Новости

«Пресса о гастролях Малого театра» «МУДРЕЦ» НОМЕР ДЕВЯТЬ

«Пресса о гастролях Малого театра»

«МУДРЕЦ» НОМЕР ДЕВЯТЬ

Позавчера комедией Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» Малый театр открыл гастроли в Челябинске.

Придя домой после спектакля, первым делом открыла том Островского с комедией «На всякого мудреца довольно простоты». И убедилась, что слово «капиталист» действительно звучит из уст ретрограда Крутицкого. Так он и говорит, вербуя — Глумова в ряды сторонников таких же, как он, противников реформ вообще: «Будешь капиталистом, найдем тебе место видное, покойное. Нам такие люди нужны... а то молокососы одолевать начали».

Вот уже как минимум два десятилетия Александр Николаевич Островский — самый актуальный драматург. Не то чтобы при советской власти его мало ставили, хоть с оглядкой, но как классика — постоянно.

Но только в конце двадцатого века ситуации некоторых его пьес показались просто слепком с нашей действительности, словно писал их не бородатый человек XIX века в подбитом мехом халате, глядящий на нас с известного портрета Василия Перова, а наш современник, наблюдательный и язвительный. И в этом случае мы без труда назвали бы «прототипов»: и неуспокоившегося генерала гэкачеписта Крутицкого, и лжелиберала Городулина, и «новейшего самоучителя», но уже нашего времени, Мамаева, и, конечно, журналиста-шантажиста Голутвина... А Глумовых, упустивших свое время, спохватившихся, что никаких дивидендов от участия в перестройке, в отличие от других, не ухвачено, каждый назвать сможет.

Тех, кто ставит Островского сегодня, чаще всего привлекает именно возможность провести параллели между временем, о котором писал драматург, и сегодняшним днем. Очень соблазнительно. И публика довольна, и театр сказал свое смелое слово о ситуации в стране.

В спектакле Малого театра, открывшего гастроли в Челябинске именно «Мудрецом», никаких настойчивых аллюзий нет. Есть бережное отношение к тексту пьесы, в угоду нынешнему «формату» театрального зрелища куски текста не вымарываются.

На сцене действуют люди XIX века в костюмах и обстановке, соответствующих времени и месту действия.

Подгонку Островского под современную ситуацию Малый оставляет тем, для кого пьесы Островского редкое блюдо в их театральном меню, кто каждый раз заново учится готовить и подавать это зрителю.

А у Малого Островский — нечто постоянное, как ежеутренние овсянка и яичница с беконом у англичан. Чтобы не приелось, надо достичь совершенства в приготовлении привычной еды.

Опыт наработан полутора веками постановок. Тот же «Мудрец», например, 1 ноября 1868 года был поставлен Александрийским театром в Петербурге, а 6 ноября, то есть через пять дней, — в Малом. Но в отличие от петербургской сцены эта комедия уже практически не покидала подмостков Малого театра, возобновлялась и возобновлялась. В сорок первом году, например, театр, эвакуированный в Челябинск, привез постановку 1935 года и показывал ее в нашем городе.

Девятая по счету постановка, которой открылись нынешние гастроли, для Малого, где спектакли сохраняются в репертуаре десятилетиями, можно считать поданной нам с пылу, с жару: премьера состоялась 5 октября 2003 года. То есть это современный взгляд Малого театра на одну из самых острых пьес своего «фирменного» драматурга.

Театр пьеса интересует прежде всего как блестящая комедия с мастерски выписанными персонажами, стремительно развивающейся интригой, остроумным текстом. Здесь понимают, что зрители обязательно станут реагировать на «острые» места в тексте, и подчеркивать это еще дополнительно будет явным перебором.

Если учесть, какой выучки и какого мастерства артисты выходят на сцену в спектакле: Лилия Юдина (Турусина), Ирина Муравьева (Мамаева), Борис Клюев (Крутицкий), Александр Потапов (Мамаев), Татьяна Панкова (Манефа), Александр Клюквин (Городулин), Александр Вершинин (Глумов), то понимаешь, что актерская виртуозность — главная составляющая спектакля.

Добавьте к этому декорации Энара Стенберга, как всегда в Малом, подробные и красивые, костюмы Натальи Поваго, богатые и тоже красивые, музыку Шандора Каллоша, жизнерадостную и неназойливую...

И получается, что режиссер-постановщик Владимир Бейлис создал стильный спектакль, смотреть который — удовольствие.

А острота текста? Она никуда не делась.

Ирина МОРГУЛЕС

«Южноуральская Панорама» (Челябинск), 14.05.2005

Дата публикации: 05.07.2005
«Пресса о гастролях Малого театра»

«МУДРЕЦ» НОМЕР ДЕВЯТЬ

Позавчера комедией Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты» Малый театр открыл гастроли в Челябинске.

Придя домой после спектакля, первым делом открыла том Островского с комедией «На всякого мудреца довольно простоты». И убедилась, что слово «капиталист» действительно звучит из уст ретрограда Крутицкого. Так он и говорит, вербуя — Глумова в ряды сторонников таких же, как он, противников реформ вообще: «Будешь капиталистом, найдем тебе место видное, покойное. Нам такие люди нужны... а то молокососы одолевать начали».

Вот уже как минимум два десятилетия Александр Николаевич Островский — самый актуальный драматург. Не то чтобы при советской власти его мало ставили, хоть с оглядкой, но как классика — постоянно.

Но только в конце двадцатого века ситуации некоторых его пьес показались просто слепком с нашей действительности, словно писал их не бородатый человек XIX века в подбитом мехом халате, глядящий на нас с известного портрета Василия Перова, а наш современник, наблюдательный и язвительный. И в этом случае мы без труда назвали бы «прототипов»: и неуспокоившегося генерала гэкачеписта Крутицкого, и лжелиберала Городулина, и «новейшего самоучителя», но уже нашего времени, Мамаева, и, конечно, журналиста-шантажиста Голутвина... А Глумовых, упустивших свое время, спохватившихся, что никаких дивидендов от участия в перестройке, в отличие от других, не ухвачено, каждый назвать сможет.

Тех, кто ставит Островского сегодня, чаще всего привлекает именно возможность провести параллели между временем, о котором писал драматург, и сегодняшним днем. Очень соблазнительно. И публика довольна, и театр сказал свое смелое слово о ситуации в стране.

В спектакле Малого театра, открывшего гастроли в Челябинске именно «Мудрецом», никаких настойчивых аллюзий нет. Есть бережное отношение к тексту пьесы, в угоду нынешнему «формату» театрального зрелища куски текста не вымарываются.

На сцене действуют люди XIX века в костюмах и обстановке, соответствующих времени и месту действия.

Подгонку Островского под современную ситуацию Малый оставляет тем, для кого пьесы Островского редкое блюдо в их театральном меню, кто каждый раз заново учится готовить и подавать это зрителю.

А у Малого Островский — нечто постоянное, как ежеутренние овсянка и яичница с беконом у англичан. Чтобы не приелось, надо достичь совершенства в приготовлении привычной еды.

Опыт наработан полутора веками постановок. Тот же «Мудрец», например, 1 ноября 1868 года был поставлен Александрийским театром в Петербурге, а 6 ноября, то есть через пять дней, — в Малом. Но в отличие от петербургской сцены эта комедия уже практически не покидала подмостков Малого театра, возобновлялась и возобновлялась. В сорок первом году, например, театр, эвакуированный в Челябинск, привез постановку 1935 года и показывал ее в нашем городе.

Девятая по счету постановка, которой открылись нынешние гастроли, для Малого, где спектакли сохраняются в репертуаре десятилетиями, можно считать поданной нам с пылу, с жару: премьера состоялась 5 октября 2003 года. То есть это современный взгляд Малого театра на одну из самых острых пьес своего «фирменного» драматурга.

Театр пьеса интересует прежде всего как блестящая комедия с мастерски выписанными персонажами, стремительно развивающейся интригой, остроумным текстом. Здесь понимают, что зрители обязательно станут реагировать на «острые» места в тексте, и подчеркивать это еще дополнительно будет явным перебором.

Если учесть, какой выучки и какого мастерства артисты выходят на сцену в спектакле: Лилия Юдина (Турусина), Ирина Муравьева (Мамаева), Борис Клюев (Крутицкий), Александр Потапов (Мамаев), Татьяна Панкова (Манефа), Александр Клюквин (Городулин), Александр Вершинин (Глумов), то понимаешь, что актерская виртуозность — главная составляющая спектакля.

Добавьте к этому декорации Энара Стенберга, как всегда в Малом, подробные и красивые, костюмы Натальи Поваго, богатые и тоже красивые, музыку Шандора Каллоша, жизнерадостную и неназойливую...

И получается, что режиссер-постановщик Владимир Бейлис создал стильный спектакль, смотреть который — удовольствие.

А острота текста? Она никуда не делась.

Ирина МОРГУЛЕС

«Южноуральская Панорама» (Челябинск), 14.05.2005

Дата публикации: 05.07.2005