Нужна ли ребёнку с математическим складом ума театральная студия? И почему современным детям так не хватает настоящего волшебства? На эти и другие вопросы «Дэйли Бэби» ответила Александра Юрьевна Соломина, заместитель художественного руководителя по специальным и детским театральным проектам и руководитель Детской студии Малого театра.
Александра, расскажите, пожалуйста, что представляет из себя Детская театральная студия Малого театра?
Детская театральная студия начала свой пилотный проект в 2019 году. Мы набрали две группы детей: дошкольного и младшего школьного возраста. Мы начали с ними заниматься, и вскоре появилось много желающих, в том числе детей постарше. Сейчас мы разрослись. В данный момент у нас пять групп: две маленьких, одна средняя и две старших. У нас обучаются дети с четырёх лет и до 14, и сейчас их порядка 100 человек.
Почему именно до 14 лет?
После 14 лет у большинства детей начинается уже профориентация. Понятно, что есть те, кто у нас давно занимался и хотят продолжать — мы их, конечно, не выгоняем. Но часто ребёнок понимает, что дальше пойдёт в физтех, начинает готовиться, и ему уже просто не до театра. И это тоже нормально.
Как часто вы набираете новичков?
В этом году у нас по сути не было набора, потому что почти никто из текущих учащихся не ушёл.
А как вообще к вам попасть?
Нужно следить за новостями. Когда появляется место, для малышей проводится собеседование, на котором присутствуют мамы, — в четыре года высоко художественный конкурс ещё вряд ли получится провести. А уже начиная со школьного возраста, дети приходят на прослушивание, где их просят прочитать стихотворение или прозу. Объём зависит от возраста.
Для меня самый важный критерий — насколько ребёнок хочет заниматься сам. Это львиная доля успеха, именно от этого зависит, прозанимается ли он два месяца и бросит или останется с нами надолго.
Каким детям точно стоит попробовать себя в театральной школе?
Это зависит от целей и задач. Иногда к нам приходят зажатые дети, боящиеся публичных выступлений. Уже в более старшем возрасте они сами хотят раскрепоститься и почувствовать себя увереннее. В таких случаях я вижу, что это осознанное желание, и таких детей мы, конечно, можем взять.
Есть дети, по которым сразу видно — это артист, и от этого уже никуда не деться. Тут мы сочувственно киваем родителям: «Что поделать, наш клиент, терпите!»
Мне очень нравятся разносторонне развитые дети, которые могут быть технарями по складу ума, но им интересен театр, они ходят на спектакли и хотят изнутри узнать, что это такое. Это тоже круто! У нас обучаются совсем разные дети, и это очень здорово.
Какие у вас дальнейшие планы по развитию студии?
Изначально студия задумывалась как проект в первую очередь просветительский, а не только коммерческий. Стоимость восьми занятий в месяц для малышей составляет 5 600 рублей, у старших — 6 000. При этом у малышей занятие длится 45 минут, у детей постарше — два часа, а у подростков — три часа. Доступная цена позволяет самым разным людям прийти к нам.
Как проходит занятие?
Оно обязательно включает в себя пластику, хореографию, растяжку, потому что любому человеку, не только артисту, важно уметь слушать своё тело, иметь красивую осанку. Далее сценическая речь — это разные упражнения на речевой аппарат, дикцию, дыхалку. И актёрское мастерство, здесь важны координация, фантазия, воображение. Всё по системе Станиславского. Сейчас мы уже перешли к тому, что ставим спектакли.
Расскажите, какой был ваш самый любимый спектакль в детстве?
Мне сейчас сложно выделить какой-то один спектакль. Как внучка художественного руководителя, я выросла в этом театре.
Первое осознанное воспоминание о спектакле, и как ни странно он был не детский, — это «Царь Фёдор Иоаннович» в постановке Бориса Ивановича Равенских. Это была трагедия в полном смысле этого слова.
Спектакль с потрясающей музыкой Георгия Свиридова и невероятной красоты декорациями. Я помню, как сидела просто в оцепенении!
Из текущего репертуара Малого театра, какой детский спектакль вы советуете обязательно посмотреть?
Я очень советую всем сходить на нашу премьеру «Подснежники для королевы». Спектакль очень красочный, с проекциями, замечательной музыкой, написанной именно для него. По горячим стопам я, конечно, всем советую приходить на него. Но вообще у нас все детские спектакли очень качественные и хорошие. Это и «Буратино», и «Снежная королева», и «Золушка», и «Сказка о царе Салтане». У нас есть из чего выбрать детям совершенно разных возрастов.
Также мы запустили детские программы «Дружим с Малым». Это не просто спектакль, а целый комплекс мероприятий. Дети приходят за неделю до спектакля, идут на экскурсию по закулисью. Им дают потрогать бутафорию, костюмы, рассказывают, как вообще устроен театр. После этого у них небольшая вводная лекция о спектакле, который они будут смотреть — такая подготовка. И через неделю дети приходят на саму постановку и затем происходит самое волшебное — знакомство с артистами. Ребёнок может задать им любые интересующие его вопросы.
Как вы считаете, современные дети в своём отношении к театральному искусству отличаются от предыдущих поколений? Театр всё ещё интересен им или он должен как-то измениться?
Из того, что я вижу, у детей сейчас в жизни нет какой-то тайны. В телефоне, прямо у кончиков их пальцев, любая информация, которая может их заинтересовать. Я до сих пор помню, когда мы только запустили студию, одна девчонка лет десяти шла с нами по коридору через закулисье и восхищённо осматривалась: «У вас тут всё покрыто тайной!» Тогда я поняла, что детям не хватает чего-то волшебного, необычного, скрытого от глаз обычного человека. Именно это привлекает детей в театр.
Кроме того, во время выступления речь идёт ещё и о большом обмене энергией. И если артист полностью энергетически выкладывается на сцене, дети это чувствуют.
В студии Малого театра есть группа для слабослышащих детей. Расскажите, как к вам пришла идея открыть такое направление?
В октябре у нас запустился проект реабилитации после кохлеарной имплантации. Это операция, при которой ребёнку вживляют в череп аппарат, который за него слышит. И это не та ситуация, когда сразу после наркоза начинаешь слышать, говорить и воспринимать всё. Необходим долгий, трудный и кропотливый период реабилитации, особенно если нарушение слуха выявили достаточно поздно. У ребёнка идёт перестройка всего мироощущения.
Мы решили предложить таким детям свою помощь. У нас начался диалог с Национальным медицинским исследовательским Центром оториноларингологии ФМБА России, и оказалось, что у них много подобных проектов — по балету, рисованию и даже совместно с Консерваторией. Но с театром они не сотрудничали, и мы взяли флаг в руки —добавили группу для слабослышащих детей в свою студию.
Сами занятия не сильно отличаются от обычных, но они адаптированы. У детей есть разные особенности, отличаются диагнозы и этапы реабилитации, поэтому важен индивидуальный подход, который возможен только в небольших группах. На занятиях обязательно помогают логопед-дефектолог и психолог.
Сейчас мы уже можем сделать вывод, что занятия эффективны: с начала проекта осенью двое детей перешли из специализированной в общую группу. И мы планируем дальше развивать это направление.
Дорогие друзья!
Предлагаем вашему вниманию запись передачи "Мастерская Алексея Лысенкова" на Детском радио. Гости эфира - художественный руководитель Детской студии Малого театра Александра Соломина и преподаватель студии артист Константин Юдаев.
Весной 2019 года в Малом театре открылась Детская театральная студия. Преподаватели: профессиональные актеры и музыканты. Многие из них преподают в Щепкинском училище при Малом театре. Студия ставит своей целью привить детям любовь и вкус к драматическому искусству, развить речь, пластику, воображение и фантазию. Ученики студии задействованы в спектаклях театра.
Директор Малого театра Тамара Михайлова: «Идея создания Детской студии при Малом театре назрела давно, но для того чтобы воплотить проект в жизнь, нужно было все основательно продумать. Ведь сейчас в городе много курсов актерского мастерства, студий для детей и подростков. Мы же хотели создать такую театральную студию, в которой работали бы настоящие профессионалы своего дела, владеющие русской литературной речью, мастерством драматического искусства, вокала и пластики на самом высоком уровне – то, с чем традиционно связывают Малый театр. Так и возникла Детская студия, в которой с детьми занимаются профессиональные актеры и музыканты. Некоторые из артистов при этом преподают в Щепкинском училище при Малом театре. И в их силах привить подрастающему поколению вкус к драматическому искусству.»
Александра Соломина, художественный руководитель Детской студии Малого театра:
Кого возьмут учиться в Детскую студию Малого театра?
Мы берем любого ребенка, у которого есть желание приобщиться к театральному миру. Главный и решающий критерий — это желание самого ребенка. У нас есть небольшой отбор, прослушивание — дети читают, как правило, какое-нибудь стихотворение или басню. Но мы не судим по качеству чтения, а смотрим на желание ребенка себя проявить. У нас три группы: первая для малышей с 4 до 6 лет, средняя — от 7 до 9 лет, а старшая от 10 до 13 лет.
Как пройти вступительный конкурс?
Малышей у нас берут без прослушивания. Они приходят, и мы смотрим в каком темпе они развиваются, готовы ли заниматься или пока им рано, контактные они или нет. А средняя группа и старшая уже читают стихотворение и проходят собеседование, на котором мы пытаемся понять, чем ребенок интересуется и есть ли у него творческая жилка, любит ли он читать и какой у него кругозор. После собеседования, как правило, все становится ясно — будет ли ребенок хорошо заниматься или нет.
Чему научатся дети в студии?
У детей две дисциплины: пластическое воспитание с элементами растяжки и классического танца, а второе — сдвоенное в одном занятии актерское мастерство и сценическая речь. Идет развитие речевого аппарата. Ведь, к сожалению, очень многие дети приходят к нам с основательными дефектами речи. Мы стараемся с этим интенсивно работать не с логопедической точки зрения, а своими театральными методами. А мастерство актера у нас преподают по адаптированной под детей системе, которую используют в Щепкинском училище. Здесь детей учат раскрепощению, развивают их воображение и умение фантазировать, их обучают правильно себя подавать, что безусловно им пригодится во взрослой жизни.
Дети-учащиеся студии будут задействованы в спектаклях Малого театра?
Они не просто будут, они уже задействованы. У нас в прошлом сезоне уже ввели одного мальчика в спектакль «Метель», а сейчас мы вводим двоих ребят в постановку «Золушка» на роль пажа. Такая практика для нас естественная. Наши ученики — это дети, растущие в нашем театре и впитывающие эту атмосферу. Получается, что мы воспитываем и будущего нашего зрителя, и будущего артиста.
Как понять, что ребенка нужно отдать в театральную студию? В каком возрасте лучше сделать это?
Изначально решение принимают родители. Но дети постарше сами приводят к нам родителей, чтобы показать, куда они хотят пойти учиться. Если ребенка все время тянет выступать и ему нужен зритель, он тянется к сценическим формам выражения, любит читать стихи, петь и танцевать на публику, то тут очевидно, что ребенка нужно отдавать в театральную студию. Но есть еще и другой момент: у нас есть несколько детей, которые будучи далекими от всего этого, сами захотели прийти к нам, заявив на собеседовании, что пришли, чтобы раскрепоститься, почувствовать свободу и поставить себе речь. То есть у нас есть дети, которые самостоятельно и очень осознанно приняли это решение. И, как правило, они самые усердные ученики.
Важно ли ставить сценическую речь детям с детства?
Не обязательно сценическую, вообще, детям ставить речь нужно начинать как можно раньше. О человеке очень много говорит его речь и манера общения. Безусловно этот навык в будущем очень сильно облегчит ему жизнь. Мы сразу с родителями уточняем занимались или занимаются ли их дети дополнительно еще с логопедами, потому что речь и способность точно передавать свои мысли окружающим — один из важнейших инструментов коммуникации.
Правда, что актеры Малого театра стали преподавателями для Детской студии?
Именно так и есть. У нас очень сильная команда педагогов: Александр Наумов — наш артист, Константин Юдаев, который одновременно и артист, и преподаватель Щепкинского училища, актрисы Любовь Ещенко, Екатерина Базарова, Наталья Калинина. Единственное, кто из педагогов у нас не выступает в театре — это Анастасия Соломина. Она много лет протанцевала в балете Моисеева и преподает сейчас детям пластику.
Как проходит общение взрослых актеров и маленьких участников студии?
Общение зависит от возраста детей. С маленькими нужно бережнее и мягче разговаривать. А когда дети постарше, очень важно следить за дисциплиной, потому что без нее учебный процесс невозможен. Ребенок должен с первого занятия понимать, что он пришел к нам учиться, а не развлекаться. Наши педагоги общаются с детьми на равных без какого-либо снисхождения, а именно как коллега с будущим коллегой.
Родители могут присутствовать на занятии студии?
Нет. Родители общаются с педагогами через общий родительский чат, где они получают всю обратную связь. Родители приходят к нам, как правило, только на большие отчетные концерты.
Начало нового 264 театрального сезона в Малом театре ознаменовалось важным событием. Впервые в истории театра открыла двери детская театральная школа, учениками которой стали 50 юных, талантливых и непоседливых театральных экспериментаторов. О новой детской школе Малого театра, о том, как театр раскрывает таланты у школьников, и как актерское мастерство поможет им во взрослой жизни, «Культуромании» рассказала директор детской театральной студии Александра Соломина.
- Кому пришла идея открыть в одном из старейших театров страны новый образовательный проект? Зачем Малому театру детская студия?
- Мы основали детскую школу в феврале 2019 года по инициативе нашего руководства. Идея зрела давно, поскольку мы в театре начали серьезно разрабатывать детские и молодежные мероприятия, проводить праздники, новогодние елки. Это огромная возможность для нашего театра и революционный момент, потому что у нас никогда ничего подобного не было.
Мы считаем, что детям будет полезно получить дополнительное эстетическое образование. В тоже время, это задача достаточно эгоистичная, потому что таким образом мы воспитываем нашего зрителя. Хотя на этапе создания студии мы об этом не задумывались, но в дальнейшем мы поняли, что это очень выгодно, ведь мы сами себе воспитываем и зрителей, и артистов. Бывают постановки, где заняты дети, и конечно, лучше, если дети-артисты обучены по тем же традициям и в той же школе.
- За два-три месяца удалось разглядеть среди учеников талантливых звездочек и привлечь к участию во взрослых постановках?
- Нашего ученика Сергея Калашникова взяли играть в спектакль «Метель». В этом спектакле играл мальчик, сын нашей актрисы, но он вырастает из этой роли. Встал вопрос о том, что нужно вводить нового актера. Режиссер пришел на наше занятие, посмотрел на детей и выбрал десятилетнего мальчишку. И с одной репетиции ввел его в свой спектакль. Причем родители ребенка никакого отношения к театру не имеют. Очень талантливый, серьезный, умный парень. Хочется, чтобы дети активно участвовали в театральной жизни и открывали себя для себя, получали эстетическое образование, участвовали в наших спектаклях. Придет время и, я думаю, мы сделаем какие-то отдельные постановки.
- Кто занимается с детьми? Как построен учебный процесс?
Зимой мы набрали две группы, в каждой по 15 человек в возрасте от 4 до 9 лет. В этом учебном году мы набираем еще и ребят постарше с 10 до 13 лет, всего около 50 человек. Главное, чтобы педагогов на всех хватило, потому что артисты все заняты на основных профессиональных проектах. Наставники – это наши молодые ведущие артисты театра, которые преподают в Щепкинском училище: Константин Юдаев, Наталья Калинина, Любовь Ещенко и Екатерина Базарова. К ним также присоединился Александр Наумов и с этого семестра преподавать танец будет Анастасия Соломина, дочка Виталия Мефодьевича Соломина, которая много лет танцевала в ансамбле Игоря Моисеева. Занятия проходят два раза в неделю по два часа. Среди основных предметов – пластическое воспитание и актерское мастерство. В старшей группе будет также развитие речи.
- Понятно, что не все ученики в будущем станут актерами и будут работать в театре, речь идет скорее о дополнительном образовании к школьному. Чему учит ребенка классическая театральная школа? Какие новые знания и навыки приобретают дети на занятиях в студии?
- В школьной образовательной системе дети часто зажаты. Наши занятия направлены на то, чтобы раскрепощать детей, развивать у них фантазию, чтобы они увлекались не только компьютерными играми. Наставники дают им творческие задачи, например, придумать этюд, показать животное. Дети дома с родителями должны продумать этот этюд, а потом показать в классе. Родители признаются, что у детей за время занятий даже игры дома поменялись. Они из компьютеров вышли в реальную жизнь.
Плюс, конечно, у детей активно развивается речь. Мы даем много речевых упражнений. Они учат стихи, скороговорки. Мы заметили, что дети, которые приходили к нам на прослушивание, страдают дефектами речи. Мы с ними работаем, но не как логопеды, а своими театральными методами. Пластическое воспитание тоже очень важно, потому что ребенок учится чувствовать свое тело, учится подавать себя. Этот навык пригодится во взрослой жизни, например, на собеседовании при трудоустройстве. Мы стараемся развивать их разносторонне.
На занятиях дети прикасаются к живой истории, ведь история нашего театра тесно связана с историей нашей страны. Они ходят на спектакли, окунаются в театральную атмосферу. И это дает свои плоды. Дети начинают осознавать, где они находятся, что они делают, что они являются частью театральной жизни. Мы им сразу так и сказали: ребята, вы дети Малого театра.
- Наверное, чтобы стать учеником школы Малого театра, нужно обладать какими-то уникальными способностями? Как проходит отбор кандидатов?
- Для нас главный критерий, чтобы ребенок хотел сам. Чтобы не просто родители привели его по своему желанию, а чтобы это было желание самого ребенка. Из этого все вытекает. На прослушивании мы знакомимся. Если ребенок может приготовить и показать какое-то выступление, то мы слушаем, если нет, то просто разговариваем, спрашиваем, чем интересуется.
Главное общаться с детьми не высокомерно. Ставить себя так, чтобы их не смущать, но и вызывать у них должное уважение, но при этом не зажимать их, чтобы они не стеснялись. Наша задача – именно в этом.
- Какие они, современные дети?
Дети нового поколения очень разные. Многие из них совершенно не имеют представления, что такое классический театр. Те, кто помладше, приходят потому, что из них ключом бьет энергия, а мы помогаем направить ее в «мирное» русло. Старшие, как правило, уже занимались в студиях, но к нам приходят именно за классическим образованием. Они уже немного «подпорчены» эстрадой, но при этом их отличает большое желание научиться чему-то новому. Они приходят с богатым опытом современного танца, а какие-то элементарные русские народные песни не знают. Могут спеть арию из современной рок-оперы, а попросишь спеть «Калинку-малинку», они говорят: не помню, не знаю. Русские народные песни и танцы – это обязательный элемент в нашем театре, ведь у нас классический русский театр.
Классическая театральная школа – это школа, которая выдержала проверку временем, это та же система Станиславского, или основы классического балета. Если ты этому не научился, ты не можешь двигаться дальше и создавать что-то новое, что-то свое.
Когда человек перепрыгивает классический этап, он что-то недополучает и это всегда видно. Какой бы ни был талантливый человек, если у него недостаток классического образования, когда он выходит на живую театральную сцену, у него проявляются разные ошибки, например, артиста может быть не слышно, потому что он привык говорить в микрофон, или привык, что его снимают крупным планом, и он также статично ведет себя на сцене. На живой сцене другие законы.
- Как понять, что у ребенка есть склонность к театральному искусству?
- Очень легко. Когда ребенок постоянно пытается выступать, любит петь, быть в центре внимания. Это невозможно не заметить. Такому ребенку нужны зрители, признание, нужно показывать себя. Если вы замечали такое поведение за своим чадом, значит пробуйте учиться в театральной студии. Эти качества можно и нужно развивать. В любом случае, эти навыки не будут лишними во взрослой жизни. У нашей школы нет такой задачи – показать готовый продукт, нет отчетных концертов. Потому что, когда начинается зацикливание на результате, когда ребенка наряжают, ставят на сцену и дают читать стихи, появляется эффект местечкового «ДК». У нас проходят регулярные занятия по методикам, а не репетиции. Но родителей мы приглашаем на открытые уроки.
- И в конце очень русский и театральный вопрос. В чем для вас вообще смысл жизни?
- Смысл жизни… Это очень сложный вопрос. Большой смысл в жизни – это моя вера в Бога, которая ведет меня по жизни. Еще один из главных моих смыслов – это моя семья, мой муж и двое детей. С их рождением в моей жизни очень многое начало меняться. Моя семья создает движущую силу всем моим творческим проектам. Старшему сыну 2,5 года, а младшему полтора. Хотелось бы, чтобы они как-то тоже связали свою жизнь с искусством. Но это им решать, не мне. Они живут в театральной семье, поэтому какая-нибудь артистическая участь их постигнет так или иначе. Но пока рано об этом говорить, посмотрим.
Татьяна Виноградова, Культуромания, 11 сентября 2019 года