ЯБЛОЧКИНА Александра Александровна (3(15). 11. 1866, Петербург, — 20.3. 1964, Москва), актриса, народная артистка СССР (1937). Училась у актрисы Г.Н. Федотовой и у своего отца — актёра и режиссёра Александра Александровича Яблочкина. В 1886 — 1888 в московском театре Корша; сыграла здесь одну из своих лучших ролей — Софью («Горе от ума» А.С. Грибоедова). С 1888 до конца своей жизни — в Малом театре. Обладая прекрасной внешностью, отличалась грацией, отточенностью жеста, движений, комедийным мастерством. Ей было свойственно исключительное внимание к чистоте русской речи. Среди ролей: Марья Антоновна («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1889), Офелия («Гамлет», 1894), Корделия («Король Лир», 1895), леди Анна («Ричард III», 1897, все — У. Шекспира); Лидия («Бешеные деньги», 1904), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты», 1907), Коринкина («Без вины виноватые», 1908, все — А.Н. Островского); Анна Андреевна («Ревизор», 1919), Королева («Стакан воды» Э. Скриба, 1923), Каренина («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951). Последний раз Яблочкина выступила на сцене в 1961 в роли мисс Кроули («Ярмарка тщеславия» по У.М. Теккерею). На протяжении ряда лет Яблочкина избиралась председателем «корпораций артистов» Малого театра. В 1915, после смерти основательницы Русского театрального общества М.Г. Савиной, возглавила это общество (с 1932 — ВТО) и была его председателем до конца жизни. Автор мемуаров «75 лет в театре» (1960), в которых рассказано о театральной жизни Москвы. Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1906—64 жила Яблочкина (Большая Дмитровка, 4/2), — мемориальная доска. Имя Яблочкиной присвоено Дому актёра ВТО, московскому Дому ветеранов сцены. С 1995 Дом актёра присуждает премию имени Яблочкиной лучшим актёрам года.
Из материалов ГТРФ
«Необычайно красивая, изящная, простая, она поразила меня, — писал В.Качалов о А.Яблочкиной, — своим сценическим благородством, тонкостью исполнения, громадным чувством меры…». А.Яблочкина дебютировала на сцене Малого театра Союза ССР в 1888 году — в роли Софьи в «Горе от ума» А.Грибоедова и работала в этом театре до конца жизни. Последний раз великая актриса выступила на сцене в 1961 году в роли Мисс Кроули в «Ярмарке тщеславия» У.Теккерея.
Превосходная исполнительница ролей классического репертуара, А.Яблочкина много выступала и в пьесах современных русских и западно-европейских драматургов. Собрание радиофонда располагает записями следующих спектаклей, сцен из спектаклей с участием А.Яблочкиной: «Горе от ума» А.Грибоедова, в роли Хлестовой, «Уриэль Акоста» К.-Ф.Гуцкова, в роли Эсфири, «Крылья» А.Корнейчука, в роли Горицвет, «Бешеные деньги» А.Островского, в роли Чебоксаровой, «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея, в роли Мисс Кроули. Сцены: «Василиса Мелентьева» А.Островского, в роли Василисы, «Волки и овцы» А.Островского, в роли Мурзавецкой, «Лес» А.Островского, в роли Гурмыжской, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, в роли Турусиной, «Измена» А.Сумбатова-Южина, в роли Зейнаб, «Мария Стюарт» Ф.Шиллера, в роли Елизаветы, «Богдан Хмельницкий» А.Корнейчука, в роли Варвары, «Живой труп» Л.Толстого, в роли Анны Дмитриевны Карениной.
В коллекции радиофонда есть также записи стихотворений А.Пушкина в исполнении А.Яблочкиной: «Деревня», «Если жизнь тебя обманет», «Элегия» и другие. Отрывок из 3-й главы «Евгения Онегина» А.Пушкина актриса записала в 1940-х годах.
Сочинения: 75 лет в театре, (3 изд.), М., 1977.
Литература: А. А. Яблочкина. К пятидесятилетию сценической деятельности. (Сб., М. — Л., 1937);
Филиппов В., А.А. Яблочкина, М.-Л., 1947.
СПИСОК РОЛЕЙ АЛЕКСАНДРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ЯБЛОЧКИНОЙ
Публикуемый послужной список знаменитой актрисы Малого театра включает 270 ролей, сыгранных в период с 1885 по 1961 год…
ТИФЛИС
1885
Катарина — «Укрощение строптивой» Шекспира.
Наташа — «Своя семья» Грибоедова, Хмельницкого, Шаховского.
Эмма — «Три пощечины» Григорьева.
ТЕАТР КОРША
1886—1888
Наташа — «Байбак» Тихонова.
Любовь Гордеевна — «Бедность не порок» Островского.
Оленька — «Благородный театр» Шаховского.
Марина — «Борис Годунов» (сцена у фонтана) Пушкина.
Софья — «Горе от ума» Грибоедова.
Александра Дмитриевна — «Друзья-приятели» Кугушева.
Наташа — «Дядюшкина квартира» Мясницкого.
Саша — «Заварила кашу — расхлебывай» Крылова.
Пашенька — «Кручина» Шпажинского.
Зоринская — «Кому жить?» Николаева.
Лиза — «Лиза Фомина» Каменского.
Люсиль — «Мещанин во дворянстве» Мольера.
Машенька — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.
Софья — «Недоросль» Фонвизина.
Людмила — «Особое поручение» Николаева.
Женни — «Пансионерка» Тарновского.
Баронесса — «Победителей не судят» (переделка Самойлова). Наташа — «Своя семья» Грибоедова, Хмельницкого, Шаховского. Элиза — «Скупой» Мольера.
Штопнова — «Соколы и вороны» Сумбатова.
Надя — «Сорванец» Крылова.
Лелия — «Сюлливан» («Любовь и предрассудок») Малевиля.
Чонская — «Так на свете все превратно» Крылова.
Эмма — «Три пощечины» Григорьева.
Лиза — «Фру-Фру» («Ветерок») Мельяк и Галеви.
Баронесса Фицгейм — «Чад жизни» Маркевича.
МАЛЫЙ ТЕАТР
1888—1889
Ольга Александровна — «Бабье дело» Канаева.
Ия Ивановна — «В плену» Осипова.
Софья — «Горе от ума» Грибоедова.
Анжелика — «Мнимый больной» Мольера.
Беатриче — «Много шума из ничего» Шекспира.
Паранька — «Правительница Софья» Крылова и Полевого.
Эмма — «Супруги в западне» Каратыгина.
Анна — «Теофано» Аверкиева.
Луиза — «Чрезвычайное происшествие» Каратыгина.
1889—1890
Соня — «Божья коровка» Боборыкина.
Юлия Александровна — «Перепутала» Северина
Марья Антоновна — «Ревизор» Гоголя.
Роза — «Севильский обольститель» Бежецкого.
Соколова — «Симфония» М. Чайковского.
Оберон — «Сон в летнюю ночь» Шекспира.
Арикия — «Федра» Расина.
Быкаева — «Цепи» Сумбатова.
1890—1891
Анна — «Виндзорские проказницы» Шекспира,
Саша — «Заварила кашу — расхлебывай» Крылова.
Актея — «Смерть Агриппины» Буренина.
1891 — 1892
Юлия — «Жизнь Илимова» Лихачева.
Агнеса Сорель — «Орлеанская дева» Шиллера.
Казильда — «Рюи Блаз» Гюго.
1892—1893
Елена — «Гусь лапчатый» Салова.
Орловская — «Жрица искусства» Карпова.
Хильдечарда — «Кольцо любви» Крылова.
Вера Алексеевна — «Перекати-поле» Гнедича.
Элиза — «Скупой» Мольера.
Смельская — «Таланты и поклонники» Островского.
1893—1894
Антонида — «Венецейский истукан» Гнедича.
Зоя — «Расплата» Гославского.
1894—1895
Ольга Андреевна — «Бэби» Северина.
Офелия — «Гамлет» Шекспира.
Софья Андреевна — «Лопухи» Гнедича.
Катя — «Общество поощрения скуки» Крылова.
Петрова — «Она жизнь поняла» Л. Г.
Женни — «Пансионерка» Тарновского.
Графиня — «Сиятельный зять» Ожье и Сандо.
Донна Соль — «Эрнани» Гюго.
1895—1896
Туманова — «Газета напутала» Булацеля.
Васильчикова — «Горящие письма» Гнедича.
Ольга Петровна — «Жизнь» Потапенко.
Корделия — «Король Лир» Шекспира.
Баронесса Пуф — «Лолотта» Мельяка и Галеви.
Графиня Анна — «Он в отставке» Суворина.
Анна — «Темная сила» Шпажинского.
1896—1897
Леля — «Кому весело живется» Крылова.
Леди Анна — «Король Ричард III» Шекспира.
Карская — «Кумир» Борисова.
Фон Витох — «Наездница» Поля.
Варвара Денисовна — «Подорожник» Гославского.
Званцева — «Приличие» Билибина.
1897—1898
Эмма Леопольдовна — «Джентльмен» Сумбатова.
Сесиль Генриетта — «Кто любит мир — кто любит ссору» Пальерона.
Татьяна Дмитриевна — «Пашенька» Персияниновой.
Ленавцева — «Питомка» Шпажинского.
Вера Борисовна — «Старый закал» Сумбатова.
Мишлина — «Теща» Ожье.
1898—1899
Глафира — «Волки и овцы» Островского.
Елизавета Владимировна — «Волшебная сказка» Потапенко.
Калерия Павловна — «Две судьбы» Шпажинского.
Мадлена — «Дитя», перевод с английского Райского.
Лиза — «Друзья детства» Невежина.
Юлия — «Идеальная жена» Прага.
Лаура — «Каменный гость» Пушкина.
Калерия — «Ложь» Зеланд (Дубельт).
Царевна Ксения — «Царь Борис» А. К. Толстого.
1899—1900
Елена Кефельд — «Кин» А. Дюма.
Маша — «Глухая стена» Шапир.
Княжна Сосо — «Закат» Сумбатова.
Аглая — «Идиот» по роману Достоевского.
Дездемона — «Отелло» Шекспира
Талия — «Торжество муз», пролог на открытие Большого театра Дмитриева.
1900—1901
Клара Шпор — «Вечная любовь» Фабера.
Придворная дама — «Зимняя сказка» Шекспира.
Парфения — «Ингомар» Гальма.
Княжна Ольга — «Накипь» Боборыкина.
Лидочка — «Отжитое время» («Дело») Сухово-Кобылина.
Анна Викторовна — «Цена жизни» Немировича-Данченко.
1901—1902
Вава — «В ответе» Боборыкина.
Виргилия — «Кориолан» Шекспира.
Ольга Дмитриевна — «Нефтяной фонтан» Величко.
Анна Григорьевна — «Разговор двух дам» Гоголя.
Ренева — «Светит, да не греет» Островского.
Негина — «Таланты и поклонники» Островского.
1902—1903
Анна Боллейн — «Король Генрих VIII» Шекспира.
Леди Снируэл — «Школа злословия» Шеридана.
1903—1904
Рукайя — «Измена» Сумбатова.
Наталья Константиновна — «Новый скит» Гнедича.
Александра — «Победа» Трахтенберга.
Марион де Лорм — «Сен-Марс» Капниста.
Фернанда — «Сын Жибуайе» Ожье.
1904—1905
Лидия — «Бешеные деньги» Островского.
Фру Фанни — «Джон Габриель Боркман» Ибсена.
Аксарина — «Ольгин день» Бежецкого.
Бабашина — «Упразднители» Боборыкина.
1905—1906
Ольга — «Для счастья» Пшибышевского.
Виолетта — «Мастер» Бара.
Овиновская — «Невод» Сумбатова.
1906—1907
Сигрид — «Борьба за престол» Ибсена.
Элен — «Над жизнью» Шкляра.
Рафаэлла — «Праздник жизни» Зудермана.
1907—1908
Коринкина — «Без вины виноватые» Островского.
Вышневская — «Доходное место» Островского.
Муратова — «Дельцы» Колышко.
Мамаева — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.
Эмилия — «Отелло» Шекспира.
Леди Риджлей — «Хозяйка в доме» Пинеро.
1908—1909
Фрейбальцен — «Борьба за мужчину» Фибих.
Марина — «Вожди» Сумбатова.
Лидия — «Казенная квартира» Рышкова.
Первая дама — «Театральный разъезд» Гоголя.
Барсукова — «Утро делового человека» Гоголя.
Сабина — «Сестры из Бишофсберга» Гауптмана.
Мещерякова — «Сполохи» Тихонова.
Lise — «Холопы» Гнедича.
1909—1910
Ната Клевцова — «Болотные огни» Гнедича.
Графиня — «Женитьба Фигаро» Бомарше.
Вера — «Жены» Айзмана.
Леди Чилтерн — «Идеальный муж» Уайльда.
Евлалия — «Невольницы» Островского.
1910—1911
Королева Елизавета — «Мария Стюарт» Шиллера.
Громбицкая — «Жулик» Потапенко.
Зимина — «Светлая личность» Карпова.
Панни Варвара — «Каштелянский мед» Крашевского.
Наталья Дмитриевна — «Горе от ума» Грибоедова.
1911—1912
Агнесса — «Бесчестье» Филиппи.
Попова — «Медведь» Чехова.
Княгиня Чемизова — «Наследники» Хин.
Звездинцева — «Плоды просвещения» Л. Толстого.
Светланова — «Прохожие» Рышкова.
Жанна — «Убеждение госпожи Обрей» Дюма.
1912—1913
Дьяконица — «Двенадцатый год» Бахметьева.
Гофрайтер — «Обширная страна» Шницлера.
Первая боярыня и инокиня Марфа — «1613 год» Чаева.
Юлия — «Идеальная жена» Прага.
1913—1914
Василиса — «Василиса Мелентьева» Островского.
Моника Фельт — «Порыв» Кистмекера.
1914—1915
Ирина Константиновна — «Дом» Тардова.
Леди Миллиган — «Добродетель и добродетель» Сутро.
Аспазия Бопертюи — «Соломенная шляпка» Лабиша.
1915—1916
Хлестова — «Горе от ума» Грибоедова.
Княгиня Евпраксия — «Чародейка» Шпажинского.
1916—1917
Ольга Васильевна — «Светлый путь» Разумовского.
Мурзавецкая — «Волки и овцы» Островского.
1917—1918
Чебоксарова-мать — «Бешеные деньги» Островского.
Придворная дама — «Стакан воды» Скриба (юбилей Федотовой).
1918—1919
Острогина — «Ночной туман» Сумбатова.
Клитемнестра — «Электра» Гофмансталя
.
1919—1920
Анна Андреевна — «Ревизор» Гоголя.
Герцогиня Йоркская — «Король Ричард III» Шекспира.
1921 — 1922
Гурмыжская — «Лес» Островского.
Зейнаб — «Измена» Сумбатова.
1923—1924
Графиня — «Дамская война» Скриба.
Кальпурния — «Юлий Цезарь» Шекспира.
Королева — «Стакан воды» Скриба.
1924—1925
Кармина — «Женитьба Белугина» Островского и Соловьева.
Мисс Бартвис — «Серебряная коробка» Голсуорси.
Плавунцова — «Холопы» Гнедича.
Эсфирь — «Уриэль Акоста» Гуцкова.
1925—1926
Ульяна — «Семь жен Иоанна Грозного» Смолина.
Барыня — «Последний жемчуг» Персияниновой.
1926—1927
Тарабаева — «Наследие времен» Платона.
Атуева — «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина.
Минкина — «Аракчеевщина» Платона.
1927—1928
Сара Бартлет — «Золото» О\\\\\\\'Нейля.
1928—1929
Ксения — «Огненный мост» Ромашова.
Муза — «Сигнал» Полякова.
1929—1930
Хлёстова — «Горе от ума» Грибоедова.
Мамаева — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.
1931—1932
Звездинцева – «Плоды просвещения» Л. Толстого.
Толстая барыня – «Плоды просвещения» Л. Толстого.
1932—1933
Чебоксарова-мать — «Бешеные деньги» Островского.
Королева — «Стакан воды» Скриба.
1933—1934
Скутаревская — «Скутаревский» Леонова.
1934—1935
Мурзавецкая — «Волки и овцы» Островского.
Горностаева — «Любовь Яровая» Тренева.
1937—1938
Капитолина — «На берегу Невы» Тренева.
1938—1939
Варвара — «Богдан Хмельницкий» Корнейчука.
1940—1941
Эсфирь — «Уриэль Акоста» Гуцкова.
1941 — 1942
Турусина — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.
1942—1943
Богаевская — «Варвары» Горького.
Хлестова — «Горе от ума» Грибоедова.
1943—1944
Миссис Хиггинс — «Пигмалион» Шоу.
1950—1951
Каренина — «Живой труп» Л. Толстого.
1955—1956
Александра Алексеевна Горицвет — «Крылья» А. Корнейчука.
1958—1959
Мисс Кроули — «Ярмарка тщеславия» по роману У. Теккерея.
ЯБЛОЧКИНА Александра Александровна (3(15). 11. 1866, Петербург, — 20.3. 1964, Москва), актриса, народная артистка СССР (1937). Училась у актрисы Г.Н. Федотовой и у своего отца — актёра и режиссёра Александра Александровича Яблочкина. В 1886 — 1888 в московском театре Корша; сыграла здесь одну из своих лучших ролей — Софью («Горе от ума» А.С. Грибоедова). С 1888 до конца своей жизни — в Малом театре. Обладая прекрасной внешностью, отличалась грацией, отточенностью жеста, движений, комедийным мастерством. Ей было свойственно исключительное внимание к чистоте русской речи. Среди ролей: Марья Антоновна («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1889), Офелия («Гамлет», 1894), Корделия («Король Лир», 1895), леди Анна («Ричард III», 1897, все — У. Шекспира); Лидия («Бешеные деньги», 1904), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты», 1907), Коринкина («Без вины виноватые», 1908, все — А.Н. Островского); Анна Андреевна («Ревизор», 1919), Королева («Стакан воды» Э. Скриба, 1923), Каренина («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951). Последний раз Яблочкина выступила на сцене в 1961 в роли мисс Кроули («Ярмарка тщеславия» по У.М. Теккерею). На протяжении ряда лет Яблочкина избиралась председателем «корпораций артистов» Малого театра. В 1915, после смерти основательницы Русского театрального общества М.Г. Савиной, возглавила это общество (с 1932 — ВТО) и была его председателем до конца жизни. Автор мемуаров «75 лет в театре» (1960), в которых рассказано о театральной жизни Москвы. Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1906—64 жила Яблочкина (Большая Дмитровка, 4/2), — мемориальная доска. Имя Яблочкиной присвоено Дому актёра ВТО, московскому Дому ветеранов сцены. С 1995 Дом актёра присуждает премию имени Яблочкиной лучшим актёрам года.
Из материалов ГТРФ
«Необычайно красивая, изящная, простая, она поразила меня, — писал В.Качалов о А.Яблочкиной, — своим сценическим благородством, тонкостью исполнения, громадным чувством меры…». А.Яблочкина дебютировала на сцене Малого театра Союза ССР в 1888 году — в роли Софьи в «Горе от ума» А.Грибоедова и работала в этом театре до конца жизни. Последний раз великая актриса выступила на сцене в 1961 году в роли Мисс Кроули в «Ярмарке тщеславия» У.Теккерея.
Превосходная исполнительница ролей классического репертуара, А.Яблочкина много выступала и в пьесах современных русских и западно-европейских драматургов. Собрание радиофонда располагает записями следующих спектаклей, сцен из спектаклей с участием А.Яблочкиной: «Горе от ума» А.Грибоедова, в роли Хлестовой, «Уриэль Акоста» К.-Ф.Гуцкова, в роли Эсфири, «Крылья» А.Корнейчука, в роли Горицвет, «Бешеные деньги» А.Островского, в роли Чебоксаровой, «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея, в роли Мисс Кроули. Сцены: «Василиса Мелентьева» А.Островского, в роли Василисы, «Волки и овцы» А.Островского, в роли Мурзавецкой, «Лес» А.Островского, в роли Гурмыжской, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Островского, в роли Турусиной, «Измена» А.Сумбатова-Южина, в роли Зейнаб, «Мария Стюарт» Ф.Шиллера, в роли Елизаветы, «Богдан Хмельницкий» А.Корнейчука, в роли Варвары, «Живой труп» Л.Толстого, в роли Анны Дмитриевны Карениной.
В коллекции радиофонда есть также записи стихотворений А.Пушкина в исполнении А.Яблочкиной: «Деревня», «Если жизнь тебя обманет», «Элегия» и другие. Отрывок из 3-й главы «Евгения Онегина» А.Пушкина актриса записала в 1940-х годах.
Сочинения: 75 лет в театре, (3 изд.), М., 1977.
Литература: А. А. Яблочкина. К пятидесятилетию сценической деятельности. (Сб., М. — Л., 1937);
Филиппов В., А.А. Яблочкина, М.-Л., 1947.
СПИСОК РОЛЕЙ АЛЕКСАНДРЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ЯБЛОЧКИНОЙ
Публикуемый послужной список знаменитой актрисы Малого театра включает 270 ролей, сыгранных в период с 1885 по 1961 год…
ТИФЛИС
1885
Катарина — «Укрощение строптивой» Шекспира.
Наташа — «Своя семья» Грибоедова, Хмельницкого, Шаховского.
Эмма — «Три пощечины» Григорьева.
ТЕАТР КОРША
1886—1888
Наташа — «Байбак» Тихонова.
Любовь Гордеевна — «Бедность не порок» Островского.
Оленька — «Благородный театр» Шаховского.
Марина — «Борис Годунов» (сцена у фонтана) Пушкина.
Софья — «Горе от ума» Грибоедова.
Александра Дмитриевна — «Друзья-приятели» Кугушева.
Наташа — «Дядюшкина квартира» Мясницкого.
Саша — «Заварила кашу — расхлебывай» Крылова.
Пашенька — «Кручина» Шпажинского.
Зоринская — «Кому жить?» Николаева.
Лиза — «Лиза Фомина» Каменского.
Люсиль — «Мещанин во дворянстве» Мольера.
Машенька — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.
Софья — «Недоросль» Фонвизина.
Людмила — «Особое поручение» Николаева.
Женни — «Пансионерка» Тарновского.
Баронесса — «Победителей не судят» (переделка Самойлова). Наташа — «Своя семья» Грибоедова, Хмельницкого, Шаховского. Элиза — «Скупой» Мольера.
Штопнова — «Соколы и вороны» Сумбатова.
Надя — «Сорванец» Крылова.
Лелия — «Сюлливан» («Любовь и предрассудок») Малевиля.
Чонская — «Так на свете все превратно» Крылова.
Эмма — «Три пощечины» Григорьева.
Лиза — «Фру-Фру» («Ветерок») Мельяк и Галеви.
Баронесса Фицгейм — «Чад жизни» Маркевича.
МАЛЫЙ ТЕАТР
1888—1889
Ольга Александровна — «Бабье дело» Канаева.
Ия Ивановна — «В плену» Осипова.
Софья — «Горе от ума» Грибоедова.
Анжелика — «Мнимый больной» Мольера.
Беатриче — «Много шума из ничего» Шекспира.
Паранька — «Правительница Софья» Крылова и Полевого.
Эмма — «Супруги в западне» Каратыгина.
Анна — «Теофано» Аверкиева.
Луиза — «Чрезвычайное происшествие» Каратыгина.
1889—1890
Соня — «Божья коровка» Боборыкина.
Юлия Александровна — «Перепутала» Северина
Марья Антоновна — «Ревизор» Гоголя.
Роза — «Севильский обольститель» Бежецкого.
Соколова — «Симфония» М. Чайковского.
Оберон — «Сон в летнюю ночь» Шекспира.
Арикия — «Федра» Расина.
Быкаева — «Цепи» Сумбатова.
1890—1891
Анна — «Виндзорские проказницы» Шекспира,
Саша — «Заварила кашу — расхлебывай» Крылова.
Актея — «Смерть Агриппины» Буренина.
1891 — 1892
Юлия — «Жизнь Илимова» Лихачева.
Агнеса Сорель — «Орлеанская дева» Шиллера.
Казильда — «Рюи Блаз» Гюго.
1892—1893
Елена — «Гусь лапчатый» Салова.
Орловская — «Жрица искусства» Карпова.
Хильдечарда — «Кольцо любви» Крылова.
Вера Алексеевна — «Перекати-поле» Гнедича.
Элиза — «Скупой» Мольера.
Смельская — «Таланты и поклонники» Островского.
1893—1894
Антонида — «Венецейский истукан» Гнедича.
Зоя — «Расплата» Гославского.
1894—1895
Ольга Андреевна — «Бэби» Северина.
Офелия — «Гамлет» Шекспира.
Софья Андреевна — «Лопухи» Гнедича.
Катя — «Общество поощрения скуки» Крылова.
Петрова — «Она жизнь поняла» Л. Г.
Женни — «Пансионерка» Тарновского.
Графиня — «Сиятельный зять» Ожье и Сандо.
Донна Соль — «Эрнани» Гюго.
1895—1896
Туманова — «Газета напутала» Булацеля.
Васильчикова — «Горящие письма» Гнедича.
Ольга Петровна — «Жизнь» Потапенко.
Корделия — «Король Лир» Шекспира.
Баронесса Пуф — «Лолотта» Мельяка и Галеви.
Графиня Анна — «Он в отставке» Суворина.
Анна — «Темная сила» Шпажинского.
1896—1897
Леля — «Кому весело живется» Крылова.
Леди Анна — «Король Ричард III» Шекспира.
Карская — «Кумир» Борисова.
Фон Витох — «Наездница» Поля.
Варвара Денисовна — «Подорожник» Гославского.
Званцева — «Приличие» Билибина.
1897—1898
Эмма Леопольдовна — «Джентльмен» Сумбатова.
Сесиль Генриетта — «Кто любит мир — кто любит ссору» Пальерона.
Татьяна Дмитриевна — «Пашенька» Персияниновой.
Ленавцева — «Питомка» Шпажинского.
Вера Борисовна — «Старый закал» Сумбатова.
Мишлина — «Теща» Ожье.
1898—1899
Глафира — «Волки и овцы» Островского.
Елизавета Владимировна — «Волшебная сказка» Потапенко.
Калерия Павловна — «Две судьбы» Шпажинского.
Мадлена — «Дитя», перевод с английского Райского.
Лиза — «Друзья детства» Невежина.
Юлия — «Идеальная жена» Прага.
Лаура — «Каменный гость» Пушкина.
Калерия — «Ложь» Зеланд (Дубельт).
Царевна Ксения — «Царь Борис» А. К. Толстого.
1899—1900
Елена Кефельд — «Кин» А. Дюма.
Маша — «Глухая стена» Шапир.
Княжна Сосо — «Закат» Сумбатова.
Аглая — «Идиот» по роману Достоевского.
Дездемона — «Отелло» Шекспира
Талия — «Торжество муз», пролог на открытие Большого театра Дмитриева.
1900—1901
Клара Шпор — «Вечная любовь» Фабера.
Придворная дама — «Зимняя сказка» Шекспира.
Парфения — «Ингомар» Гальма.
Княжна Ольга — «Накипь» Боборыкина.
Лидочка — «Отжитое время» («Дело») Сухово-Кобылина.
Анна Викторовна — «Цена жизни» Немировича-Данченко.
1901—1902
Вава — «В ответе» Боборыкина.
Виргилия — «Кориолан» Шекспира.
Ольга Дмитриевна — «Нефтяной фонтан» Величко.
Анна Григорьевна — «Разговор двух дам» Гоголя.
Ренева — «Светит, да не греет» Островского.
Негина — «Таланты и поклонники» Островского.
1902—1903
Анна Боллейн — «Король Генрих VIII» Шекспира.
Леди Снируэл — «Школа злословия» Шеридана.
1903—1904
Рукайя — «Измена» Сумбатова.
Наталья Константиновна — «Новый скит» Гнедича.
Александра — «Победа» Трахтенберга.
Марион де Лорм — «Сен-Марс» Капниста.
Фернанда — «Сын Жибуайе» Ожье.
1904—1905
Лидия — «Бешеные деньги» Островского.
Фру Фанни — «Джон Габриель Боркман» Ибсена.
Аксарина — «Ольгин день» Бежецкого.
Бабашина — «Упразднители» Боборыкина.
1905—1906
Ольга — «Для счастья» Пшибышевского.
Виолетта — «Мастер» Бара.
Овиновская — «Невод» Сумбатова.
1906—1907
Сигрид — «Борьба за престол» Ибсена.
Элен — «Над жизнью» Шкляра.
Рафаэлла — «Праздник жизни» Зудермана.
1907—1908
Коринкина — «Без вины виноватые» Островского.
Вышневская — «Доходное место» Островского.
Муратова — «Дельцы» Колышко.
Мамаева — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.
Эмилия — «Отелло» Шекспира.
Леди Риджлей — «Хозяйка в доме» Пинеро.
1908—1909
Фрейбальцен — «Борьба за мужчину» Фибих.
Марина — «Вожди» Сумбатова.
Лидия — «Казенная квартира» Рышкова.
Первая дама — «Театральный разъезд» Гоголя.
Барсукова — «Утро делового человека» Гоголя.
Сабина — «Сестры из Бишофсберга» Гауптмана.
Мещерякова — «Сполохи» Тихонова.
Lise — «Холопы» Гнедича.
1909—1910
Ната Клевцова — «Болотные огни» Гнедича.
Графиня — «Женитьба Фигаро» Бомарше.
Вера — «Жены» Айзмана.
Леди Чилтерн — «Идеальный муж» Уайльда.
Евлалия — «Невольницы» Островского.
1910—1911
Королева Елизавета — «Мария Стюарт» Шиллера.
Громбицкая — «Жулик» Потапенко.
Зимина — «Светлая личность» Карпова.
Панни Варвара — «Каштелянский мед» Крашевского.
Наталья Дмитриевна — «Горе от ума» Грибоедова.
1911—1912
Агнесса — «Бесчестье» Филиппи.
Попова — «Медведь» Чехова.
Княгиня Чемизова — «Наследники» Хин.
Звездинцева — «Плоды просвещения» Л. Толстого.
Светланова — «Прохожие» Рышкова.
Жанна — «Убеждение госпожи Обрей» Дюма.
1912—1913
Дьяконица — «Двенадцатый год» Бахметьева.
Гофрайтер — «Обширная страна» Шницлера.
Первая боярыня и инокиня Марфа — «1613 год» Чаева.
Юлия — «Идеальная жена» Прага.
1913—1914
Василиса — «Василиса Мелентьева» Островского.
Моника Фельт — «Порыв» Кистмекера.
1914—1915
Ирина Константиновна — «Дом» Тардова.
Леди Миллиган — «Добродетель и добродетель» Сутро.
Аспазия Бопертюи — «Соломенная шляпка» Лабиша.
1915—1916
Хлестова — «Горе от ума» Грибоедова.
Княгиня Евпраксия — «Чародейка» Шпажинского.
1916—1917
Ольга Васильевна — «Светлый путь» Разумовского.
Мурзавецкая — «Волки и овцы» Островского.
1917—1918
Чебоксарова-мать — «Бешеные деньги» Островского.
Придворная дама — «Стакан воды» Скриба (юбилей Федотовой).
1918—1919
Острогина — «Ночной туман» Сумбатова.
Клитемнестра — «Электра» Гофмансталя
.
1919—1920
Анна Андреевна — «Ревизор» Гоголя.
Герцогиня Йоркская — «Король Ричард III» Шекспира.
1921 — 1922
Гурмыжская — «Лес» Островского.
Зейнаб — «Измена» Сумбатова.
1923—1924
Графиня — «Дамская война» Скриба.
Кальпурния — «Юлий Цезарь» Шекспира.
Королева — «Стакан воды» Скриба.
1924—1925
Кармина — «Женитьба Белугина» Островского и Соловьева.
Мисс Бартвис — «Серебряная коробка» Голсуорси.
Плавунцова — «Холопы» Гнедича.
Эсфирь — «Уриэль Акоста» Гуцкова.
1925—1926
Ульяна — «Семь жен Иоанна Грозного» Смолина.
Барыня — «Последний жемчуг» Персияниновой.
1926—1927
Тарабаева — «Наследие времен» Платона.
Атуева — «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина.
Минкина — «Аракчеевщина» Платона.
1927—1928
Сара Бартлет — «Золото» О\\\\\\\'Нейля.
1928—1929
Ксения — «Огненный мост» Ромашова.
Муза — «Сигнал» Полякова.
1929—1930
Хлёстова — «Горе от ума» Грибоедова.
Мамаева — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.
1931—1932
Звездинцева – «Плоды просвещения» Л. Толстого.
Толстая барыня – «Плоды просвещения» Л. Толстого.
1932—1933
Чебоксарова-мать — «Бешеные деньги» Островского.
Королева — «Стакан воды» Скриба.
1933—1934
Скутаревская — «Скутаревский» Леонова.
1934—1935
Мурзавецкая — «Волки и овцы» Островского.
Горностаева — «Любовь Яровая» Тренева.
1937—1938
Капитолина — «На берегу Невы» Тренева.
1938—1939
Варвара — «Богдан Хмельницкий» Корнейчука.
1940—1941
Эсфирь — «Уриэль Акоста» Гуцкова.
1941 — 1942
Турусина — «На всякого мудреца довольно простоты» Островского.
1942—1943
Богаевская — «Варвары» Горького.
Хлестова — «Горе от ума» Грибоедова.
1943—1944
Миссис Хиггинс — «Пигмалион» Шоу.
1950—1951
Каренина — «Живой труп» Л. Толстого.
1955—1956
Александра Алексеевна Горицвет — «Крылья» А. Корнейчука.
1958—1959
Мисс Кроули — «Ярмарка тщеславия» по роману У. Теккерея.