В Малом театре страшное, непоправимое горе – 1 сентября ушёл из жизни народный артист России Борис Владимирович Клюев. Эти слова произносятся с трудом – все мы знали о его тяжёлой болезни, но до конца надеялись, что Клюев и в этот раз выйдет победителем.
Он был одарён ярчайшей индивидуальностью – и творческой, и человеческой. Красивый, элегантный, остроумный, порою резкий в суждениях. Борис Клюев был аристократом духа, одной из главных звёзд отечественного искусства.
При всей своей невероятной популярности – а на ролях Клюева выросло несколько поколений поклонников, – Борис Владимирович никогда не менял приоритетов: театр всегда стоял у него на первом месте. Клюев был принят в Малый в 1969 г., сразу по окончании ВТУ им. М.С.Щепкина, и прослужил в Доме Островского более 50 лет. Театралы обратили на него внимание практически сразу, после роли Сергея Синицына в великолепном спектакле «Так и будет» К.Симонова (режиссёр Леонид Варпаховский). «Благородные негодяи» и «тайные недоброжелатели», щедро сдобренные присущим артисту отрицательным обаянием, стали своего рода визитной карточкой Бориса Клюева. В числе таких ролей Сергей Синицын, Муров («Без вины виноватые» А.Н.Островского), Молчалин («Горе от ума» А.С.Грибоедова), де Гиш («Сирано де Бержерак» Э.Ростана), герцог Бургундский («Король Лир» У.Шекспира). Эта же линия продолжилась и в кино – достаточно назвать графа Рошфора в «Д’Артаньяне и трёх мушкетёрах» и Трианона в «ТАСС уполномочен заявить…»
Однако дарование Бориса Владимировича простиралось гораздо шире. Артист разноплановый, Клюев с удовольствием пробовал силы во многих амплуа и жанрах. Великолепная фактура – рост, стать, аристократические черты лица – делала его классическим «фрачным героем», но ярче всего в нём проявлялся комедийный талант. Телезрители сразу же вспомнят Николая Петровича Воронина. Театралы назовут гораздо больше ролей: Шпекин («Ревизор» Н.В.Гоголя), маршал Бертран («Корсиканка» И.Губача), лорд Портес («Любовный круг» С.Моэма), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского), Лавр Миронович («Последняя жертва» А.Н.Островского)… Особенный успех у зрителей и театральной общественности снискало исполнение Борисом Владимировичем роли Людовика XIV («Мольер» («Кабала святош») М.А.Булгакова). Ироничный и спокойный в ощущении безграничной власти, этот монарх прекрасно знал цену своим подданным – но он был способен оценить и подлинный талант.
Имя Бориса Клюева долгие десятилетия прочно связывалось с его alma mater. С 1969 г. (с перерывами) он преподавал мастерство актёра в ВТУ им. М.С.Щепкина. На протяжении последних лет он являлся заведующим кафедрой актёрского мастерства. Клюев – профессор, руководитель трёх курсов, бюджетного, контрактного и национальной якутской студии.
…Он присутствовал на сборе труппы, состоявшемся 1 августа. До последнего участвовал в репетициях нового спектакля. Театр давал ему силы. И вот сегодня всё кончилось.
Последним героем Бориса Владимировича Клюева стал Маттиас Клаузен в драме Герхарта Гауптмана «Перед заходом солнца». Работая над этой ролью, артист часто вспоминал слова Марка Аврелия: «Не смерти должен бояться человек, а должен бояться не начать жить». Клюев любил жизнь и прожил её достойно. Светлая память и вечный покой!
Выражаем глубокие соболезнования родным, близким и всем почитателям таланта Бориса Владимировича Клюева.
Коллектив Малого театра
О дате и времени прощания с народным артистом России Б.В.Клюевым будет объявлено особо.
В Малом театре страшное, непоправимое горе – 1 сентября ушёл из жизни народный артист России Борис Владимирович Клюев. Эти слова произносятся с трудом – все мы знали о его тяжёлой болезни, но до конца надеялись, что Клюев и в этот раз выйдет победителем.
Он был одарён ярчайшей индивидуальностью – и творческой, и человеческой. Красивый, элегантный, остроумный, порою резкий в суждениях. Борис Клюев был аристократом духа, одной из главных звёзд отечественного искусства.
При всей своей невероятной популярности – а на ролях Клюева выросло несколько поколений поклонников, – Борис Владимирович никогда не менял приоритетов: театр всегда стоял у него на первом месте. Клюев был принят в Малый в 1969 г., сразу по окончании ВТУ им. М.С.Щепкина, и прослужил в Доме Островского более 50 лет. Театралы обратили на него внимание практически сразу, после роли Сергея Синицына в великолепном спектакле «Так и будет» К.Симонова (режиссёр Леонид Варпаховский). «Благородные негодяи» и «тайные недоброжелатели», щедро сдобренные присущим артисту отрицательным обаянием, стали своего рода визитной карточкой Бориса Клюева. В числе таких ролей Сергей Синицын, Муров («Без вины виноватые» А.Н.Островского), Молчалин («Горе от ума» А.С.Грибоедова), де Гиш («Сирано де Бержерак» Э.Ростана), герцог Бургундский («Король Лир» У.Шекспира). Эта же линия продолжилась и в кино – достаточно назвать графа Рошфора в «Д’Артаньяне и трёх мушкетёрах» и Трианона в «ТАСС уполномочен заявить…»
Однако дарование Бориса Владимировича простиралось гораздо шире. Артист разноплановый, Клюев с удовольствием пробовал силы во многих амплуа и жанрах. Великолепная фактура – рост, стать, аристократические черты лица – делала его классическим «фрачным героем», но ярче всего в нём проявлялся комедийный талант. Телезрители сразу же вспомнят Николая Петровича Воронина. Театралы назовут гораздо больше ролей: Шпекин («Ревизор» Н.В.Гоголя), маршал Бертран («Корсиканка» И.Губача), лорд Портес («Любовный круг» С.Моэма), Крутицкий («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского), Лавр Миронович («Последняя жертва» А.Н.Островского)… Особенный успех у зрителей и театральной общественности снискало исполнение Борисом Владимировичем роли Людовика XIV («Мольер» («Кабала святош») М.А.Булгакова). Ироничный и спокойный в ощущении безграничной власти, этот монарх прекрасно знал цену своим подданным – но он был способен оценить и подлинный талант.
Имя Бориса Клюева долгие десятилетия прочно связывалось с его alma mater. С 1969 г. (с перерывами) он преподавал мастерство актёра в ВТУ им. М.С.Щепкина. На протяжении последних лет он являлся заведующим кафедрой актёрского мастерства. Клюев – профессор, руководитель трёх курсов, бюджетного, контрактного и национальной якутской студии.
…Он присутствовал на сборе труппы, состоявшемся 1 августа. До последнего участвовал в репетициях нового спектакля. Театр давал ему силы. И вот сегодня всё кончилось.
Последним героем Бориса Владимировича Клюева стал Маттиас Клаузен в драме Герхарта Гауптмана «Перед заходом солнца». Работая над этой ролью, артист часто вспоминал слова Марка Аврелия: «Не смерти должен бояться человек, а должен бояться не начать жить». Клюев любил жизнь и прожил её достойно. Светлая память и вечный покой!
Выражаем глубокие соболезнования родным, близким и всем почитателям таланта Бориса Владимировича Клюева.
Коллектив Малого театра
О дате и времени прощания с народным артистом России Б.В.Клюевым будет объявлено особо.