О том, как создавался фильм «ТАСС уполномочен заявить», можно было бы снять психологический триллер. Двух режиссёров отверг автор романа и сценария Юлиан Семёнов. Третий снял четыре серии, которые забраковал и худсовет, и главный заказчик. И только четвёртый, сменив практически весь актёрский состав и целиком пересняв фильм за очень небольшие деньги, оставшиеся после его предшественника, сделал картину, которой суждено было войти в золотой фонд советского кинематографа.
Спасти положение вызвался Владимир Фокин при условии, что ему разрешат пригласить других исполнителей и всё снять заново. Худсовет согласился, но выдвинул встречное условие – уложиться в оставшийся бюджет. Фокин, на счету которого к тому времени было всего две полнометражные картины, решил рискнуть. И справился. Даже сумел вывезти киногруппу на Кубу, где снимали «африканскую» натуру. Из актёров работу с ним продолжили трое – Вячеслав Тихонов, Алексей Петренко и Борис Клюев.
Борис Клюев тоже не был уверен, нужна ли ему роль Дубова: «Негодяев к тому времени уже наигрался. Верх взял принцип, которому следовал всю жизнь: не дают играть то, что хочется, – играй, что дают. И по мере того, как я вгрызался в роль, становилось всё интереснее. У режиссёра была даже идея сделать отдельную серию про историю предательства. Очень хотелось понять, почему Дубов, у которого было всё, о чём только в те времена можно было мечтать, – положение, зарплата, машина, загранкомандировки, – пошёл на вербовку. Вербовала его Пилар и, видимо, всерьёз зацепила в нём мужское начало. Думаю, он хотел со временем перебраться за кордон и доказать ей, что он чего-то стоит. Но решающую роль сыграло неадекватное восприятие Огородником собственного интеллекта. Нам показывали выдержки из дневников реального Трианона. Фраза о том, что ему уготована особая судьба и он не из тех, кто умирает в собственной постели, встречалась там чаще всего. Были в дневнике и комментарии к «Семнадцати мгновениям...». Прочитав их, Вячеслав Васильевич только и смог сказать: «Какая сволочь!» Злую шутку с Дубовым сыграло чувство собственного превосходства».
Клюев привёл на площадку своего коллегу по Малому театру Юрия Соломина, когда консультанты картины забраковали в роли Славина Николая Губенко, оказавшегося слишком схематичным для контрразведчика. «В нашей профессии очень многое зависит от счастливого случая, – не без основания полагал Юрий Мефодьевич. – У кого-то не сложилось, и у меня появилась возможность сыграть «нашего Джеймса Бонда», противостоящего их «агенту 007», которого играл Кикабидзе. Я очень люблю эту картину. Там подобралась замечательная компания – Тихонов, Глузский, Засухин, Петренко, Юматов, Куравлёв. В работе над ролью Славина мне очень помог Вячеслав Кеворков, близко друживший с Юлианом Семёновым. Он, правда, в то время уже был генералом, а не полковником, как мой герой. Мне снова, как и в «Адъютанте...», нужно было в первую очередь показать работу мысли, механику словесных дуэлей и поединков воль, то есть ту самую интеллектуальную игру, которая во многом и составляет суть работы разведчика. Обе эти роли мне очень дороги. Виталий Славин, если можно так сказать, наследник Павла Кольцова – они оба, простите за некоторую высокопарность, беззаветно любят свою землю. Никакие деньги, никакие привилегии не компенсируют того сверхнапряжения, которого требует эта работа. Заниматься ею можно, только если любишь страну, которой ты служишь».
Сегодня выглядит странным, что фильм, стоивший всем максимальной концентрации воли, сил и таланта, в итоге в эфир не выпустили. Почти три года картина томилась «на полке». Но летом 1984 года перед Центральным телевидением встал вопрос – чем заменить трансляции Олимпиады в Лос-Анджелесе, участие в которой бойкотировал Советский Союз. Вот тут и вспомнили о том, что у ТАСС есть что сообщить телеаудитории огромной страны.
Виктория Пешкова, «Литературная газета», 07 августа 2024 года
С полной версией статьи вы можете ознакомиться на официальном сайте «Литературной газеты»: https://lgz.ru/article/duel-spetssluzhb-na-fone-tr...
О том, как создавался фильм «ТАСС уполномочен заявить», можно было бы снять психологический триллер. Двух режиссёров отверг автор романа и сценария Юлиан Семёнов. Третий снял четыре серии, которые забраковал и худсовет, и главный заказчик. И только четвёртый, сменив практически весь актёрский состав и целиком пересняв фильм за очень небольшие деньги, оставшиеся после его предшественника, сделал картину, которой суждено было войти в золотой фонд советского кинематографа.
Спасти положение вызвался Владимир Фокин при условии, что ему разрешат пригласить других исполнителей и всё снять заново. Худсовет согласился, но выдвинул встречное условие – уложиться в оставшийся бюджет. Фокин, на счету которого к тому времени было всего две полнометражные картины, решил рискнуть. И справился. Даже сумел вывезти киногруппу на Кубу, где снимали «африканскую» натуру. Из актёров работу с ним продолжили трое – Вячеслав Тихонов, Алексей Петренко и Борис Клюев.
Борис Клюев тоже не был уверен, нужна ли ему роль Дубова: «Негодяев к тому времени уже наигрался. Верх взял принцип, которому следовал всю жизнь: не дают играть то, что хочется, – играй, что дают. И по мере того, как я вгрызался в роль, становилось всё интереснее. У режиссёра была даже идея сделать отдельную серию про историю предательства. Очень хотелось понять, почему Дубов, у которого было всё, о чём только в те времена можно было мечтать, – положение, зарплата, машина, загранкомандировки, – пошёл на вербовку. Вербовала его Пилар и, видимо, всерьёз зацепила в нём мужское начало. Думаю, он хотел со временем перебраться за кордон и доказать ей, что он чего-то стоит. Но решающую роль сыграло неадекватное восприятие Огородником собственного интеллекта. Нам показывали выдержки из дневников реального Трианона. Фраза о том, что ему уготована особая судьба и он не из тех, кто умирает в собственной постели, встречалась там чаще всего. Были в дневнике и комментарии к «Семнадцати мгновениям...». Прочитав их, Вячеслав Васильевич только и смог сказать: «Какая сволочь!» Злую шутку с Дубовым сыграло чувство собственного превосходства».
Клюев привёл на площадку своего коллегу по Малому театру Юрия Соломина, когда консультанты картины забраковали в роли Славина Николая Губенко, оказавшегося слишком схематичным для контрразведчика. «В нашей профессии очень многое зависит от счастливого случая, – не без основания полагал Юрий Мефодьевич. – У кого-то не сложилось, и у меня появилась возможность сыграть «нашего Джеймса Бонда», противостоящего их «агенту 007», которого играл Кикабидзе. Я очень люблю эту картину. Там подобралась замечательная компания – Тихонов, Глузский, Засухин, Петренко, Юматов, Куравлёв. В работе над ролью Славина мне очень помог Вячеслав Кеворков, близко друживший с Юлианом Семёновым. Он, правда, в то время уже был генералом, а не полковником, как мой герой. Мне снова, как и в «Адъютанте...», нужно было в первую очередь показать работу мысли, механику словесных дуэлей и поединков воль, то есть ту самую интеллектуальную игру, которая во многом и составляет суть работы разведчика. Обе эти роли мне очень дороги. Виталий Славин, если можно так сказать, наследник Павла Кольцова – они оба, простите за некоторую высокопарность, беззаветно любят свою землю. Никакие деньги, никакие привилегии не компенсируют того сверхнапряжения, которого требует эта работа. Заниматься ею можно, только если любишь страну, которой ты служишь».
Сегодня выглядит странным, что фильм, стоивший всем максимальной концентрации воли, сил и таланта, в итоге в эфир не выпустили. Почти три года картина томилась «на полке». Но летом 1984 года перед Центральным телевидением встал вопрос – чем заменить трансляции Олимпиады в Лос-Анджелесе, участие в которой бойкотировал Советский Союз. Вот тут и вспомнили о том, что у ТАСС есть что сообщить телеаудитории огромной страны.
Виктория Пешкова, «Литературная газета», 07 августа 2024 года
С полной версией статьи вы можете ознакомиться на официальном сайте «Литературной газеты»: https://lgz.ru/article/duel-spetssluzhb-na-fone-tr...