«Помню только хорошее»
Народная артистка СССР Элина Быстрицкая – о чести, достоинстве, любви.
Она назначила мне встречу в театре. В Малом давали комедию Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Зрители живо реагировали на реплики юного обличителя Глумова, а когда на сцену вышла Быстрицкая в роли Турусиной, зал разразился аплодисментами. За спиной я услышала: «Господи, сколько же ей лет?» Хотелось ответить стихами: «Сколько лет, столько зим. Сорока еще нет». Затянутая в корсет, в платье, достойном императрицы, она по-молодому отплясывала канкан, пела романсы, прикладываясь к рюмочке с домашней наливкой, и была так весела и обворожительно хороша, что легко могла обмануть насчет своего возраста. Впрочем, она его никогда и не скрывала.
Ее строгой, классической красотой восторгается уже не одно поколение. Ее сравнивали с Джиной Лоллобриджидой и Элизабет Тейлор. Ее приглашали в Голливуд, без сомнения, она стала бы мировой знаменитостью, но система не позволила «выбиваться из ряда». Но и то, что удалось воплотить на сцене и на экране, принесло ей славу и любовь.
– Элина Авраамовна, сильно ли изменился зритель с тех пор, как вы вышли на сцену Малого театра?
– У меня нет такого ощущения. Может быть, он стал более восприимчивым к каким-то моментам, потому что люди научились открыто проявлять свои эмоции. Разницы я не вижу, для меня зритель все тот же теплый и благодарный, как 20 и 40 лет назад.
– Близка ли вам, актрисе, воспитанной в жестких рамках соцреализма, модная нынче теория самовыражения любой ценой?
– В Малом театре, в который я пришла в 1958 году, мастера были ни в чем не ограничены и учили нас, молодежь, тому же. Не думаю, что сейчас мы стали больше самовыражаться на сцене. Мы с таким же уважением относимся и к автору, и к постановочным решениям, и к зрителю прежде всего. Другое дело, что драматургия сегодня представлена более широко, запретов нет.
Но я бы, например, запретила некоторые драматические и режиссерские изыски, которые сейчас расплодились на сценах многих театров, когда на сцену выносится откровенная пошлость под видом самовыражения. Я этого категорически не приемлю. Во-первых, как актриса я никогда не приняла бы участия в подобном проекте, во-вторых, я бы не хотела этого видеть как зритель. Театр все-таки должен вести зрителя за собой.
– Как вы относитесь к тому, что искусство все больше попадает под власть денег? Продвинутые молодые режиссеры называют спектакль не явлением искусства, а продуктом. Доверчивый зритель покупается на глянцевую упаковку, но душа его ничего не получает взамен.
– Вы знаете, как бы это ни называть, а театра без зрителя не бывает. Как нет театра без сцены. Это обязательные компоненты. А как назвать – продукт или явление – это зависит от того, что имеется в виду. Ведь продукт может быть и очень высокого качества. Но все-таки вы правы, это циничное определение для театра.
Театр – штучное искусство, оно требует вдохновения. Это нечто, что создается талантом и духовными силами с учетом того, как это будет воспринято зрителем. В Малом театре, который в будущем году готовится отметить свое 250-летие, всегда думают о зрителе. Нам не все равно, что он вынесет после нашего спектакля, о чем будет думать. Поэтому предметом искусства все-таки должно быть духовное обращение к зрителю, влияние на его ум и сердце.
– Элина Авраамовна, но ведь жизнь сильно изменилась. Раньше на 7 ноября в театре непременно давали бы «Оптимистическую трагедию» или «Кремлевские куранты», а сейчас в этот день вы играете комедию Островского, и при этом – аншлаг.
– У нас всегда полный зал на «Мудреце», с момента премьеры. Режиссер Владимир Бейлис замечательно, по-моему, угадал в ней сегодняшний день. Мы, ыартисты, хорошо это чувствуем по реакции зала.
– Вы пришли в Малый театр, когда на его сцене блистали Вера Пашенная, Елена Гоголева. Легко ли складывалась ваша судьба в театре?
– По-разному. У меня были большие простои. Это зависело от множества причин: от моего здоровья, репертуара, от моих взаимоотношений с руководством театра. Случалось, я сама отказывалась от каких-то ролей, что в театре не принято.
Были и другие причины, о которых мне вспоминать не хочется, слишком давно это было. Я ведь пришла не на пустое место. Надо было кого-то подвинуть. Естественно, кто-то при этом что-то терял, потому что я действительно была популярна...
В Малом театре ее долго «выдерживали». Быстрицкая терпеливо ждала и дождалась роли Глафиры в «Волках и овцах» – может быть, лучшей своей работы в Малом театре. А сколько не сбылось! Весь свой жар души она бросила на общественную работу. Быстрицкая выбивала квартиры для артистов, устраивала их детей в детские сады, помогала ветеранам театра. Власти ее любили, поэтому никогда не отказывали.
– Как получилось, что после блистательных работ в «Тихом Доне», «Неоконченной повести», «Добровольцах» ваши взаимоотношения с кинематографом как бы не заладились? Что мешало – ваша мощная энергетика, яркая индивидуальность или отсутствие своего режиссера?
– Да нет, не могу этого сказать. Как только я начала работать в Малом, он сразу поглотил меня. Я ведь всегда хотела быть театральной актрисой, а Малый театр был моей большой мечтой. Кинематограф существовал как бы отдельно. В картине «Добровольцы» я снималась, уже работая в Малом театре, но еще не была занята в репертуаре. А потом я часто отказывалась от каких-то съемок, боясь потерять роль в театре.
И, знаете, я ведь была приезжая в Москве. Я выросла не здесь, училась в Киевском театральном институте имени Карпенко-Карого. У меня не было здесь связей, знакомых, друзей-однокурсников. Думаю, мне просто повезло в самом начале на режиссеров, которые открыли меня для кино.
Потрясающий Фридрих Маркович Эрмлер, снявший меня в «Неоконченной повести», где моим партнером был Сергей Бондарчук, гениальный Сергей Аполлинариевич Герасимов, доверивший мне роль Аксиньи в «Тихом Доне», его ученик Юрий Павлович Егоров, снявший меня в «Добровольцах». Со мной ведь режиссерам непросто, потому что у меня всегда есть свое представление о роли, которое я стараюсь сохранить. Я не очень послушная актриса.
– На роль Аксиньи пробовалось десяток претенденток, в том числе и Нонна Мордюкова. Позже в своей книге «Не плачь, казачка» она напишет, что так и не простила режиссеру, что казачку отдали Быстрицкой. По ее мнению, она истинная казачка, сыграла бы лучше.
– Исполнителей утверждал сам Шолохов. Когда ему принесли фотопробы, он сразу ткнул пальцем в мою карточку: «Это – Аксинья». Я-то думала, что ему понравились мои пробы. А в этом году на празднике «Шолоховская весна» в Москву приезжали сын и дочь Михаила Александровича. И дочь, Светлана Михайловна, рассказала, что они с братом увидели меня в «Неоконченной повести». А тут как раз пошли разговоры, что Герасимов запускается с «Тихим Доном», искали Аксинью. И тогда дети сказали Михаилу Александровичу, что Аксиньюы больше искать не надо, и показали мое фото.
О съемках в «Тихом Доне» я рассказала недавно в книге «Моей судьбы нелегкий выбор». Она быстро разошлась. Сейчас я готовлю второе издание. А что касается, истинная ли казачка моя Аксинья или нет, свое слово сказал зритель.
Кстати, сама Нонна Мордюкова после премьеры фильма подошла ко мне со словами: «А ты все-таки сыграла Аксинью, проклятая!» Я поняла это как шутку. Да, наверное, проклятая, потому что соперница. После выхода картины тридцать старейшин-казаков прислали мне письмо, чтобы отныне я не называлась Элина Быстрицкая, а Аксинья Донская. За признание сердечно поблагодарила.
Быстрицкой во время съемок фильма «Тихий Дон» пришлось научиться ездить верхом, носить воду на коромысле, полоскать белье в речке. Станичные дивились: «Неужели не казачка? И ходит, и гуторит по-нашему».
– Элина Авраамовна, у вас нет ощущения, что после трагедии в Беслане наша жизнь разделилась на до и после? Мы стали искать шахидку в каждой кавказской женщине, косимся на гастарбайтеров…
– Терроризм, действительно, необъявленная война, с этим приходится считаться. А что касается гастарбайтеров, то куда, скажите, им деться? У них нет работы, они страдают. Слава Богу, что Россия принимает их, дает им здесь работу.
Случилось так, что распалась большая страна, интегрированная на общую экономику. Но надо как-то выбираться. Вот Запад объединяется, а мы разъединяемся. Это плохо! Я не политолог, но не могу не видеть, что происходит. Когда стали говорить об объединении Белоруссии с Россией, я подумала: «Слава Богу, ума хватило». Но, оказывается, не так все просто, потому что трудно делиться властью. На днях Дума приняла Закон, по которому граждане Украины могут до 90 дней жить в России без регистрации, а россияне – в Украине. Следующим шагом будет Закон о двойном гражданстве. Это замечательно, потому что поможет соединить разорванные связи, в том числе и родственные.
– И все-таки не озлобились ли мы? Возможно ли такое, как в годы Великой Отечественной войны, когда людей из оккупированных областей принимали на Урале, в Средней Азии, в Казахстане, делились и хлебом, и кровом?
– Неля, все было… И принимали, и делились. А были такие, кто наживался на чужом горе. Я стараюсь помнить только хорошее. У меня в городе Сталино, теперь Донецке, где временно стоял наш передвижной госпиталь, была квартирная хозяйка. Четверо ее сыновей ушли на фронт. Так она каждый божий день после работы бежала на вокзал, где проходили эшелоны с ранеными, искала своих сыновей, подкармливала чужих.
У моей маленькой сестрички пошли язвы по всему телу. Кругом ведь были незахороненные трупы, инфекция и прочее, так эта женщина заваривала какие-то травки, купала ее в отваре, лечила, выхаживала. А были и другие, кто пускал на ночлег за хлеб-муку или лекарства.
- Элина Авраамовна, в давнем фильме «Николай Бауман» вы играли Марию Андрееву, актрису-большевичку, подругу Горького. Ваша героиня, помнится, ходила к Савве Морозову просить деньги на театр. Есть ли сейчас в России новые Морозовы, Третьяковы?
– Знаете, прошли десятилетия, чтобы оценить и Морозова, и Третьяковых, и Рябушинского. Но и сегодня такие люди в деловых кругах есть. Десять лет назад я учредила Благотворительный фонд в поддержку талантливых студентов творческих вузов. Это была отчаянная смелость. Ну где у меня деньги, я же бюджетница. Но, знаете, люди дали. И сейчас дают, у фонда 135 стипендиатов. Нет, наша земля российская не иссякла доброхотами. Я и себя причисляю к ним, но не кричу об этом на всю округу, просто делаю свое дело. И пожертвователи не бьют себя в грудь. Главное, они есть.
В России всегда ценились честь, достоинство, доброта, любовь. Эти ценности непреходящи. Они есть и всегда будут. Другое дело, что нет идеологии, которая нас объединяла. Я была пионеркой, преданной комсомолкой, почти как моя Лелька в «Добровольцах». В институте на комсомольском собрании я дала пощечину однокурснику, он позволил себе оскорбительное хулиганство.
Меня вызвали в райком, предложили сдать билет. Я показала его издали и сказала: «Можете на него посмотреть. В руки не дам, я его получила на фронте». Понимаете, это было определенное мировоззрение. Я в это верила. По-другому, наверное, невозможно было защитить идеалы, которыми мы жили тогда.
– Почти всю войну вы прослужили в передвижном фронтовом госпитале. Ведь вы были совсем девочкой, неужели без вас не обошлись бы, или это желание помочь отцу-врачу?
– Нет, это была моя помощь Родине, я очень высоко ценила это. Меня на фронт призвали плакаты «Родина-мать зовет», «Что ты сделал для фронта?», которые тогда были повсюду. Я считала своим долго быть полезной Родине. Отец был с нами в госпитале недолго, зимой 1942 года он уже был под Сталинградом. А мы остались – мама, я и маленькая сестричка, которую в госпитале нам приходилось прятать, чтобы не отдавать ее в детский дом.
Я овладела навыками лаборантки, в палаты меня не очень-то пускали. Мне было 13 лет, потом исполнилось 14, 15, 16. А в ноябре 1944 года я освободилась от службы в госпитале, меня послали учиться в медицинское училище. Я собиралась пойти по папиным стопам, но после дипломной практики поняла: не смогу быть врачом.
– Но это не помешало вам убедительно сыграть роль врача в «Неоконченной повести».
– Знаете, этой ролью я как бы отдавала долги папе с мамой. Моя первая роль на сцене тоже врач – арбузовская Таня в Вильнюсском русском драматическом театре. Передо мной был выбор – «Двенадцатая ночь», сразу две роли, в итоге их сыграла Клавдия Лучко. А я предпочла романтической шпаге скромный медицинский халат врача в «Неоконченной повести»...
Быстрицкая никогда не говорит о личном. Не считает нужным «перетряхивать подробности своей жизни на людях». В 19 лет она, юная фельдшер-акушерка, приняла 15 родов. Естественно, никаких обезболиваний не было, медикаментов в достатке – тоже… Тогда у нее появились первые седые волосы, а на собственного ребенка она так и не решилась. Ее детьми стали ученики, много лет она вела творческую мастерскую в Щепкинском училище при Малом театре. Бороться с сединой бросила не так давно, когда вдруг перекрасилась в блондинку. Это, конечно, был смелый шаг, но красоту ничем не испортишь. К новой Быстрицкой быстро привыкли.
– Элина Авраамовна, вас знают как отличную бильярдистку, вы любите бокс. Наконец, вы 18 лет возглавляли Федерацию художественной гимнастики СССР и вывели ее на олимпийский помост. Откуда такой интерес к спорту?
– Это моя давняя любовь. В юности я всерьез занималась гимнастикой, хореографией, потом увлекалась бильярдом, бокс смотрю как болельщица. Мне это интересно. В 1975 году, перед вылетом нашей сборной на чемпионат в Базель, меня пригласили на встречу с командой. Я выступила, они пошли обедать, а я заглянула в спортзал. Честно говоря, хотела проверить, не потеряла ли форму. Я вошла в зал и увидела, что одна гимнастка обедать не пошла, стоит на растяжке. О, думаю, это характер, это чемпионка. Поделилась своими наблюдениями со старшим тренером Валентиной Григорьевной Батаен. А та девочка, Ирочка Дерюгина, в Базеле стала чемпионкой.
Тогда это было непросто. У нас была еще довольно тяжелая жизнь, даже приличный купальник купить было проблемой. Потом я уехала сниматься в Болгарию. Вернулась, звонок: «Элина Авраамовна, мы вас выбрали президентом федерации». Я устроила так, что соревнования гимнастов стали показывать по ТВ, и постепенно о гимнастике стали говорить всерьез. Как-то я пришла к руководителям Спорткомитета СССР, говорю, пора думать об участии гимнастов в Олимпийских играх, а мы еще и на Спартакиаде народов СССР не выступали. Нас выключили, ну а потом был период взлетов. Я счастлива, что была причастна к этому.
– Некоторые ваши коллеги теперь как-то болезненно относятся к прежним заслугам, а у вас, я как-то видела в Доме кино, целый иконостас на груди.
– Ну что вы, я горжусь своим званием народной артистки СССР, всеми своими наградами, у меня их более двух десятков, пять – фронтовых. Это ведь моя жизнь. Я их надеваю два раза в год – на 23 февраля и 9 Мая, в День Победы.
– Элина Авраамовна, вы баллотировались в Думу. Зачем вам, востребованной актрисе, это надо?
– Я не могу смириться с тем, что не платят достойную зарплату врачам, учителям, работникам культуры. Не могу смириться с тем, что в провинции гибнет культура. В Думу я не пошла, уступила место другому человеку. Только сказала, пусть он выполнит то, что я хочу.
– Ну и как, выполняет?
– По-моему, да. Он работает, помогает культуре. Но свое место в Малом театре я никому не уступлю. Это мой дом. Я люблю его сцену, мою гримуборную, порядки Малого, его легенды. Я люблю своих партнеров, люблю его дух, его ауру. В его стенах я черпаю вдохновение и силы. Нигде, кроме стен Малого театра, я не чувствую себя такой молодой, энергичной...
Вопреки слухам, Быстрицкая никогда не прибегала к пластическим операциям. Как медик она опасается последствий. У нее есть свои секреты красоты, которые актриса тщательно оберегает. Она каждый день делает гимнастику по полчаса, на завтрак съедает яблоко, несколько орехов. Ее бабушка говорила: «Детка, каждому дается ведро воды. Вопрос в том, как его донести». Быстрицкая расходовала его экономно. Она и сейчас остается одной из самых красивых актрис отечественного театра и кино.
– Элина Авраамовна, что вас радует сейчас?
– Новая роль. Я играю две – в «Горе от ума» и «Мудреце». Репетирую новую, заглавную, в «Госпоже министерше» Нушича. Премьера – в конце декабря.
Нелли ПРОТОРСКАЯ
«Трибуна»
25 НОЯБРЯ, 2004 ГОДА