15 ноября исполняется 155 лет со дня рождения Александры Александровны Яблочкиной. Александру Александровну Яблочкину в СССР знали все любители театра. Народная артистка СССР (1937). Орденоноска: три ордена В.И. Ленина (1937, 1949, 1957) и два ордена Трудового Красного знамени (1937, 1946). Сталинская премия первой степени (1943). Так в чем же феномен личности артистки, которая неоднократно утверждала, что в Малом театре – вся ее жизнь, вся ее семья?
Ответ на этот вопрос постаралась дать главный хранитель музейных фондов Малого театра Надежда Телегина в статье, опубликованной в газете "Малый театр" в 2016 году, когда праздновалось 150-летие знаменитой актрисы.
Александра Александровна Яблочкина (3 (15 ноября)1866 – 20 марта 1964) – явление уникальное не только для Малого театра, но и для всего русского и советского театра. Она прожила 97 лет и 5 месяцев, из них почти 75 лет служила в Малом театре. Ее не называли великой или гениальной актрисой, как М.Н. Ермолову или Г.Н. Федотову. А.А. Яблочкину обычно называли выдающейся, высокоталантливой, знаменитой, замечательной, превосходной артисткой и большим художником. Она была самой популярной советской театральной актрисой. Она тоже заслужила право при жизни стать символом, легендой Малого театра.
Яблочкина была последней в театральном роде Яблочкиных, известном в России еще при Елизавете Петровне. И она стала самой достойной представительницей этого рода. Актерскому искусству ее учил отец, артист и знаменитый режиссер Александринского театра в Петербурге Александр Александрович Яблочкин. Ее дебют состоялся на сцене Тифлисского театра в 1885 г., где она работала под руководством своего отца. Но до этого осенью 1885 г. два месяца Яблочкина занималась в драматическом классе Московского театрального училища с Гликерией Николаевной Федотовой, с которой была знакома с детства. Федотова хвалила свою ученицу за всегдашнее безукоризненное знание ролей, за ее редкую трудоспособность и говорила про Санечку Яблочкину: «Она так любит театр, что живет, мыслит и дышит им». Яблочкина всегда считала Федотову своей наставницей и учительницей и, уже работая в Малом театре, проходила трудные роли с Федотовой.
[GALLERY:592]
Еще во время обучения в закрытом учебном заведении – «Ивановском училище» Человеколюбивого общества (Коломенской женской гимназии) в Петербурге – Яблочкина слушала произведения современных ей писателей в их собственном чтении, в том числе пьесы А.Н. Островского. И она была последней актрисой в Малом театре, которую видел А.Н. Островский. Весной 1886 г. на «пробе молодых сил» она показалась ему в роли Софьи в 1 акте комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и в роли Катерины во 2 акте «Грозы» А.Н. Островского. По поводу Катерины драматург сказал матери Яблочкиной: «Какая же это Катерина с осиной талией!». Однако он одобрил ее выступление в роли Софьи и хотел взять в свой класс на драматических курсах на год, но летом 1886 г. А.Н. Островский скончался. С 2001 г. в Государственном музее-заповеднике «Щелыково» в Доме А.Н. Островского в антресольном этаже работает выставка «Гостиная А.А. Яблочкиной». В «Щелыково» в 1986 г. были переданы из московского Дома ветеранов сцены музейные и архивные реликвии, а также антикварная мебель из квартиры Яблочкиной в доме на Большой Дмитровке, где она жила с 1906 по 1964 год и где есть мемориальная доска. До этого она жила в Москве в Большом Козихинском переулке.
Знаменитый актер Малого театра и педагог О.А. Правдин предложил Яблочкиной пойти в его класс в театральном училище, но она приняла другое приглашение. С осени 1886 г. два сезона А.А. Яблочкина как профессиональная актриса служила в Москве в частном Театре Корша. В сентябре 1888 г. она была зачислена на службу в Императорский Московский Малый театр. Еще весной этого года состоялся ее дебют в Малом театре, где уже более 10 лет работала ее мать актриса Серафима Васильевна Яблочкина. Но мать не имела влияния в театре, поэтому право играть лучшие роли Александре Яблочкиной приходилось завоевывать самостоятельно. «Меня всегда привлекала классика, величавые образы, все возвышенное, все трагическое», – вспоминала Яблочкина.
Став актрисой, Яблочкина стремилась к одному – сыграть как можно больше ролей. «Я жажду играть», – признавалась Яблочкина. И эта жажда была необычайно велика. С каждым годом она любила искусство театра все больше и больше. Театр был для нее праздником. И уже в молодости она занимала видное место в Малом театре среди знаменитых артистов.
Свыше 300 ролей сыграла она на сцене Малого театра и более 400 ролей вообще. Ее роли можно разделить на три части. Первая – это роли, которые она сыграла на сцене Малого театра. Вторая часть – это роли, которые она играла только в ежегодных летних гастрольных поездках. Третья часть – это роли, о которых она мечтала, которые переписывала и учила для себя, потому что любила их. Она знала, что эти роли будут играть другие актрисы. Кипы сделанных ролей лежали в ящике ее письменного стола. Но однажды наступал момент, когда после одной репетиции или вообще без репетиций, накануне спектакля ее, знавшую роль и мизансцены, выпускали вместо заболевшей Н.А. Никулиной в роли Смельской или вместо заболевшей М.Н. Ермоловой в роли Негиной в спектакле «Таланты и поклонники». А вместо заболевшей Е.К. Лешковской она вышла в роли Глафиры в спектакле «Волки и овцы». Конечно, ее нельзя было сравнить с прославленными артистками в их лучших ролях, она не могла их заменить, но она играла в тон, в лад с ансамблем мастеров Малого театра, в стиле автора – А.Н. Островского. Так она совершенствовала технику актерской игры. Так она сама становилась незаменимой в театре. А в гастрольном репертуаре в летних поездках она могла выступать в ролях, которые на сцене Малого театра играли Ермолова, Федотова, Никулина, Лешковская.
В.И. Качалов вспоминал: «Необычайно красивая, изящная, простая – она поразила меня своим сценическим благородством, тонкостью исполнения, громадным чувством меры, великолепной дикцией, голосом – самым счастливым соединением прекрасных внешних и внутренних данных».
Все видевшие Яблочкину на сцене отмечали редкую сценическую красоту, чувство языка и особый стиль ее игры. Чувство стиля, уменье держать себя были присущи ей всегда, во всех ее ролях. Она училась на произведениях изобразительного искусства. В своих воспоминаниях Яблочкина написала: «И потом, сделавшись актрисой, я с громадным интересом бывала в музеях и картинных галереях, особенно в Париже, Дрездене, Мюнхене, Венеции, Милане, где, посещая музеи, я часто доходила до полного изнеможения, со вниманием разглядывая греческие или римские «костюмы» на статуях, фижмы, кринолины на картинах, улавливая различие поз, движений и жестов, вызванное особенностями каждого костюма». Благодаря полученным впечатлениям, Яблочкина научилась чувствовать сценический костюм. Она говорила: «Для каждого костюма требуется свой характерный жест, особая манера садиться и ходить». Актриса отличалась безупречным пластическим рисунком ролей.
У Яблочкиной был приятный, музыкальный, высокий от природы голос, настолько гибкий, что она научилась играть на средних и низких тонах. Исследователь ее творчества С. Кара-Мурза писал: «Бодрость, заражающая мажорность, энергия и воля – эти драгоценные свойства сценической индивидуальности Яблочкиной – сопровождаются ясностью, приветливостью, благодушной веселостью, передаваемыми в сверкающих модуляциях голоса, в задорных интонациях, в лукавых паузах и в сотнях неуловимых нюансов речи».
Вот как характеризует исполнительское мастерство Яблочкиной В.О. Массалитинова: «Ее Софья в «Горе от ума», ярко запечатлевавшаяся своим четким и красивым профилем, Лидия в «Бешеных деньгах» и ряд образов в пьесах Сумбатова, игранных Яблочкиной с присущим ей блеском, были полны обаяния и обычного для нее… холодка. Чеканность пластики и выразительность слова всегда отличали Яблочкину, блестяще игравшую, и такие роли, как Елизавета в «Марии Стюарт» Шиллера и Василиса Мелентьева».
6 февраля 1914 г. состоялся юбилейный спектакль Яблочкиной по случаю 25-летия службы в Малом театре. Она сыграла Василису Мелентьеву в одноименной драме А.Н. Островского и С.А. Гедеонова, вдову из терема царицы, хитрую любовницу царя Ивана Грозного. Яблочкина поражала публику своей плавной походкой и вкрадчивым жестом, чарующей мелодией речи и безупречной дикцией. Она играла в стиле былинной русской красавицы.
Ее коронными ролями были: Лидия и Чебоксарова-мать, Мамаева, Мурзавецкая, Гурмыжская, Вышневская («Бешеные деньги», «На всякого мудреца довольно простоты», «Волки и овцы», «Лес», «Доходное место» А.Н. Островского), Марья Антоновна и Анна Андреевна («Ревизор» Н.В. Гоголя), Звездинцева («Плоды просвещения» Л.Н. Толстого), королева Елизавета («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), графиня («Свадьба Фигаро» П.О. Бомарше), леди Чильтерн («Идеальный муж» О. Уальда), Скутаревская («Скутаревский» Л. Леонова).
Роль Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в которой Яблочкина выступала еще на сцене Театра Корша и в которой дебютировала на сцене Малого театра, сохранялась в ее репертуаре 20 сезонов до 1908 г. Профессор В.А. Филиппов видел 28 исполнительниц роли Софьи, он утверждал, что ни одна из них не могла сравниться с Яблочкиной. Эта роль была театральным шедевром актрисы. Софья Яблочкиной была подлинной светской барышней, строгой, властной и насмешливой, остроумной и наблюдательной, обворожительной и стильной. Яблочкина-актриса осталась в истории русского театра неотделимой от созданного ее образа грибоедовской Софьи.
Лучшей Софьей за всю историю русского театра считал Яблочкину и другой знаменитый историк Малого театра профессор С.Н. Дурылин. Он отмечал ум, большой характер, красоту, изящество, поэтичность, а также душевную холодность Софьи Павловны – Яблочкиной и обращал внимание на то, что этот персонаж, выдержанный в стиле русского «ампира», словно сошел с одного из портретов работы О. Кипренского. Ее Софья была достойна стоять рядом с Фамусовым – А.П. Ленским. Александр Павлович Ленский шутливо говорил, что Яблочкина удовлетворит свою жажду играть, только сыграв в комедии Грибоедова не только Софью, но и Лизу, и Чацкого, а также отняв у него Фамусова.
Из бессмертной комедии Грибоедова, которой по традиции открывается каждый сезон в Малом театре до сегодняшнего дня, Яблочкина никогда не выходила. После Софьи она стала играть Наталью Дмитриевну, а затем Хлёстову. Также последовательно она играла роли и в комедиях А.Н. Островского. Например, она выступала в ролях Машеньки, Мамаевой и Турусиной («На всякого мудреца довольно простоты»).
15 ролей сыграла Яблочкина в пьесах А.Н. Островского на сцене Малого театра, причем роли Мамаевой, Чебоксаровой-матери и Мурзавецкой она исполняла в разных постановках, плюс 8 ролей – в театре Корша и в гастрольном репертуаре (Любовь Гордеевна, Машенька, Лариса, Катерина, Кручинина, Тугина, Лебедкина; Елена в «Женитьбе Белугина»).
15 ролей сыграла Яблочкина в трагедиях и комедиях У. Шекспира (Офелия, Корделия, Беатриче, Дездемона, Эмилия, Анна Боллейн, леди Анна и др.). Ее шекспировские образы относятся к числу лучших воплощений Шекспира на русской сцене. В роли Дездемоны она выступала в Малом театре вместе с великим итальянским трагиком Томазо Сальвини, который играл роль Отелло в 1900 и 1901 гг. Некоторые зрители и критики решили, что Яблочкина в сценах с Сальвини играет на итальянском языке. А играла она на русском, но в одной тональности, в единой мелодии звучания слова с Сальвини. А одной из первых ее ролей в шекспировском репертуаре была мужская роль Оберона в комедии «Сон в летнюю ночь», где она выступала в трико с оголенными ногами, как балетная актриса, и только благодаря счастливой случайности не получила серьезную травму на колосниках.
Но ее самыми любимыми ролями были роли актрис: Негина и Смельская, Кручинина и Коринкина («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» А.Н. Островского), Лаура («Каменный гость» А.С. Пушкина), Магда («Родина» Г. Зудермана), а также галерея женских типов в пьесах ее любимого автора, друга и партнера А.И. Сумбатова-Южина: Вера Борисовна («Старый закал»), Марина («Вожди»), Острогина («Ночной туман»), Рукайя, Зейнаб («Измена»).
Создавая образы, Яблочкина наполняла их чувством современности, поэтому они эволюционировали в творчестве Яблочкиной в зависимости от времени, эпохи. Конечно, в советское время реалистические образы приобретали у Яблочкиной, прежде всего, углубленные социально-обличительные, типические черты. Ее Мамаева, Гурмыжская, Мурзавецкая, Чебоксарова-мать, Звездинцева, Хлёстова становились вновь созданными заостренными образами, наполненными иронией и сатирой. Яблочкина оставалась умным и тонким мастером, поражала простотой, изяществом и кружевным рисунком образов.
Одной из последних трех ролей Яблочкиной была Анна Дмитриевна Каренина в «Живом трупе» Л.Н. Толстого. Это была дама старой дворянской культуры. Яблочкина поражала тонким великосветским стилем, безупречным французским языком. Холодная и чопорная дама была беспощадно эгоистичной и жестокой.
В 1955 г. она выступила в роли учительницы Александры Алексеевны Горицвет в «Крыльях» А. Корнейчука. Роль создавалась автором под влиянием неповторимой личности самой Яблочкиной. Зрители воспринимали проникновенный образ старой учительницы как трудовой подвиг артистки.
Последний спектакль в ее жизни состоялся 27 января 1961 года. В этот день она сыграла роль старой, эгоистичной и тщеславной мисс Кроули в инсценировке романа «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, писателя юности Яблочкиной. Она числилась в труппе Малого театра до конца жизни по 20 марта 1964 г.
Яблочкина была не просто актрисой-общественницей, а выдающимся общественным деятелем. Добрая и отзывчивая, она всегда и всем стремилась помочь, никогда никому не отказывала в помощи. «Ну, наседка, кого опять высиживаете?» – часто спрашивал ее А.И. Южин, когда она подходила к нему за кого-нибудь просить. Яблочкина умела радоваться успеху других, старалась доставить людям удовольствие. Ее называли лучшим другом артистов. Более 20 лет она была председателем правления «Корпорации артистов Малого театра», несколько лет председателем правления Убежища для престарелых артистов Большого и Малого театров. С 1915 г. была членом Совета Русского театрального общества (РТО), председателем московского отделения, а после смерти М.Г. Савиной А.А. Яблочкина стала бессменным председателем Совета Русского театрального общества и руководила РТО, затем ВТО на протяжении 49 лет. Кроме этого, она была почетным членом Общества любителей российской словесности, Первого литературно-драматического и музыкального общества имени А.Н. Островского, членом Общества А.П.Чехова и Общества Л.Н. Толстого, членом комитета по сооружению памятника А.Н. Островскому и т. д.
Интересно, что празднование юбилеев А.А. Яблочкиной и Всероссийского театрального общества, которое она возглавляла, часто не совпадало с календарными датами. Так, 25-летие ее творческой деятельности в Малом театре отмечалось только 6 февраля 1914 г., а не в сентябре 1913 г. 20 марта 1929 г. Яблочкиной было присвоено звание народной артистки республики в день празднования 40-летнего ее пребывания в Малом театре, а 50-летний юбилей артистической деятельности Яблочкиной отмечался 17 января 1937 г.
60-летний юбилей ВТО и 30-летие пребывания Яблочкиной на посту председателя ВТО отмечались в марте 1946 г., хотя общественная организация, которая первоначально называлась Общество взаимного вспоможения русских артистов, возникла в 1877 г. С 1883 г. – это Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям. С 1894 г. – Русское театральное общество, с 1904 г. – Императорское Русское театральное общество. С 1932 г. – Всероссийское театральное общество (ВТО). С 1986 г. – Союз театральных деятелей РФ (СТД). В 2001 г. появилось название СТД РФ (ВТО).
Юбилеи самой Александры Александровны тоже не всегда совпадали с датой ее рождения, причем одно время считалось, что она родилась в 1868, а не в 1866 году, как на самом деле. Поэтому 80 лет со дня рождения и 60 лет ее службы в Малом театре отмечали в ноябре 1948 г.
Торжественное чествование Яблочкиной в связи с 90-летием со дня рождения и 70-летием сценической деятельности состоялось на сцене Малого театра 30 января 1957 г.
Малый театр стал ее домом, ее семьей. «Ведь все мечты о любви, о семье, о материнстве я отдала театру. Моя личная жизнь – это белая страница, не много на ней написано», – признавалась Яблочкина. «Дочь Малого театра», – так назвала Яблочкину Мария Николаевна Ермолова, которая была для нее идеалом. Ермолова поздравила актрису с 25-летием сценической деятельности: «Посылаю вам свою любовь, как талантливой артистке, свое уважение, как чудному товарищу, и преклоняюсь перед дочерью Малого театра, с таким достоинством носящей великое знамя искусства и ни разу не изменившей ему, всегда грудью стоящей за свой родной театр. Честь вам и слава, дорогая артистка! Дай Бог, чтобы ваш пример зажег в сердцах нашей молодежи желанье подражания, тогда не погибнет Малый театр! Люблю вас, горячо целую и от всего сердца желаю успеха. Да хранит вас Господь на долгие, долгие годы!». Яблочкина была признана Малым театром как верная носительница и хранительница его заветов и традиций.
Когда Яблочкина получила звание заслуженной артистки республики в связи с 35-летием работы в Малом театре, отмечавшемся 15 февраля 1924 г., Ермолова написала ей: «От всей души сердечно приветствую со всеми товарищами дорогую, милую заслуженную, да вы уже давно, Александра Александровна, заслужили более, чем вам могут дать люди. Вы заслужили редкие дары: пламенную любовь к искусству и всем страдающим, несчастным людям. Скольким вы помогли, устроили, утешили и облегчили их жизнь! В вашей чистой душе нет фальши, нет лжи, и у вас есть сила и энергия творить ваши подвиги. Это ли не высочайшие дары ваши?».
«Дочь Малого театра» – так назывался документальный фильм, посвященный А.А. Яблочкиной и снятый еще при ее жизни в 1958 г.
«Жизнь Александры Александровны – замечательный пример вдохновенного служения искусству и народу», – написал в свое время М.И. Царев, директор и художественный руководитель Малого театра, сменивший Яблочкину на посту председателя президиума ВТО. Еще в 1930-е гг. Московский Дом ветеранов сцены носил имя А.А. Яблочкиной. Имя Яблочкиной получил в 1964 г. Центральный Дом актера. С середины 1990-х гг. Дом актёра присуждает премии имени А.А. Яблочкиной лучшим театральным деятелям за беззаветное служение театру. В честь А.А. Яблочкиной в 1985 г. назван также кратер на планете Венера.
Яблочкину часто называли сердцем, душой и совестью Малого театра. С.Н. Дурылин писал Яблочкиной в 1948 г.: «Ваше имя давно уже червонным золотом вписано в великую историю русского театра, а как старый свидетель славных Ваших трудов и дней, я утверждаю, что Ваше имя сияет в этой истории особым, ясным светом: – ни единая капля актерских прегрешений – (я не судья им!) – едкого себялюбия, зависти, недоброжелательства, не омрачает светлого, благородного имени Александры Александровны Яблочкиной в истории русского театра. При Вашем имени, дорогая Александра Александровна, людям не часто советующимся со своей совестью, приходится вспомнить, что совесть все-таки существует на свете; при Вашем имени – ремесленники, наемники и торговцы искусством все-таки принуждены бывают признать, что существуют еще на свете – служители, чтители и истинные творцы великого искусства. При Вашем имени люди моего поколения (их уже мало осталось в Москве) с гордой радостью за время своей молодости вспоминают, что имя Яблочкиной красовалось на афишах Малого театра рядом со славными именами великой Ермоловой, Федотовой, Никулиной, Садовских, Ленского, Южина. Ваше имя заставляет с благоговением вспоминать эти великие имена…».
В Ермоловском фойе Малого театра долгое время висела групповая фотография большого формата, где были представлены все корифеи сцены Императорского Малого театра, с которыми Яблочкина начинала свою жизнь в искусстве и в сценическом общении с которыми росло ее мастерство. Театральные деятели хорошо знают эту фотографию 1891 г. Давайте еще раз посмотрим на нее. Слева направо: стоят – артисты В.А. Макшеев, К.Н. Рыбаков, О.А. Правдин, И.Н. Греков, Н.И. Музиль, режиссер А.М. Кондратьев, А.П. Ленский; сидят – главный режиссер С.А. Черневский, артисты Н.А. Никулина, Г.В. Панова, Г.Н. Федотова, А.И. Южин, Н.В. Рыкалова, О.О. Садовская, М.Н. Ермолова, М.П. Садовский, Е.К. Лешковская. А на переднем плане сидят артистки А.А. Яблочкина (слева) и А.П. Щепкина. Эта фотография с дарственной надписью актрисы: «Старый Малый театр. Моим дорогим товарищам от А. Яблочкиной. 30/X/ 1958».
Надежда Телегина
Доказательством огромной популярности А.А. Яблочкиной не только в советское время, но и до революции служила огромная переписка, хранившаяся в ее квартире. Многое было утрачено после смерти актрисы. Накануне ее юбилея в Малый театр пришел Андрей Юрьевич Семенов и подарил фотографии А.А. Яблочкиной в жизни и в ролях, а также большую коллекцию открытых писем А.А. Яблочкиной от разных лиц периода 1890 – 1910-х гг. На открытках, адресованных актрисе, часто можно увидеть такое обращение: «Ее высокоблагородию А.А. Яблочкиной».
Мы благодарим А.Ю. Семенова за пополнение личного фонда А.А. Яблочкиной в музейном фонде Малого театра.
Дорогие друзья!
24 декабря (суббота) приглашаем вас в Мемориальную квартиру А.И.Сумбатова-Южина на тематический вечер, посвященный 150-летию со дня рождения Александры Александровны Яблочкиной (1866 -1964) и 130-летию со дня рождения Сергея Николаевича Дурылина (1886 - 1954).
В вечере примут участие народная артистка России Ольга Пашкова и заслуженный артист России Александр Белый.
Автор и ведущая вечера - Надежда Телегина
начало в 17:00.
Вход по предварительной записи по телефону: 8-916-879-84-90 и по электронной почте sumbatov.yuzhin@maly.ru.
15 ноября исполняется 150 лет со дня рождения народной артистки СССР Александры Александровны Яблочкиной (1866 – 1964).
ЯБЛОЧКИНА Александра Александровна (3(15). 11. 1866, Петербург, — 20.3. 1964, Москва), актриса, народная артистка СССР (1937). Училась у актрисы Г.Н. Федотовой и у своего отца — актёра и режиссёра Александра Александровича Яблочкина. В 1886 — 1888 в московском театре Корша; сыграла здесь одну из своих лучших ролей — Софью («Горе от ума» А.С. Грибоедова). С 1888 до конца своей жизни — в Малом театре. Обладая прекрасной внешностью, отличалась грацией, отточенностью жеста, движений, комедийным мастерством. Ей было свойственно исключительное внимание к чистоте русской речи. Среди ролей: Марья Антоновна («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1889), Офелия («Гамлет», 1894), Корделия («Король Лир», 1895), леди Анна («Ричард III», 1897, все — У. Шекспира); Лидия («Бешеные деньги», 1904), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты», 1907), Коринкина («Без вины виноватые», 1908, все — А.Н. Островского); Анна Андреевна («Ревизор», 1919), Королева («Стакан воды» Э. Скриба, 1923), Каренина («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1951). Последний раз Яблочкина выступила на сцене в 1961 в роли мисс Кроули («Ярмарка тщеславия» по У.М. Теккерею). На протяжении ряда лет Яблочкина избиралась председателем «корпораций артистов» Малого театра. В 1915, после смерти основательницы Русского театрального общества М.Г. Савиной, возглавила это общество (с 1932 — ВТО) и была его председателем до конца жизни. Автор мемуаров «75 лет в театре» (1960), в которых рассказано о театральной жизни Москвы. Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1906—64 жила Яблочкина (Большая Дмитровка, 4/2), — мемориальная доска. Имя Яблочкиной присвоено Дому актёра ВТО, московскому Дому ветеранов сцены. С 1995 Дом актёра присуждает премию имени Яблочкиной лучшим актёрам года.
[GALLERY:281]
Дом-музей М.Н. Ермоловой / Театральный салон на Тверском бульваре, 28.10
Видеорепортаж
Дорогие друзья!
ГЦТМ им. А.А.Бахрушина приглашает на выставку, посвященную знаменитой актрисе Малого театра Александре Александровне Яблочкиной: Дом-музей М.Н. Ермоловой / Театральный салон на Тверском бульваре, 29.10 - 13.11
До своего столетнего юбилея она не дожила всего два года. Больше 75 лет жизни посвятила Театру, сыграв более 270 ролей в спектаклях русской и зарубежной классики, пьесах современных драматургов. Её партнёрами на сцене были Мария Ермолова, Александр Ленский, Александр Южин, Ольга Садовская и другие корифеи русского театра. Об Александре Александровне Яблочкиной /1866–1964/, выдающейся актрисе, ставшей одним из символов Малого театра, рассказывает выставка «Жизнь, отданная Театру» в Театральном салоне на Тверском бульваре – отделе Театрального музея им. А.А. Бахрушина.
В Малый театр Александра Яблочкина пришла в 22 года в 1888 г. и служила в нём до конца жизни. Именно здесь она вышла на сцену в последний раз в роли мисс Кроули в спектакле «Ярмарка тщеславия» по произведению Уильяма Теккерея.
Вся жизнь актрисы в родном театре – от первых ролей на прославленной сцене совсем юной девушки, изящной, грациозной, до статной дамы, затем «великой старухи» – представлена на выставке в фотографиях, рисунках и даже шаржах. Здесь можно увидеть костюмы Яблочкиной из фондов Малого театра, личные вещи, окружавшие её при жизни, например, ларец или чётки, письма, записки, поздравления, написанные рукой актрисы, славившейся бережным и трепетным отношением к русскому языку.
Среди особенных экспонатов выставки – веер, который связал незримой нитью судьбы трёх выдающихся актрис XX века. Незадолго до смерти обожаемая Яблочкиной Мария Николаевна Ермолова подарила Александре Александровне свой веер. Та хранила его почти 20 лет, но в 1948 г. вручила Алисе Коонен, чтобы поддержать и утешить актрису после запрета спектакля «Веер леди Уинтермир» по Оскару Уайльду.
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА ЯБЛОЧКИНА
Родилась в 1866 г. в Санкт-Петербурге в семье актёра и режиссёра Александра Яблочкина и Серафимы Яблочкиной, урождённой Сорокиной. Актёрскому искусству училась у своего отца и актрисы Малого театра Г. Н. Федотовой. В 1885 г. выступала на сцене Тифлисского театра русской драмы. С 1886 г. — в Москве; была актрисой Театра Корша, а с 1888 г. – Малого театра. В 1915 г. Яблочкина возглавила Русское театральное общество /РТО, с 1932 — Всероссийское театральное общество/ и была его председателем до конца жизни. Сегодня имя А.А. Яблочкиной носит Центральный Дом Актёра и Дом ветеранов сцены в Москве.
Театральный музей им. А. А. Бахрушина выражает благодарность за предоставленные для выставки материалы Государственному академическому Малому театру.
Выставка продолжит свою работу до 13 ноября 2016 г.
28 октября 2016 г. в Театральном салоне в Доме-музее М.Н. Ермоловой на открытии выставки "Жизнь, отданная Театру: 150-лет со дня рождения А.А. Яблочкиной",
выступали:
И.П. Гамула - главный хранитель фондов ГЦТМ им. А.А. Бахрушина,
Л.И. Постникова - куратор выставки,
Н.В. Телегина - главный хранитель фондов Малого театра,
А.М. Рубцов - зам. директора ГЦТМ им. А.А. Бахрушина,
Молодые артисты МХАТ им. М. Горького со словами благодарности от художественного руководителя Т. Дорониной.
Благодарим ГЦТМ им. А.А.Бахрушина за предоставленные фотоматериалы.
[GALLERY:277]
А.С.Грибоедов
«ГОРЕ ОТ УМА»
Комедия в четырех действиях
ЗАПИСЬ 1945 ГОДА (радиокомпозиция спектакля)
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Павел Афанасьевич Фамусов — Пров Садовский
Софья Павловна, его дочь — Ирина Ликсо
Лиза, служанка — Софья Фадеева
Молчалин — Михаил Садовский
Чацкий — Михаил Царёв
Скалозуб, подковник — Николай Соловьёв
Наталья Дмитриевна Горич — Елена Шатрова
Платон Михайлович Горич, её муж — Николай Рыжов
Князь Тугоуховский — Виктор Красавин
Княжна Тугоуховская — Евдокия Турчанинова
Графиня бабушка Хрюмина — Варвара Рыжова
Графиня внучка Хрюмина — Нина Григоровская
Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова — Александра Яблочкина
Загорецкий — Владимир Владиславский
Репетилов — Николай Светловидов
в других ролях и эпизодах — артисты Малого театра.
Пояснительный текст — Анатолий Дорменко.
ЗАПИСЬ 1952 ГОДА
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Павел Фамусов — Константин Зубов
Софья Павловна, его дочь — Ирина Ликсо
Лиза, служанка — Ольга Хорькова
Молчалин — Михаил Садовский
Чацкий — Михаил Царёв
Скалозуб, подковник — Владимир Савельев
Наталья Дмитриевна Горич — Татьяна Еремеева
Платон Михайлович Горич, её муж — Николай Рыжов
Князь Тугоуховский — Петр Старковский
Княжна Тугоуховская — Евдокия Турчанинова
Графиня бабушка Хрюмина — Варвара Рыжова
Графиня внучка Хрюмина — Нина Стоянова
Старуха Хлёстова, свояченица Фамусова — Александра Яблочкина
Загорецкий — Игорь Ильинский
Репетилов — Николай Светловидов
Г.Н. — Александр Коротков
Г.Д. – Леонид Титов
в других ролях и эпизодах — артисты Малого театра.
Пояснительный текст — Евгений Велихов
Постановка П. М. Садовского
Режиссеры И. Я. Судаков и С. П. Алексеев
Художник Е. Е. Лансере
Музыкальное оформление П.А. Ипполитова
Премьера – 17 ноября 1938 года.
«Звуковой архив Малого театра»
«ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ» У.ТЕККЕРЕЯ
Сегодня мы предлагаем посетителям сайта познакомиться с уникальной записью легендарного спектакля Малого театра по роману У.Теккерея «Ярмарка тщеславия». Одну из своих лучших ролей — Бекки Шарп – в нем сыграла Татьяна Александровна Еремеева. Ее партнершей была не менее легендарная Александра Алексанровна Яблочкина, которой тогда исполнилось 95 лет. Сегодня такой же юбилей отмечает сама Татьяна Еремеева. И как полвека назад, сегодняшний зритель имеет возможность прикоснуться к чуду – не только слушать записи актрисы, но и аплодировать ее блистательной игре в зале Малого театра…
«ЯРМАРКА ТЩЕСЛАВИЯ»
Инсценировка в 3 д. И. В. Ильинского по У. Теккерею
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ
Ребекка Шарп (Бекки) — Т. Еремеева
Кукольник — Е. Велихов
М-р Джон Седли — П. Старковский
Эмилия Седли, их дочь — О. Хорькова
Миссис Седли — А. Сальникова
Джозеф Седли (Джоз), их сын — Н. Рыжов
Джордж Осборн (капитан) — Н. Афанасьев
Вильям Доббин (капитан) — Д. Павлов
Сэр Питт Кроули (баронет) — В.Шарлахов
Родон Кроули, его сын — Б. Телегин
Мисс Кроули, сестра сэра Питта — А. Яблочкина
Милорд Стайн — С. Межинский
О’Дауд, полковник — Т. Ванюков
Пеги О’Дауд, его жена — С. Фадеева
Генерал Тафто — Н. Подгорный
Пинер, экономка — К. Тарасова
Бригс, компаньонка мисс Кроули — В. Обухова
Феркин, горничная мисс Кроули — Е. Кузнецова
Тинкер, экономка сэра Питта — Т. Панкова
Исидор, cлуга Джоза — А. Торопов
Фиффин, горничная Бекки — В. Архангельская
Джорджи, сын Эмилии — Т. Некрасова
Чопер, поверенный в делах сэра — С. Конов
Лоренс — П. Садовский
Шериф — В. Котельников
Постановка И. В. Ильинского и В. И. Цыганкова.
Режиссер Т. А. Еремеева.
Художник В. Ф. Рындин.
Композитор Н. И. Пейко.
Балетмейстер Е. Д. Васильева.
Премьера — 27 декабря 1958 года
Запись 1960 года.
Из книги Ю.А.Дмитирева «Академический Малый театр. 1941-1995»
Постановка инсценированного романа Вильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия» представляла интерес с нескольких сторон. Во-первых, никогда этот сатирический роман не инсценировался и не ставился на русской сцене. Во-вторых, именно с этой постановки начал режиссерскую деятельность И.Ильинский. (Спектакль он ставил вместе с многоопытным В.Цыганковым, но ведущее начало оставалось за ним.) Оформлял спектакль В.Ф.Рындин, музыку написал Н.Пейко. Следует сказать, что спектакль имел очень большой успех. Впервые сыгранный 27 декабря 1958 года, он в 1974 году исполнялся в пятисотый раз.
Ильинский говорил, что он считает для себя главным событием 1958 года постановку «Ярмарки тщеславия».
Малый театр впервые обратился к В.Рындину с просьбой оформить спектакль. В этой связи художник писал: «Вообще должен сказать, что, в отличие от МХАТ последних лет, Малый театр, более древний, ищет новых путей, новых средств театральной выразительности» (Штейн А.Л. Ожившие образы. — «Театр», 1956, № 6, с. 82. -Рындин В. Художник и театр. М., ВТО, 1966, с. 41.).
Художник добивался, чтобы оформление соответствовало сути характеров действующих лиц. Мебель должна была определять существо ее хозяев. В семье Седли она проста и говорит в то же время о достатке. Светлые коричневые, желтые, зеленые тона удостоверяют, что здесь все спокойно. Когда же в семью Седли приходила бедность, зрители видели комнату Эмилии по-прежнему приветливой, но уже оклеенной дешевыми выцветшими обоями. И мебель теперь обита стареньким ситцем.
Е.Д.Турчанинова так оценивала поставленный спектакль: «В отборе материала для своего замысла И.В.Ильинский -мне думается — пошел по правильному пути. Он задался целью проследить за судьбами двух героинь романа — Эмилии и Бекки. Считал, что в их жизненных устремлениях наиболее выпукло вырисовывается облик английского общества того времени. В инсценировку были включены основные события произведения, в которых участвуют обе женщины, что и позволяет зрителям следить за их поведением, вникать в их поступки. Из остальных персонажей романа в инсценировку вошли главным образом те, в общении с которыми полнее раскрываются образы Эмилии и Бекки.
Для раскрытия образа Бекки ему удалось привлечь довольно значительную часть имеющегося в романе материала, вполне достаточного для создания яркого сценического образа авантюристки.
Инсценировка в целом несомненно удалась автору. Она верно передает основную ценность романа, его сатирическую направленность.
Успеху способствовало чрезвычайно яркое и своеобразное оформление художника, заслуженного деятеля искусств В.Ф.Рындина. Представление начинается показом действующих лиц, проплывающих на сцене на красочной карусели в характерных позах, в определенных взаимоотношениях. Это заостряет внимание к предстоящему спектаклю, возбуждает интерес к нему, помогает зрителю глубже вникнуть в сущность сценического действия. Заканчивается спектакль той же каруселью, но с показом героев инсценировки уже в иных позах, взаимоотношениях, которые произошли в их жизни» (ЦГАЛИ, ф. 892, оп. 2, ед. хр. 53, л. 3—5.).
При первом знакомстве с Бекки Шарп мы узнавали, что она компаньонка в доме Седли, и ее комната не имела, так сказать, своего лица. Но вот Бекки приобретала самостоятельность. Теперь ее будуар роскошен и безвкусен, в нем масса дешевой мишуры. А когда Бекки впадала в нищету, на сцене представала обшарпанная уныло-серая комната.
Особенно отметим, что в этой пьесе свою последнюю роль сыграла А.А.Яблочкина. Она ее исполнила в 95-летнем возрасте. Яблочкина играла мисс Кроули, и ее вывозили в кресле, с которого только в финале она вставала. «Но сколько темперамента было в заключительной реплике: «Тайная страсть -это восхитительно!» Какое озорство горело в ее глазах. Можно было только восхищаться мастерством, с которым показывалась внутренняя, пронизанная острым умом жизнь этой философствующей ханжи, с несравненной культурой ее речи... Она не боялась отдаться роли со всем темпераментом, сколько в ней было силы» (Еремеева Т. Творческий подвиг актрисы. — «Веч. Москва», 1980, 2 июля).
Напомню, что спектакль по роману Теккерея был задуман как представление грандиозного кукольного театра. В романе фактически нет главного героя, как и нет единого сюжета.
Уже занавес, исполненный Рындиным, вводил зрителей в действие. На нем изображались сидящие в колясках дамы и тут же выступающий на площади канатоходец; дома простолюдинов, построенные вдоль тихих проселочных дорог.
А когда занавес поднимался, на сцене вращалась карусель, среди катающихся находились будущие герои постановки. Кукольник — он одет в черный сюртук моралиста и разноцветный плащ ярмарочного паяца — начинал комментировать спектакль, делая это одновременно холодно и насмешливо. «Зрители ощущали силу теккереевской иронии, более обидной, нежели самые пламенные обличения» (Емельянов Б. Автор спектакля — Игорь Ильинский. — «Театр». 1959, № 6, с. 106).
Далее перед зрителем представал дом богатого биржевика Седли. Сюда на каникулы, вместе со своей подругой Бекки Шарп (Т.Еремеева) приезжает дочь хозяина Эмилия (О.Хорькова).
Эмилия чувствительна, и кажется, что она сошла с какой-то пасторали, а даже при беглом взгляде на Бекки становилось очевидно, что эта девица далеко пойдет.
...Особняк баронета Питта Кроули, члена парламента, известного скупердяя. Комнаты в этом доме завешаны тряпьем. Бекки делает все, чтобы понравиться баронету, и тот, торопясь на похороны своей второй жены, делает ей предложение. Но тут выясняется, что Бекки замужем за его сыном Родоном, драгунским капитаном. От удивления, от сознания, что сын женился на бесприданнице, баронет садился на пол, задевая при этом задним местом клавесин. Такой прием имел явно выраженный буффонный характер.
В романе Теккерея действующие лица — марионетки. Ильинский отвел куклам место только в прологе и эпилоге, сосредоточив внимание на живых характерах.
В романе представлена Англия первой трети XIX века со всех ее сторон. Здесь и патриархальное обиталище Седли, и мрачное логовище скупца баронета Питта, шикарная гостиница в Брюсселе, в которой живут английские офицеры, богатый холл Родона Кроули, чье благополучие аиждется на карточной игре и долгах. Убогая, но опрятная комната обнищавшей Эмилии и конура под лестницей Бекки, у которой остались только всклокоченная постель да пустые бутылки.
Бекки, какой ее показывала артистка Еремеева, — умна, расчетлива, цинична, по-своему талантлива. Она представала перед зрителем в разные периоды своей жизни — и скромницей, входящей с потупленным взором в дом подруги, и гарнизонной львицей, мечущейся между генералами и полковниками, и стяжательницей, торгующей своей тридцатилетней красотой, и потрепанной, вульгарной кафешантанной певицей. И всякая трансформация оказывалась оправданной. Критик писал, что «работа Т.Еремеевой заслуживает самых высоких похвал» (Емелъянов Б. Автор спектакля — Игорь Ильинский, с. 110). Ее Бекки пока робкая притворщица, в скромном платье, она пробует свои силы, хочет разжалобить, часто прибегает к слезам. Но весело хохочет в связи со своей первой победой. В Брюсселе, будучи замужем за Родоном, она упоена светскими успехами, уверена в себе и в своем будущем. И, наконец, Бекки в убогой комнате, неряшлива, с хрипловатым голосом, развязными манерами. И вместе с тем к ней пришла какая-то умудренность.
Создавая реалистические портреты, Ильинский-режиссер вместе с тем искал острые детали. Так, пятеро офицеров, один за другим, выскакивали из дома лорда Стайна, чтобы прокричать: «Карету миссис Кроули!» Горничная Фусрфин — воздушное создание, вся из кружев и наколок, прятала, как уличная девка, деньги в чулок. Изящная и обаятельная Бекки Шарп считала купюры, полученные от лорда Стайна, делая это жадно, сосредоточенно, самозабвенно.
Режиссер стремился к контрастам во всем, в том числе в обрисовке характеров действующих лиц. Чувствительная Эмилия и рядом с ней предельно земной старый скупец баронет Питт (В.Шарлахов). И тут же пародия на человека ханжа -приживалка в исполнении В.Обуховой.
Среди лучших исполнителей спектакля назовем С.Межин-ского, игравшего одного из покровителей Бекки в Лондоне лорда Стайна. Это был коренастый, несмотря на годы, моложавый, властный человек. По его убеждению, любая подлость, им совершенная, становилась джентльменским поступком. Так, он величественно соблазнял чужую жену, одновременно отправляя ее мужа в долговую тюрьму. Лорд Стайн преисполнен достоинства даже в то время, когда его бьют. «Руки прочь!
восклицал он. — Дорогу, именем короля!» Застигнутый в квартире Бекки, избитый, с разорванным воротничком, полузадохнувшийся, он вовсе не чувствовал себя оскорбленным. Его оскорбить нельзя, ведь он — пэр Англии. Но теперь Родону несдобровать. Стайн всегда убежден в своей правоте, и артист отлично доносил это его сознание.
Кончался спектакль, и Кукольник (Е.Велихов) произносил: «Vanitas vanitum» («Суета сует»). Кто счастлив на ярмарке тщеславия? Кто получит то, чего жаждет его сердце? А получив, не возжелает большего? Давайте, дети, сложим кукол и закроем ящик, ибо наше представление окончилось».
«Звуковой архив Малого театра»
«БЕШЕНЫЕ ДЕНЬГИ А.Н.ОСТРОВСКОГО
Предлагаем Вашему вниманию уникальную запись комедии с участием корифеев Малого театра…
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И ИСПОЛНИТЕЛИ:
Савва Геннадич Васильков – Н.К.Яковлев
Иван Петрович Телятев – К.А.Зубов
Григорий Борисович Кучумов – П.И.Старковский
Егор Дмитрич Глумов – Е.П.Велихов
Надежда Антоновна Чебоксарова – А.А.Яблочкина
Лидия Юрьевна – Е.Н.Гоголева
Андрей, слуга Чебоксаровых – А.Литвинов
Запись 1948 года.
Ю.А.Дмитриев
Из книги Ю.А.Дмитриева «Академический Малый театр. 1917-1941»
Комедия «Бешеные деньги» в 1933 году первоначально была сыграна в Театре имени Сафонова и имела настолько большой успех, что спектакль перенесли на основную сцену. В 1940 году журнал «Театральная неделя» сообщал, что спектакль не потерял своей социальной остроты и с интересом смотрится советским зрителем. Постановщик И. Платон соблюдал пиетет не только по отношению к репликам героев Островского, но и к каждой ремарке, не допускал никаких домыслов и отсебятин. Критик П. Марков отмечал: «Зрители как бы присутствовали на спектакле старого Малого театра, исполнители вели диалог непосредственно «на зрителя», без каких-либо сложных мизансцен, так же свободно, вкусно они подавали текст Островского, стараясь донести до зрителя каждое слово писателя, так же проста декорация Юона, напоминая о прежних спектаклях театра» (Марков П. «Бешеные деньги».— «Известия», 1934, 4 окт.).
Успех спектаклю обеспечила первоклассная актерская игра. В нем участвовали все корифеи.
В роли Чебоксаровой-старшей выступали А. Яблочкина и Е. Турчанинова. Как писал исследователь, актрисы играли эту роль по-разному, но обе показывали мать, «готовую ради личного благополучия продать дочь каждому, кто даст больше» (Филиппов Вл. Отечественная классика на русской сцене.— «Театральный альманах», М., ВТО, 1944, с. 152). Яблочкина так говорила об этой работе: «Прежде Чебоксарова казалась мне положительным типом, я видела только ее огромную любовь к дочери, извиняющую все ее действия, оправдывающую ее поступки. Позднее я поняла свое заблуждение и стала играть Чебоксарову как отрицательный образ. Я верила раньше, что Чебоксарова не лжет внутренне, когда говорит: «Страшные слова говоришь ты, Лидия: страшней бедности ничего нет. Есть, Лидия: порок!» — и потому вкладывала в эти слова подлинную взволнованность благородной души. Но ведь это неверно: Чебоксарова скрывается за ширмой достоинства и честности. Она вся во власти расчета, ее «достоинства» хватает только на стремление «приличие соблюсти». На самом деле это циничное, эгоистическое существо, ее любовь к Лидии — это желание продать ее подороже, любыми средствами заполучить для нее богатого человека» (Яблочкина А. Жизнь в театре, с. 183).
М. Царев, много раз видевший Яблочкину в этой роли, утверждал, что Чебоксарова «стала активнее, она, в полном соответствии с замыслом Островского, превратилась в достойную представительницу своего класса, сознательно торгующую красотой дочери и озабоченную лишь соблюдением светских приличий» (Царев М. Старейшая русская актриса.— В кн.: Яблочкина А. Жизнь в театре, с. 110). И при этом в каждом жесте, в каждой интонации актрисы чувствовалась именно барыня, дворянка.
Телятева играл М. Климов. Он так характеризовал изображаемый им персонаж: «Какой это с виду прекрасный, милый, добрый человек, но какой внутри его навоз» (Цит по кн.: Афанасьев В. Михаил Михайлович Климов, с. 5). И действительно, внешне он был милым, добродушным. Телятев —- Климов не терял обаяния; беззаботно, с игривой улыбкой отвечал на вопрос Лидии о его собственных деньгах: «Я уж и не помню, когда они были». А рассказывая о кредиторах, которые завтра посадят его в яму, он испытывал явное удовольствие от того, что поставит их в глупое положение, что денег они не получат. С барской растяжкой он произносил: «Картина будет поразительная». Но фразу об умных деньгах артист произносил веско, значительно, ведь сам трудиться не только не желал, но и не умел. Он был убежден в своем законном праве быть паразитом.
Выявляя все ничтожество князя Кучумова, Н. Костромской добился, по мнению рецензента, «предельной художественной и социальной убедительности».
Роль Василькова играли П. Садовский и Н. Яковлев. Биограф Садовского не относил эту работу к числу лучших. Актер сыграл роль, верно «показав деловитость и расчетливость, коммерческую честность Василькова, но сделал это без особенного блеска» (Кара-Мурза С. Пров Михайлович Садовский, с. 32). Любовная же линия оказалась в зн-ачительной степени затушевана. Н. Яковлев был староват для любовных объяснений, для передачи пылких, почти юношеских чувств. Его Васильков был человеком дела, расчета, и именно это определяло его поступки.
Роль Лидии сыграла Е. Гоголева, не скрывая ее холодного эгоизма и жестокости. Выступала в этой же роли и Е. Шатрова. Всегда критически относившийся к сценической деятельности своей жены Н. Радин писал Н. Синельникову: «Я считаю эту роль громадной победой. Такое мнение было у всего зрительного зала» (Цит. по кн.: Дурылин С. Н. и Клинчин А. П. Елена Митрофановна Шатрова. М., «Искусство», 1958, с. 63). Шатрова не изображала Лидию кокеткой. Это была красивая девушка с ироническим складом ума. В иных условиях и она, по всей вероятности, стала бы другой, но вынуждена жить по тем правилам, которые установлены в обществе. В ответ на сообщение матери о разорении Лидия отвечала: «Очень жаль. Но согласитесь, maman, что ведь я могла этого и не знать, что вы могли пожалеть меня и не рассказывать мне о вашем разорении». Она говорила так, будто дело шло о совершенно посторонних людях. Лидия знать не хотела, как добываются деньги. А узнав о разорении, проявляет деловитость и даже напористость в поисках богатого жениха или хотя бы любовника, потому что иных способов к добыванию бешеных денег она не знает. Лидия была «показана Шатровой во всей полноте ее облика, с ее жаждой жизни, обаянием для мужчин, несомненной силой характера, молодостью и красотой» (Там же, с. 66, 67). И, когда в конце спектакля она была вынуждена выйти за Василькова, то есть фактически стать экономкой в его доме, ей хотелось плакать из-за того, что поверженными оказались ее кумиры и на их место устанавливался расчет.
Именно благодаря значительным актерским удачам постановка пьесы «Бешеные деньги» приобрела качества сатирического спектакля. Но вместе с тем отсутствие режиссуры сказывалось. Это была панорама действующих лиц, а не драматическое действие, в котором все связаны друг с другом и друг от друга зависят.