ВИШНЕВЫЙ САД НА НОВЫЙ ЛАД
«Последний идол» Малого театра
Когда рушатся великие империи, их отголоски еще долго отзываются в сердцах людей и колеблют судьбы. Кругами на воде, вибрацией земли, гулом налетающего ветра… воспоминания срывают листья с крон уже выросших людей-деревьев и оставляют их стволы и ветви беззащитными перед близящейся зимой. Только самые стойкие или самые гибкие сдержат этот натиск. Но стойкие уходят из жизни, а гибкие сбегают от такой жизни прочь.
6 ноября состоялся предпоказ нового спектакля Малого театра «Последний идол». При полном зале артисты воплотили драму одной семьи, найдя горячий отклик у зрителей. Большая премьера постановки по пьесе Александра Звягинцева состоится на сцене на Ордынке 16 ноября.
Характеры персонажей неуловимо похожи, а события, которые происходят на сцене, неминуемо движутся к печальному финалу. И пусть никто не умрет, и даже начнется несколько новых жизней, сожаление и грусть не оставляет на протяжении всего действия.
Семью Иконниковых выселяют из государственной дачи. Через год после смерти главы семьи, некоего высокопоставленного чиновника и влиятельного человека в годы советского правления, новая власть перераспределяет богатства эпохи и дачи, как символ удела, достояния, статуса. Вместо них здесь поселятся другие люди, может быть, даже давние друзья Иконниковых, которые успели вовремя похлопотать за себя перед нуворишами. Но, скорее всего время не пощадит никого, и старый мир будет в результате разрушен, как старый дом с колоннами и большим красным абажуром.
Проблема отцов и детей как проблема смены поколений красной нитью проходит через всю пьесу Александра Звягинцева. Он пишет о политических деятелях, детективах и людях, которые меняют закон, но в «Последнем идоле» на первый план выходят чувства матери, подруги, внучки, людей, которые ничего не меняют, но сохраняют быт, очаг, семью. Кризис бьет в первую очередь по ним, и слабые люди, привыкшие во всем опираться на главу семьи, на некоего политического «мамонта», остаются брошенными в мир, полный акул и пираний.
Они боятся остаться одни почти также сильно, как боятся былой власти. Они готовы избавиться от всех воспоминаний, всех вещей и всех авторитетов прошлого только чтобы обрести желанную свободу. Они хотят этого и трясутся от страха, и потому грызутся между собой, пытаясь урвать кусок пожирнее или, наоборот, откреститься от всего и начать заново. Но ничего не получится, потому что даже гипсовый, глава семьи, тот, кто все создал для них, из чулана, из-под земли следит за ними и укоряет за предательство.
Спектакль о метаниях, страхе, тяжелых воспоминаниях и фальшивой легкости бытия одной семьи и близких им людей повторяет почти все проблемы, поднятые веком раньше великим драматургом Антоном Чеховым. Но пьеса не дает решения, оставляя и зрителя, и героя наедине со своими страхами, бередя старые воспоминания и свергая последних идолов.
Майя ДиНова
http://www.teatrall.ru/, 8 ноября 2013 года