22 декабря в ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная театральной афише для детей на новогодние праздники.
В мероприятии приняли участие директор Государственного академического центрального театра кукол имени С. В. Образцова Елена Булукова, художественный руководитель Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н. И. Сац Георгий Исаакян, заместитель художественного руководителя по специальным и детским театральным проектам, руководитель Детской студии Малого театра Александра Соломина, директор Московского Губернского театра Лариса Вильясте, директор Российского академического молодежного театра Софья Апфельбаум, художественный руководитель Московского Государственного театра РОСТА в Царицыно, заслуженная артистка РФ Нонна Гришаева и директор Московского областного государственного театра кукол Олег Лабозин.
Александра Соломина сообщила, что Малый театр активно готовится к юбилею Александра Островского, уже выпустили постановки "Горячее сердце" и "На бойком месте", в следующем году выйдет "Гроза". "Красивым завершением года Островского станет совместная работа с Большим театром. Поскольку в следующем году еще 150 лет со дня премьеры "Снегурочки", мы готовим совместно с ними нашу собственную "Снегурочку", которую, надеюсь, будем играть на двух сценах: на сцене Большого театра и Малого театра", - сказала она. Александра Соломина пригласила зрителей на все детские постановки театра, в том числе спектакли "Подснежники для королевы", "Снежная королева", "Приключения новогодних игрушек". Она добавила, что уже несколько лет в новогодний период перед представлением артисты играют с детьми, проходят мастер-классы.
Александра Соломина, внучка Юрия Соломина, работает его замом в Малом театре. Девушка уже несколько лет руководит детскими студиями при театре, где артисты воспитывают своего будущего зрителя.
В беседе с «МЦ» Александра рассказала, как ей работается с великим дедом, как театр помогает беженцам из ДНР и ЛНР, а также о том, как сохранить себя в негативном информационном потоке.
— Александра, вы же пианистка! Как в вашей жизни появилась детская студия?
— Я уже почти десять лет работаю в Малом театре, начала еще в далеком 2010 году. Дело в том, что мои родители уехали в Англию, когда я была маленькой. Я там выросла и хорошо знаю английский язык. Поэтому в Малом театре я занималась переводами, а параллельно выступала с оркестром как пианистка. А потом у меня родились дети, поэтому вся детская тема стала мне очень близка. У Малого театра есть мемориальная квартира А. И. Сумбатова-Южина в районе Патриарших прудов. И как-то нам пришла идея, что было бы интересно провести там новогодний спектакль для детей. Мы долго искали материал и наткнулись на совершенно изумительную сказку Елены Ракитиной «Приключения новогодних игрушек». Сделали в мемориальной квартире этот спектакль, а он оказался настолько успешен, что сегодня мы его играем на нескольких площадках: на Ордынке, в мемориальной квартире, в фойе Малого театра и даже на малой сцене в филармонии! И с этого началась моя работа с детьми. После рождения второго ребенка директор предложил заниматься детской студией, и я за это ухватилась с большой радостью, потому что я сама выросла в театре и знаю, как воспитывают эти стены! А дети вообще впитывают все окружающее как губка, и, когда они растут в самой истории, а здесь все — история, это очень влияет на мировосприятие. Мне было радостно, что и у других детей будет такая же возможность, какая была в свое время у меня.
— Ваши дети тоже растут в театре?
— Конечно! Они постоянно с нами, тоже ходят на занятия. Но поскольку они маленькие — Федору сейчас шесть лет, а Юре четыре года, то часто пропускают из-за болезней. Но им очень все нравится — и занятия, и спектакли. Все время интересуются: «Когда мы пойдем в театр?» Но они и дома все время про театр слышат — у меня муж тоже артист (муж Александры — актер Константин Юдаев. — «МЦ»). Для них театр — это мир, в котором существуют мама и папа, поэтому им тоже хочется быть его частью.
— Вам не мешает флер известной фамилии? За вашей спиной не перешептывались, что у вас все есть благодаря дедушке?
— Ну конечно, много чего говорилось... Понятно, что когда ты обладаешь известной фамилией, то к тебе внимания будет чуть больше. У этой медали две стороны. Но на плохом я стараюсь не акцентировать внимания, а больше смотрю на то, какие возможности мне она дает — например, мне проще реализовать какие-то хорошие и полезные проекты. И если ты встаешь на эти рельсы, то не обращаешь внимания на шелуху.
— Но тем не менее фамилию вы не поменяли...
— Когда я обсуждала это со своими друзьями и родственниками, они говорили, что не могут меня представить по-другому: я для них всегда Соломина. Было ощущение, что если я поменяю фамилию, то и на энергетическом уровне что-то изменится. Ну а кроме того, я очень люблю своего дедушку и не могла себе даже представить, что приду и скажу: «Ты знаешь, мне эта фамилия поднадоела, я выйду замуж и возьму другую».
— Вашу работу в театре дедушка контролирует? Может, например, покритиковать что-то?
— Конечно! Он очень часто и замечания делает, и критикует. Это его работа. Если я с чем-то не согласна, то свою позицию тоже аргументирую. Но при этом у нас есть с ним диалог, в ходе которого все можно решить. Я вообще считаю, что 99 процентов проблем в жизни из-за отсутствия коммуникации.
— Малый театр известен своими благотворительными проектами. Недавно вы подключились к помощи жителям Донецка и Мариуполя…
— Да, мы одни из первых, кто участвовал в проекте «Открытый занавес» Минкульта. В рамках проекта все средства от продажи билетов на спектакли шли на помощь беженцам из ЛНР и ДНР. Кроме этого, мы регулярно выделяем бесплатные билеты как для беженцев, так и для ребят из Донецка, которые приехали в Москву отдохнуть. Мы проводим для них экскурсии по театру. Скоро должны приехать архитекторы и реставраторы из ЛНР. Мы для них тоже делаем экскурсию — в Малом театре очень много интересного с архитектурной точки зрения.
— Многие ваши коллеги выступили против СВО. Много ли негатива среди них вызвала ваша благотворительная работа?
— Конечно, что-то периодически прилетает в соцсетях. Но ведь там такие же люди, как мы, дети... На днях наши ребята вернулись с гастролей из Луганска и рассказали, что их нигде не встречали так, как там! Всем сейчас нужны положительные эмоции. Я считаю, что самый правильный способ двигаться вперед — это делать свое дело. А свое дело мы умеем делать хорошо, вот этим и занимаемся.
— Ну а вас лично этот раскол в обществе как-то коснулся?
— Мое окружение, слава богу, сильно не поменялось. Те мои друзья, что уехали, сделали это задолго до спецоперации. И в семье по этому поводу не было разногласий. Но я вообще не считаю свое мнение чем-то, из-за чего можно поссориться с любимыми людьми.
— Друзья из Англии не пытались вас «вразумить»?
— В Англии своя пропаганда присутствует, конечно. Но те мои друзья, с которыми я общаюсь с тех пор, как уехала оттуда, меня поддерживают. И это очень важно, значит, не зря мы так много лет дружим, значит, это правильные люди. А вообще сейчас очень много осуждения вокруг, поэтому я живу принципом не множить ненависть. Реши, что для тебя важно, и не обращай внимания на негатив.
Виктория Филатова, Москва-Центр, 8 декабря 2022 года
Интервью с руководителем детской студии Малого театра Александрой Соломиной
Александра, как и когда появилась Детская студия Малого театра? Чья это была задумка?
Детская студия появилась в Малом театре в феврале 2019 года. Начинали мы с двух небольших групп дошкольного возраста (от 4-х лет), и младших школьников (1 – 3 классы). Идея создания студии принадлежала нашему директору – как человек дальновидный она понимала, что нам нужно воспитывать своего будущего зрителя, знакомить детей с театральным искусством. Я сразу же подхватила эту идею. Меня очень грела мысль, что у других детей, как и у меня в своё время, будет возможность расти в театре, впитывать его традиции, узнавать и познавать этот удивительный мир. Тем более, что история театра тесно связана с историей нашей страны. И здесь важно, в какой среде ты растешь и формируешься как личность.
Расскажите, пожалуйста, как вы пришли к пониманию, что хотите работать именно с детьми?
Желание работать с детьми и развивать в театре это направление ко мне пришло не сразу. Рождение детей для меня стало тем стимулом, который направил меня на этот путь. А началось всё с того, что на камерной площадке Малого театра – Мемориальной квартире Сумбатова-Южина – мы поставили детский спектакль «Приключения новогодних игрушек» по замечательной сказке Елены Ракитиной. Успех спектакля был колоссальным – сейчас мы играем его на нескольких площадках нашего театра и даже в рахманиновской зале Московской филармонии. История имела продолжение – мы открыли Детскую студию и стали развивать детские программы. Надо сказать, что это очень благодарное дело. Пусть ты не сразу видишь результат, и в это надо вкладывать много и сил, и мыслей, но в конечном итоге, оглядываясь сейчас назад, и смотря на тех ребят, которые остаются с нами, понимаешь, насколько все было не зря.
Почему вы выбрали именно преподавание? Сразу ли поняли, что именно это – ваше призвание?
Я не преподаю в Детской студии, это я оставляю профессионалам, а сама занимаюсь организационными вопросами. Преподают профильные театральные дисциплины нашим студийцам артисты Малого театра. У кого-то из них, помимо актерского, есть хореографическое образование, поэтому они преподают и пластику.
Вы также входите в руководящий состав Малого театра. Что входит в ваши обязанности помимо Детской студии?
С недавнего времени я заместитель художественного руководителя по специальным и детским театральным проектам. Помимо детских программ, я работаю с приглашенными режиссерами – с теми, кто не состоит в штате нашего театра и кому необходимо помочь ориентироваться в творческом пространстве нашего театра. Театр у нас очень многогранный – мы не только спектакли выпускаем, но также активно развиваем культурно-просветительское направление – проводим мероприятия, рассчитанные на духовно-нравственное воспитание молодого поколения. Я очень рада этому, потому что театр становится не только местом, куда люди приходят смотреть спектакль, но и неким центром культурного притяжения.
Вернемся к студии. Как занятия помогают в развитии ребенка? Что они ему дают (как с точки зрения театральных навыков, так и с точки зрения повседневной жизни, если это актуально)?
Это очень разнопрофильное развитие, потому что помимо очевидного развития речи, мы учим правильно говорить, формируем культуру речи, что очень важно, как мне кажется, для самореализации в дальнейшей жизни. Мы также снимаем зажимы, помогаем развить творческое, созидательное мышление, чтобы дети могли подходить к решению задач нестандартно, стараемся придать им уверенности в себе и своих силах, смелости мечтать, и фантазировать. Очень важно научить их работать в команде, а театр – это коллективная среда, очень многое зависит от того, насколько хорошо ты взаимодействуешь с остальными. И конечно, мы прививаем любовь к театру, учим в нем разбираться.
Задействованы ли выпускники или учащиеся Детской студии в текущих постановках Малого театра? Если да, то в каких?
Да, воспитанники студии играют в «Метели», «Золушке» и в других спектаклях. В частности, в последнем детском спектакли, который мы выпустили, «Подснежники для королевы», играют 11 наших студийцев. Могу отметить, что режиссёры сейчас стали больше привлекать детей в свои спектакли. Наши студийцы вошли в театральную жизнь Малого, как мне кажется, очень органично.
Недавно в Малом прошла выставка «Я слышу в театре» - о чем этот проект?
«Я слышу в театре» — это уникальная выставка. У нас существует еще один проект – группа слабослышащих детей, с которой мы занимаемся сценической речью, актерским мастерством и хореографией по специальной адаптированной программе. Эти дети, как правило, после кохлеарной имплантации (метод слухопротезирования, применяемый в случаях неэффективности или низкой эффективности слуховых аппаратов – примечание Detstrana), и занятия с ними направлены именно на реабилитацию после протезирования. Ребенок может быть от рождения глухой или вследствие каких-то болезней или травм оглохнуть, и этот высокотехнологичный аппарат слышит за него. Вот уже больше года у нас работает группа для слабослышащих. Мы уже показали прекрасные результаты – 9 из 16 детей подтянулись к своей возрастной норме, 12 из 16 начали использовать полностью построенные фразы. Какое-то время назад в социальной сети я познакомились с девушкой, Натальей Перовой, которая сама слабослышащая. Наташа – фэшн-фотограф, вместе с мужем она создала проект «Я слышу, это круто!», в рамках которого они фотографируют слабослышащих детей с имплантами. Этот проект демонстрирует обществу, что дети с нарушениями слуха абсолютно такие же замечательные, талантливые и харизматичные, как их сверстники, у которых нет этих проблем. Когда Наташа узнала про нашу группу, то сразу было решено сделать фотоссесию в интерьерах театра с нашими ребятами. Получилась очень красивая выставка, очень крутая с эмоциональной точки зрения. Дети были такими счастливыми, когда увидели себя на стендах в театре в красивом фойе. В общем, это прекрасно, я очень рада, что у нас в Малом театре есть такая возможность. Кстати, сейчас этот проект уже на государственном финансировании благодаря Министерству культуры РФ, они нашу инициативу подхватили, и теперь мы являемся первопроходцами в этой истории.
Какие дальнейшие планы студии? Какие постановки с детьми стоит ожидать?
Наши планы – идти дальше, работать. В этом году к нам пришли новые дети. Для каких-то воспитанников это последний сезон, в следующем, 2023, году они будут уже поступать в театральные вузы. Мы стараемся далеко не загадывать, пока нам есть, чем заняться. В тех спектаклях, в которых у нас заняты дети, также очень часто приходится вводить кого-то нового. Планы есть, но оглашать их пока что рано.
Как дети проявляют себя на занятиях? Каким будет будущее поколение театральных актеров и актрис?
Дети проявляют себя, мне кажется, на любых занятиях одинаково – в конце концов, это же дети. Каждый ребенок – это маленькая индивидуальность, маленькая планета, маленький космос, совершенно не похожий на другие. Я рада тому, что чем старше они становятся, тем больше проникаются тем местом, где они находятся. Дети, которые пришли абсолютно зажатыми, обретают уверенность в себе. Люди сквозь века не меняются, поэтому я надеюсь, что у нас вырастет поколение артистов, которые с раннего возраста приучены к театру, к дисциплине, к работе, к коллективу. Что будет дальше – время покажет.
Большая часть наших читателей – родители. Какие бы рекомендации Вы им дали для того, чтобы привить детям любовь к театру?
В первую очередь начинать с себя. Дети всегда будут стараться, даже подсознательно, копировать своих родителей, интересоваться тем, чем интересуются они. Многие родители наших студийцев, говорят, что именно дети приучили их к театру, потому что с тех пор, как они стали заниматься в нашей студии, они постоянно спрашивают родителей: «Когда мы пойдем в театр?», «Я хочу пойти на это, я хочу пойти на это». Составляют им список постановок, и мамы и папы говорят, что они только билеты покупать и успевают, но очень благодарны – им это дает возможность провести время вместе. В общем, театр объединяет всех – разные поколения, различные национальности. Давайте не забывать об этом и вместе приходить в театре и сливаться в этой прекрасной атмосфере. Ходите, родители, в театр, приучайте к этому младшие поколения.
Источник: https://detstrana.ru/article/roditeli/psihologiya/...
Нужна ли ребёнку с математическим складом ума театральная студия? И почему современным детям так не хватает настоящего волшебства? На эти и другие вопросы «Дэйли Бэби» ответила Александра Юрьевна Соломина, заместитель художественного руководителя по специальным и детским театральным проектам и руководитель Детской студии Малого театра.
Александра, расскажите, пожалуйста, что представляет из себя Детская театральная студия Малого театра?
Детская театральная студия начала свой пилотный проект в 2019 году. Мы набрали две группы детей: дошкольного и младшего школьного возраста. Мы начали с ними заниматься, и вскоре появилось много желающих, в том числе детей постарше. Сейчас мы разрослись. В данный момент у нас пять групп: две маленьких, одна средняя и две старших. У нас обучаются дети с четырёх лет и до 14, и сейчас их порядка 100 человек.
Почему именно до 14 лет?
После 14 лет у большинства детей начинается уже профориентация. Понятно, что есть те, кто у нас давно занимался и хотят продолжать — мы их, конечно, не выгоняем. Но часто ребёнок понимает, что дальше пойдёт в физтех, начинает готовиться, и ему уже просто не до театра. И это тоже нормально.
Как часто вы набираете новичков?
В этом году у нас по сути не было набора, потому что почти никто из текущих учащихся не ушёл.
А как вообще к вам попасть?
Нужно следить за новостями. Когда появляется место, для малышей проводится собеседование, на котором присутствуют мамы, — в четыре года высоко художественный конкурс ещё вряд ли получится провести. А уже начиная со школьного возраста, дети приходят на прослушивание, где их просят прочитать стихотворение или прозу. Объём зависит от возраста.
Для меня самый важный критерий — насколько ребёнок хочет заниматься сам. Это львиная доля успеха, именно от этого зависит, прозанимается ли он два месяца и бросит или останется с нами надолго.
Каким детям точно стоит попробовать себя в театральной школе?
Это зависит от целей и задач. Иногда к нам приходят зажатые дети, боящиеся публичных выступлений. Уже в более старшем возрасте они сами хотят раскрепоститься и почувствовать себя увереннее. В таких случаях я вижу, что это осознанное желание, и таких детей мы, конечно, можем взять.
Есть дети, по которым сразу видно — это артист, и от этого уже никуда не деться. Тут мы сочувственно киваем родителям: «Что поделать, наш клиент, терпите!»
Мне очень нравятся разносторонне развитые дети, которые могут быть технарями по складу ума, но им интересен театр, они ходят на спектакли и хотят изнутри узнать, что это такое. Это тоже круто! У нас обучаются совсем разные дети, и это очень здорово.
Какие у вас дальнейшие планы по развитию студии?
Изначально студия задумывалась как проект в первую очередь просветительский, а не только коммерческий. Стоимость восьми занятий в месяц для малышей составляет 5 600 рублей, у старших — 6 000. При этом у малышей занятие длится 45 минут, у детей постарше — два часа, а у подростков — три часа. Доступная цена позволяет самым разным людям прийти к нам.
Как проходит занятие?
Оно обязательно включает в себя пластику, хореографию, растяжку, потому что любому человеку, не только артисту, важно уметь слушать своё тело, иметь красивую осанку. Далее сценическая речь — это разные упражнения на речевой аппарат, дикцию, дыхалку. И актёрское мастерство, здесь важны координация, фантазия, воображение. Всё по системе Станиславского. Сейчас мы уже перешли к тому, что ставим спектакли.
Расскажите, какой был ваш самый любимый спектакль в детстве?
Мне сейчас сложно выделить какой-то один спектакль. Как внучка художественного руководителя, я выросла в этом театре.
Первое осознанное воспоминание о спектакле, и как ни странно он был не детский, — это «Царь Фёдор Иоаннович» в постановке Бориса Ивановича Равенских. Это была трагедия в полном смысле этого слова.
Спектакль с потрясающей музыкой Георгия Свиридова и невероятной красоты декорациями. Я помню, как сидела просто в оцепенении!
Из текущего репертуара Малого театра, какой детский спектакль вы советуете обязательно посмотреть?
Я очень советую всем сходить на нашу премьеру «Подснежники для королевы». Спектакль очень красочный, с проекциями, замечательной музыкой, написанной именно для него. По горячим стопам я, конечно, всем советую приходить на него. Но вообще у нас все детские спектакли очень качественные и хорошие. Это и «Буратино», и «Снежная королева», и «Золушка», и «Сказка о царе Салтане». У нас есть из чего выбрать детям совершенно разных возрастов.
Также мы запустили детские программы «Дружим с Малым». Это не просто спектакль, а целый комплекс мероприятий. Дети приходят за неделю до спектакля, идут на экскурсию по закулисью. Им дают потрогать бутафорию, костюмы, рассказывают, как вообще устроен театр. После этого у них небольшая вводная лекция о спектакле, который они будут смотреть — такая подготовка. И через неделю дети приходят на саму постановку и затем происходит самое волшебное — знакомство с артистами. Ребёнок может задать им любые интересующие его вопросы.
Как вы считаете, современные дети в своём отношении к театральному искусству отличаются от предыдущих поколений? Театр всё ещё интересен им или он должен как-то измениться?
Из того, что я вижу, у детей сейчас в жизни нет какой-то тайны. В телефоне, прямо у кончиков их пальцев, любая информация, которая может их заинтересовать. Я до сих пор помню, когда мы только запустили студию, одна девчонка лет десяти шла с нами по коридору через закулисье и восхищённо осматривалась: «У вас тут всё покрыто тайной!» Тогда я поняла, что детям не хватает чего-то волшебного, необычного, скрытого от глаз обычного человека. Именно это привлекает детей в театр.
Кроме того, во время выступления речь идёт ещё и о большом обмене энергией. И если артист полностью энергетически выкладывается на сцене, дети это чувствуют.
В студии Малого театра есть группа для слабослышащих детей. Расскажите, как к вам пришла идея открыть такое направление?
В октябре у нас запустился проект реабилитации после кохлеарной имплантации. Это операция, при которой ребёнку вживляют в череп аппарат, который за него слышит. И это не та ситуация, когда сразу после наркоза начинаешь слышать, говорить и воспринимать всё. Необходим долгий, трудный и кропотливый период реабилитации, особенно если нарушение слуха выявили достаточно поздно. У ребёнка идёт перестройка всего мироощущения.
Мы решили предложить таким детям свою помощь. У нас начался диалог с Национальным медицинским исследовательским Центром оториноларингологии ФМБА России, и оказалось, что у них много подобных проектов — по балету, рисованию и даже совместно с Консерваторией. Но с театром они не сотрудничали, и мы взяли флаг в руки —добавили группу для слабослышащих детей в свою студию.
Сами занятия не сильно отличаются от обычных, но они адаптированы. У детей есть разные особенности, отличаются диагнозы и этапы реабилитации, поэтому важен индивидуальный подход, который возможен только в небольших группах. На занятиях обязательно помогают логопед-дефектолог и психолог.
Сейчас мы уже можем сделать вывод, что занятия эффективны: с начала проекта осенью двое детей перешли из специализированной в общую группу. И мы планируем дальше развивать это направление.
Дорогие друзья!
Предлагаем вашему вниманию запись передачи "Мастерская Алексея Лысенкова" на Детском радио. Гости эфира - художественный руководитель Детской студии Малого театра Александра Соломина и преподаватель студии артист Константин Юдаев.
Весной 2019 года в Малом театре открылась Детская театральная студия. Преподаватели: профессиональные актеры и музыканты. Многие из них преподают в Щепкинском училище при Малом театре. Студия ставит своей целью привить детям любовь и вкус к драматическому искусству, развить речь, пластику, воображение и фантазию. Ученики студии задействованы в спектаклях театра.
Директор Малого театра Тамара Михайлова: «Идея создания Детской студии при Малом театре назрела давно, но для того чтобы воплотить проект в жизнь, нужно было все основательно продумать. Ведь сейчас в городе много курсов актерского мастерства, студий для детей и подростков. Мы же хотели создать такую театральную студию, в которой работали бы настоящие профессионалы своего дела, владеющие русской литературной речью, мастерством драматического искусства, вокала и пластики на самом высоком уровне – то, с чем традиционно связывают Малый театр. Так и возникла Детская студия, в которой с детьми занимаются профессиональные актеры и музыканты. Некоторые из артистов при этом преподают в Щепкинском училище при Малом театре. И в их силах привить подрастающему поколению вкус к драматическому искусству.»
Александра Соломина, художественный руководитель Детской студии Малого театра:
Кого возьмут учиться в Детскую студию Малого театра?
Мы берем любого ребенка, у которого есть желание приобщиться к театральному миру. Главный и решающий критерий — это желание самого ребенка. У нас есть небольшой отбор, прослушивание — дети читают, как правило, какое-нибудь стихотворение или басню. Но мы не судим по качеству чтения, а смотрим на желание ребенка себя проявить. У нас три группы: первая для малышей с 4 до 6 лет, средняя — от 7 до 9 лет, а старшая от 10 до 13 лет.
Как пройти вступительный конкурс?
Малышей у нас берут без прослушивания. Они приходят, и мы смотрим в каком темпе они развиваются, готовы ли заниматься или пока им рано, контактные они или нет. А средняя группа и старшая уже читают стихотворение и проходят собеседование, на котором мы пытаемся понять, чем ребенок интересуется и есть ли у него творческая жилка, любит ли он читать и какой у него кругозор. После собеседования, как правило, все становится ясно — будет ли ребенок хорошо заниматься или нет.
Чему научатся дети в студии?
У детей две дисциплины: пластическое воспитание с элементами растяжки и классического танца, а второе — сдвоенное в одном занятии актерское мастерство и сценическая речь. Идет развитие речевого аппарата. Ведь, к сожалению, очень многие дети приходят к нам с основательными дефектами речи. Мы стараемся с этим интенсивно работать не с логопедической точки зрения, а своими театральными методами. А мастерство актера у нас преподают по адаптированной под детей системе, которую используют в Щепкинском училище. Здесь детей учат раскрепощению, развивают их воображение и умение фантазировать, их обучают правильно себя подавать, что безусловно им пригодится во взрослой жизни.
Дети-учащиеся студии будут задействованы в спектаклях Малого театра?
Они не просто будут, они уже задействованы. У нас в прошлом сезоне уже ввели одного мальчика в спектакль «Метель», а сейчас мы вводим двоих ребят в постановку «Золушка» на роль пажа. Такая практика для нас естественная. Наши ученики — это дети, растущие в нашем театре и впитывающие эту атмосферу. Получается, что мы воспитываем и будущего нашего зрителя, и будущего артиста.
Как понять, что ребенка нужно отдать в театральную студию? В каком возрасте лучше сделать это?
Изначально решение принимают родители. Но дети постарше сами приводят к нам родителей, чтобы показать, куда они хотят пойти учиться. Если ребенка все время тянет выступать и ему нужен зритель, он тянется к сценическим формам выражения, любит читать стихи, петь и танцевать на публику, то тут очевидно, что ребенка нужно отдавать в театральную студию. Но есть еще и другой момент: у нас есть несколько детей, которые будучи далекими от всего этого, сами захотели прийти к нам, заявив на собеседовании, что пришли, чтобы раскрепоститься, почувствовать свободу и поставить себе речь. То есть у нас есть дети, которые самостоятельно и очень осознанно приняли это решение. И, как правило, они самые усердные ученики.
Важно ли ставить сценическую речь детям с детства?
Не обязательно сценическую, вообще, детям ставить речь нужно начинать как можно раньше. О человеке очень много говорит его речь и манера общения. Безусловно этот навык в будущем очень сильно облегчит ему жизнь. Мы сразу с родителями уточняем занимались или занимаются ли их дети дополнительно еще с логопедами, потому что речь и способность точно передавать свои мысли окружающим — один из важнейших инструментов коммуникации.
Правда, что актеры Малого театра стали преподавателями для Детской студии?
Именно так и есть. У нас очень сильная команда педагогов: Александр Наумов — наш артист, Константин Юдаев, который одновременно и артист, и преподаватель Щепкинского училища, актрисы Любовь Ещенко, Екатерина Базарова, Наталья Калинина. Единственное, кто из педагогов у нас не выступает в театре — это Анастасия Соломина. Она много лет протанцевала в балете Моисеева и преподает сейчас детям пластику.
Как проходит общение взрослых актеров и маленьких участников студии?
Общение зависит от возраста детей. С маленькими нужно бережнее и мягче разговаривать. А когда дети постарше, очень важно следить за дисциплиной, потому что без нее учебный процесс невозможен. Ребенок должен с первого занятия понимать, что он пришел к нам учиться, а не развлекаться. Наши педагоги общаются с детьми на равных без какого-либо снисхождения, а именно как коллега с будущим коллегой.
Родители могут присутствовать на занятии студии?
Нет. Родители общаются с педагогами через общий родительский чат, где они получают всю обратную связь. Родители приходят к нам, как правило, только на большие отчетные концерты.
Начало нового 264 театрального сезона в Малом театре ознаменовалось важным событием. Впервые в истории театра открыла двери детская театральная школа, учениками которой стали 50 юных, талантливых и непоседливых театральных экспериментаторов. О новой детской школе Малого театра, о том, как театр раскрывает таланты у школьников, и как актерское мастерство поможет им во взрослой жизни, «Культуромании» рассказала директор детской театральной студии Александра Соломина.
- Кому пришла идея открыть в одном из старейших театров страны новый образовательный проект? Зачем Малому театру детская студия?
- Мы основали детскую школу в феврале 2019 года по инициативе нашего руководства. Идея зрела давно, поскольку мы в театре начали серьезно разрабатывать детские и молодежные мероприятия, проводить праздники, новогодние елки. Это огромная возможность для нашего театра и революционный момент, потому что у нас никогда ничего подобного не было.
Мы считаем, что детям будет полезно получить дополнительное эстетическое образование. В тоже время, это задача достаточно эгоистичная, потому что таким образом мы воспитываем нашего зрителя. Хотя на этапе создания студии мы об этом не задумывались, но в дальнейшем мы поняли, что это очень выгодно, ведь мы сами себе воспитываем и зрителей, и артистов. Бывают постановки, где заняты дети, и конечно, лучше, если дети-артисты обучены по тем же традициям и в той же школе.
- За два-три месяца удалось разглядеть среди учеников талантливых звездочек и привлечь к участию во взрослых постановках?
- Нашего ученика Сергея Калашникова взяли играть в спектакль «Метель». В этом спектакле играл мальчик, сын нашей актрисы, но он вырастает из этой роли. Встал вопрос о том, что нужно вводить нового актера. Режиссер пришел на наше занятие, посмотрел на детей и выбрал десятилетнего мальчишку. И с одной репетиции ввел его в свой спектакль. Причем родители ребенка никакого отношения к театру не имеют. Очень талантливый, серьезный, умный парень. Хочется, чтобы дети активно участвовали в театральной жизни и открывали себя для себя, получали эстетическое образование, участвовали в наших спектаклях. Придет время и, я думаю, мы сделаем какие-то отдельные постановки.
- Кто занимается с детьми? Как построен учебный процесс?
Зимой мы набрали две группы, в каждой по 15 человек в возрасте от 4 до 9 лет. В этом учебном году мы набираем еще и ребят постарше с 10 до 13 лет, всего около 50 человек. Главное, чтобы педагогов на всех хватило, потому что артисты все заняты на основных профессиональных проектах. Наставники – это наши молодые ведущие артисты театра, которые преподают в Щепкинском училище: Константин Юдаев, Наталья Калинина, Любовь Ещенко и Екатерина Базарова. К ним также присоединился Александр Наумов и с этого семестра преподавать танец будет Анастасия Соломина, дочка Виталия Мефодьевича Соломина, которая много лет танцевала в ансамбле Игоря Моисеева. Занятия проходят два раза в неделю по два часа. Среди основных предметов – пластическое воспитание и актерское мастерство. В старшей группе будет также развитие речи.
- Понятно, что не все ученики в будущем станут актерами и будут работать в театре, речь идет скорее о дополнительном образовании к школьному. Чему учит ребенка классическая театральная школа? Какие новые знания и навыки приобретают дети на занятиях в студии?
- В школьной образовательной системе дети часто зажаты. Наши занятия направлены на то, чтобы раскрепощать детей, развивать у них фантазию, чтобы они увлекались не только компьютерными играми. Наставники дают им творческие задачи, например, придумать этюд, показать животное. Дети дома с родителями должны продумать этот этюд, а потом показать в классе. Родители признаются, что у детей за время занятий даже игры дома поменялись. Они из компьютеров вышли в реальную жизнь.
Плюс, конечно, у детей активно развивается речь. Мы даем много речевых упражнений. Они учат стихи, скороговорки. Мы заметили, что дети, которые приходили к нам на прослушивание, страдают дефектами речи. Мы с ними работаем, но не как логопеды, а своими театральными методами. Пластическое воспитание тоже очень важно, потому что ребенок учится чувствовать свое тело, учится подавать себя. Этот навык пригодится во взрослой жизни, например, на собеседовании при трудоустройстве. Мы стараемся развивать их разносторонне.
На занятиях дети прикасаются к живой истории, ведь история нашего театра тесно связана с историей нашей страны. Они ходят на спектакли, окунаются в театральную атмосферу. И это дает свои плоды. Дети начинают осознавать, где они находятся, что они делают, что они являются частью театральной жизни. Мы им сразу так и сказали: ребята, вы дети Малого театра.
- Наверное, чтобы стать учеником школы Малого театра, нужно обладать какими-то уникальными способностями? Как проходит отбор кандидатов?
- Для нас главный критерий, чтобы ребенок хотел сам. Чтобы не просто родители привели его по своему желанию, а чтобы это было желание самого ребенка. Из этого все вытекает. На прослушивании мы знакомимся. Если ребенок может приготовить и показать какое-то выступление, то мы слушаем, если нет, то просто разговариваем, спрашиваем, чем интересуется.
Главное общаться с детьми не высокомерно. Ставить себя так, чтобы их не смущать, но и вызывать у них должное уважение, но при этом не зажимать их, чтобы они не стеснялись. Наша задача – именно в этом.
- Какие они, современные дети?
Дети нового поколения очень разные. Многие из них совершенно не имеют представления, что такое классический театр. Те, кто помладше, приходят потому, что из них ключом бьет энергия, а мы помогаем направить ее в «мирное» русло. Старшие, как правило, уже занимались в студиях, но к нам приходят именно за классическим образованием. Они уже немного «подпорчены» эстрадой, но при этом их отличает большое желание научиться чему-то новому. Они приходят с богатым опытом современного танца, а какие-то элементарные русские народные песни не знают. Могут спеть арию из современной рок-оперы, а попросишь спеть «Калинку-малинку», они говорят: не помню, не знаю. Русские народные песни и танцы – это обязательный элемент в нашем театре, ведь у нас классический русский театр.
Классическая театральная школа – это школа, которая выдержала проверку временем, это та же система Станиславского, или основы классического балета. Если ты этому не научился, ты не можешь двигаться дальше и создавать что-то новое, что-то свое.
Когда человек перепрыгивает классический этап, он что-то недополучает и это всегда видно. Какой бы ни был талантливый человек, если у него недостаток классического образования, когда он выходит на живую театральную сцену, у него проявляются разные ошибки, например, артиста может быть не слышно, потому что он привык говорить в микрофон, или привык, что его снимают крупным планом, и он также статично ведет себя на сцене. На живой сцене другие законы.
- Как понять, что у ребенка есть склонность к театральному искусству?
- Очень легко. Когда ребенок постоянно пытается выступать, любит петь, быть в центре внимания. Это невозможно не заметить. Такому ребенку нужны зрители, признание, нужно показывать себя. Если вы замечали такое поведение за своим чадом, значит пробуйте учиться в театральной студии. Эти качества можно и нужно развивать. В любом случае, эти навыки не будут лишними во взрослой жизни. У нашей школы нет такой задачи – показать готовый продукт, нет отчетных концертов. Потому что, когда начинается зацикливание на результате, когда ребенка наряжают, ставят на сцену и дают читать стихи, появляется эффект местечкового «ДК». У нас проходят регулярные занятия по методикам, а не репетиции. Но родителей мы приглашаем на открытые уроки.
- И в конце очень русский и театральный вопрос. В чем для вас вообще смысл жизни?
- Смысл жизни… Это очень сложный вопрос. Большой смысл в жизни – это моя вера в Бога, которая ведет меня по жизни. Еще один из главных моих смыслов – это моя семья, мой муж и двое детей. С их рождением в моей жизни очень многое начало меняться. Моя семья создает движущую силу всем моим творческим проектам. Старшему сыну 2,5 года, а младшему полтора. Хотелось бы, чтобы они как-то тоже связали свою жизнь с искусством. Но это им решать, не мне. Они живут в театральной семье, поэтому какая-нибудь артистическая участь их постигнет так или иначе. Но пока рано об этом говорить, посмотрим.
Татьяна Виноградова, Культуромания, 11 сентября 2019 года