Сначала двоечник и второгодник Клюев прославился на всю школу, когда ему доверили сыграть героя постановки "Чертова мельница". Подался в театральное училище. В Щукинское училище не попал - зато взяли в Щепкинское. И своему училищу, и Малому театру, как матери родной, которая не дожила до дня, когда он стал "народным артистом", - Клюев будет верен всю жизнь
Сначала двоечник и второгодник Клюев прославился на всю школу, когда ему доверили сыграть героя постановки "Чертова мельница". Подался в театральное училище. В Щукинское училище не попал - зато взяли в Щепкинское. И своему училищу, и Малому театру, как матери родной, которая не дожила до дня, когда он стал "народным артистом", - Клюев будет верен всю жизнь. В девяностых пережил еще одну трагедию: сын Леша, Алексей, - не пил и не курил - в двадцать четыре года умер, как когда-то и его отец, внезапно и с сердечным приступом.
У Бориса Клюева одних ролей - не считая шестидесяти театральных - в кино за сотню. От злодея Рошфора в "Трех мушкетерах" и предателя из "ТАСС уполномочен заявить" - до своего в доску токаря-пенсионера в сериале "Воронины" и митрополита в сериале "Годунов". У Клюева свое лицо в театре и кино - особенное. Запоминающееся. Оттого - и зрителем любимое. Он снимался и играл на сцене несколько последних лет - зная свой жестокий и не оставляющий надежд диагноз.
Он был оптимист.
Он, как хлебнувшее всего дитя войны, считал себя - счастливым. Ну просто жил, как мог, и делал должное - да, и еще, как говорят, не врал, - наверное, поэтому.
Теперь - его не стало. Что означает для зрителей эта утрата?
Мы подобрали несколько цитат из его интервью разных лет. Вот его мысли вслух - вчитаемся, задумаемся и помянем вместе русского артиста Бориса Клюева.
15 цитат из интервью народного артиста Клюева
О своей Москве. "Я вырос в Москве. Очень ее люблю. Люблю Патриаршие пруды. Когда мне бывает грустно, я прихожу туда и вспоминаю каток, мое детство. Там жили мои бабушка, дедушка, папа, мама. Все мое детство связано с Патриаршими прудами".
О первых заработках. "Для меня никогда не стояла проблема заработать - я всегда умел это делать, лентяем не был. Отца не стало, когда мне было четыре года, поэтому рано стал самостоятельным - в пять лет участвовал в театрализованных представлениях в Измайловском парке, чтобы заработать пять рублей. Когда принес маме первые полученные деньги, она расплакалась".
О маминой гордости. "Мама была далека от театра и кино, но безмерно мной гордилась. И сама была очень гордой женщиной - ни у кого ничего не просила, всегда повторяя: "Спасибо, у меня все есть". При этом, когда я взял деньги в долг на покупку "Жигулей", она продала все свои скромные колечки и сережки, чтобы я поскорее отдал долг. Я, естественно, ничего не взял: гордость - это у нас семейное".
О родном театре. "Меня всегда спасал Малый театр, куда я пришел сразу после института. На тот момент там блистало целое созвездие знаменитых актеров. Мы с Виталием Соломиным и Юрой Васильевым - молодые актеры - первое время торчали в массовке, как и положено. С Виталием Соломиным мы долгое время делили одну гримерку. Вместе играли в "Горе от ума": он - Чацкого, а я - Молчалина…"
О консерватизме. "Люди, которые обвиняют Малый театр в консерватизме, либо глупы, либо хотят прослыть эпатажными. В этом театре есть необыкновенные традиции, но нет скандалов и склок, которые свойственны достаточно молодым образованиям, даже "Современник" не смог этого избежать".
О гонораре за "Трех мушкетеров". "Из ста пятидесяти моих ролей в кино - главных действительно мало. Но я об этом никогда не задумывался, потому что они ничего не гарантировали. Хотя на зарплату влияли... Первой крупной покупкой на полученный от съемок в "Трех мушкетерах" гонорар стали "Жигули" одиннадцатой модели. Правда, денег хватило ровно на половину машины, остальное я взял в долг. Экономил на чем мог, лишь бы побыстрее выплатить".
О сыне. "Леши не стало в 24 года, он заснул и не проснулся. Не было никаких проблем со здоровьем, не курил, не пил, вел здоровый образ жизни. Сердечная недостаточность - позже заключили врачи. Мне тогда было очень тяжело, но я понимал, что надо продолжать жить. Не отменил ни одного спектакля, вышел на сцену. Там иллюзорный мир, который помогает хоть ненадолго оторваться от реальности".
О школе и популярности. "Театральная школа дает фундамент, а все последующее здание строит сам человек. Фундамент должен быть крепким, устоять, даже если дом развалится. Это даст возможность снова построить дом… Понятие "успех" - очень опасное. Популярность недолговременна. Она проходит, через год ты становишься другим и популярным становится уже кто-то другой. Зритель очень гибок".
О силе улыбки. "Мне нравится, как Эдит Пиаф сказала об Иве Монтане после того, как они расстались: "Да, он бросил меня, но я никогда не забуду его улыбку". Вот у Саши Абдулова, с которым мы вместе снялись в четырех фильмах, была потрясающая улыбка. Он мог некрасиво повести себя с кем-то из друзей, обидеть. Но за его искреннюю улыбку ему прощали все".
О вечных недосыпах. "Недавно вывел для себя формулу "Чего хочет артист". Работающий артист хочет спать. Спать долго, помногу, просыпаться для того, чтобы опять заснуть. А впереди у него новый театральный сезон, много работы, в том числе, и в кино".
О чем снял бы свое кино. "Если говорить серьезно, то я бы, безусловно, попытался бы поднять тему того, что происходит с Россией, с государством. Я бы отъехал километров на 100 от Москвы, и снимал бы деревню, где люди просто вымирают, где нет работы, где живут на пенсию стариков, где молодежь спивается. А те, кто не спивается, всеми силами убегает из деревни в город. Мне кажется, это страшно. Жирующая Москва и вымирающая деревня - вот проблема".
О тату. "Девчонкам все время говорю, что вскорости нас ждет новое поколение - татуированных бабушек. Ну, ладно, какую-то современную роль они еще могут сыграть, а леди? Королева не может быть с татуировкой!"
Об удовольствиях. "Есть такой старый философский эксперимент, когда крысе в ту часть мозга, которая отвечает за удовольствия, вставили чип. Поместили ее в клетку с кнопкой. Крыса бегала-бегала и, естественно, должна была рано или поздно найти эту кнопку... Знаете, от чего она умерла? От голода! Потому что, найдя кнопку, она все оставшееся до смерти время только стояла и нажимала ее. Получала удовольствие".
О ценностях. "Семья - вот ценность. Это очаг, это маленькое государство, которое живет по своим законам. В нем ругаются, мирятся, но живут, любят друг друга. Это те вещи, которые не поддаются математике. Это как раз из области чувств".
О смысле всего. "Лет двадцать назад во время приезда Далай-ламы в Москву я задал ему вопрос: "В чем смысл?". Он ответил: "В самой жизни". И сейчас, спустя годы, я понимаю, что к этому нечего добавить".
Игорь Вирабов, "Российская газета", 2 сентября 2020 года
***
О мужестве Бориса Клюева перед кончиной рассказал режиссер
"Не рассказывал о болезни, но и не скрывал диагноза"
С печального события начался сезон Малого театра — умер его ведущий актёр Борис Клюев. Он не дожил несколько дней до премьеры, где он, конечно же, в главной роли. Впрочем, как и все последние годы.
Борис Клюев, выпускник Щепкинского театрального училища конца 60-х годов, был истинно фрачным артистом. То есть статным красавцем, которому без опасения театральные и кинорежиссеры доверяли роли представителей высшего света. Такому не нужно было рассказывать про ту или иную эпоху — знал и понимал её. И играл легко, красиво, убедительно, за что режиссеры очень ценили артиста.
— Борис Владимирович для меня — талисман, — рассказывает Андрей Житинкин. — Я четыре спектакля поставил в Малом театре, и в каждом он был занят. Мы начали с «Любовного круга», где он партнёрствовал с Элиной Быстрицкой, и, надо сказать, что она хотела играть только с ним, настолько он был для неё, артистки с непростым характером, комфортным партнёром. Затем он выступил в роли Чекалинского в «Пиковой даме», и весь финал держался на нём. Никогда не забуду своего первого впечатления от его выхода на сцену в этой роли: он появлялся на аплодисментах и уходил под аплодисменты.
Роль Арбенина в лермонтовском «Маскараде» стала поистине звёздной — Борис Клюев жил этой ролью и играл её шесть лет без дублёра. Режиссер сознательно отказался от грима в образе Арбенина.
— У него получился Арбенин XX века, — продолжает Житинкин. — А по сути, он был первым Арбениным и в XXI веке. Даже, когда ему поставили диагноз (онкология - "МК") , он продолжал выходить в этой трудной роли три-четыре раза в месяц.
Он до последнего дня играл «Маскарад», именно на Клюева шёл зритель. А сейчас мы готовили с ним роль президента США Рузвельта в премьерном спектакле «Большая тройка (Ялта-45)». Мы привыкли, что он уезжал с репетиций (до или после) в больницу на процедуры, но знали, что всегда вернётся, войдёт в работу. Он несколько нервничал, что своими вынужденными отъездами подводит театр, но я сразу сказал ему: «Борис Владимирович, не волнуйтесь, ваш герой и так был в инвалидной коляске, так что играем в коляске». Он был рад такому обстоятельству — коляска действительно облегчала в его состоянии работу.
— Андрей, ведь Борису Владимировичу несколько лет назад поставили диагноз, насколько это, с твоей точки зрения, отразилось на работе? Не могло не отразиться.
— Я снимаю перед ним шляпу: такого мужества актёра я просто не знаю. Он никому не рассказывал о болезни, ни разу никому не показал своего состояния ни на репетиции, ни во время спектаклей - а я все их смотрел. Но при этом и не скрывал диагноза.
Я даже спрашивал его: «Борис Владимирович, почему вы это делаете?» «Я, как публичный человек, рассказывая об этом страшном заболевании, должен помочь тем, кто заболел, сам не может справиться», — отвечал он. И тут большой артист становился поистине большим человеком. Да собственно, он и был большим и настоящим.
Почему я говорю, что его смерть для многих в театре стала неожиданной? Потому что, с одной стороны, все привыкли, что он уезжал на процедуры и возвращался, хотя они были тяжелые. Все знали, что дядя Боря вернётся. И не мог не вернуться, потому что был витален, был большим оптимистом. Очень любил жизнь - красиво одеваться, любил машины, путешествия. Причем не пользовался театральной машиной, даже когда заболел — сам был за рулем.
Понимаешь, он был настоящим — мужчиной, мужем (очень любил жену), другом. Никакого актёрства, позёрства — даже намёка в нём не было на это. А скольким людям, коллегам он помогал, в том числе материально, не афишируя этой помощи. В последний раз был на сборе труппы, сидел в ложе, готовился к премьере. И вот…
Теперь нам остаётся только вспоминать, каким был этот удивительный артист. Однозначно, недооцененный кинематографом, предлагавшим Борису Клюеву, в основном, роли отрицательных персонажей. А он сам смеялся над этим и считал себя чемпионом по негодяям, сомнительным личностям. Нет, что и говорить, не додал ему отечественный кинематограф, если большинство зрителей, не видевших Бориса Клюева в театре, судит о нём по сериалу «Воронины». Его Николай Петрович — украшение сериала.
Но если бы зритель знал, какого диапазона был этот артист, на какие высоты мог поднять даже небольшую роль... Очень жаль, что его последнюю театральную работу мы не увидим никогда.
Я вчера подписывал программку спектакля «Большая тройка» и сказал, что Борис Владимирович будет обозначен в ней, как первый исполнитель. А как может быть иначе — он и был первым.
Марина Райкина
"МК", 2 сентября 2020 года
***
Прощайте, граф: умер Борис Клюев
Артист запомнился зрителям особым аристократизмом своих героев
Он был по-настоящему народным артистом — его любили несколько поколений зрителей. Для более старших он был хитроумным шпионом Трианоном из фильма «ТАСС уполномочен заявить» и, конечно, невозмутимым графом Рошфором из «Д’Артаньяна и трех мушкетеров». Молодое поколение обожало его в образе жовиального философствующего пенсионера Николая Петровича Воронина из одноименного сериала. Сегодня Бориса Владимировича Клюева не стало. «Известия» отдают дань памяти замечательному актеру.
В его биографии, кроме уже перечисленных и знакомых каждому, были и великолепные роли в театре, чуть менее важные, но выдающиеся по своему культурному значению работы в кино — сегодня у нас появился повод вспомнить и заново оценить их. Клюев всегда умел найти живое, человеческое даже в самом картонном персонаже — достаточно вспомнить того же Рошфора из, как признавал сам артист, довольно посредственного фильма. «Картина получилась благодаря тому, что была хорошая компания, мы все были очень молоды, плюс замечательная музыка Максима Дунаевского. Тогда там что-то и получилось», — говорил Клюев в одном из поздних интервью.
Вениамин Смехов, актер:
Это очень и очень печально. Я знаю, сколько за этим днем шло большой борьбы мужественного, талантливого человека, чудесного актера и педагога, моего товарища Бори Клюева. Это очень большое несчастье, приношу его семье глубокие соболезнования
Роли обаятельных злодеев и хладнокровных циников вообще давались ему с легкостью. Тут и Сергей Трианон Дубов, неуловимый, но всё же пойманный агент ЦРУ в советской столице (роль Клюева была значительно сокращена цензурой — уж слишком привлекательным выглядел невозмутимый предатель родины). Тут и бесстрастный Майкрофт Холмс, брат знаменитого сыщика в легендарном телесериале с Ливановым и Соломиным — и нельзя не заметить, что в сценах с Клюевым его партнерам приходится прилагать большие старания, чтобы удержать зрительское внимание. Тут и насмешливый и беспардонный Григорий Орлов в «Михайле Ломоносовом» — великолепная, но обычно незаслуженно забываемая роль Клюева.
Владимир Долинский, заслуженный артист России
Это был просто замечательный человек, замечательный... Это для нас огромная утрата. Я был совсем недавно на спектакле «Перед заходом солнца» по пьесе Гауптмана, где он играл Маттиаса Клаузена. Блестяще играл, в жизни не скажешь, что у человека был рак, что он из последних сил всё это делал — так уж он держался. Он был такой мужик настоящий! Русский сильный мужик. Блистательный актер, его очень любили в театре. Он был справедливый, честный, на него можно было положиться. Я очень любил его, для меня это очень большая потеря
Настоящим призванием Клюева был всё же, наверное, театр, а именно московский академический Малый театр, в котором актер прослужил полвека, с самого окончания знаменитого Щепкинского училища. Сын актера, он, казалось, был создан для сцены и экрана. Родился Борис 13 июля 1944 года, еще подростком играл в любительских спектаклях, одновременно помогал семье — в 13 лет разгружал вагоны, в 16 работал на стройке.
Отец Владимир Клюев умер совсем молодым, в 36, когда сыну было четыре года, а мать больше никогда не вышла замуж. Патриаршие пруды в Москве, где жила семья, в те трудные послевоенные годы именовались еще Пионерскими и не превратились в центр гламурной столичной жизни — тамошняя шпана была грозой окрестных переулков. Как признавался сам Клюев, он едва не пошел по кривой дорожке, в шестом классе оставался на второй год, но выручил крепкого подростка театр.
Вячеслав Езепов, актер Малого театра:
Малый театр лишился одного из ведущих, серьезных, известных всей стране актеров. Главной чертой Бори, для меня лично, было то, что чем популярнее он становился, тем он был щедрее, добрее, никогда не отказывался помочь, и это дорогого стоило, поскольку не всегда бывает. Его все любили
В 1969-м, после трехлетнего перерыва на службу в армии (где его тоже не отпускала актерская стезя — Клюев снимался в массовке в «Войне и мире» Бондарчука), молодой актер ушел в большое плавание с дипломом легендарной «Щепки». Ему и самому суждено было стать педагогом в родном училище — естественно, по специальности «Мастерство актера». Не одно поколение артистов — и театральных, и кинематографических — с благодарностью вспоминают его уроки, давшие старт многим успешным карьерам. Среди его учеников — Кристина Асмус, Егор Бероев, Елена Великанова, Анатолий Гущин, Владимир Жеребцов, Елена Лядова, Тимофей Трибунцев, Алла Юганова.
Не остался недооцененным и собственный талант Бориса Владимировича. Звание народного артиста, присвоенное ему в 2002 году, стало, по сути, простой констатацией факта, как говорят юристы, не нуждающегося в доказывании. Публика в широком смысле слова, включая тех из нас, кто никогда и не знал, с чего начинается театр, буквально носила его на руках еще со времен появления в «Трех мушкетерах».
Своего рода барометром, указывающим на статус Клюева (который он сохранил до самого конца), может служить такой факт: в мальчишечьих играх конца 1970-х Рошфор был вполне почетной альтернативой самому д’Артаньяну — в конце концов, бравый гасконец дрался на шпагах именно с ним, а не с каким-то там кардиналом. Но было еще признание внутрицеховое, в каком-то смысле элитарное. И знаком его стала престижная «Звезда Театрала», врученная артисту в 2010-м за роль короля Людовика в «Мольере» по булгаковской «Кабале святош».
Юлия Куварзина, актриса сериала «Воронины»
Не могу говорить... Для меня это был близкий человек, мы много работали вместе...
Впрочем, серьезные, интеллектуальные, сложные роли на сцене не мешали Борису Владимировичу сниматься в телесериалах. Напротив, он вновь добавлял интеллектуального флера и этической сложности даже самым незамысловатым образам вроде бывшего рабочего Воронина, резонера в домашних тапочках, на десятилетие приковавшего к телеэкранам внимание зрителей. Работа в сериале принесла Клюеву заслуженную ТЭФИ. В 2019 году его работа во славу русской культуры была отмечена и на государственном уровне: актер был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени «за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность», как гласил указ президента.
Увы, сам актер был тогда уже тяжело болен. В 2018 году Борису Владимировичу поставили страшный диагноз «рак легких». Почти три года Клюев боролся с недугом, но болезнь оказалась сильнее. Печальная новость пришла поздним вечером 1 сентября: актер, педагог, всеобщий любимец ушел на 77-м году жизни.
"Известия", 2 сентября 2020 года
***
"Он превратил детектив в комедию": режиссер "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона" - о Борисе Клюеве, умершем от рака
В культовом цикле Клюев сыграл Майкрофта Холмса - брата великого сыщика
Смерть всенародно любимого артиста Бориса Клюева стала огромным потрясением для его родных, друзей и коллег. Страна лишилась замечательного актера, одинаково убедительного и талантливого и в комедии и в драме.
- Конечно, это очень грустно, - поделился с "Комсомольской правдой в Санкт-Петербурге" режиссер Игорь Масленников. В 1980-м он снял культовый цикл фильмов "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", в котором Борис Клюев исполнил роль Майкрофта Холмса, брата великого сыщика. - Боря был невероятно талантливым. А еще он обладал, на мой взгляд, самым главным качеством для любого актера - самоиронией. Это то, что я, например, лично особенно ценил. Почему фильмы о Шерлоке Холмсе оказались такими долговечными? Да потому что мы снимали-то комедию! И во многом этот комедийный флер, эти замечательные иронические нотки - заслуга именно Бори.
В культовых фильмах о приключениях Шерлока Холмса Борис Клюев сыграл брата великого сыщика Майкрофта. Фото: кадр из фильма
В культовых фильмах о приключениях Шерлока Холмса Борис Клюев сыграл брата великого сыщика Майкрофта.
По словам Масленникова, после съемок "Шерлока Холмса" они с Борисом Клюевым на съемочной площадке больше не встречались. Но тем не менее на долгие годы сохранили теплые и дружеские отношения - пусть и не такие близкие, как хотелось бы.
За свою карьеру Борис Клюев снялся в десятках фильмов и сериалов. Широкому зрителю он больше всего известен как граф Рошфор из "Трех мушкетеров", Майкрофт Холмс из "Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона" и Николай Петрович из сериала "Воронины".
"Комсомольская правда", 3 сентября 2020 года