Вячеслав Иванович Езепов, народный артист России, родился 7 октября 1941 г. в Саратове.
Творческая судьба этого актёра во многом отличается от пути других корифеев Дома Островского, в большинстве своём выпускников ВТУ им. М.С.Щепкина. Вячеслав Езепов окончил Школу-студию МХАТ, где учился на курсе легендарных педагогов Василия Топоркова и Киры Головко, и в том же 1963 г. был принят в Русский академический театр им. Леси Украинки (г. Киев). Для молодого артиста, только что зачисленного в труппу, было бы естественно несколько ближайших лет провести в массовке – однако Езепов сразу начал с ведущих ролей, многие из которых в дальнейшем вошли в золотой фонд советского искусства, снискав большой успех у зрителей, критиков и театральной общественности. Репертуар Вячеслава Ивановича простирался от современной драматургии (Пальчиков, «Вечерний свет» А.Арбузова) до проверенной временем классики (Доминго, «Дон Карлос» Ф.Шиллера; Джек, «Как важно быть серьёзным» О.Уайльда). Однако наиболее важными работами того периода стали Крылов («Иду на грозу» Д.Гранина) и Антон Чехов («Насмешливое моё счастье» Л.Малюгина) – эту роль Езепов играет и сейчас, специально приезжая из Москвы в Киев. (Хочется привести некоторые зрительские отзывы о работе актёра: «Отныне, заслышав об А.П.Чехове, вижу перед глазами лишь Вячеслава Езепова»; «Очень понравилась игра Вячеслава Езепова – именно таким я и представлял себе А.П.Чехова. И дело вовсе не в портретном сходстве, а в тонкой, в высшей степени интеллигентной игре»).
Талантливого молодого актёра заметил Анатолий Эфрос, пригласивший его в Театр им. Ленинского комсомола (нынешний «Ленком»), где Вячеслав Иванович проработал в течение сезона. В дальнейшем он ещё раз возвращался в Театр Леси Украинки, но постепенно главную роль в творческой жизни Езепова стал играть Малый театр, куда он был принят в 1967 г.
Вячеслав Иванович Езепов пришёл в Дом Островского совсем молодым, но уже сложившимся артистом, вобравшим богатый опыт не похожих друг на друга творческих школ. Подлинный лицедей, он существует вне амплуа и жанров, хотя особый конёк Езепова – скользкие, морально нечистоплотные персонажи, от вороватого управляющего имением Вукола Чугунова («Волки и овцы» А.Н.Островского) и алчного дельца Грегори Рида («Как скрыть убийство» С.Сондхайма и Д.Фурта) до двуличного будущего царя Василия Шуйского («Царь Иоанн Грозный» А.К.Толстого).
Вячеслав Езепов – артист тонкого и глубокого психологического анализа, что в сочетании с богатой палитрой выразительных средств, самобытной творческой индивидуальностью, трудолюбием и целеустремленностью позволяет ему создавать яркие, запоминающиеся образы, каждый раз находя для своих персонажей новые краски. Всего в театре им сыграно более ста ролей классического и современного репертуара.
Актёру, прославившемуся исполнением роли А.П.Чехова, трижды довелось сыграть персонажей этого драматурга. Герои Езепова – трогательный и нелепый Вафля-Дядин («Леший»), бесцеремонный хамоватый Шамраев («Чайка») и старый лакей Фирс, забытый и преданный своими хозяевами («Вишнёвый сад»).
Одна из любимейших ролей мастера – король Испании Карл V. Крупнейший государственный деятель Европы XVI века, он внёс наибольший вклад в историю среди правителей того времени. Впрочем, в комедии Э.Скриба и Е.Легуве «Тайны Мадридского двора» речь идёт о частной жизни властителя, незадолго до собственной свадьбы влюбившегося во французскую принцессу Маргариту, всеми правдами и неправдами пытающуюся вызволить из испанского плена своего брата-короля. Превосходно выписанный образ Карла давал Вячеславу Езепову возможность продемонстрировать многочисленные грани своего таланта. Царственность, величие, надменность как в калейдоскопе сменяются растерянностью от нахлынувшего чувства, радостью, эксцентричностью. Произошедшая с ним метаморфоза ошеломляет самого героя. Кажется, впервые он чувствует себя обычным человеком, а не вершителем судеб. Но счастье короля оказывается недолговечным. Езепов создаёт необыкновенно живой и достоверный характер, вызывая у зрителей искреннюю симпатию к своему герою.
Стоит сказать, что наряду с монаршей особой в творческой биографии Вячеслава Езепова есть и цареубийца – Яков Юровский, близкий друг Свердлова, непосредственный руководитель расстрела Николая II с чадами и домочадцами («И Аз воздам» С.Кузнецова). Езепов играл человека в общем-то незлого, умного и рассудительного, которого классовая ненависть и революционная необходимость заставляют пойти на убийство без суда и следствия.
Отдельную главу биографии актёра составляет многолетнее сотрудничество с режиссёром-постановщиком Владимиром Бейлисом. Вячеслав Иванович сыграл центральные роли в спектаклях «Тайны Мадридского двора» Э.Скриба и Е.Легуве, «Как скрыть убийство» С.Сондхайма и Д.Фурта, «Хроника дворцового переворота» Г.Турчиной, «Безумный, безумный Генрих» Л.Пиранделло, «Наследники Рабурдена» Э.Золя. В последнее время творческий союз приобрёл новые формы: с 2013 г. Вячеслав Иванович является вторым режиссёром большинства новых спектаклей Бейлиса – это «Школа налогоплательщиков» («Как обмануть государство») Л.Вернея и Ж.Берра, «Восемь любящих женщин» Р.Тома, «Васса Железнова – первый вариант» М.Горького, «Варвары» М.Горького.
«Мне очень повезло за 50 с лишним лет работы в театре с режиссурой, – говорит Вячеслав Езепов. – Я всю жизнь встречался с сильными, выдающимися мастерами: это и Равенских, и Варпаховский, Львов-Анохин, Резникович, Хейфец, Морозов... В своей актёрской работе я перепробовал практически всё: играл в театре и на телевидении, снимался в кино, дублировал. И преподавал, кстати, достаточно – и в Киеве (КГИТИ им. И.К.Карпенко-Карого), и в Москве (ВТУ им. М.С.Щепкина). Мне всегда очень хотелось понять: что это такое – создание не отдельной роли, а замысла целиком? И Владимир Михайлович Бейлис как-то сказал: «Ну, давай попробуем вторым режиссёром». Это безумно интересно, а поскольку опыт у меня достаточно серьёзный, есть, у кого что брать – я всё-таки видел, как работает настоящая режиссура – я очень увлёкся».
В 2017 г. Вячеслав Иванович впервые попробовал силы в качестве режиссёра-постановщика – для дебюта он выбрал «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина.
Езепов известен не только как театральный актёр – он сыграл более шестидесяти ролей в кино и на телевидении, в том числе в художественных фильмах «Ася» (картина получила главный приз во французском городе Кобур), «Господин Великий Новгород», «Хождение по мукам», «История одной любви», «Карл Маркс. Молодые годы», «Через Гоби и Хинган», «День командира дивизии», «Пять минут страха», «Зонтик для новобрачных», «Последняя дорога», «Битва за Москву», «Кодекс бесчестия», «34-ый скорый», «Счастливая, Женька!», «Убить «Шакала», «Николай Вавилов» и многих других.
Скончался в Москве 9 декабря 2020 года.
Роли на сцене Малого театра
1967 г. Комментатор «Дипломат» С.Алешина
1967 г. Николо «Рождество в доме синьора Купьелло» Э. де Филиппо
1968 г. Гастон «Путешественник без багажа» Ж.Ануйя
1969 г. Егор Глумов «Бешеные деньги» А.Н.Островского
1968 г. Философ «Криминальное танго» Э.Раннета
1972 г. Валера «Самый последний день» Б.Васильева
1972 г. Ганефельд «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана
1978 г. Горич «Горе от ума» А.С. Грибоедова
1980 г. Дон Алонсо «Ревнивая к себе самой» Тирсо де Молины
1979 г. Дицман «Берег» Ю.Бондарева
1982 г. Колицын «Выбор» Ю.Бондарева
1982 г. Леонид «Ретро» А.Галина
1983 г. Щеткин «Дети Ванюшина» С.Найденова
1984 г. Следователь «Живой труп» Л.Н.Толстого
1987 г. Балабанов «Игра» Ю.Бондарева
1987 г. Баркильфедро «Человек, который смеется» В.Гюго
1988 г. Дядин «Леший» А.П. Чехова
1989 г. Генрих Манн «Сказки Голливуда» К.Хэмптона
1990 г. Граф Зыров «Хищники» А.Ф.Писемского
1990 г. Юровский «И аз воздам» С.Кузнецова
1990 г. Учитель танцев «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б.Мольера
1991 г. Суфлер «Убийство Гонзаго» Н.Йорданова
1991 г. Петр Толстой «Царь Петр и Алексей» Ф.Горенштейна
1992 г. Князь Александр Павлович «Холопы» П.П.Гнедича
1992 г. Курослепов «Горячее сердце» А.Н.Островского
1993 г. Фирс «Вишневый сад» А.П.Чехова
1994 г. Чугунов «Волки и овцы» А.Н.Островского
1994 г. Луп-Клешнин «Царь Борис» А.К.Толстого
1995 г. Кн.Дулебов «Таланты и поклонники» А.Н.Островского
1996 г. Шамраев «Чайка» А.П.Чехова
1997 г. Карл V «Тайны Мадридского двора» Э.Скриба и Е.Легуве
2001 г. Грегори Рид, «Как скрыть убийство» С.Сондхайма, Д.Фурта
2008 г. Мамаев, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского
2008 г. Генрих IV, «Безумный, безумный Генрих» Л.Пиранделло
2011 г. Рабурден, «Наследники Рабурдена» Э.Золя
2012 г. Мокий Парменыч Кнуров, «Бесприданница» А.Н.Островского
2017 г. Сальери, Барон, Председатель, «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина
Актёрские работы в кино
1977 г. «Хождение по мукам»
1978 г. «Ася»
1979 г. «Взрослый сын»
1980 г. «Карл Маркс. Молодые годы»
1981 г. «История одной любви»
1982 г. «34-й скорый»
1982 г. «Через Гоби и Хинган»
1982 г. «Крепыш»
1983 г. «День командира дивизии»
1984 г. «Счастливая, Женька!»
1985 г. «Господин Великий Новгород»
1985 г. «Битва за Москву»
1985 г. «Пять минут страха»
1986 г. «Зонтик для новобрачных»
1986 г. «От зарплаты до зарплаты»
1986 г. «Последняя дорога»
1987 г. «Мужские портреты»
1991 г. «Убить «Шакала»
1992 г. «Только не уходи...»
1993 г. «Приговор»
1993 г. «Кодекс бесчестия»
ТВ сериал «Марш Турецкого»
Вячеслав Иванович Езепов, народный артист России, родился 7 октября 1941 г. в Саратове.
Творческая судьба этого актёра во многом отличается от пути других корифеев Дома Островского, в большинстве своём выпускников ВТУ им. М.С.Щепкина. Вячеслав Езепов окончил Школу-студию МХАТ, где учился на курсе легендарных педагогов Василия Топоркова и Киры Головко, и в том же 1963 г. был принят в Русский академический театр им. Леси Украинки (г. Киев). Для молодого артиста, только что зачисленного в труппу, было бы естественно несколько ближайших лет провести в массовке – однако Езепов сразу начал с ведущих ролей, многие из которых в дальнейшем вошли в золотой фонд советского искусства, снискав большой успех у зрителей, критиков и театральной общественности. Репертуар Вячеслава Ивановича простирался от современной драматургии (Пальчиков, «Вечерний свет» А.Арбузова) до проверенной временем классики (Доминго, «Дон Карлос» Ф.Шиллера; Джек, «Как важно быть серьёзным» О.Уайльда). Однако наиболее важными работами того периода стали Крылов («Иду на грозу» Д.Гранина) и Антон Чехов («Насмешливое моё счастье» Л.Малюгина) – эту роль Езепов играет и сейчас, специально приезжая из Москвы в Киев. (Хочется привести некоторые зрительские отзывы о работе актёра: «Отныне, заслышав об А.П.Чехове, вижу перед глазами лишь Вячеслава Езепова»; «Очень понравилась игра Вячеслава Езепова – именно таким я и представлял себе А.П.Чехова. И дело вовсе не в портретном сходстве, а в тонкой, в высшей степени интеллигентной игре»).
Талантливого молодого актёра заметил Анатолий Эфрос, пригласивший его в Театр им. Ленинского комсомола (нынешний «Ленком»), где Вячеслав Иванович проработал в течение сезона. В дальнейшем он ещё раз возвращался в Театр Леси Украинки, но постепенно главную роль в творческой жизни Езепова стал играть Малый театр, куда он был принят в 1967 г.
Вячеслав Иванович Езепов пришёл в Дом Островского совсем молодым, но уже сложившимся артистом, вобравшим богатый опыт не похожих друг на друга творческих школ. Подлинный лицедей, он существует вне амплуа и жанров, хотя особый конёк Езепова – скользкие, морально нечистоплотные персонажи, от вороватого управляющего имением Вукола Чугунова («Волки и овцы» А.Н.Островского) и алчного дельца Грегори Рида («Как скрыть убийство» С.Сондхайма и Д.Фурта) до двуличного будущего царя Василия Шуйского («Царь Иоанн Грозный» А.К.Толстого).
Вячеслав Езепов – артист тонкого и глубокого психологического анализа, что в сочетании с богатой палитрой выразительных средств, самобытной творческой индивидуальностью, трудолюбием и целеустремленностью позволяет ему создавать яркие, запоминающиеся образы, каждый раз находя для своих персонажей новые краски. Всего в театре им сыграно более ста ролей классического и современного репертуара.
Актёру, прославившемуся исполнением роли А.П.Чехова, трижды довелось сыграть персонажей этого драматурга. Герои Езепова – трогательный и нелепый Вафля-Дядин («Леший»), бесцеремонный хамоватый Шамраев («Чайка») и старый лакей Фирс, забытый и преданный своими хозяевами («Вишнёвый сад»).
Одна из любимейших ролей мастера – король Испании Карл V. Крупнейший государственный деятель Европы XVI века, он внёс наибольший вклад в историю среди правителей того времени. Впрочем, в комедии Э.Скриба и Е.Легуве «Тайны Мадридского двора» речь идёт о частной жизни властителя, незадолго до собственной свадьбы влюбившегося во французскую принцессу Маргариту, всеми правдами и неправдами пытающуюся вызволить из испанского плена своего брата-короля. Превосходно выписанный образ Карла давал Вячеславу Езепову возможность продемонстрировать многочисленные грани своего таланта. Царственность, величие, надменность как в калейдоскопе сменяются растерянностью от нахлынувшего чувства, радостью, эксцентричностью. Произошедшая с ним метаморфоза ошеломляет самого героя. Кажется, впервые он чувствует себя обычным человеком, а не вершителем судеб. Но счастье короля оказывается недолговечным. Езепов создаёт необыкновенно живой и достоверный характер, вызывая у зрителей искреннюю симпатию к своему герою.
Стоит сказать, что наряду с монаршей особой в творческой биографии Вячеслава Езепова есть и цареубийца – Яков Юровский, близкий друг Свердлова, непосредственный руководитель расстрела Николая II с чадами и домочадцами («И Аз воздам» С.Кузнецова). Езепов играл человека в общем-то незлого, умного и рассудительного, которого классовая ненависть и революционная необходимость заставляют пойти на убийство без суда и следствия.
Отдельную главу биографии актёра составляет многолетнее сотрудничество с режиссёром-постановщиком Владимиром Бейлисом. Вячеслав Иванович сыграл центральные роли в спектаклях «Тайны Мадридского двора» Э.Скриба и Е.Легуве, «Как скрыть убийство» С.Сондхайма и Д.Фурта, «Хроника дворцового переворота» Г.Турчиной, «Безумный, безумный Генрих» Л.Пиранделло, «Наследники Рабурдена» Э.Золя. В последнее время творческий союз приобрёл новые формы: с 2013 г. Вячеслав Иванович является вторым режиссёром большинства новых спектаклей Бейлиса – это «Школа налогоплательщиков» («Как обмануть государство») Л.Вернея и Ж.Берра, «Восемь любящих женщин» Р.Тома, «Васса Железнова – первый вариант» М.Горького, «Варвары» М.Горького.
«Мне очень повезло за 50 с лишним лет работы в театре с режиссурой, – говорит Вячеслав Езепов. – Я всю жизнь встречался с сильными, выдающимися мастерами: это и Равенских, и Варпаховский, Львов-Анохин, Резникович, Хейфец, Морозов... В своей актёрской работе я перепробовал практически всё: играл в театре и на телевидении, снимался в кино, дублировал. И преподавал, кстати, достаточно – и в Киеве (КГИТИ им. И.К.Карпенко-Карого), и в Москве (ВТУ им. М.С.Щепкина). Мне всегда очень хотелось понять: что это такое – создание не отдельной роли, а замысла целиком? И Владимир Михайлович Бейлис как-то сказал: «Ну, давай попробуем вторым режиссёром». Это безумно интересно, а поскольку опыт у меня достаточно серьёзный, есть, у кого что брать – я всё-таки видел, как работает настоящая режиссура – я очень увлёкся».
В 2017 г. Вячеслав Иванович впервые попробовал силы в качестве режиссёра-постановщика – для дебюта он выбрал «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина.
Езепов известен не только как театральный актёр – он сыграл более шестидесяти ролей в кино и на телевидении, в том числе в художественных фильмах «Ася» (картина получила главный приз во французском городе Кобур), «Господин Великий Новгород», «Хождение по мукам», «История одной любви», «Карл Маркс. Молодые годы», «Через Гоби и Хинган», «День командира дивизии», «Пять минут страха», «Зонтик для новобрачных», «Последняя дорога», «Битва за Москву», «Кодекс бесчестия», «34-ый скорый», «Счастливая, Женька!», «Убить «Шакала», «Николай Вавилов» и многих других.
Скончался в Москве 9 декабря 2020 года.
Роли на сцене Малого театра
1967 г. Комментатор «Дипломат» С.Алешина
1967 г. Николо «Рождество в доме синьора Купьелло» Э. де Филиппо
1968 г. Гастон «Путешественник без багажа» Ж.Ануйя
1969 г. Егор Глумов «Бешеные деньги» А.Н.Островского
1968 г. Философ «Криминальное танго» Э.Раннета
1972 г. Валера «Самый последний день» Б.Васильева
1972 г. Ганефельд «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана
1978 г. Горич «Горе от ума» А.С. Грибоедова
1980 г. Дон Алонсо «Ревнивая к себе самой» Тирсо де Молины
1979 г. Дицман «Берег» Ю.Бондарева
1982 г. Колицын «Выбор» Ю.Бондарева
1982 г. Леонид «Ретро» А.Галина
1983 г. Щеткин «Дети Ванюшина» С.Найденова
1984 г. Следователь «Живой труп» Л.Н.Толстого
1987 г. Балабанов «Игра» Ю.Бондарева
1987 г. Баркильфедро «Человек, который смеется» В.Гюго
1988 г. Дядин «Леший» А.П. Чехова
1989 г. Генрих Манн «Сказки Голливуда» К.Хэмптона
1990 г. Граф Зыров «Хищники» А.Ф.Писемского
1990 г. Юровский «И аз воздам» С.Кузнецова
1990 г. Учитель танцев «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б.Мольера
1991 г. Суфлер «Убийство Гонзаго» Н.Йорданова
1991 г. Петр Толстой «Царь Петр и Алексей» Ф.Горенштейна
1992 г. Князь Александр Павлович «Холопы» П.П.Гнедича
1992 г. Курослепов «Горячее сердце» А.Н.Островского
1993 г. Фирс «Вишневый сад» А.П.Чехова
1994 г. Чугунов «Волки и овцы» А.Н.Островского
1994 г. Луп-Клешнин «Царь Борис» А.К.Толстого
1995 г. Кн.Дулебов «Таланты и поклонники» А.Н.Островского
1996 г. Шамраев «Чайка» А.П.Чехова
1997 г. Карл V «Тайны Мадридского двора» Э.Скриба и Е.Легуве
2001 г. Грегори Рид, «Как скрыть убийство» С.Сондхайма, Д.Фурта
2008 г. Мамаев, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского
2008 г. Генрих IV, «Безумный, безумный Генрих» Л.Пиранделло
2011 г. Рабурден, «Наследники Рабурдена» Э.Золя
2012 г. Мокий Парменыч Кнуров, «Бесприданница» А.Н.Островского
2017 г. Сальери, Барон, Председатель, «Маленькие трагедии» А.С.Пушкина
Актёрские работы в кино
1977 г. «Хождение по мукам»
1978 г. «Ася»
1979 г. «Взрослый сын»
1980 г. «Карл Маркс. Молодые годы»
1981 г. «История одной любви»
1982 г. «34-й скорый»
1982 г. «Через Гоби и Хинган»
1982 г. «Крепыш»
1983 г. «День командира дивизии»
1984 г. «Счастливая, Женька!»
1985 г. «Господин Великий Новгород»
1985 г. «Битва за Москву»
1985 г. «Пять минут страха»
1986 г. «Зонтик для новобрачных»
1986 г. «От зарплаты до зарплаты»
1986 г. «Последняя дорога»
1987 г. «Мужские портреты»
1991 г. «Убить «Шакала»
1992 г. «Только не уходи...»
1993 г. «Приговор»
1993 г. «Кодекс бесчестия»
ТВ сериал «Марш Турецкого»