Алла
4 декабря 2003 г.
Ольга, моя совесть заговорила! И я решила-таки высказаться по «Ансамблю». Возможно, во многом повторю вышесказанное, но все же…
Итак, мой дорогой зритель,
Для начала скажу, что на этот спектакль нужно идти слегка подготовленным, то бишь знать «о чем песня», ибо, ожидая залихватскую музыкальную комедию, вы, скорее всего, будете разочарованы и сочтете спектакль «нафталиновым». Если же заранее узнать, что речь пойдет о пожилых людях, по сути так и оставшихся детьми со всеми своими детскими обидами и восторгами, то, я думаю, вы оцените атмосферу светлой грусти и ностальгии по почти что зря растраченной молодости и великолепную игру мастеров Малого театра. Что ни имя, то звезда. Исполнение, соответственно, на высшем уровне. Из личных открытий: во-первых, поразила хорошая физическая форма и пластичность Лилии Юдиной. Во-вторых, для себя я совершенно неожиданно открыла комедийный талант Афанасия Кочеткова. (А смеяться вы будете довольно часто.)
Здесь вам не предложат залихватского канкана «Таинственного ящика» или красивых арий и романтично-веселых танцев «Усилий любви», не покажут пикантных подробностей из жизни «Мадридского двора». Здесь вас заставят улыбнуться сквозь слезу, радоваться жизни сквозь легкую печаль и, самое главное, заставят задуматься над этой самой жизнью.
В 1-м действии мы видим пожилых одноклассников, затевающих вполне детские ссоры и разбирающих еще школьные обиды. Даже Бомбасик в свои …десят все еще просто официант при этой веселой компании, смотрящий на всех них снизу вверх. Разница-то в 5-6 лет! Она после 20-ти уже незаметна, но он все еще сохраняет «школьную» дистанцию. Во 2-м действии нам таки рассказывают, что герои все же взрослые люди, что Пинта – доктор, так и проживший свою жизнь мечтой о Марушке, что Шаня – не просто обидчивое создание, а потрепанный жизнью человек, революционер, ставший владельцем ювелирного магазина, что Адик – не просто весельчак, а жуткий приспособленец. Появляются и дамы. Не просто эфемерная Марушка, но вполне живые Андулка и жена Адика (простите, не помню имени), с которыми эти молодчики так и не нашли общего языка.
Дорогой зритель, если вам еще нет 25-ти и вы еще не заметили, как, оказывается, быстро пролетело время с момента выпускного бала, спектакль вам не приглянется. Если же вы уже поняли, что время бывает неумолимо и что нужно жить здесь и сейчас, не откладывая самое важное на завтра, которое может и не наступить, то, думаю, вы не разочаруетесь. Бедя – Торопов, то и дело хватающийся за сердце, но, к счастью, оставленный автором в живых, может, и не самое приятное впечатление. Но, зритель, такова жизнь. Те, у кого пожилые родители или бабушки-дедушки в возрасте, поймут меня, каково это: каждый день радоваться жизни вместе с ними, но подспудно бояться самого страшного. И открещиваться от этого, считая, что лично тебя эти печали не касаются, по меньшей мере, глупо. О жизненной актуальности спектакля говорит и прозрачный занавес, состоящий из легкой сетки с осенними листьями, едва ли отделяющий происходящее на сцене от зрительного зала.
После 1-го действия мне подумалось: «Жизнь проходит… Надо что-то делать» Действительно, надо что-то делать, чтобы не потратить жизнь на обиды и препирания, как герои спектакля. Надо задуматься, что жизнь - не мед, и порой родные люди могут выставить тебя из дома и подать на тебя в суд, как сделал племянник Шани или так достать дедушку, что тот сбежит и потратить все сбережения на друзей, как сделал Бедя ( с другой стороны, сбережения-то его, почему он и на пенсии должен обеспечивать семью, а не жить в свое удовольствие?).
В общем, дорогой зритель, если все это иметь в виду, то можно вполне насладиться спектаклем. Особенно хороша финальная сцена, когда четверо помирившихся друзей, в костюмах, бодрые и подтянутые, всем своим видом говорят, что «Старая гвардия не сдается!». Занавес падает, поднимается вновь, звучат аплодисменты и крики «Браво!», и уже невозможно отделить актеров от их героев…