Весной 2019 года в Малом театре открылась Детская театральная студия. Преподаватели: профессиональные актеры и музыканты. Многие из них преподают в Щепкинском училище при Малом театре. Студия ставит своей целью привить детям любовь и вкус к драматическому искусству, развить речь, пластику, воображение и фантазию. Ученики студии задействованы в спектаклях театра.
Директор Малого театра Тамара Михайлова: «Идея создания Детской студии при Малом театре назрела давно, но для того чтобы воплотить проект в жизнь, нужно было все основательно продумать. Ведь сейчас в городе много курсов актерского мастерства, студий для детей и подростков. Мы же хотели создать такую театральную студию, в которой работали бы настоящие профессионалы своего дела, владеющие русской литературной речью, мастерством драматического искусства, вокала и пластики на самом высоком уровне – то, с чем традиционно связывают Малый театр. Так и возникла Детская студия, в которой с детьми занимаются профессиональные актеры и музыканты. Некоторые из артистов при этом преподают в Щепкинском училище при Малом театре. И в их силах привить подрастающему поколению вкус к драматическому искусству.»
Александра Соломина, художественный руководитель Детской студии Малого театра:
Кого возьмут учиться в Детскую студию Малого театра?
Мы берем любого ребенка, у которого есть желание приобщиться к театральному миру. Главный и решающий критерий — это желание самого ребенка. У нас есть небольшой отбор, прослушивание — дети читают, как правило, какое-нибудь стихотворение или басню. Но мы не судим по качеству чтения, а смотрим на желание ребенка себя проявить. У нас три группы: первая для малышей с 4 до 6 лет, средняя — от 7 до 9 лет, а старшая от 10 до 13 лет.
Как пройти вступительный конкурс?
Малышей у нас берут без прослушивания. Они приходят, и мы смотрим в каком темпе они развиваются, готовы ли заниматься или пока им рано, контактные они или нет. А средняя группа и старшая уже читают стихотворение и проходят собеседование, на котором мы пытаемся понять, чем ребенок интересуется и есть ли у него творческая жилка, любит ли он читать и какой у него кругозор. После собеседования, как правило, все становится ясно — будет ли ребенок хорошо заниматься или нет.
Чему научатся дети в студии?
У детей две дисциплины: пластическое воспитание с элементами растяжки и классического танца, а второе — сдвоенное в одном занятии актерское мастерство и сценическая речь. Идет развитие речевого аппарата. Ведь, к сожалению, очень многие дети приходят к нам с основательными дефектами речи. Мы стараемся с этим интенсивно работать не с логопедической точки зрения, а своими театральными методами. А мастерство актера у нас преподают по адаптированной под детей системе, которую используют в Щепкинском училище. Здесь детей учат раскрепощению, развивают их воображение и умение фантазировать, их обучают правильно себя подавать, что безусловно им пригодится во взрослой жизни.
Дети-учащиеся студии будут задействованы в спектаклях Малого театра?
Они не просто будут, они уже задействованы. У нас в прошлом сезоне уже ввели одного мальчика в спектакль «Метель», а сейчас мы вводим двоих ребят в постановку «Золушка» на роль пажа. Такая практика для нас естественная. Наши ученики — это дети, растущие в нашем театре и впитывающие эту атмосферу. Получается, что мы воспитываем и будущего нашего зрителя, и будущего артиста.
Как понять, что ребенка нужно отдать в театральную студию? В каком возрасте лучше сделать это?
Изначально решение принимают родители. Но дети постарше сами приводят к нам родителей, чтобы показать, куда они хотят пойти учиться. Если ребенка все время тянет выступать и ему нужен зритель, он тянется к сценическим формам выражения, любит читать стихи, петь и танцевать на публику, то тут очевидно, что ребенка нужно отдавать в театральную студию. Но есть еще и другой момент: у нас есть несколько детей, которые будучи далекими от всего этого, сами захотели прийти к нам, заявив на собеседовании, что пришли, чтобы раскрепоститься, почувствовать свободу и поставить себе речь. То есть у нас есть дети, которые самостоятельно и очень осознанно приняли это решение. И, как правило, они самые усердные ученики.
Важно ли ставить сценическую речь детям с детства?
Не обязательно сценическую, вообще, детям ставить речь нужно начинать как можно раньше. О человеке очень много говорит его речь и манера общения. Безусловно этот навык в будущем очень сильно облегчит ему жизнь. Мы сразу с родителями уточняем занимались или занимаются ли их дети дополнительно еще с логопедами, потому что речь и способность точно передавать свои мысли окружающим — один из важнейших инструментов коммуникации.
Правда, что актеры Малого театра стали преподавателями для Детской студии?
Именно так и есть. У нас очень сильная команда педагогов: Александр Наумов — наш артист, Константин Юдаев, который одновременно и артист, и преподаватель Щепкинского училища, актрисы Любовь Ещенко, Екатерина Базарова, Наталья Калинина. Единственное, кто из педагогов у нас не выступает в театре — это Анастасия Соломина. Она много лет протанцевала в балете Моисеева и преподает сейчас детям пластику.
Как проходит общение взрослых актеров и маленьких участников студии?
Общение зависит от возраста детей. С маленькими нужно бережнее и мягче разговаривать. А когда дети постарше, очень важно следить за дисциплиной, потому что без нее учебный процесс невозможен. Ребенок должен с первого занятия понимать, что он пришел к нам учиться, а не развлекаться. Наши педагоги общаются с детьми на равных без какого-либо снисхождения, а именно как коллега с будущим коллегой.
Родители могут присутствовать на занятии студии?
Нет. Родители общаются с педагогами через общий родительский чат, где они получают всю обратную связь. Родители приходят к нам, как правило, только на большие отчетные концерты.
Весной 2019 года в Малом театре открылась Детская театральная студия. Преподаватели: профессиональные актеры и музыканты. Многие из них преподают в Щепкинском училище при Малом театре. Студия ставит своей целью привить детям любовь и вкус к драматическому искусству, развить речь, пластику, воображение и фантазию. Ученики студии задействованы в спектаклях театра.
Директор Малого театра Тамара Михайлова: «Идея создания Детской студии при Малом театре назрела давно, но для того чтобы воплотить проект в жизнь, нужно было все основательно продумать. Ведь сейчас в городе много курсов актерского мастерства, студий для детей и подростков. Мы же хотели создать такую театральную студию, в которой работали бы настоящие профессионалы своего дела, владеющие русской литературной речью, мастерством драматического искусства, вокала и пластики на самом высоком уровне – то, с чем традиционно связывают Малый театр. Так и возникла Детская студия, в которой с детьми занимаются профессиональные актеры и музыканты. Некоторые из артистов при этом преподают в Щепкинском училище при Малом театре. И в их силах привить подрастающему поколению вкус к драматическому искусству.»
Александра Соломина, художественный руководитель Детской студии Малого театра:
Кого возьмут учиться в Детскую студию Малого театра?
Мы берем любого ребенка, у которого есть желание приобщиться к театральному миру. Главный и решающий критерий — это желание самого ребенка. У нас есть небольшой отбор, прослушивание — дети читают, как правило, какое-нибудь стихотворение или басню. Но мы не судим по качеству чтения, а смотрим на желание ребенка себя проявить. У нас три группы: первая для малышей с 4 до 6 лет, средняя — от 7 до 9 лет, а старшая от 10 до 13 лет.
Как пройти вступительный конкурс?
Малышей у нас берут без прослушивания. Они приходят, и мы смотрим в каком темпе они развиваются, готовы ли заниматься или пока им рано, контактные они или нет. А средняя группа и старшая уже читают стихотворение и проходят собеседование, на котором мы пытаемся понять, чем ребенок интересуется и есть ли у него творческая жилка, любит ли он читать и какой у него кругозор. После собеседования, как правило, все становится ясно — будет ли ребенок хорошо заниматься или нет.
Чему научатся дети в студии?
У детей две дисциплины: пластическое воспитание с элементами растяжки и классического танца, а второе — сдвоенное в одном занятии актерское мастерство и сценическая речь. Идет развитие речевого аппарата. Ведь, к сожалению, очень многие дети приходят к нам с основательными дефектами речи. Мы стараемся с этим интенсивно работать не с логопедической точки зрения, а своими театральными методами. А мастерство актера у нас преподают по адаптированной под детей системе, которую используют в Щепкинском училище. Здесь детей учат раскрепощению, развивают их воображение и умение фантазировать, их обучают правильно себя подавать, что безусловно им пригодится во взрослой жизни.
Дети-учащиеся студии будут задействованы в спектаклях Малого театра?
Они не просто будут, они уже задействованы. У нас в прошлом сезоне уже ввели одного мальчика в спектакль «Метель», а сейчас мы вводим двоих ребят в постановку «Золушка» на роль пажа. Такая практика для нас естественная. Наши ученики — это дети, растущие в нашем театре и впитывающие эту атмосферу. Получается, что мы воспитываем и будущего нашего зрителя, и будущего артиста.
Как понять, что ребенка нужно отдать в театральную студию? В каком возрасте лучше сделать это?
Изначально решение принимают родители. Но дети постарше сами приводят к нам родителей, чтобы показать, куда они хотят пойти учиться. Если ребенка все время тянет выступать и ему нужен зритель, он тянется к сценическим формам выражения, любит читать стихи, петь и танцевать на публику, то тут очевидно, что ребенка нужно отдавать в театральную студию. Но есть еще и другой момент: у нас есть несколько детей, которые будучи далекими от всего этого, сами захотели прийти к нам, заявив на собеседовании, что пришли, чтобы раскрепоститься, почувствовать свободу и поставить себе речь. То есть у нас есть дети, которые самостоятельно и очень осознанно приняли это решение. И, как правило, они самые усердные ученики.
Важно ли ставить сценическую речь детям с детства?
Не обязательно сценическую, вообще, детям ставить речь нужно начинать как можно раньше. О человеке очень много говорит его речь и манера общения. Безусловно этот навык в будущем очень сильно облегчит ему жизнь. Мы сразу с родителями уточняем занимались или занимаются ли их дети дополнительно еще с логопедами, потому что речь и способность точно передавать свои мысли окружающим — один из важнейших инструментов коммуникации.
Правда, что актеры Малого театра стали преподавателями для Детской студии?
Именно так и есть. У нас очень сильная команда педагогов: Александр Наумов — наш артист, Константин Юдаев, который одновременно и артист, и преподаватель Щепкинского училища, актрисы Любовь Ещенко, Екатерина Базарова, Наталья Калинина. Единственное, кто из педагогов у нас не выступает в театре — это Анастасия Соломина. Она много лет протанцевала в балете Моисеева и преподает сейчас детям пластику.
Как проходит общение взрослых актеров и маленьких участников студии?
Общение зависит от возраста детей. С маленькими нужно бережнее и мягче разговаривать. А когда дети постарше, очень важно следить за дисциплиной, потому что без нее учебный процесс невозможен. Ребенок должен с первого занятия понимать, что он пришел к нам учиться, а не развлекаться. Наши педагоги общаются с детьми на равных без какого-либо снисхождения, а именно как коллега с будущим коллегой.
Родители могут присутствовать на занятии студии?
Нет. Родители общаются с педагогами через общий родительский чат, где они получают всю обратную связь. Родители приходят к нам, как правило, только на большие отчетные концерты.