенно затмевающая молодых. И что же им добровольно уходить в тираж?
«Листая старые подшивки»
ВОЗВРАЩЕНИЕ АКТЕРА
Ноябрь с его фестивальной атакой, где предпочтение было отдано новой драме и авангардной режиссуре, поневоле заставил на время отвлечься от событий московских, пьес классических, театров традиционных и актеров с внушительным стажем зрительской любви. В декабре гости разъехались, нервические впечатления от сценических стрессов малость поутихли. И оказалось, что и дома тебя ждет масса приятных открытий.
В системе альтернативно-поискового театра актер оказался в арьергарде. Лидирующие же позиции заняли драматурги и режиссеры. Артист, за редчайшими исключениями, обычно маячит бесцветной и порой безмолвной марионеткой либо под занесенным режиссерским кнутом эпатирует публику обнаженкой, матерщинкой и еще черт знает чем. Это надо пережить спокойно. Рано или поздно все вновь придет в движение. И вот еще вопрос: а что, собственно, актерам играть во многих новомодных пьесах, распадающихся, как карточные домики, на бесформенные и однотипные эпизоды? Молодому актерскому поколению, формирующемуся на новой драме, придется, видимо, туговато.
К счастью, старая гвардия отечественных актеров по-прежнему знает толк и в искусстве, и в ремесле, умея при том распознать, что скрывается под заманчивой оберткой — конфетка или, как говорится, «продукт человеческой жизнедеятельности». Забавная ассоциация. В некий театр Фоли Драматик (вахтанговская премьера спектакля «Фредерик, или Бульвар преступлений», режиссер Николай Пинигин), хоть и «бульварный», но знакомый с пьесами Расина и Дюма, заносит новоявленного драматурга с замечательным именем My де Звон. Естественно, вместе со своим творением. И как лихо и легко блистательные Фредерик Леметр (Василий Лановой) и м-ль Жорж (Наталья Тенякова) с ним справляются, а по сути, расправляются, устраивая зажигательную актерскую феерию с интригами, канканом и полетом на люстре. Попутно интересуясь у незадачливого автора: «А как прикажете все это произносить?» Бог с ними, с великими французами былой поры. Но Лановой! Но Тенякова! Вот где класс, мастерство, легкость, шарм, страсть, самоирония. Вот где театр Актера, заставляющий не замечать возможных драматургических или режиссерских промахов.
А возьмите нынешний чеховский МХАТ с замечательным актерским созвездием. Олег Табаков не устает пропагандировать и насаждать новое, дабы остаться в фарватере театральной моды. Но во многих спектаклях актеры унифицированы донельзя. Но вот выходит премьера спектакля «Последняя жертва» и публика устраивает овации. Кому? Да тому же Табакову, превосходно играющему Прибыткова в русле нормальных отечественных традиций, используя притом, конечно, и собственную харизму. Да и на многочисленных мхатовских гастролях, говорят, умная критика хвалит «эксперимент» а публика ломится на столетнего «Амадея» где блистает опять-таки Олег Павлович.
Исконное желание отечественной публики по старинке ходить в театр «на актера» достойно осуждения? Да Боже упаси. Было бы на кого ходить! Театр сатиры выпускает пьесу совсем не классика Петра Гладилина «Вышел ангел из тумана» (режиссер Никита Ширяев). И народ тут же спешит увидеть новые работы старых любимцев Ольги Аросевой и Льва Дурова. И не разочаровывается. А секрет прост: умный Гладилин очень любит артистов, в частности Аросеву, и уже в который раз пишет пьесу в расчете на ее индивидуальность. Тут и захочешь сыграть «вполноги» да актерское достоинство не позволит.
Малый театр у нас кое-кто давно уже объявил бесполезной архаикой, а интерес вызывают разве что спектакли Сергея Женовача. Но и в них сколь хороша именно старая гвардия, порой откровенно затмевающая молодых. И что же им добровольно уходить в тираж? Рановато будет. И тогда «старики» собираются и играют друг с другом, как в спектакле «Старый добрый ансамбль» с участием Юрия Каюрова, Афанасия Кочеткова, Анатолия Торопова, Лилии Юдиной, Алевтины Евдокимовой. Ничего и никому не доказывая, не замахиваясь на открытия и «новые слова». Просто работают в той традиции, которую дает (или теперь следует говорить «давала»?) хорошая русская актерская школа.
В общем, как ни гони актера в дверь, а он войдет в окно, спустится с колосников, поднимется из люка, выскочит из зрительного зала и все равно заставит публику плакать и смеяться, развлекаться и сопереживать. Потому что именем кого ни назови новый театральный век — драматурга ли, режиссера, продюсера, — единственным существом, без которого не сможет обойтись театр, останется актер. И никто другой.
Ирина АЛПАТОВА
«Культура», 25.12.2003