29 декабря 2021 года народному артисту России Эдуарду Марцевичу исполнилось бы 85 лет.
Впервые я увидела его школьницей, в 1983 году, в спектакле Малого театра «Горе от ума». Это было ярчайшее впечатление. Из маленькой роли Репетилова Эдуард Марцевич сотворил феерию. Случайный и странный, как черт из табакерки, Репетилов возник на сцене под конец спектакля и вдруг разом вышел для меня на первый план, затмив остальных. Закружил, обворожил лавиной слов, чувств, опьянил музыкой голоса и невероятным обаянием... Проходной вроде бы персонаж. А запомнился на всю жизнь.
Несколько лет спустя удалось увидеть Марцевича в «Царе Федоре Иоанновиче», еще позже - в «Дяде Ване», «Трех сестрах»... Эти работы потрясали и напоминали о высоком предназначении театра: просветлять души, сострадать ближнему, яснее понимать себя.
Театр, храм, служение - для Эдуарда Марцевича это были вещи одного порядка. Столь высокую планку и особый градус сценического существования задала его первая роль. Это был Гамлет. Неслыханно щедрый подарок судьбы.
Вообще, творческая судьба Эдуарда Евгеньевича начиналась очень интересно.
Со второго курса Щепкинского училища он был одержим трагедией Шекспира. Беспрерывно учил текст, работал над отрывками и даже ходил по судам, чтобы проникнуться чужими страданиями. Позже артист вспоминал, что «все это носило характер одержимости, болезни, - желание принять облик героя, очертить его нервы в теле». И вот на выпуске из училища эта фантазия обрела плоть и кровь: Марцевич неожиданно получил приглашение Николая Охлопкова сыграть Гамлета на сцене Театра им. Вл. Маяковского - вместо ушедшего в «Современник» Михаила Козакова и в очередь с Евгением Самойловым, любимцем публики, звездой советского экрана и сцены. Нетрудно догадаться о чувствах юноши и - о его решении. Вот так и случилось, что воспитанник школы Малого театра, который со студенческих лет благоговел перед этой сценой, чтил дух и традиции своего Дома, выбрал другой театр. Хотя в родном Малом его ждали неплохие роли, но Гамлета среди них не было.
Дебют Марцевича в 1959 году взбудоражил всю театральную Москву. Заметьте, это был уже третий Гамлет у Охлопкова. Но впервые его романтический герой оказался подростком. Трепетным, растерянным и бесхитростным юношей (Эдуарду тогда было 22, но выглядел он едва на 18), который неистово шел напролом - один против всех. Много лет спустя Марцевич обмолвился, что намеренно ставил перед собой задачу умереть на сцене, играть так, как в последний раз. И зрителей завораживало это непривычное сочетание - бунтарской смелости, решимости бойца и хрупкой нежности тонких черт лица, чистоты облика. Казалось, от героя Марцевича исходил свет.
Эдуард Евгеньевич подарил своим театральным и киногероям удивительную внешность. Его вдохновенное и нервное лицо с тонкими чертами, порывистость движений и вместе с тем природное изящество, аристократизм (здесь вспоминается его сдержанный и изысканный лорд Горинг в «Идеальном муже», 1980), вызывали у критиков и зрителей какие-то необыкновенные ассоциации. Хрупкого золотоволосого и ясноглазого Гамлета сравнивали с ростановским Орленком и даже с нестеровским отроком Варфоломеем, исполненным «нездешней чистоты и чувства трагической обреченности». Его полярник Мальмгрен в фильме Михаила Калатозова «Красная палатка» был не просто красив - он был прекрасен и освещен тем внутренним светом, который изобразить или сыграть невозможно. Одна актриса рассказала мне, что еще в детстве, живя в Барнауле, услышала, как Марцевич читает Пушкина. (Холодный зал Дома культуры наполнен битком, народ в пальто, после рабочей смены, все усталые, привычно-грубые и не очень расположенные к искусству, а со сцены звучит этот проникновенный, пламенный голос: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли...») Артист показался ей «ангелом, слетевшим с небес на грешную землю».
Принц, королевич, ангел - все это не только о внешности, она отражала состояние души. Марцевичу хорошо удавались роли цельных и благородных положительных героев (вроде Сергея Серегина в «Иркутской истории» у того же Охлопкова). Он был в них искренним и убедительным, не уходил в патетику.
В фильме «Красная палатка» он, по сути, сыграл настоящего мученика, «святого Себастьяна». И сделал это без всякой экзальтации, строго и сдержанно. Его Мальмгрен, добровольно остающийся в ледяной могиле ради спасения товарищей, был поразительно прост.
Чуть позже эта «чистая душа» переселилась в Петю Трофимова из телеспектакля Леонида Хейфеца «Вишневый сад» (1976). Этот Петя был человеком, глубоко страдающим и остро осознающим несовершенство мира. Мягкий, тонкий, грустный интеллигент в круглых очках - он хорошо чувствовал, и понимал, и любил людей. Только он мог разглядеть нежные пальцы и тонкую душу в мужицком сыне Лопахине. Потому что у Пети самого была такая душа и такие тонкие нежные пальцы.
В страшной «Пучине» А.Н. Островского Эдуарду Марцевичу довелось сыграть целую жизнь. На глазах у зрителей элегантный, полный радужных надежд студент Кирилл Кисельников становился отцом семейства и мелким чиновником, вынужденным от нехватки денег идти на преступление. Он терял рассудок и превращался в суетливого, нищего полу-старика, полу-ребенка. Эта роль, полная метаморфоз, построенная на частой смене психических состояний, была словно создана для Марцевича - артиста реактивного, легковозбудимого и безоглядно себя затрачивающего.
С его даром экспрессивного, истового и пронзительного существования на сцене, с его огнем в душе и почти болезненной одержимостью образом, с его умением «очертить нервы героя» в своем теле, Марцевич мог бы воплотить Раскольникова, Мышкина, Нехлюдова, - персонажей, как будто ему предназначенных.
Но вместо этого он играл другие роли: Аркадия Кирсанова в «Отцах и детях», Грегора в «Средстве Макропулоса», Репетилова в «Горе от ума»...
И мне кажется, в нем долгие годы зрел внутренний конфликт. Желание держать планку, заданную некогда Гамлетом, наталкивалось на необходимость исполнять то, что предлагал любимый театр. И он служил Малому «и в горе, и в радости». Но в середине 70-х случился кризис. Это был момент переоценки собственного места в театре, своего амплуа, период острого разочарования ролями... И тогда он на целый год уехал в маленький литовский Паневежис, учиться режиссуре у Юозаса Мильтиниса. Это был год ученичества в широком смысле - интеллектуальном, творческом, человеческом. Можно сказать, вернулся домой Марцевич другим человеком. Поставил в Малом свой первый спектакль - «Яков Пасынков», по рассказу Тургенева. Его быстро закрыли, и долго ставить ничего не давали. И тогда он придумал сделать домашний театр. Отгородил место в квартире, повесил занавес, расставил стулья. Он приглашал домой друзей и знакомых, выходил на «сцену» и играл Стриндберга, Ибсена... Ставить в Малом театре он начал десять лет спустя - «Отца» Стриндберга, «Воскресение» Л.Н. Толстого.
А в середине 80-х пришли долгожданные роли - царь Федор Иоаннович, Фиеско («Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера), Дугин в «Рядовых» Дударева и сенатский чиновник Веточкин в «Холопах» Гнедича. Роли, которые обнаружили широчайший актерский диапазон Марцевича. Он виртуозно и вдохновенно играл графа Фиеско, предводителя республиканцев в средневековой Генуе, чей ясный ум постепенно туманили честолюбие и тяга к власти. Он всем существом перевоплощался в угодника, холуя и крючкотвора Веточкина, создавая пугающе узнаваемый образ Чиновника, как главной силы государства. Наконец, в роли Дугина («Рядовые»), как писал Борис Львов-Анохин в журнале «Театральная жизнь», он «обрел ту благородную, трагическую сухость, то рыцарственное мужество... ту твердость характера, которых не хватало его прежним лирическим созданиям».
Эти и другие роли подтвердили творческую зрелость артиста, показали, сколь многогранен его талант. Талант, в котором переплавлены взаимоисключающие, казалось бы, амплуа и стили театральной игры: мелодраматический аффект, экзальтация - с ясной простотой; трагедийная глубина - с точным и подробным психологизмом; обнаженный нерв, болезненная обостренность психики актера-неврастеника - с яркой комедийной природой.
С возрастом физика артиста постепенно менялась, его хрупкая красота и стройность фигуры стали безвозвратно уходить. С одной стороны, возрастные изменения ограничили его репертуар. Но с другой, как ни странно, потеря внешней красоты подарила ему бОльшую свободу. Он все смелее экспериментировал, лепил образы, как скульптор, отсекая все лишнее. Его Князь К. в «Дядюшкином сне» Ф.М. Достоевского был не просто уморительно смешон, он был гротесков, а временами трагичен в своей патологической немощи и безволии, ему сострадали. В небольшой роли Шуйского в трагедии А.К. Толстого «Царь Борис» актер показывал предельность трусости и злобы, создавая острый до эксцентрики рисунок законченного негодяя. А барин Лыняев в «Волках и овцах» был воплощением безволия и мягкости.
Настоящим долгожителем и любимцем публики оказалась его постановка по пьесе А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын...» Там Марцевич виртуозно разработал звуковую партитуру спектакля, с многоголосием замоскворецкого быта, перебиваемым то ворчливыми репликами отставного чиновника Крутицкого, то тревожными нотами музыки Верди... На роль Крутицкого он пригласил Евгения Самойлова, а потом играл и сам. Это был зловещий собирательный образ скупца и деспота, фигура страшная и комическая одновременно. Крутицкий Марцевича был похож на большую нахохленную птицу с крючковатым носом: то грозную и хищную, вроде ястреба, то жалкую, как подбитая ворона, летающую по сцене на своих подрезанных крыльях (распахнутые фалды шинели) и неотрывно глядящую вниз прямо перед собой - эта птица способна видеть и замечать только блестящее, одни только деньги...
Но самыми дорогими ролями для артиста в зрелые годы были царь Федор Иоаннович и Иван Петрович Войницкий. В них проявилось потрясающее качество Марцевича - его профессиональное бесстрашие и самоотверженность перед изображением человеческих страданий, его умение пропустить через себя всю боль героя. Его дядя Ваня, брюзга и зануда, выходил на сцену в состоянии острейшего кризиса, на пределе сил, чтобы проделать тяжелый путь к переоценке себя и своей жизни. А Федор, напротив, с первых минут покорял своей простотой, талантом доброты и человечности. Пока в какой-то момент из этого мягкого, слабого, обуреваемого сомнениями царя вдруг не прорастал волевой правитель, властный, с каменной хваткой и пронзительным взглядом, прямой потомок своего отца. Царя Федора Марцевич играл почти 25 (!) лет и каждый раз существовал в этом образе по-разному. Он не столько играл, сколько жил ролью, свободно и вольно в ней растворяясь.
В последнее десятилетие актер окончательно перешел на возрастные роли, на «старческий», как бесстрастно констатировал Эдуард Евгеньевич, репертуар.
«В 74 года душа молодая, а тело уже изношено».
Трагическое разногласие для любого человека, что уж говорить про артиста. Душа его оставалась не просто молодой, а ребяческой. В повседневности этот внутренний ребенок мог заявлять о себе всплесками восторга и упрямства, капризами и обидами... Для быта свойство, может, и не очень подходящее. Не знаю, домашним видней. Но спонтанность и непосредственность в игре - какое это было счастье для зрителя! Он был гениально наивен на сцене.
Актер рассказывал, что принял сначала за издевательство назначение на маленькую роль Луки Лукича в «Ревизоре». Но потом вдруг решил: а почему бы не побаловаться? Вошел в азарт и стал получать огромное удовольствие от игры. Его исполнение искусствовед Инна Вишневская назвала выдающимся: «В этой роли у актера смешано все - и водевиль, и драма, и ум, и маразм, и смех, и слезы, и клоунада, и пафос, и комизм, и трагизм, и тема маленького человека, органично перерастающая в тему «мелкого беса».
Приняться за роль Чебутыкина в «Трех сестрах» после дяди Вани тоже было непросто. Но Эдуарда Евгеньевича грела мысль, что эту роль играл Лоуренс Оливье, один из нескольких актеров, которых он считал идеальными. Какой же трогательный и заботливый Чебутыкин получился у Марцевича. Не приживала в доме Прозоровых, а своеобразный «домовой», ангел-хранитель, который болел душой за каждого. Даже в своей последней роли, в «Наследниках Рабурдена» Золя артист не просто демонстрировал мастерство, он веселился и «безумствовал» от души. Он радовался самой возможности выходить на сцену.
Долгая жизнь поубавила его максимализм, научила разделять мечту и реальность. Он принимал то, что предлагал театр. Но было его внутреннее «Я», бескомпромиссное и требовательное, место которому отводилось лишь на страницах дневника. И вот у этого «Я» творческая планка была по-прежнему очень высока. Разумом понимая, трезво оценивая свой возраст, внешность - внутренне смириться не мог. До последних лет на концертах он читал отрывки из трагедии Шекспира. И где-то в самой глубине души по-прежнему ощущал себя Гамлетом.
«Как в капле океана есть весь океан, так в каждом человеке заложена вся вселенная с любыми проявлениями добра и зла, возвышенного и низменного». Эдуард Марцевич часто вспоминал эти слова Юозаса Мильтиниса. Он снова и снова думал о роли, в которой мог бы открыть зрителю этот космос, эту вселенную личности с ее огромным диапазоном мыслей, чувств и страстей, с клубком неразрешимых противоречий.
В последние годы его грела мечта о короле Лире. Она жила в нем как червь, не давая расслабиться и опустить руки. «Я только о нем и думаю, - признался Эдуард Евгеньевич в одном из последних разговоров. - Уже написал сценическую редакцию, получилось очень современно, страшно, узнаваемо. Боюсь, что, к сожалению, это останется моей мечтой».
Печально, но так и произошло.
В мечтах навсегда осталось и многое другое - преподавать студентам, написать книгу, сыграть еще раз царя Федора - вопреки возрасту и физике...
А что осталось у нас? Видеозаписи некоторых его спектаклей, блестящие кинороли, фотографии, голос. Хотя бы это. И - благодарная память.
Алла Ануфриева, "Страстной бульвар 10", 29 декабря 2021 года
Эдуард Евгеньевич Марцевич родился 29 декабря 1936 г. в Тбилиси. Его родители познакомились друг с другом в Народном театре, где Евгений Михайлович Марцевич, профессиональный артист, работающий в Бакинском драматическом театре, вел студию, а Нина Алексеевна была суфлером. Их сын, Эдуард, родился и провел первые три месяца своей жизни в Тбилиси, куда Бакинский театр выехал на гастроли. Затем семья вернулась в Баку. Воспитываясь в актёрской семье, мальчик часто бывал в театре, где он жадно впитывал всё происходящее на сцене, чрезвычайно эмоционально воспринимая увиденное. Евгений Михайлович совмещал работу в театре с преподаванием в драматическом кружке в Вильнюсском клубе связи. Юный Эдуард записался в этот клуб, во все кружки, какие было возможно: танцевальный, певческий, художественного чтения... Только в драматический кружок отец его не брал, боялся, вдруг у сына не окажется таланта. Но настойчивость младшего Марцевича победила опасения отца. Услышав как-то раз, как Эдуард читает стихи, Евгений Михайлович поверил в способности сына, взял его к себе в кружок, стал поручать большие, ответственные роли.
В Москву на вступительные экзамены в театральный ВУЗ юный Марцевич отправился смело, без колебаний, ведь у него за плечами был большой опыт актёрской работы в спектаклях строгого профессионального отца! Но вдруг столкнулся с неожиданностью. На экзамене в ГИТИСе ему сказали: «Вы очень симпатичный молодой человек. У вас умные глаза. Но вам не стоит заниматься театральным искусством». К счастью, параллельно с экзаменами в ГИТИС, шли туры в других театральных школах. Его сразу пригласили на третий тур в школу-студию МХАТ. А в «Щепке» сказали: «Пришли к нам, нечего бегать по другим школам». Так он стал студентом театрального училища имени М.С.Щепкина при Малом театре на курсе знаменитого актёра, режиссёра и педагога Константина Александровича Зубова.
Курс был талантливый, яркий, запоминающийся. Вместе с Э.Марцевичем учились будущая актриса Малого театра, ныне Народная артистка России Нелли Корниенко, Народный артист России Станислав Любшин... Актёрское мастерство преподавали замечательный педагог и режиссёр В.И.Цыганков, Г.Н.Дмитриев, возглавивший курс после смерти К.А.Зубова, и совсем тогда ещё молодой тогда В.И.Коршунов. Дипломной работой Марцевича была роль Алексея в спектакле «Оптимистическая трагедия», поставленном В.Коршуновым. Роль была сыграна с успехом. О Марцевиче заговорили. Стало известно, что его хотят принять в Малый театр.
После выпускных экзаменов Марцевич получил официальное приглашение в Малый театр, в школе которого он учился 4 года. Но в тот момент у него была другая мечта — в театре Маяковского Эдуард увидел «Гамлета», поставленного Н.П.Охлопковым, пробовался на роль Гамлета и был приглашён играть её — Гамлет оказался для Марцевича выше всего. К тому же — сыграть Гамлета в 22? Сокурсникам это казалось непостижимым, а сам Эдуард был буквально одержим идеей! Даже перспектива работы в великом театре не могла отвлечь его от мечты сыграть эту роль.
Именно в роли Гамлета состоялся профессиональный дебют Эдуарда Марцевича на сцене театра имени Маяковского, в труппу которого он вступил в 1959 г. «Это сама юность мира, перед которой отступает все грязное, низкое, вчерашнее», — писал драматург А.Штейн о Гамлете-Марцевиче. Яркий дебют принес молодому исполнителю широкую известность, успех у зрителей и интерес профессиональной критики. Не все совпадали во мнении, судя об интерпретации сложнейшей шекспировской роли молодым исполнителем. Но талант Эдуарда Марцевича, его редкое сценическое обаяние и врожденный артистизм были неоспоримыми.
Поддержанный и направляемый Охлопковым, Марцевич вскоре занял заметное положение в труппе театра. Играл большие, центральные роли в спектаклях «Нас где-то ждут» А.Арбузова, «Как поживаешь, парень?», «Проводы белых ночей» В.Пановой и других. А также ввелся в уже идущий спектакль «Царь Эдип» Софокла, сыграл заглавную роль — одну из сложнейших в мировом классическом репертуаре.
Параллельно с работой в театре молодой артист много выступал на концертных площадках, радио и телевидении с чтецкими программами, которые отличали глубокое постижение авторского замысла и стиля, тонкий вкус, мастерство исполнения. К тому же еще со студенческих времен он снимался в кино. Дебютировав на экране в роли Аркадия Кирсанова в фильме «Отцы и дети» (1958 г.), Марцевич привлёк к себе внимание серьёзных кинорежиссёров. Б.Барнет пригласил его в свою картину «Аннушка», С.Бондарчук доверил роль Друбецкого в «Войне и мире», М.Калатозов поручил сыграть Мальмгрена в его, ставшем впоследствии знаменитом, имевшем большой международный успех, фильме «Красная палатка», в котором партнерами Марцевича выступали К.Кардинале, П.Финч, Ш.Коннери, Ю.Соломин, Н.Михалков, Д.Банионис...
После смерти Н. П. Охлопкова, которого Марцевич считает своим Учителем, Марцевич уходит из театра им. Маяковского и с 1969 г. становится артистом Малого театра, которому, прерываясь на незначительное время, он служит уже 30 лет. Его возвращение в «альма-матер» — шаг естественный, логичный и закономерный.
В 1987 г. Эдуарду Марцевичу присвоили звание «Народный артист России». В разное время в его репертуар входили роли князя К. и Лыняева, а также чеховского Войницкого в «Дяде Ване» и двух исторических персонажей в трагедиях А.К.Толстого: царя Федора Иоанновича в одноименном спектакле и Василия Шуйского в «Царе Борисе». В последние годы Эдуард Марцевич был занят в спектаклях «Таинственный ящик» П.А.Каратыгина (Сен-Феликс), «Три сестры» А.П.Чехова (Чебутыкин) и «Ревизор» Н.В.Гоголя (Хлопов). Последняя роль Э.Марцевича — Шапюзо в комедии Э.Золя «Наследники Рабурдена».
Ещё в начале своего артистического пути он пробовал свои силы в режиссуре. Он инсценировал, поставил и вместе с З.Андреевой играл в концертном варианте спектакль «Белые ночи» по Ф.Достоевскому. Затем последовали другие постановки. И, наконец, пришло решение заняться режиссурой профессионально. Ради этого он на год оторвался от театра и уехал в литовский город Паневежис к известному режиссёру Ю.Мильтинису обучаться профессии режиссёра-постановщика. По окончании режиссёрского курса Марцевич подтвердил свою квалификацию, поставив в Паневежисском театре «Старый дом» А.Казанцева, а затем в разные годы «Обыкновенную историю» по И.А.Гончарову и «Иванова» А.П.Чехова. В своем родном Малом театре он тоже выпустил три спектакля. Поставил пьесу А.Стриндберга «Отец», в которой сам исполнил главную роль Ротмистра. Затем комедию А.Н.Островского «Не было гроша, да вдруг алтын», для которой избрал на главную роль одного из самых любимых и почитаемых актёров современного театра Евгения Валериановича Самойлова (после смерти которого эту роль Эдуард Марцевич стал исполнять сам). В конце 1998 г. осуществил постановку собственной инсценировки романа Л.Н.Толстого «Воскресение».
Сегодня мы предлагаем нашим зрителям еще раз пересмотреть спектакль "Не было ни гроша да вдруг алтын" А.Н.Островского (режиссер-постановщик и исполнитель роли Крутицкого - Э.Е.Марцевич), а также передачу "Герои и роли", которая была подготовлена в 2011 году (ведущая - В.А.Максимова).
Роль князя К. в инсценировке повести Ф.М.Достоевского «Дядюшкин сон» стала одной из творческих удач Эдуарда Марцевича. Спектакль был сыгран на сцене филиала Малого театра в феврале 1992 года. Сегодня мы хотим познакомить читателей сайта с уникальным документом, который запечатлел один из важных моментов рождения спектакля – его обсуждение на художественном совете.
Стенограмма заседания художественного совета Малого театра от 14 февраля 1992 г.
Присутствовали: В.И.Коршунов, Ю.М.Соломин, В.И.Езепов, Е.И.Куманьков, Р.С.Филиппов, Н.А.Верещенко, Б.А.Морозов, Е.В.Самойлов, Б.Н.Любимов, Г.А.Кирюшина.
Заседание открыл Ю.М.Соломин, пригласив присутствующих высказаться.
Роман Филиппов: Я сегодня выступаю с особой радостью, приятно говорить, когда что-то произошло. Я хочу поздравить театр с появлением состоявшегося режиссёра, режиссёра со своим почерком, со своим лицом. Взят для работы трудный материал, для его решения нужна особая сценография, особый психологизм. Уже можно сказать, вышли с честью из этих трудностей.
Театр можно поздравить с актёром экстра-класса, Эдуарду Марцевичу хочется сказать большое спасибо. Удивительно, как можно было сыграть старика, инвалида. На сцене – труп, труп физиологически. Душа за¬давлена старческим маскарадом, но она жива и выше всех человеческих слабостей.
У Нелли Корниенко хорошая работа, не совсем «размята», надо ещё её обживать, но уже ясно видно – достойная, прекрасная работа. Очень хорош Саша Коршунов при остром сатирическом рисунке. У Достоевского острота сочетается с эксцентриадой, и это необходимо при всей серьёзности поставленных проблем.
Хороша и молодая актриса Светлана Кафтина, есть у неё умение держаться на сцене, не хватает немного голоса, здесь нужен педагог – претензии к голосу и дикции. Обрадовала меня Мила Пашкова – всё к месту, очень интересно. Виктор Борцов – всегда украшение спектакля, хорошо, деликатно и образно.
Единственное предложение – долго, немного длинновато. Разговор Корниенко с дочерью, несколько раз повторяются одни и те же аргументы. Я бы сократил его, здесь, по сути – топтание на месте. Либо ужать по ритму, либо сократить весь спектакль минут на 20, это пошло бы ему на пользу. А вообще, пьеса идёт «внакат», публика с удовольствием следит за развитием событий, спектакль растёт от сцены к сцене.
Очень интересна работа художника, [она] соответствует духу спектакля. Постановка достойна большой сцены.
Вячеслав Езепов: Я поддерживаю Романа Сергеевича Филиппова в оценке спектакля. Достоевскому везло на этой сцене. Вся команда спектакля окунулась в этот сложнейший материал. Очень рад за Пашкову, после перерыва это удачная работа. Сегодня первый прогон, мы все знаем, что это такое. Абсолютно все здесь работают на автора. Хороши все. Радует Эдик, роль самая выигрышная, работа просто замечательная. Очень удачные декорации, Гоберник... Всё очень интересно. Но у меня возникало какое-то ощущение странное… Идёт действие, я весь там, и вдруг провал, пауза... Спектакль замирает. То ли жанр не до конца выдержан, то ли Достоевский сопротивляется. Марцевичу удаётся переход от фарса к трагичности. У меня всё-таки возникало отчётливое ощущение остановок в спектакле. И, тем не менее, это серьёзная, достойная работа.
Галина Кирюшина: Поздравляю всех участников и режиссёрскую группу с решением спектакля, оно трудное и неожиданное. Актёры увлечены, это видно. Всё очень скоро обретёт плоть и кровь, как нам всем бы хотелось. Материал очень серьёзный, им предстоит ещё до конца овладеть. Мне хочется ещё раз поздравить режиссёра Сашу Четвёркина, спектакль очень театральный. Актёрам интересно там работать. Мне понравились все, особенно Нелли Корниенко. Я желаю этому спектаклю большого успеха и удачи. Эдуарду Евгеньевичу Марцевичу единственное пожелание – его не слышно во многих сценах, он иногда излишне увлекается собственным самочувствием, а актёры во многих местах «жмут», и он пропадает. Это и понятно: Эдик увлечён новым сложным рисунком роли. Здесь важна мера, иногда кажется, что он работа¬ет один на сцене. Очень рада за всех исполнителей, всё выглядит очень достойно.
Николай Верещенко: У нас в последнее время очень удачно складывается афиша, исчезают случайные вещи. Театр не пугается сложности материала. Я присоединяюсь к мнению Езепова: в спектакле возникают паузы, но я отношусь к этому спокойно – ведь это только начало. Спектакль встанет на ноги, несомненно. У Глазунова очень театральная работа, актёру в таких декорациях удобно. Гоберник – очередная интересная работа – это приятно, что у театра появился свой композитор. В спектакле сложился актёрский ансамбль, правильно, что на эпизодические роли назначены хорошие артисты. Виктор Борцов – камертон, показатель уровня спектакля, всегда находит что-то неповторимое, его молчание здесь – блестяще сделанная работа. Три дамы – это серьёзно, поэтому прекрасно, что такие сильные актёры берутся за подобную работу, не считают её для себя зазорной. Это украшает спектакль.
Работы Марцевича и Коршунова – особое явление. Как артист, от души хочу их поздравить. Финал меня эмоционально по-настоящему тронул, с точки зрения того, что делает Эдуард Евгеньевич.
Коршунов – первое впечатление: мастер рождается на наших глазах!
Евгений Куманьков: Не могу отделаться от одного художественного потрясения. Недавно, слушая радио России, я замер. Зазвучало что-то красивое. Я был просто потрясён – Аркадий Иванович Смирнов читал Некрасова. Это было удивительно красиво, это звучит во мне до сих пор. Всё вокруг неузнаваемо изменилось за последнее время, русского языка просто нет. Его нужно спасать, на нём никто не говорит, наши общественные деятели, политические лидеры отличаются полуграмотной, как правило, речью. Спасать русский язык – наша прямая обязанность. Обязанность Малого театра – любить слово, и актёры на сцене должны это помнить.
Николай Анненков: Я не могу без уважения относиться к этой работе, видно – они были увлечены, серьёзно подошли к материалу. Взята очень острая форма, и через неё необходимо доставать психологию. Эту форму человечески оправдывают Корниенко, Дёмина, Борцов, Саша Коршунов к концу, во второй половине спектакля.
Мне хочется пожелать: спектакль должен расти, он обязательно будет развиваться. Есть в нём некоторые места, ничего не дающие для публики. Всё будет активно, если есть взаимодействие. Забыть про зал, необходимо уделять больше внимания партнёру. Должно быть между героями побольше человеческих взаимоотношений. Ну и, конечно, речь. У балетного артиста инструмент – ноги, у певца и драматического актёра – голос. Слово решает в нашем деле всё.
Насколько можно Достоевского [облекать] в такую резкую, сатирическую форму... Не знаю. Пожалуй, Корниенко и Дёмина оправдывают, а Дёмина здесь вообще в новом для неё качестве. Марцевич – очень талантливый человек, но ему трудно, он молодой. Хорошее место, сильное в спектакле – финал. Его очень жалко.
Думаю, что будет приниматься спектакль очень хорошо.
Борис Любимов: Мои поздравления всей команде, режиссёру, дебютантке, художнику. Для многих, после длительного перерыва – тоже дебют. Достоевского играют крайне редко. У Нелли Ивановны не было такой роли, у Дёминой очень удачная работа.
Спектакль, который должен жить большую сценическую жизнь. На сцене присутствует автор. Действительно, у Достоевского смех и слёзы переплетаются. Происходит поиск жанра. Режиссёрская работа ещё не закончена. Две смерти происходят на фоне этой комедии. В зале и театре есть потребность в комедии, на эту тему надо подумать. Три с половиной часа – очевидно много. Есть места, где можно поджимать ритм. Наименее готов третий акт. Местами пропадает внимание именно здесь, а ведь он завершающий.
Борис Морозов: Поздравляю всю постановочную группу, прошедшую героическую дистанцию. Такая серьёзная, ответственная работа! Поздравляю Сашу Глазунова – очень элегантно. Музыкальное оформление полностью соответствует и попадает в актёрское существование. Малый театр богат творческими индивидуальностями и талантливыми людьми. Для меня Нелли Ивановна в этой работе – открытие. Насколько актриса мощно вбирает в себя энергию автора и стиля спектакля!
Хорошая работа у Эдуарда Марцевича. Вообще все актёры на правильном пути к Достоевскому. Преступно сейчас было бы прекратить работу над спектаклем, Достоевский этого не прощает. Его надо обкатывать почаще – та степень готовности, которая существует сейчас, может исчезнуть. Спектаклю необходимо постоянное питание и работа режиссёра… 3-й акт требует особого внимания. В практике западного театра: спектакль выходит, идёт каждый день, и есть пятичасовая ежедневная репетиция. Иначе творческая группа находится в сложной ситуации. Реакция зала необходима для дальнейшего роста спектакля, она даёт подпитку.
Мне хочется обратить внимание всех: Достоевский – это разговор на уровне страстей человеческих. Здесь могут быть и тихие куски, но всегда жизнь человеческого духа как рентгеном прощупывается страстью.
Во 2-м акте Нелли Ивановна – Кашпировский, она гипнотизирует князя. Порой, когда она начинает объяснять, я слышу литературу, исчезает эмоция. Нельзя забывать, что на сцене разворачивается история убийства! По мере его приближения, я бы хотел видеть, когда каждый вступает на путь убийцы.
3-й акт – акт убийства. Достоевский пишет, что князь умер через три дня. Кровавый отблеск убийства ложится на всю эту историю.
Кафтина... Мне непонятно, почему она всё-таки согласилась выйти за князя, это необходимо вытащить.
Я очень рад за Александра Андреевича, он сегодня продемонстрировал свою способность работать с актёрами. Дай Бог спектаклю жить и жить!
Виктор Коршунов: Я согласен с выступавшими – это серьёзная, добросовестная работа. Наша постановочная часть также соучастник этой работы. Претензии к слову обоснованы, должны в Малом театре отвечать за это, надо сохранять верность традиции. Я согласен относительно энергии, это очень важный ключ к моменту развития всего действия, его темпоритма.
Спектакль родился. Не надо себя переоценивать, но я хотел бы сказать добрые слова в адрес всех участников постановки. Сегодня состоялся первый прогон на зрителя – очень важный момент корректировки, актёры дышали совсем по-другому.
Все мы знаем, какая сейчас трудная вокруг жизнь, поэтому особенно радует внешняя красота спектакля, видимая отдача в работе всех актёров, несмотря на все житейские заботы. Наш долг – довести до конца работу над этим спектаклем. Здесь получился необычный Достоевский. Очень грустный спектакль, но не въедливый, не щемящий, а добрый.
Юрий Соломин: Подводя итог всему сказанному, я присоединяюсь к поздравлениям, но поздравляю по-рабочему. В последнее время все обстоятельства нашей жизни толкают к постоянной работе. Нас окружают и подпирают. Рынок сжимает своё кольцо. В такой ситуации каждый выпущенный спектакль – праздник.
Я не могу не согласиться с замечанием относительно продолжительности спектакля. Купировать или нет? Ответ однозначен. В сокращении не должны видеть личных обид, сокращая, мы хотим, чтобы лучше было театру и зрителю. Я смотрю спектакль третий раз. Некоторые замечания не выполнены. Одна Дёмина – она прислушалась и сделала вывод. У меня были существенные претензии к двум сценам, они опять возникают. На зрителе эти сцены сами собой не сделаются. Надо точно их решить, никакой зритель не поможет, если это не сделать. У Корниенко должна быть постоянно внутренняя пружина, эта роль – всё время на старте, до последнего. Она билась до конца. После такой роли надо давать машину «скорой помощи». Это надо срочно, завтра на спектакле это должно быть. Репетируйте ночью. У нас со словом не так плохо, то, что порой не слышно – не страшно, это придёт.
Конечно, дело в точности партнёрства. Если в оркестре будут западать ноты, то претензии предъявляются к дирижёру. У нас можно не кричать, а слышно. Вопрос в том, точно или не точно?
До кондиции надо доводить спектакль в ближайший день. Надо решить все вопросы.
Я в заключение хотел поздравить режиссёра, художника, художника по костюмам, композитора, он очень помогает, – это сложнейший материал. При всех сложностях, это первая большая работа на профессиональной сцене – работа очень достойная, требующая к себе большого внимания. Здесь есть решение, всё синхронизировано. Большой состав актёров, менялись, по ходу впрыгивали, выпрыгивали. Несмотря на все сложности, состав пришёл на станцию, куда шёл, и в полном порядке.
Замечания, высказанные здесь, были справедливые, доброжелательные, не обидные ни для кого.
Ещё раз поздравляю всю творческую группу спектакля с хорошей работой!
Александр Четвёркин: Я хочу поблагодарить всех выступавших, особенно за те замечания, что были ими высказаны. Спектакль не завершён. Ни одно замечание для меня не обидно, они от доброго отношения всего коллектива. Спасибо большое. Я абсолютно согласен и работа над спектаклем будет продолжена несомненно.
Юрий Соломин: Я всех благодарю. Заседание художественного совета окончено.
Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Эдуарда Марцевича. Он снялся почти в 80 фильмах, в том числе в картинах «Отцы и дети», «Война и мир», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Об актёрской карьере мечтал с детства, но на прослушиваниях в вуз услышал от педагога: «Вам не стоит заниматься театральным искусством». Однако Марцевич не сдался – он поступил в Щепкинское училище и уже на последнем курсе получил предложение сыграть Гамлета в постановке знаменитого Николая Охлопкова. Репортаж Светланы Астрецовой (телеканал "Культура").
Мировая известность пришла к Эдуарду Марцевичу после роли в «Красной палатке», где актер снялся вместе c Клаудией Кардинале. Впрочем, на родине о нем говорили давно. В 22 года судьба подарила Марцевичу первую роль, о которой другие мечтают годами, - Гамлета в Театре имени Маяковского.
«Он мне запомнился, когда он поступил на первый курс в Щепкинское училище, в очках ходил. Кто-то сказал, что он все время "Гамлета" читает и учит. И надо же так случиться, что буквально через несколько лет он сыграл Гамлета», - рассказывает народный артист СССР Юрий Соломин.
Изящный, утонченный, интеллигентный. Марцевича называли одним из «последних аристократов искусства». И часто предлагали роли дворян: будь то Аркадий в «Отцах и детях», Друбецкой в «Войне и мире» или князь Щербацкий в «Анне Карениной».
«Когда представилась возможность пригласить его в "Анну Каренину", я сразу это сделал, потому что я испытывал к нему бесконечное уважение как к легенде и как к человеку. Мало кто выдерживает сравнение с легендой собственной», - говорит режиссер, народный артист России Сергей Соловьев.
Приверженец классических традиций, Марцевич обрёл себя в Малом театре. Считал свою работу «немыслимой без Пушкина, Достоевского, Чехова...». Играл классику с наслаждением. За 40 лет в Малом – десятки спектаклей: «Униженные и оскорбленные», «Обрыв», «Вишневый сад».
Режиссура, работа на радио и телевидении, концерты – каждый его день был расписан по минутам. Но главной всегда была роль театрального актера, которую Марцевич исполнял, руководствуясь словами Гоголя: «Театр – это кафедра, с которой можно сказать миру много добра».
29 декабря исполняется 80 лет со дня рождения народного артиста России Эдуарда Евгеньевича Марцевича (1936 – 2013). Память об этом удивительном, уникальном артисте жива в сердцах тех, кто видел его на сцене и в кино. В 2011 году мы подготовили небольшую передачу, посвященную Эдуарду Евгеньевичу, провести которую попросили Веру Анатольевну Максимову.