15 ноября исполняется 155 лет со дня рождения Александры Александровны Яблочкиной. Александру Александровну Яблочкину в СССР знали все любители театра. Народная артистка СССР (1937). Орденоноска: три ордена В.И. Ленина (1937, 1949, 1957) и два ордена Трудового Красного знамени (1937, 1946). Сталинская премия первой степени (1943). Так в чем же феномен личности артистки, которая неоднократно утверждала, что в Малом театре – вся ее жизнь, вся ее семья?
Ответ на этот вопрос постаралась дать главный хранитель музейных фондов Малого театра Надежда Телегина в статье, опубликованной в газете "Малый театр" в 2016 году, когда праздновалось 150-летие знаменитой актрисы.
Александра Александровна Яблочкина (3 (15 ноября)1866 – 20 марта 1964) – явление уникальное не только для Малого театра, но и для всего русского и советского театра. Она прожила 97 лет и 5 месяцев, из них почти 75 лет служила в Малом театре. Ее не называли великой или гениальной актрисой, как М.Н. Ермолову или Г.Н. Федотову. А.А. Яблочкину обычно называли выдающейся, высокоталантливой, знаменитой, замечательной, превосходной артисткой и большим художником. Она была самой популярной советской театральной актрисой. Она тоже заслужила право при жизни стать символом, легендой Малого театра.
Яблочкина была последней в театральном роде Яблочкиных, известном в России еще при Елизавете Петровне. И она стала самой достойной представительницей этого рода. Актерскому искусству ее учил отец, артист и знаменитый режиссер Александринского театра в Петербурге Александр Александрович Яблочкин. Ее дебют состоялся на сцене Тифлисского театра в 1885 г., где она работала под руководством своего отца. Но до этого осенью 1885 г. два месяца Яблочкина занималась в драматическом классе Московского театрального училища с Гликерией Николаевной Федотовой, с которой была знакома с детства. Федотова хвалила свою ученицу за всегдашнее безукоризненное знание ролей, за ее редкую трудоспособность и говорила про Санечку Яблочкину: «Она так любит театр, что живет, мыслит и дышит им». Яблочкина всегда считала Федотову своей наставницей и учительницей и, уже работая в Малом театре, проходила трудные роли с Федотовой.
Еще во время обучения в закрытом учебном заведении – «Ивановском училище» Человеколюбивого общества (Коломенской женской гимназии) в Петербурге – Яблочкина слушала произведения современных ей писателей в их собственном чтении, в том числе пьесы А.Н. Островского. И она была последней актрисой в Малом театре, которую видел А.Н. Островский. Весной 1886 г. на «пробе молодых сил» она показалась ему в роли Софьи в 1 акте комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и в роли Катерины во 2 акте «Грозы» А.Н. Островского. По поводу Катерины драматург сказал матери Яблочкиной: «Какая же это Катерина с осиной талией!». Однако он одобрил ее выступление в роли Софьи и хотел взять в свой класс на драматических курсах на год, но летом 1886 г. А.Н. Островский скончался. С 2001 г. в Государственном музее-заповеднике «Щелыково» в Доме А.Н. Островского в антресольном этаже работает выставка «Гостиная А.А. Яблочкиной». В «Щелыково» в 1986 г. были переданы из московского Дома ветеранов сцены музейные и архивные реликвии, а также антикварная мебель из квартиры Яблочкиной в доме на Большой Дмитровке, где она жила с 1906 по 1964 год и где есть мемориальная доска. До этого она жила в Москве в Большом Козихинском переулке.
Знаменитый актер Малого театра и педагог О.А. Правдин предложил Яблочкиной пойти в его класс в театральном училище, но она приняла другое приглашение. С осени 1886 г. два сезона А.А. Яблочкина как профессиональная актриса служила в Москве в частном Театре Корша. В сентябре 1888 г. она была зачислена на службу в Императорский Московский Малый театр. Еще весной этого года состоялся ее дебют в Малом театре, где уже более 10 лет работала ее мать актриса Серафима Васильевна Яблочкина. Но мать не имела влияния в театре, поэтому право играть лучшие роли Александре Яблочкиной приходилось завоевывать самостоятельно. «Меня всегда привлекала классика, величавые образы, все возвышенное, все трагическое», – вспоминала Яблочкина.
Став актрисой, Яблочкина стремилась к одному – сыграть как можно больше ролей. «Я жажду играть», – признавалась Яблочкина. И эта жажда была необычайно велика. С каждым годом она любила искусство театра все больше и больше. Театр был для нее праздником. И уже в молодости она занимала видное место в Малом театре среди знаменитых артистов.
Свыше 300 ролей сыграла она на сцене Малого театра и более 400 ролей вообще. Ее роли можно разделить на три части. Первая – это роли, которые она сыграла на сцене Малого театра. Вторая часть – это роли, которые она играла только в ежегодных летних гастрольных поездках. Третья часть – это роли, о которых она мечтала, которые переписывала и учила для себя, потому что любила их. Она знала, что эти роли будут играть другие актрисы. Кипы сделанных ролей лежали в ящике ее письменного стола. Но однажды наступал момент, когда после одной репетиции или вообще без репетиций, накануне спектакля ее, знавшую роль и мизансцены, выпускали вместо заболевшей Н.А. Никулиной в роли Смельской или вместо заболевшей М.Н. Ермоловой в роли Негиной в спектакле «Таланты и поклонники». А вместо заболевшей Е.К. Лешковской она вышла в роли Глафиры в спектакле «Волки и овцы». Конечно, ее нельзя было сравнить с прославленными артистками в их лучших ролях, она не могла их заменить, но она играла в тон, в лад с ансамблем мастеров Малого театра, в стиле автора – А.Н. Островского. Так она совершенствовала технику актерской игры. Так она сама становилась незаменимой в театре. А в гастрольном репертуаре в летних поездках она могла выступать в ролях, которые на сцене Малого театра играли Ермолова, Федотова, Никулина, Лешковская.
В.И. Качалов вспоминал: «Необычайно красивая, изящная, простая – она поразила меня своим сценическим благородством, тонкостью исполнения, громадным чувством меры, великолепной дикцией, голосом – самым счастливым соединением прекрасных внешних и внутренних данных».
Все видевшие Яблочкину на сцене отмечали редкую сценическую красоту, чувство языка и особый стиль ее игры. Чувство стиля, уменье держать себя были присущи ей всегда, во всех ее ролях. Она училась на произведениях изобразительного искусства. В своих воспоминаниях Яблочкина написала: «И потом, сделавшись актрисой, я с громадным интересом бывала в музеях и картинных галереях, особенно в Париже, Дрездене, Мюнхене, Венеции, Милане, где, посещая музеи, я часто доходила до полного изнеможения, со вниманием разглядывая греческие или римские «костюмы» на статуях, фижмы, кринолины на картинах, улавливая различие поз, движений и жестов, вызванное особенностями каждого костюма». Благодаря полученным впечатлениям, Яблочкина научилась чувствовать сценический костюм. Она говорила: «Для каждого костюма требуется свой характерный жест, особая манера садиться и ходить». Актриса отличалась безупречным пластическим рисунком ролей.
У Яблочкиной был приятный, музыкальный, высокий от природы голос, настолько гибкий, что она научилась играть на средних и низких тонах. Исследователь ее творчества С. Кара-Мурза писал: «Бодрость, заражающая мажорность, энергия и воля – эти драгоценные свойства сценической индивидуальности Яблочкиной – сопровождаются ясностью, приветливостью, благодушной веселостью, передаваемыми в сверкающих модуляциях голоса, в задорных интонациях, в лукавых паузах и в сотнях неуловимых нюансов речи».
Вот как характеризует исполнительское мастерство Яблочкиной В.О. Массалитинова: «Ее Софья в «Горе от ума», ярко запечатлевавшаяся своим четким и красивым профилем, Лидия в «Бешеных деньгах» и ряд образов в пьесах Сумбатова, игранных Яблочкиной с присущим ей блеском, были полны обаяния и обычного для нее… холодка. Чеканность пластики и выразительность слова всегда отличали Яблочкину, блестяще игравшую, и такие роли, как Елизавета в «Марии Стюарт» Шиллера и Василиса Мелентьева».
6 февраля 1914 г. состоялся юбилейный спектакль Яблочкиной по случаю 25-летия службы в Малом театре. Она сыграла Василису Мелентьеву в одноименной драме А.Н. Островского и С.А. Гедеонова, вдову из терема царицы, хитрую любовницу царя Ивана Грозного. Яблочкина поражала публику своей плавной походкой и вкрадчивым жестом, чарующей мелодией речи и безупречной дикцией. Она играла в стиле былинной русской красавицы.
Ее коронными ролями были: Лидия и Чебоксарова-мать, Мамаева, Мурзавецкая, Гурмыжская, Вышневская («Бешеные деньги», «На всякого мудреца довольно простоты», «Волки и овцы», «Лес», «Доходное место» А.Н. Островского), Марья Антоновна и Анна Андреевна («Ревизор» Н.В. Гоголя), Звездинцева («Плоды просвещения» Л.Н. Толстого), королева Елизавета («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), графиня («Свадьба Фигаро» П.О. Бомарше), леди Чильтерн («Идеальный муж» О. Уальда), Скутаревская («Скутаревский» Л. Леонова).
Роль Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в которой Яблочкина выступала еще на сцене Театра Корша и в которой дебютировала на сцене Малого театра, сохранялась в ее репертуаре 20 сезонов до 1908 г. Профессор В.А. Филиппов видел 28 исполнительниц роли Софьи, он утверждал, что ни одна из них не могла сравниться с Яблочкиной. Эта роль была театральным шедевром актрисы. Софья Яблочкиной была подлинной светской барышней, строгой, властной и насмешливой, остроумной и наблюдательной, обворожительной и стильной. Яблочкина-актриса осталась в истории русского театра неотделимой от созданного ее образа грибоедовской Софьи.
Лучшей Софьей за всю историю русского театра считал Яблочкину и другой знаменитый историк Малого театра профессор С.Н. Дурылин. Он отмечал ум, большой характер, красоту, изящество, поэтичность, а также душевную холодность Софьи Павловны – Яблочкиной и обращал внимание на то, что этот персонаж, выдержанный в стиле русского «ампира», словно сошел с одного из портретов работы О. Кипренского. Ее Софья была достойна стоять рядом с Фамусовым – А.П. Ленским. Александр Павлович Ленский шутливо говорил, что Яблочкина удовлетворит свою жажду играть, только сыграв в комедии Грибоедова не только Софью, но и Лизу, и Чацкого, а также отняв у него Фамусова.
Из бессмертной комедии Грибоедова, которой по традиции открывается каждый сезон в Малом театре до сегодняшнего дня, Яблочкина никогда не выходила. После Софьи она стала играть Наталью Дмитриевну, а затем Хлёстову. Также последовательно она играла роли и в комедиях А.Н. Островского. Например, она выступала в ролях Машеньки, Мамаевой и Турусиной («На всякого мудреца довольно простоты»).
15 ролей сыграла Яблочкина в пьесах А.Н. Островского на сцене Малого театра, причем роли Мамаевой, Чебоксаровой-матери и Мурзавецкой она исполняла в разных постановках, плюс 8 ролей – в театре Корша и в гастрольном репертуаре (Любовь Гордеевна, Машенька, Лариса, Катерина, Кручинина, Тугина, Лебедкина; Елена в «Женитьбе Белугина»).
15 ролей сыграла Яблочкина в трагедиях и комедиях У. Шекспира (Офелия, Корделия, Беатриче, Дездемона, Эмилия, Анна Боллейн, леди Анна и др.). Ее шекспировские образы относятся к числу лучших воплощений Шекспира на русской сцене. В роли Дездемоны она выступала в Малом театре вместе с великим итальянским трагиком Томазо Сальвини, который играл роль Отелло в 1900 и 1901 гг. Некоторые зрители и критики решили, что Яблочкина в сценах с Сальвини играет на итальянском языке. А играла она на русском, но в одной тональности, в единой мелодии звучания слова с Сальвини. А одной из первых ее ролей в шекспировском репертуаре была мужская роль Оберона в комедии «Сон в летнюю ночь», где она выступала в трико с оголенными ногами, как балетная актриса, и только благодаря счастливой случайности не получила серьезную травму на колосниках.
Но ее самыми любимыми ролями были роли актрис: Негина и Смельская, Кручинина и Коринкина («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» А.Н. Островского), Лаура («Каменный гость» А.С. Пушкина), Магда («Родина» Г. Зудермана), а также галерея женских типов в пьесах ее любимого автора, друга и партнера А.И. Сумбатова-Южина: Вера Борисовна («Старый закал»), Марина («Вожди»), Острогина («Ночной туман»), Рукайя, Зейнаб («Измена»).
Создавая образы, Яблочкина наполняла их чувством современности, поэтому они эволюционировали в творчестве Яблочкиной в зависимости от времени, эпохи. Конечно, в советское время реалистические образы приобретали у Яблочкиной, прежде всего, углубленные социально-обличительные, типические черты. Ее Мамаева, Гурмыжская, Мурзавецкая, Чебоксарова-мать, Звездинцева, Хлёстова становились вновь созданными заостренными образами, наполненными иронией и сатирой. Яблочкина оставалась умным и тонким мастером, поражала простотой, изяществом и кружевным рисунком образов.
Одной из последних трех ролей Яблочкиной была Анна Дмитриевна Каренина в «Живом трупе» Л.Н. Толстого. Это была дама старой дворянской культуры. Яблочкина поражала тонким великосветским стилем, безупречным французским языком. Холодная и чопорная дама была беспощадно эгоистичной и жестокой.
В 1955 г. она выступила в роли учительницы Александры Алексеевны Горицвет в «Крыльях» А. Корнейчука. Роль создавалась автором под влиянием неповторимой личности самой Яблочкиной. Зрители воспринимали проникновенный образ старой учительницы как трудовой подвиг артистки.
Последний спектакль в ее жизни состоялся 27 января 1961 года. В этот день она сыграла роль старой, эгоистичной и тщеславной мисс Кроули в инсценировке романа «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, писателя юности Яблочкиной. Она числилась в труппе Малого театра до конца жизни по 20 марта 1964 г.
Яблочкина была не просто актрисой-общественницей, а выдающимся общественным деятелем. Добрая и отзывчивая, она всегда и всем стремилась помочь, никогда никому не отказывала в помощи. «Ну, наседка, кого опять высиживаете?» – часто спрашивал ее А.И. Южин, когда она подходила к нему за кого-нибудь просить. Яблочкина умела радоваться успеху других, старалась доставить людям удовольствие. Ее называли лучшим другом артистов. Более 20 лет она была председателем правления «Корпорации артистов Малого театра», несколько лет председателем правления Убежища для престарелых артистов Большого и Малого театров. С 1915 г. была членом Совета Русского театрального общества (РТО), председателем московского отделения, а после смерти М.Г. Савиной А.А. Яблочкина стала бессменным председателем Совета Русского театрального общества и руководила РТО, затем ВТО на протяжении 49 лет. Кроме этого, она была почетным членом Общества любителей российской словесности, Первого литературно-драматического и музыкального общества имени А.Н. Островского, членом Общества А.П.Чехова и Общества Л.Н. Толстого, членом комитета по сооружению памятника А.Н. Островскому и т. д.
Интересно, что празднование юбилеев А.А. Яблочкиной и Всероссийского театрального общества, которое она возглавляла, часто не совпадало с календарными датами. Так, 25-летие ее творческой деятельности в Малом театре отмечалось только 6 февраля 1914 г., а не в сентябре 1913 г. 20 марта 1929 г. Яблочкиной было присвоено звание народной артистки республики в день празднования 40-летнего ее пребывания в Малом театре, а 50-летний юбилей артистической деятельности Яблочкиной отмечался 17 января 1937 г.
60-летний юбилей ВТО и 30-летие пребывания Яблочкиной на посту председателя ВТО отмечались в марте 1946 г., хотя общественная организация, которая первоначально называлась Общество взаимного вспоможения русских артистов, возникла в 1877 г. С 1883 г. – это Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям. С 1894 г. – Русское театральное общество, с 1904 г. – Императорское Русское театральное общество. С 1932 г. – Всероссийское театральное общество (ВТО). С 1986 г. – Союз театральных деятелей РФ (СТД). В 2001 г. появилось название СТД РФ (ВТО).
Юбилеи самой Александры Александровны тоже не всегда совпадали с датой ее рождения, причем одно время считалось, что она родилась в 1868, а не в 1866 году, как на самом деле. Поэтому 80 лет со дня рождения и 60 лет ее службы в Малом театре отмечали в ноябре 1948 г.
Торжественное чествование Яблочкиной в связи с 90-летием со дня рождения и 70-летием сценической деятельности состоялось на сцене Малого театра 30 января 1957 г.
Малый театр стал ее домом, ее семьей. «Ведь все мечты о любви, о семье, о материнстве я отдала театру. Моя личная жизнь – это белая страница, не много на ней написано», – признавалась Яблочкина. «Дочь Малого театра», – так назвала Яблочкину Мария Николаевна Ермолова, которая была для нее идеалом. Ермолова поздравила актрису с 25-летием сценической деятельности: «Посылаю вам свою любовь, как талантливой артистке, свое уважение, как чудному товарищу, и преклоняюсь перед дочерью Малого театра, с таким достоинством носящей великое знамя искусства и ни разу не изменившей ему, всегда грудью стоящей за свой родной театр. Честь вам и слава, дорогая артистка! Дай Бог, чтобы ваш пример зажег в сердцах нашей молодежи желанье подражания, тогда не погибнет Малый театр! Люблю вас, горячо целую и от всего сердца желаю успеха. Да хранит вас Господь на долгие, долгие годы!». Яблочкина была признана Малым театром как верная носительница и хранительница его заветов и традиций.
Когда Яблочкина получила звание заслуженной артистки республики в связи с 35-летием работы в Малом театре, отмечавшемся 15 февраля 1924 г., Ермолова написала ей: «От всей души сердечно приветствую со всеми товарищами дорогую, милую заслуженную, да вы уже давно, Александра Александровна, заслужили более, чем вам могут дать люди. Вы заслужили редкие дары: пламенную любовь к искусству и всем страдающим, несчастным людям. Скольким вы помогли, устроили, утешили и облегчили их жизнь! В вашей чистой душе нет фальши, нет лжи, и у вас есть сила и энергия творить ваши подвиги. Это ли не высочайшие дары ваши?».
«Дочь Малого театра» – так назывался документальный фильм, посвященный А.А. Яблочкиной и снятый еще при ее жизни в 1958 г.
«Жизнь Александры Александровны – замечательный пример вдохновенного служения искусству и народу», – написал в свое время М.И. Царев, директор и художественный руководитель Малого театра, сменивший Яблочкину на посту председателя президиума ВТО. Еще в 1930-е гг. Московский Дом ветеранов сцены носил имя А.А. Яблочкиной. Имя Яблочкиной получил в 1964 г. Центральный Дом актера. С середины 1990-х гг. Дом актёра присуждает премии имени А.А. Яблочкиной лучшим театральным деятелям за беззаветное служение театру. В честь А.А. Яблочкиной в 1985 г. назван также кратер на планете Венера.
Яблочкину часто называли сердцем, душой и совестью Малого театра. С.Н. Дурылин писал Яблочкиной в 1948 г.: «Ваше имя давно уже червонным золотом вписано в великую историю русского театра, а как старый свидетель славных Ваших трудов и дней, я утверждаю, что Ваше имя сияет в этой истории особым, ясным светом: – ни единая капля актерских прегрешений – (я не судья им!) – едкого себялюбия, зависти, недоброжелательства, не омрачает светлого, благородного имени Александры Александровны Яблочкиной в истории русского театра. При Вашем имени, дорогая Александра Александровна, людям не часто советующимся со своей совестью, приходится вспомнить, что совесть все-таки существует на свете; при Вашем имени – ремесленники, наемники и торговцы искусством все-таки принуждены бывают признать, что существуют еще на свете – служители, чтители и истинные творцы великого искусства. При Вашем имени люди моего поколения (их уже мало осталось в Москве) с гордой радостью за время своей молодости вспоминают, что имя Яблочкиной красовалось на афишах Малого театра рядом со славными именами великой Ермоловой, Федотовой, Никулиной, Садовских, Ленского, Южина. Ваше имя заставляет с благоговением вспоминать эти великие имена…».
В Ермоловском фойе Малого театра долгое время висела групповая фотография большого формата, где были представлены все корифеи сцены Императорского Малого театра, с которыми Яблочкина начинала свою жизнь в искусстве и в сценическом общении с которыми росло ее мастерство. Театральные деятели хорошо знают эту фотографию 1891 г. Давайте еще раз посмотрим на нее. Слева направо: стоят – артисты В.А. Макшеев, К.Н. Рыбаков, О.А. Правдин, И.Н. Греков, Н.И. Музиль, режиссер А.М. Кондратьев, А.П. Ленский; сидят – главный режиссер С.А. Черневский, артисты Н.А. Никулина, Г.В. Панова, Г.Н. Федотова, А.И. Южин, Н.В. Рыкалова, О.О. Садовская, М.Н. Ермолова, М.П. Садовский, Е.К. Лешковская. А на переднем плане сидят артистки А.А. Яблочкина (слева) и А.П. Щепкина. Эта фотография с дарственной надписью актрисы: «Старый Малый театр. Моим дорогим товарищам от А. Яблочкиной. 30/X/ 1958».
Надежда Телегина
Доказательством огромной популярности А.А. Яблочкиной не только в советское время, но и до революции служила огромная переписка, хранившаяся в ее квартире. Многое было утрачено после смерти актрисы. Накануне ее юбилея в Малый театр пришел Андрей Юрьевич Семенов и подарил фотографии А.А. Яблочкиной в жизни и в ролях, а также большую коллекцию открытых писем А.А. Яблочкиной от разных лиц периода 1890 – 1910-х гг. На открытках, адресованных актрисе, часто можно увидеть такое обращение: «Ее высокоблагородию А.А. Яблочкиной».
Мы благодарим А.Ю. Семенова за пополнение личного фонда А.А. Яблочкиной в музейном фонде Малого театра.
15 ноября исполняется 155 лет со дня рождения Александры Александровны Яблочкиной. Александру Александровну Яблочкину в СССР знали все любители театра. Народная артистка СССР (1937). Орденоноска: три ордена В.И. Ленина (1937, 1949, 1957) и два ордена Трудового Красного знамени (1937, 1946). Сталинская премия первой степени (1943). Так в чем же феномен личности артистки, которая неоднократно утверждала, что в Малом театре – вся ее жизнь, вся ее семья?
Ответ на этот вопрос постаралась дать главный хранитель музейных фондов Малого театра Надежда Телегина в статье, опубликованной в газете "Малый театр" в 2016 году, когда праздновалось 150-летие знаменитой актрисы.
Александра Александровна Яблочкина (3 (15 ноября)1866 – 20 марта 1964) – явление уникальное не только для Малого театра, но и для всего русского и советского театра. Она прожила 97 лет и 5 месяцев, из них почти 75 лет служила в Малом театре. Ее не называли великой или гениальной актрисой, как М.Н. Ермолову или Г.Н. Федотову. А.А. Яблочкину обычно называли выдающейся, высокоталантливой, знаменитой, замечательной, превосходной артисткой и большим художником. Она была самой популярной советской театральной актрисой. Она тоже заслужила право при жизни стать символом, легендой Малого театра.
Яблочкина была последней в театральном роде Яблочкиных, известном в России еще при Елизавете Петровне. И она стала самой достойной представительницей этого рода. Актерскому искусству ее учил отец, артист и знаменитый режиссер Александринского театра в Петербурге Александр Александрович Яблочкин. Ее дебют состоялся на сцене Тифлисского театра в 1885 г., где она работала под руководством своего отца. Но до этого осенью 1885 г. два месяца Яблочкина занималась в драматическом классе Московского театрального училища с Гликерией Николаевной Федотовой, с которой была знакома с детства. Федотова хвалила свою ученицу за всегдашнее безукоризненное знание ролей, за ее редкую трудоспособность и говорила про Санечку Яблочкину: «Она так любит театр, что живет, мыслит и дышит им». Яблочкина всегда считала Федотову своей наставницей и учительницей и, уже работая в Малом театре, проходила трудные роли с Федотовой.
Еще во время обучения в закрытом учебном заведении – «Ивановском училище» Человеколюбивого общества (Коломенской женской гимназии) в Петербурге – Яблочкина слушала произведения современных ей писателей в их собственном чтении, в том числе пьесы А.Н. Островского. И она была последней актрисой в Малом театре, которую видел А.Н. Островский. Весной 1886 г. на «пробе молодых сил» она показалась ему в роли Софьи в 1 акте комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и в роли Катерины во 2 акте «Грозы» А.Н. Островского. По поводу Катерины драматург сказал матери Яблочкиной: «Какая же это Катерина с осиной талией!». Однако он одобрил ее выступление в роли Софьи и хотел взять в свой класс на драматических курсах на год, но летом 1886 г. А.Н. Островский скончался. С 2001 г. в Государственном музее-заповеднике «Щелыково» в Доме А.Н. Островского в антресольном этаже работает выставка «Гостиная А.А. Яблочкиной». В «Щелыково» в 1986 г. были переданы из московского Дома ветеранов сцены музейные и архивные реликвии, а также антикварная мебель из квартиры Яблочкиной в доме на Большой Дмитровке, где она жила с 1906 по 1964 год и где есть мемориальная доска. До этого она жила в Москве в Большом Козихинском переулке.
Знаменитый актер Малого театра и педагог О.А. Правдин предложил Яблочкиной пойти в его класс в театральном училище, но она приняла другое приглашение. С осени 1886 г. два сезона А.А. Яблочкина как профессиональная актриса служила в Москве в частном Театре Корша. В сентябре 1888 г. она была зачислена на службу в Императорский Московский Малый театр. Еще весной этого года состоялся ее дебют в Малом театре, где уже более 10 лет работала ее мать актриса Серафима Васильевна Яблочкина. Но мать не имела влияния в театре, поэтому право играть лучшие роли Александре Яблочкиной приходилось завоевывать самостоятельно. «Меня всегда привлекала классика, величавые образы, все возвышенное, все трагическое», – вспоминала Яблочкина.
Став актрисой, Яблочкина стремилась к одному – сыграть как можно больше ролей. «Я жажду играть», – признавалась Яблочкина. И эта жажда была необычайно велика. С каждым годом она любила искусство театра все больше и больше. Театр был для нее праздником. И уже в молодости она занимала видное место в Малом театре среди знаменитых артистов.
Свыше 300 ролей сыграла она на сцене Малого театра и более 400 ролей вообще. Ее роли можно разделить на три части. Первая – это роли, которые она сыграла на сцене Малого театра. Вторая часть – это роли, которые она играла только в ежегодных летних гастрольных поездках. Третья часть – это роли, о которых она мечтала, которые переписывала и учила для себя, потому что любила их. Она знала, что эти роли будут играть другие актрисы. Кипы сделанных ролей лежали в ящике ее письменного стола. Но однажды наступал момент, когда после одной репетиции или вообще без репетиций, накануне спектакля ее, знавшую роль и мизансцены, выпускали вместо заболевшей Н.А. Никулиной в роли Смельской или вместо заболевшей М.Н. Ермоловой в роли Негиной в спектакле «Таланты и поклонники». А вместо заболевшей Е.К. Лешковской она вышла в роли Глафиры в спектакле «Волки и овцы». Конечно, ее нельзя было сравнить с прославленными артистками в их лучших ролях, она не могла их заменить, но она играла в тон, в лад с ансамблем мастеров Малого театра, в стиле автора – А.Н. Островского. Так она совершенствовала технику актерской игры. Так она сама становилась незаменимой в театре. А в гастрольном репертуаре в летних поездках она могла выступать в ролях, которые на сцене Малого театра играли Ермолова, Федотова, Никулина, Лешковская.
В.И. Качалов вспоминал: «Необычайно красивая, изящная, простая – она поразила меня своим сценическим благородством, тонкостью исполнения, громадным чувством меры, великолепной дикцией, голосом – самым счастливым соединением прекрасных внешних и внутренних данных».
Все видевшие Яблочкину на сцене отмечали редкую сценическую красоту, чувство языка и особый стиль ее игры. Чувство стиля, уменье держать себя были присущи ей всегда, во всех ее ролях. Она училась на произведениях изобразительного искусства. В своих воспоминаниях Яблочкина написала: «И потом, сделавшись актрисой, я с громадным интересом бывала в музеях и картинных галереях, особенно в Париже, Дрездене, Мюнхене, Венеции, Милане, где, посещая музеи, я часто доходила до полного изнеможения, со вниманием разглядывая греческие или римские «костюмы» на статуях, фижмы, кринолины на картинах, улавливая различие поз, движений и жестов, вызванное особенностями каждого костюма». Благодаря полученным впечатлениям, Яблочкина научилась чувствовать сценический костюм. Она говорила: «Для каждого костюма требуется свой характерный жест, особая манера садиться и ходить». Актриса отличалась безупречным пластическим рисунком ролей.
У Яблочкиной был приятный, музыкальный, высокий от природы голос, настолько гибкий, что она научилась играть на средних и низких тонах. Исследователь ее творчества С. Кара-Мурза писал: «Бодрость, заражающая мажорность, энергия и воля – эти драгоценные свойства сценической индивидуальности Яблочкиной – сопровождаются ясностью, приветливостью, благодушной веселостью, передаваемыми в сверкающих модуляциях голоса, в задорных интонациях, в лукавых паузах и в сотнях неуловимых нюансов речи».
Вот как характеризует исполнительское мастерство Яблочкиной В.О. Массалитинова: «Ее Софья в «Горе от ума», ярко запечатлевавшаяся своим четким и красивым профилем, Лидия в «Бешеных деньгах» и ряд образов в пьесах Сумбатова, игранных Яблочкиной с присущим ей блеском, были полны обаяния и обычного для нее… холодка. Чеканность пластики и выразительность слова всегда отличали Яблочкину, блестяще игравшую, и такие роли, как Елизавета в «Марии Стюарт» Шиллера и Василиса Мелентьева».
6 февраля 1914 г. состоялся юбилейный спектакль Яблочкиной по случаю 25-летия службы в Малом театре. Она сыграла Василису Мелентьеву в одноименной драме А.Н. Островского и С.А. Гедеонова, вдову из терема царицы, хитрую любовницу царя Ивана Грозного. Яблочкина поражала публику своей плавной походкой и вкрадчивым жестом, чарующей мелодией речи и безупречной дикцией. Она играла в стиле былинной русской красавицы.
Ее коронными ролями были: Лидия и Чебоксарова-мать, Мамаева, Мурзавецкая, Гурмыжская, Вышневская («Бешеные деньги», «На всякого мудреца довольно простоты», «Волки и овцы», «Лес», «Доходное место» А.Н. Островского), Марья Антоновна и Анна Андреевна («Ревизор» Н.В. Гоголя), Звездинцева («Плоды просвещения» Л.Н. Толстого), королева Елизавета («Мария Стюарт» Ф. Шиллера), графиня («Свадьба Фигаро» П.О. Бомарше), леди Чильтерн («Идеальный муж» О. Уальда), Скутаревская («Скутаревский» Л. Леонова).
Роль Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в которой Яблочкина выступала еще на сцене Театра Корша и в которой дебютировала на сцене Малого театра, сохранялась в ее репертуаре 20 сезонов до 1908 г. Профессор В.А. Филиппов видел 28 исполнительниц роли Софьи, он утверждал, что ни одна из них не могла сравниться с Яблочкиной. Эта роль была театральным шедевром актрисы. Софья Яблочкиной была подлинной светской барышней, строгой, властной и насмешливой, остроумной и наблюдательной, обворожительной и стильной. Яблочкина-актриса осталась в истории русского театра неотделимой от созданного ее образа грибоедовской Софьи.
Лучшей Софьей за всю историю русского театра считал Яблочкину и другой знаменитый историк Малого театра профессор С.Н. Дурылин. Он отмечал ум, большой характер, красоту, изящество, поэтичность, а также душевную холодность Софьи Павловны – Яблочкиной и обращал внимание на то, что этот персонаж, выдержанный в стиле русского «ампира», словно сошел с одного из портретов работы О. Кипренского. Ее Софья была достойна стоять рядом с Фамусовым – А.П. Ленским. Александр Павлович Ленский шутливо говорил, что Яблочкина удовлетворит свою жажду играть, только сыграв в комедии Грибоедова не только Софью, но и Лизу, и Чацкого, а также отняв у него Фамусова.
Из бессмертной комедии Грибоедова, которой по традиции открывается каждый сезон в Малом театре до сегодняшнего дня, Яблочкина никогда не выходила. После Софьи она стала играть Наталью Дмитриевну, а затем Хлёстову. Также последовательно она играла роли и в комедиях А.Н. Островского. Например, она выступала в ролях Машеньки, Мамаевой и Турусиной («На всякого мудреца довольно простоты»).
15 ролей сыграла Яблочкина в пьесах А.Н. Островского на сцене Малого театра, причем роли Мамаевой, Чебоксаровой-матери и Мурзавецкой она исполняла в разных постановках, плюс 8 ролей – в театре Корша и в гастрольном репертуаре (Любовь Гордеевна, Машенька, Лариса, Катерина, Кручинина, Тугина, Лебедкина; Елена в «Женитьбе Белугина»).
15 ролей сыграла Яблочкина в трагедиях и комедиях У. Шекспира (Офелия, Корделия, Беатриче, Дездемона, Эмилия, Анна Боллейн, леди Анна и др.). Ее шекспировские образы относятся к числу лучших воплощений Шекспира на русской сцене. В роли Дездемоны она выступала в Малом театре вместе с великим итальянским трагиком Томазо Сальвини, который играл роль Отелло в 1900 и 1901 гг. Некоторые зрители и критики решили, что Яблочкина в сценах с Сальвини играет на итальянском языке. А играла она на русском, но в одной тональности, в единой мелодии звучания слова с Сальвини. А одной из первых ее ролей в шекспировском репертуаре была мужская роль Оберона в комедии «Сон в летнюю ночь», где она выступала в трико с оголенными ногами, как балетная актриса, и только благодаря счастливой случайности не получила серьезную травму на колосниках.
Но ее самыми любимыми ролями были роли актрис: Негина и Смельская, Кручинина и Коринкина («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» А.Н. Островского), Лаура («Каменный гость» А.С. Пушкина), Магда («Родина» Г. Зудермана), а также галерея женских типов в пьесах ее любимого автора, друга и партнера А.И. Сумбатова-Южина: Вера Борисовна («Старый закал»), Марина («Вожди»), Острогина («Ночной туман»), Рукайя, Зейнаб («Измена»).
Создавая образы, Яблочкина наполняла их чувством современности, поэтому они эволюционировали в творчестве Яблочкиной в зависимости от времени, эпохи. Конечно, в советское время реалистические образы приобретали у Яблочкиной, прежде всего, углубленные социально-обличительные, типические черты. Ее Мамаева, Гурмыжская, Мурзавецкая, Чебоксарова-мать, Звездинцева, Хлёстова становились вновь созданными заостренными образами, наполненными иронией и сатирой. Яблочкина оставалась умным и тонким мастером, поражала простотой, изяществом и кружевным рисунком образов.
Одной из последних трех ролей Яблочкиной была Анна Дмитриевна Каренина в «Живом трупе» Л.Н. Толстого. Это была дама старой дворянской культуры. Яблочкина поражала тонким великосветским стилем, безупречным французским языком. Холодная и чопорная дама была беспощадно эгоистичной и жестокой.
В 1955 г. она выступила в роли учительницы Александры Алексеевны Горицвет в «Крыльях» А. Корнейчука. Роль создавалась автором под влиянием неповторимой личности самой Яблочкиной. Зрители воспринимали проникновенный образ старой учительницы как трудовой подвиг артистки.
Последний спектакль в ее жизни состоялся 27 января 1961 года. В этот день она сыграла роль старой, эгоистичной и тщеславной мисс Кроули в инсценировке романа «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, писателя юности Яблочкиной. Она числилась в труппе Малого театра до конца жизни по 20 марта 1964 г.
Яблочкина была не просто актрисой-общественницей, а выдающимся общественным деятелем. Добрая и отзывчивая, она всегда и всем стремилась помочь, никогда никому не отказывала в помощи. «Ну, наседка, кого опять высиживаете?» – часто спрашивал ее А.И. Южин, когда она подходила к нему за кого-нибудь просить. Яблочкина умела радоваться успеху других, старалась доставить людям удовольствие. Ее называли лучшим другом артистов. Более 20 лет она была председателем правления «Корпорации артистов Малого театра», несколько лет председателем правления Убежища для престарелых артистов Большого и Малого театров. С 1915 г. была членом Совета Русского театрального общества (РТО), председателем московского отделения, а после смерти М.Г. Савиной А.А. Яблочкина стала бессменным председателем Совета Русского театрального общества и руководила РТО, затем ВТО на протяжении 49 лет. Кроме этого, она была почетным членом Общества любителей российской словесности, Первого литературно-драматического и музыкального общества имени А.Н. Островского, членом Общества А.П.Чехова и Общества Л.Н. Толстого, членом комитета по сооружению памятника А.Н. Островскому и т. д.
Интересно, что празднование юбилеев А.А. Яблочкиной и Всероссийского театрального общества, которое она возглавляла, часто не совпадало с календарными датами. Так, 25-летие ее творческой деятельности в Малом театре отмечалось только 6 февраля 1914 г., а не в сентябре 1913 г. 20 марта 1929 г. Яблочкиной было присвоено звание народной артистки республики в день празднования 40-летнего ее пребывания в Малом театре, а 50-летний юбилей артистической деятельности Яблочкиной отмечался 17 января 1937 г.
60-летний юбилей ВТО и 30-летие пребывания Яблочкиной на посту председателя ВТО отмечались в марте 1946 г., хотя общественная организация, которая первоначально называлась Общество взаимного вспоможения русских артистов, возникла в 1877 г. С 1883 г. – это Общество для пособия нуждающимся сценическим деятелям. С 1894 г. – Русское театральное общество, с 1904 г. – Императорское Русское театральное общество. С 1932 г. – Всероссийское театральное общество (ВТО). С 1986 г. – Союз театральных деятелей РФ (СТД). В 2001 г. появилось название СТД РФ (ВТО).
Юбилеи самой Александры Александровны тоже не всегда совпадали с датой ее рождения, причем одно время считалось, что она родилась в 1868, а не в 1866 году, как на самом деле. Поэтому 80 лет со дня рождения и 60 лет ее службы в Малом театре отмечали в ноябре 1948 г.
Торжественное чествование Яблочкиной в связи с 90-летием со дня рождения и 70-летием сценической деятельности состоялось на сцене Малого театра 30 января 1957 г.
Малый театр стал ее домом, ее семьей. «Ведь все мечты о любви, о семье, о материнстве я отдала театру. Моя личная жизнь – это белая страница, не много на ней написано», – признавалась Яблочкина. «Дочь Малого театра», – так назвала Яблочкину Мария Николаевна Ермолова, которая была для нее идеалом. Ермолова поздравила актрису с 25-летием сценической деятельности: «Посылаю вам свою любовь, как талантливой артистке, свое уважение, как чудному товарищу, и преклоняюсь перед дочерью Малого театра, с таким достоинством носящей великое знамя искусства и ни разу не изменившей ему, всегда грудью стоящей за свой родной театр. Честь вам и слава, дорогая артистка! Дай Бог, чтобы ваш пример зажег в сердцах нашей молодежи желанье подражания, тогда не погибнет Малый театр! Люблю вас, горячо целую и от всего сердца желаю успеха. Да хранит вас Господь на долгие, долгие годы!». Яблочкина была признана Малым театром как верная носительница и хранительница его заветов и традиций.
Когда Яблочкина получила звание заслуженной артистки республики в связи с 35-летием работы в Малом театре, отмечавшемся 15 февраля 1924 г., Ермолова написала ей: «От всей души сердечно приветствую со всеми товарищами дорогую, милую заслуженную, да вы уже давно, Александра Александровна, заслужили более, чем вам могут дать люди. Вы заслужили редкие дары: пламенную любовь к искусству и всем страдающим, несчастным людям. Скольким вы помогли, устроили, утешили и облегчили их жизнь! В вашей чистой душе нет фальши, нет лжи, и у вас есть сила и энергия творить ваши подвиги. Это ли не высочайшие дары ваши?».
«Дочь Малого театра» – так назывался документальный фильм, посвященный А.А. Яблочкиной и снятый еще при ее жизни в 1958 г.
«Жизнь Александры Александровны – замечательный пример вдохновенного служения искусству и народу», – написал в свое время М.И. Царев, директор и художественный руководитель Малого театра, сменивший Яблочкину на посту председателя президиума ВТО. Еще в 1930-е гг. Московский Дом ветеранов сцены носил имя А.А. Яблочкиной. Имя Яблочкиной получил в 1964 г. Центральный Дом актера. С середины 1990-х гг. Дом актёра присуждает премии имени А.А. Яблочкиной лучшим театральным деятелям за беззаветное служение театру. В честь А.А. Яблочкиной в 1985 г. назван также кратер на планете Венера.
Яблочкину часто называли сердцем, душой и совестью Малого театра. С.Н. Дурылин писал Яблочкиной в 1948 г.: «Ваше имя давно уже червонным золотом вписано в великую историю русского театра, а как старый свидетель славных Ваших трудов и дней, я утверждаю, что Ваше имя сияет в этой истории особым, ясным светом: – ни единая капля актерских прегрешений – (я не судья им!) – едкого себялюбия, зависти, недоброжелательства, не омрачает светлого, благородного имени Александры Александровны Яблочкиной в истории русского театра. При Вашем имени, дорогая Александра Александровна, людям не часто советующимся со своей совестью, приходится вспомнить, что совесть все-таки существует на свете; при Вашем имени – ремесленники, наемники и торговцы искусством все-таки принуждены бывают признать, что существуют еще на свете – служители, чтители и истинные творцы великого искусства. При Вашем имени люди моего поколения (их уже мало осталось в Москве) с гордой радостью за время своей молодости вспоминают, что имя Яблочкиной красовалось на афишах Малого театра рядом со славными именами великой Ермоловой, Федотовой, Никулиной, Садовских, Ленского, Южина. Ваше имя заставляет с благоговением вспоминать эти великие имена…».
В Ермоловском фойе Малого театра долгое время висела групповая фотография большого формата, где были представлены все корифеи сцены Императорского Малого театра, с которыми Яблочкина начинала свою жизнь в искусстве и в сценическом общении с которыми росло ее мастерство. Театральные деятели хорошо знают эту фотографию 1891 г. Давайте еще раз посмотрим на нее. Слева направо: стоят – артисты В.А. Макшеев, К.Н. Рыбаков, О.А. Правдин, И.Н. Греков, Н.И. Музиль, режиссер А.М. Кондратьев, А.П. Ленский; сидят – главный режиссер С.А. Черневский, артисты Н.А. Никулина, Г.В. Панова, Г.Н. Федотова, А.И. Южин, Н.В. Рыкалова, О.О. Садовская, М.Н. Ермолова, М.П. Садовский, Е.К. Лешковская. А на переднем плане сидят артистки А.А. Яблочкина (слева) и А.П. Щепкина. Эта фотография с дарственной надписью актрисы: «Старый Малый театр. Моим дорогим товарищам от А. Яблочкиной. 30/X/ 1958».
Надежда Телегина
Доказательством огромной популярности А.А. Яблочкиной не только в советское время, но и до революции служила огромная переписка, хранившаяся в ее квартире. Многое было утрачено после смерти актрисы. Накануне ее юбилея в Малый театр пришел Андрей Юрьевич Семенов и подарил фотографии А.А. Яблочкиной в жизни и в ролях, а также большую коллекцию открытых писем А.А. Яблочкиной от разных лиц периода 1890 – 1910-х гг. На открытках, адресованных актрисе, часто можно увидеть такое обращение: «Ее высокоблагородию А.А. Яблочкиной».
Мы благодарим А.Ю. Семенова за пополнение личного фонда А.А. Яблочкиной в музейном фонде Малого театра.