«Последний идол» — спектакль, затрагивающий множество серьёзных вопросов, но смотрящийся на одном дыхании.
Елена Меньшенина,
«Аргументы и факты», 19 ноября 2013 года
«ПОСЛЕДНИЙ ИДОЛ» МАЛОГО ТЕАТРА: СПЕКТАКЛЬ О РАЗВАЛЕ СССР И СЕМЬИ
«Последний идол» — спектакль, затрагивающий множество серьёзных вопросов, но смотрящийся на одном дыхании.
16 ноября в Малом театре состоялась премьера спектакля «Последний идол» по одноимённой пьесе Александра Звягинцева (автор впервые написал произведение специально для театра). Сложные 1990-е, развал некогда великой империи, крах института семьи и «всепрощающий» менталитет русского человека — всё уложилось на сцене всего в 1 час 45 минут.
Дом, милый дом
Сюжет строится вокруг одной благополучной и обеспеченной семьи. После смерти высокопоставленного чиновника и партийного деятеля Николая Иконникова его семейство выселяют с государственной дачи, которую когда-то сам Иконников и построил (вместе со всем дачным посёлком). И вот герои страдают, мечутся, злятся друг на друга, на умершего отца и на новые времена, но всё же собирают свои вещи и готовятся съехать. При этом они ещё не понимают, что прощаться им предстоит не только с домом, но и со всей своей прежней жизнью — их привычный мир трещит по швам и в конце концов рушится.
Свержение идолов
Полноправным участником действия становится гипсовый бюст хозяина дачи — старый подарок одного скульптора-любителя. Домочадцы обращаются с «идолом» так, как вели бы себя с живым отцом семейства. Любящая жена приносит ему цветы и тихонько плачет рядом; непутёвый младший сын прячет за ним «заначки», а старший, чьи взгляды с отцом разошлись ещё при жизни Николая, наглухо заколачивает бюст в сарае вместе со всеми «совковыми» устоями.
Поэтому в конце пьесы, когда Иконниковы решают избавиться от «последнего идола», закопав его на даче, возникает вопрос: «хоронят» ли они своего родственника или стараются таким образом распрощаться со всей советской эпохой? При этом закапывают бюст самые молодые персонажи.
«Эффект присутствия»
Спектакль идёт без антракта и длится меньше двух часов — этого хватает, чтобы попереживать за героев, но одновременно не устать. Актёрский состав тоже подобрался отличный — одни народные и заслуженные артисты: Владимир Сафронов, Алёна Охлупина, Татьяна Лебедева… Особенно хороши братья — когда старший, Виктор (Глеб Подгородинский), начинает кричать на мать, становится даже немного не по себе — кажется, что попал на чью-то семейную ссору. Зато когда он, улыбаясь, усаживает чаёвничать сотрудницу жилконторы, которая их же и выселила, со словами «Вы нас — в суд, а мы вас — за стол!», понимаешь: ну, подвыпил человек, подобрел…
Младший, Максим (в исполнении Григория Скряпкина), становится любимчиком зала сразу же, как только появляется на сцене. Глуповатый, непутёвый, немного картавящий и вечно всюду опаздывающий, он обладает какой-то непонятной харизмой и разряжает обстановку.
Премьера удалась
Вопросов после спектакля остаётся много. Почему герои совсем не сердятся на предателей — «самых близких друзей», которые втайне старались выхлопотать их дачу? Почему они сами не предпринимали никаких попыток спасти свой дом (хотя и могли), а просто бездействовали? И почему все Иконниковы по-своему одиноки?
Но на один вопрос — о судьбе дома — авторы всё же отвечают. Дачу превращают в общежитие для мигрантов — это оказалось выгоднее всего для новой власти. Однако непонятно, что для героев хуже: пускать в свой бывший дом предавших друзей или устраивать из него общежитие.
Иконниковых, что ни говори, жалко. И дачу, где закопан гипсовый бюст хозяина, тоже. Потому что такая ситуация вполне могла произойти в России не только в «лихие 1990-е», но и сейчас. А какие-либо изменения большинству людей всегда было сложно принимать.
Режиссёр тоже посчитал спектакль актуальным. Пьеса «Последний идол» создавалась специально для Малого театра, и, судя по реакции зрителей, премьера удалась: аплодисменты не смолкали несколько минут, а цветов режиссёру и актёрам надарили несколько «охапок».
Елена Меньшенина
«Аргументы и факты», 19 ноября 2013 года