Версия для слабовидящих
Личный кабинет

Ильинский Игорь Владимирович

Актер

ИЛЬИНСКИЙ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ (1901–1987), русский актер. Народный артист СССР (1949), лауреат Государственной премии СССР (1941, 1942, 1951). Герой Социалистического Труда (1974). Родился 11 (24) июля 1901 в семье врача, актера-любителя.



В 1917 выпускник класса Флеровской гимназии Ильинский поступил в театральную студию Ф.Ф.Комиссаржевского и еще студийцем играл слуг, шутов, вестников, стариков в постановках Комиссаржевского, по возможности разрабатывая каждую «роль» самостоятельно. С этого времени путь творческого самопознания артиста отмечен калейдоскопом исканий, проб, увлечений, разочарований и неистощимой энергией. Ильинский совмещал работу в Театре им. В.Ф.Комиссаржевской и в ряде студий, в том числе 1-й Студии МХТ, играл в оперетте, цирке, на эстраде, в бывшей Александринке, «служил» во МХАТе и т.д. Начав с философского романтизма Комиссаржевского, через реставрационные опыты Н.М.Фореггера, условность В.М.Бебутова пришел к Вс.Мейрхольду.



В начале 1920-х годов молодой Ильинский был самым талантливым представителем «левого фронта», одним из ведущих его актеров. Первый и настоящий успех 21-летний Игорь Ильинский узнал в роли Тихона («Гроза» А.Н.Островского, Московский Драматический театр, 1922), а затем в роли Брюно («Великодушный рогоносец» Ф.Кроммелинка, Государственные Высшие театральные мастерские, реж. Мейерхольд, 1922). Так закончился знаменательный для артиста сезон 1921–1922.



За время сотрудничества с Мейрхольдом (1920–1935) Ильинский сыграл в постановках мастера фермера Гислена («Зори» Э.Верхарна 1920), Немца 1 и Соглашателя-меньшевика («Мистерия-Буфф» В.В.Маяковского, 1921), Расплюева («Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина, 1922), Аркашку Счастливцева («Лес» Островского, 1924), Фамусова («Горе уму» А.С.Грибоедова, 1928), Присыпкина («Клоп» Маяковского, 1929), матроса Семушкина («Последний решительный» Вс.Вишневского, 1931), Ломова в «Предложении» А.П.Чехова (спектакль «33 обморока», 1934). Игра Ильинского разрушала границу между «малым» и «большим» искусством, «малое» обращала в «большое». Актер достигал сильнейших комических эффектов приемами деформации: внезапная гримаса на равнодушном лице исчезала так же быстро, как и появлялась. Неистощимый изобретатель на сцене, оригинальная личность, обладатель первоклассного дарования, Ильинский всегда подчеркивал свою «современность».



После очередного ухода от Мейерхольда актер начал сниматься в кино, эпоха «великого немого» неразрывно связана с именем Ильинского: «Аэлита», «Папиросница от Моссельпрома», «Закройщик из Торжка» (1924), «Поцелуй Мэри Пикфорд», «Мисс Мэнд», «Когда пробуждаются мертвые», «Праздник св. Йоргена» (последняя лента немого кино, 1929–1930) и др. Об Ильинском-киноартисте писали, что он «здоровее и биологичнее Чаплина». В звуковом кино артист создал незабываемые образы Бывалова («Волга-Волга», 1938), Огурцова («Карнавальная ночь», 1956).



В 1938 Ильинский поступил в Малый театр. На сцене Малого Ильинский дебютировал в роли Хлестакова («Ревизор» Н.В.Гоголя, 1938). В репертуаре Островского сыграл Аркашку Счастливцева, Шмагу («Без вины виноватые»), Крутицкого («На всякого мудреца довольно простоты», Юсова («Доходное место») и др. Много выступал в современных пьесах. Особенным успехом пользовалась роль председателя колхоза Чеснока в спектакле «В степях Украины» А.Е.Корнейчука (1949).



Два художественно современных, зрелых создания Ильинского связаны с именем Л.Н.Толстого. Образ ясноглазого старика Акима («Власть тьмы», 1956) в исполнении Ильинского был признан глубоко самобытной фигурой эпического масштаба. Уникальное творение Ильинского – образ Льва Толстого, последняя роль артиста в театре (спектакль «Возвращение на круги своя» И.Друце, 1978).



В течение всей творческой жизни, начиная с 1919, Ильинский много времени и внимания уделял художественному слову, выступал на эстраде и на радио с чтением басен, стихов, прозы. В его репертуаре были И.А.Крылов, А.С.Пушкин, Маяковский, Чехов, М.Е.Салтыков-Щедрин и особенно любимые Ильинским «Отрочество» Толстого и «Старосветские помещики» Гоголя. Почти все литературные концерты Ильинского были экранизированы на телевидении в четырех телефильмах (1968–1970).



Разносторонний талант Ильинского проявился и в режиссуре. Его постановки «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея (1958), «Любовь Яровая» К.А.Тренева (1960), «Честность» Сафронова (1961) и др. современники назвали «ценным приобретением для нашего театра».



Умер Ильинский в Москве 13 января 1987.



РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:

Сезон 1937/38 г.

Хлестаков — «Ревизор» Н. В. Гоголя.



Сезон 1938/39 г.

Загорецкий — «Горе от уча» А. С. Грибоедова,

Гаврила — «Богдан Хмельницкий» А. Е. Корнейчука,

Аркадий Счастливцев — «Лес» А. Н. Островского.



Сезон 1939/40 г.

Шмага — «Без вины виноватые» А. Н. Островского.



Сезон 1940/41 г.

Чеснок — «В степях Украины» А. Е. Корнейчука.



Сезон 1943/44 г.

Мурзавецкий — «Волки и овцы» А. Н. Островского.



Сезон 1944/45 г.

Мальволио — «Двенадцатая ночь» В. Шекспира,

Крутицкий «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского.



Сезон 1947/48 г.

Юсов — «Доходное место» А. Н. Островского.



Сезон 1948/49 г.

Хлестаков — «Ревизор» Н. В. Гоголя.



Сезон 1949/50 г.

Шибаев— «Незабываемый 1919-й» В. В. Вишневского.



Сезон 1951/52 г.

Городничий «Ревизор» Н. В. Гоголя.



Сезон 1952/53 г.

Картавин — «Когда ломаются копья» Н. Ф. Погодина.



1956/57 г.

Аким — «Власть тьмы» Л. Н. Толстого,

Фома Опискин «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского.



Сезон 1960/61 г.

Профессор Горностаев — «Любовь Яровая» К. А Тренева.



Сезон 1962/63 г.

Фамусов — «Горе от ума» А. С. Грибоедова.



Сезон 1965/66 г.

Городничий — «Ревизор» Н. В. Гоголя.



Сезон 1967/68 г.

Роль В. И. Ленина — «Джон Рид» Е. Р. Симонова.



Сезон 1970/71 г.

Расплюев — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина.



Сезон 1973/74 г.

Аркадий Счастливцев — «Лес» А. Н. Островского.



1976 г.

Сабир — «Мезозойская история» М.Ибрагимбекова



1978 г.

Лев Толстой «Возвращение на круги своя» И.Друце



1982 г.

Фирс «Вишневый сад» А.П. Чехова



1984 г.

Крутицкий — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского





РЕЖИССЕРСКИЕ РАБОТЫ В МАЛОМ ТЕАТРЕ

1958 г. «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея. (Совместно с режиссером В. И. Цыганковым.)

1960 г. «Любовь Яровая» К. А. Тренева (Совместно с режиссером В. И. Цыганковым.)

1961 г. «Честность» А. В. Софронова. (Совместно с режиссером В И. Цыганковым.)

1963 г. «Госпожа Бовари» Г. Флобера. (Совместно с режиссером А. А. Шиповым)

1966 г. «Ревизор» Н В. Гоголя

1974 г. «Лес» А. Н. Островского

1982 г. «Вишневый сад» А.П. Чехова

1984 г. «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского

1986 г. «Человек, который смеется» В.Гюго (совместно с В.Я. Мартенсом)




Фильмография: Актер

«Свадьба Кречинского» (1975)

«Эти разные, разные, разные лица» (1971)

«Старый знакомый» (1969)

«Встречи с Игорем Ильинским» (1965)

«Мелодии Дунаевского» (1963)

«Гусарская баллада» (1962)

«Баллада о столе» (1956)

«Безумный день» (1956)

«Карнавальная ночь» (1956)

«Званый ужин» («Разбитые мечты») (1953)

«Волки и овцы» (1952)

«Горе от ума» (1952), спектакль

«На всякого мудреца довольно простоты2 (1952)

«Живи, родная Беларусь» (1944)

«Концерт фронту» (1942)

«Преступление и наказание» (1940)

«Хирургия» (1939)

«Волга-Волга» (1938)

«Однажды летом» (1936)

«Механический предатель» (1931)

«Праздник святого Йоргена» (1930)

«Кукла с миллионами» (1928)

«Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927)

«Чашка чая» (1927)

«Когда пробуждаются мертвые» (1926)

«Процесс о трех миллионах» (1926)

«Мисс Менд («Приключения трех репортеров»)» (1926)

«Закройщик из Торжка» (1925)

«Папиросница от Моссельпрома» (1924)

«Аэлита» (1924)



Фильмография: Режиссер

«Эти разные, разные, разные лица» (1971)

«Старый знакомый» (1969)

«Однажды летом» (1936)



Фильмография: Сценарист

«Встречи с Игорем Ильинским» (1965)

ИЛЬИНСКИЙ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ (1901–1987), русский актер. Народный артист СССР (1949), лауреат Государственной премии СССР (1941, 1942, 1951). Герой Социалистического Труда (1974). Родился 11 (24) июля 1901 в семье врача, актера-любителя.



В 1917 выпускник класса Флеровской гимназии Ильинский поступил в театральную студию Ф.Ф.Комиссаржевского и еще студийцем играл слуг, шутов, вестников, стариков в постановках Комиссаржевского, по возможности разрабатывая каждую «роль» самостоятельно. С этого времени путь творческого самопознания артиста отмечен калейдоскопом исканий, проб, увлечений, разочарований и неистощимой энергией. Ильинский совмещал работу в Театре им. В.Ф.Комиссаржевской и в ряде студий, в том числе 1-й Студии МХТ, играл в оперетте, цирке, на эстраде, в бывшей Александринке, «служил» во МХАТе и т.д. Начав с философского романтизма Комиссаржевского, через реставрационные опыты Н.М.Фореггера, условность В.М.Бебутова пришел к Вс.Мейрхольду.



В начале 1920-х годов молодой Ильинский был самым талантливым представителем «левого фронта», одним из ведущих его актеров. Первый и настоящий успех 21-летний Игорь Ильинский узнал в роли Тихона («Гроза» А.Н.Островского, Московский Драматический театр, 1922), а затем в роли Брюно («Великодушный рогоносец» Ф.Кроммелинка, Государственные Высшие театральные мастерские, реж. Мейерхольд, 1922). Так закончился знаменательный для артиста сезон 1921–1922.



За время сотрудничества с Мейрхольдом (1920–1935) Ильинский сыграл в постановках мастера фермера Гислена («Зори» Э.Верхарна 1920), Немца 1 и Соглашателя-меньшевика («Мистерия-Буфф» В.В.Маяковского, 1921), Расплюева («Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина, 1922), Аркашку Счастливцева («Лес» Островского, 1924), Фамусова («Горе уму» А.С.Грибоедова, 1928), Присыпкина («Клоп» Маяковского, 1929), матроса Семушкина («Последний решительный» Вс.Вишневского, 1931), Ломова в «Предложении» А.П.Чехова (спектакль «33 обморока», 1934). Игра Ильинского разрушала границу между «малым» и «большим» искусством, «малое» обращала в «большое». Актер достигал сильнейших комических эффектов приемами деформации: внезапная гримаса на равнодушном лице исчезала так же быстро, как и появлялась. Неистощимый изобретатель на сцене, оригинальная личность, обладатель первоклассного дарования, Ильинский всегда подчеркивал свою «современность».



После очередного ухода от Мейерхольда актер начал сниматься в кино, эпоха «великого немого» неразрывно связана с именем Ильинского: «Аэлита», «Папиросница от Моссельпрома», «Закройщик из Торжка» (1924), «Поцелуй Мэри Пикфорд», «Мисс Мэнд», «Когда пробуждаются мертвые», «Праздник св. Йоргена» (последняя лента немого кино, 1929–1930) и др. Об Ильинском-киноартисте писали, что он «здоровее и биологичнее Чаплина». В звуковом кино артист создал незабываемые образы Бывалова («Волга-Волга», 1938), Огурцова («Карнавальная ночь», 1956).



В 1938 Ильинский поступил в Малый театр. На сцене Малого Ильинский дебютировал в роли Хлестакова («Ревизор» Н.В.Гоголя, 1938). В репертуаре Островского сыграл Аркашку Счастливцева, Шмагу («Без вины виноватые»), Крутицкого («На всякого мудреца довольно простоты», Юсова («Доходное место») и др. Много выступал в современных пьесах. Особенным успехом пользовалась роль председателя колхоза Чеснока в спектакле «В степях Украины» А.Е.Корнейчука (1949).



Два художественно современных, зрелых создания Ильинского связаны с именем Л.Н.Толстого. Образ ясноглазого старика Акима («Власть тьмы», 1956) в исполнении Ильинского был признан глубоко самобытной фигурой эпического масштаба. Уникальное творение Ильинского – образ Льва Толстого, последняя роль артиста в театре (спектакль «Возвращение на круги своя» И.Друце, 1978).



В течение всей творческой жизни, начиная с 1919, Ильинский много времени и внимания уделял художественному слову, выступал на эстраде и на радио с чтением басен, стихов, прозы. В его репертуаре были И.А.Крылов, А.С.Пушкин, Маяковский, Чехов, М.Е.Салтыков-Щедрин и особенно любимые Ильинским «Отрочество» Толстого и «Старосветские помещики» Гоголя. Почти все литературные концерты Ильинского были экранизированы на телевидении в четырех телефильмах (1968–1970).



Разносторонний талант Ильинского проявился и в режиссуре. Его постановки «Ярмарка тщеславия» У.Теккерея (1958), «Любовь Яровая» К.А.Тренева (1960), «Честность» Сафронова (1961) и др. современники назвали «ценным приобретением для нашего театра».



Умер Ильинский в Москве 13 января 1987.



РОЛИ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:

Сезон 1937/38 г.

Хлестаков — «Ревизор» Н. В. Гоголя.



Сезон 1938/39 г.

Загорецкий — «Горе от уча» А. С. Грибоедова,

Гаврила — «Богдан Хмельницкий» А. Е. Корнейчука,

Аркадий Счастливцев — «Лес» А. Н. Островского.



Сезон 1939/40 г.

Шмага — «Без вины виноватые» А. Н. Островского.



Сезон 1940/41 г.

Чеснок — «В степях Украины» А. Е. Корнейчука.



Сезон 1943/44 г.

Мурзавецкий — «Волки и овцы» А. Н. Островского.



Сезон 1944/45 г.

Мальволио — «Двенадцатая ночь» В. Шекспира,

Крутицкий «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского.



Сезон 1947/48 г.

Юсов — «Доходное место» А. Н. Островского.



Сезон 1948/49 г.

Хлестаков — «Ревизор» Н. В. Гоголя.



Сезон 1949/50 г.

Шибаев— «Незабываемый 1919-й» В. В. Вишневского.



Сезон 1951/52 г.

Городничий «Ревизор» Н. В. Гоголя.



Сезон 1952/53 г.

Картавин — «Когда ломаются копья» Н. Ф. Погодина.



1956/57 г.

Аким — «Власть тьмы» Л. Н. Толстого,

Фома Опискин «Село Степанчиково и его обитатели» Ф. М. Достоевского.



Сезон 1960/61 г.

Профессор Горностаев — «Любовь Яровая» К. А Тренева.



Сезон 1962/63 г.

Фамусов — «Горе от ума» А. С. Грибоедова.



Сезон 1965/66 г.

Городничий — «Ревизор» Н. В. Гоголя.



Сезон 1967/68 г.

Роль В. И. Ленина — «Джон Рид» Е. Р. Симонова.



Сезон 1970/71 г.

Расплюев — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина.



Сезон 1973/74 г.

Аркадий Счастливцев — «Лес» А. Н. Островского.



1976 г.

Сабир — «Мезозойская история» М.Ибрагимбекова



1978 г.

Лев Толстой «Возвращение на круги своя» И.Друце



1982 г.

Фирс «Вишневый сад» А.П. Чехова



1984 г.

Крутицкий — «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского





РЕЖИССЕРСКИЕ РАБОТЫ В МАЛОМ ТЕАТРЕ

1958 г. «Ярмарка тщеславия» В. Теккерея. (Совместно с режиссером В. И. Цыганковым.)

1960 г. «Любовь Яровая» К. А. Тренева (Совместно с режиссером В. И. Цыганковым.)

1961 г. «Честность» А. В. Софронова. (Совместно с режиссером В И. Цыганковым.)

1963 г. «Госпожа Бовари» Г. Флобера. (Совместно с режиссером А. А. Шиповым)

1966 г. «Ревизор» Н В. Гоголя

1974 г. «Лес» А. Н. Островского

1982 г. «Вишневый сад» А.П. Чехова

1984 г. «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского

1986 г. «Человек, который смеется» В.Гюго (совместно с В.Я. Мартенсом)




Фильмография: Актер

«Свадьба Кречинского» (1975)

«Эти разные, разные, разные лица» (1971)

«Старый знакомый» (1969)

«Встречи с Игорем Ильинским» (1965)

«Мелодии Дунаевского» (1963)

«Гусарская баллада» (1962)

«Баллада о столе» (1956)

«Безумный день» (1956)

«Карнавальная ночь» (1956)

«Званый ужин» («Разбитые мечты») (1953)

«Волки и овцы» (1952)

«Горе от ума» (1952), спектакль

«На всякого мудреца довольно простоты2 (1952)

«Живи, родная Беларусь» (1944)

«Концерт фронту» (1942)

«Преступление и наказание» (1940)

«Хирургия» (1939)

«Волга-Волга» (1938)

«Однажды летом» (1936)

«Механический предатель» (1931)

«Праздник святого Йоргена» (1930)

«Кукла с миллионами» (1928)

«Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927)

«Чашка чая» (1927)

«Когда пробуждаются мертвые» (1926)

«Процесс о трех миллионах» (1926)

«Мисс Менд («Приключения трех репортеров»)» (1926)

«Закройщик из Торжка» (1925)

«Папиросница от Моссельпрома» (1924)

«Аэлита» (1924)



Фильмография: Режиссер

«Эти разные, разные, разные лица» (1971)

«Старый знакомый» (1969)

«Однажды летом» (1936)



Фильмография: Сценарист

«Встречи с Игорем Ильинским» (1965)

Публикации

«МАЛЫЙ ТЕАТР СКВОЗЬ ВЕКА»

20 июля на Гоголевском бульваре открылась выставка «Малый театр сквозь века»

Подробнее >

ПАМЯТЬ

24 июля исполняется 120 лет со дня рождения народного артиста СССР Игоря Владимировича Ильинского (1901 - 1987). Блистательный артист и выдающийся режиссер, Игорь Ильинский - это одна из выдающихся творческих личностей, служивших Малому театру во второй половине XX века. Одной из его последних работ в Малом театре стала постановка спектакля "На всякого мудреца довольно простоты" А.Н.Островского, в которой он сам исполнил роль Крутицкого, игранную им на этой сцене еще в 1940-50-х годах. Запись этого спектакля мы и хотим предложить вашему вниманию сегодня.

Подробнее >
Отзывы