Дорогие друзья!
Мероприятия, посвящённые юбилею исторического здания Малого театра, не заканчиваются. С радостью сообщаем вам, что в свет вышла новая книга из серии «Библиотека Малого театра» – «Она была наша». Вера Максимова в Малом театре». Книга поступит в продажу 5 ноября.
Сегодня мы хотим поделиться с вами описанием книги:
«Это издание – дань памяти Вере Максимовой» (1936-2016). Специалист высочайшего класса, она была, по словам Адольфа Шапиро, “неотделима от театрального ландшафта города”. Книги Максимовой читались взахлёб; рецензий боялись, но ждали; именитые актёры и режиссёры прислушивались к её мнению.
Наиболее тесные отношения связывали Веру Анатольевну именно с Малым театром. Максимова 10 лет была заместителем Соломина по творческим вопросам. Понятие, поддающееся широкой трактовке, и потому она курировала фестиваль “Островский в Доме Островского”, редактировала газету “Малый театр”, вела вечера памяти ушедших мастеров. Однако связь знаменитого критика с нашим коллективом имеет куда более глубокие корни. Отдавая предпочтение психологическому театру, Вера Анатольевна с молодости особенно высоко ценила исполнительскую школу Малого. Во главу угла она всегда ставила Его Величество Актёра.
В этой книге собраны избранные труды Веры Максимовой, посвящённые Малому театру и его прославленным мастерам, а также воспоминания дочери, друзей и коллег. Издание рассчитано на широкий круг читателей».
Ответственный редактор: Татьяна Крупенникова
Редактор-составитель, комментарии: Ольга Петренко
Корректоры: Мария Новикова, Ольга Петренко
Дизайнер: Екатерина Чикильдина
Тираж: 1000 экземпляров.
[GALLERY:826]
4 января исполнилось бы 85 лет заместителю художественного руководителя Малого театра Вере Максимовой. Веры Анатольевны нет уже 4 года, но и сейчас многие актёры, и не только Малого, «сверяют» с ней свои работы: в чём бы она увидела зерно роли? как трактовала ту или иную сцену? Потому что Вера Анатольевна любила театр, и любовь эта была действенной. За годы служения искусству Мельпомены Максимова накопила колоссальный багаж знаний, которыми щедро делилась со зрительской и читательской аудиторией и, конечно же, актёрами. Веру Анатольевну Максимову можно смело назвать популяризатором русского реалистического театра.
Уход профессионалов такого уровня – невосполнимая утрата, сколько бы лет ни прошло. Но остаются книги, статьи, записи передач – одну из них мы сегодня предлагаем вам посмотреть вместе с нами.
Дорогие друзья!
26 января в Центральном Доме Актера им. А.А.Яблочкиной на Старом Арбате состоится вечер, посвященный замечательному российскому театроведу – Вере Анатольевне Максимовой. Начало в 19.00. Артистический салон, 7 этаж.
Организатор — Черновская Л.С.
Вход по пригласительным билетам.
Дополнительную информацию о вечерах в ЦДА вы можете получить по телефонам: 8 (499) 241-11-51 (отдел по работе со зрителем) и 8 (499) 241-17-34 (пресс-служба).
Билеты можно приобрести в кассах Центрального Дома Актера.
Телефон для заказов и справок — 8 (499) 241-07-40.
12:00 — 20:00 (по рабочим дням),
12:00 — 19:00 (по выходным).
Конец 2016 года был омрачён печальным для Малого театра событием – ушла из жизни заместитель художественного руководителя Вера Анатольевна Максимова. 4 января 2017 года ей исполнился бы 81 год. Тем не менее, возраст Веры Анатольевны «выдавал» только паспорт, таким энергичным, поистине пассионарным человеком она была. Её широчайший круг интересов и блестящая эрудиция вызывали всеобщее уважение – Максимова прекрасно разбиралась в отечественной и зарубежной истории, досконально знала прозу и поэзию. Но она предпочла театр – и посвятила ему всю свою жизнь. Кажется, не было у русского реалистического искусства более преданного поклонника и более яростного защитника, чем В.А. Максимова. Вместе с тем, её любовь была удивительно деятельной: подмечая малейшие нюансы и детали, она помогала многим артистам проторить тропинку к создаваемому образу. Дать старт, обозначить нужное направление – собственно, такова основная задача театрального критика, и с этой задачей Максимова справлялась превосходно. В Малом театре Вера Анатольевна проработала ровно 10 лет. Однако её связь с нашим коллективом имеет куда более глубокие корни. Отдавая очевидное предпочтение психологическому театру, В.Максимова с молодости особенно высоко ценила актёрскую школу Малого. Во главу угла она всегда ставила Его Величество Артиста. Куратор фестиваля «Островский в Доме Островского», главный редактор газеты «Малый театр», ведущая вечеров памяти наших мастеров… В.А. Максимова была профессионалом высочайшего уровня. Её уход – колоссальная потеря не только для Малого театра, но и для отечественной культуры в целом. Предлагаем вашему вниманию воспоминания друзей и коллег Веры Анатольевны, а также расшифровку фрагмента из документального фильма «Капитаны Малого театра», где Максимова рассказывала о художественных руководителях нашего коллектива от А.П. Ленского до Ю.М. Соломина.
МОНОЛОГ КРИТИКА. КАПИТАНЫ МАЛОГО ТЕАТРА
Эти имена известны каждому, даже не очень театральным людям. Александр Павлович Ленский. В кабинете у Юрия Мефодьевича висит замечательный портрет Ленского, глядя на который, вы бы сказали: «До чего же хорош этот немолодой человек, как он красив!» Следующее, что вы бы решили, что у Ленского явно очень сложная судьба. И угадали бы, потому что судьба была действительно трагическая. Александр Иванович Южин – ярчайшей внешности, монументальный, респектабельный. При взгляде на фотографии Прова Михайловича Садовского думаешь: наградил же Бог этого представителя легендарной династии Малого театра такими благами! Улыбка, прекрасное тонкое лицо и даже в старости очень пластичная фигура, актёр от Бога. Если посмотрите на Константина Александровича Зубова, то подумаете: настоящий аристократ! Зубов происходил из семьи служащих, но какое у него было лицо – барственное, обворожительное, подлинный аристократ театра. Когда вы смотрите на Михаила Ивановича Царёва, то видите человека очень закрытого, породистого. Он не красавец, хотя долгое время играл героев, но у него фактура по росту и масштабу театра. Юрий Мефодьевич Соломин тоже особой стати. Огромная судьба Соломина сложилась на его человеческом обаянии и на красоте. Дальше начинаешь размышлять, кто годился в руководители Малому театру? Безусловно – личности. И обязательно должно быть сильное актёрское начало. Если труппа не испытывает абсолютного восхищения, то руководителю, пусть даже прекрасному администратору, организованному, понимающему, что такое театр с его уникальностью, уцелеть в Малом очень нелегко. Уважение рождалось не благодаря должности, а право на должность утверждалось тем, что этот человек делал на сцене. Я выхожу на ещё одну отличительную черту, свойственную, возможно, не всем «капитанам Малого театра», но большинству из них: они обладали особым ощущением «места», где живут и работают. Одни были фантастически организованными людьми, по-европейски пунктуальными, аккуратными, обязательными, без нашей привычки всё вываливать на собеседника. Я имею в виду, прежде всего, и воспитаннейшего Садовского, и очень умного и сдержанного Южина. Он всегда казался антиподом Ленского, потому что Ленский – сплошной порыв, нерв, перемена привязанностей. Сегодня обожаю, восхищаюсь, завтра разочарован – это опасное свойство для руководителя, тем более в Малом театре, где рядом такие крупные актёры, которые привыкли к самоуважению и знают себе цену. Южин был другой, хотя начинал он тоже человеком страстей. Вольности воспитания или недостаток воспитания в Малом противопоказаны – здесь совсем другой воздух, другая температура существования, особенно руководителя, на которого устремлены все глаза. Повторяю, они становились лидерами благодаря высочайшему художественному авторитету. Ленский был блистательным, величайшим артистом, опережавшим своё время. Это загадка, как в старейшем, традиционнейшем, классическом театре возникла такая открытость, такое соприкосновение с современностью. С одной стороны, Ленского отличала влюблённость в театр, с другой – недовольство и желание, чтобы Малый шагнул в иное качество, почувствовал перемены. Например, совершенно очевидно, что «Снегурочка», которую он поставил в своём Новом театре, находилась в антитезе Малому. У Ленского преобладал импульс беспокойства, доведение до сведения великих корифеев, у которых всё прекрасно, что нет, не всё так хорошо, я вам покажу, что у нас есть возможность и необходимость вспомнить, какой век и время на дворе. Потребность в обновлении принесла Ленскому наивысшие страдания. И в то же время, что и делает его фигуру уникальной, – он был реформатором в стенах традиционнейшего театра. Он бесстрашно кинулся в процесс мощного и существенного обновления театра и попал, конечно, в трагическую ситуацию. Даже не скажешь, что так уж виноваты люди: они не осознавали, что он такое делает, чем ему тут плохо. Его понял друг, Александр Южин. В переписке с ним есть страшная фраза, когда Ленский просит артистов театра не приходить к нему на похороны, потому что он не получал поддержки. Южину активное и рискованное реформаторство было чуждо, он всё делал постепенно, верил в эволюционный путь. В отличие от Ленского, Южин выдержал длинную дистанцию. Примерно половина этих лидеров – долгожители на своих постах. Театром, где работают огромные художники, руководить очень трудно. Казалось бы, всё прекрасно: такие таланты, знаменитости, но у каждого своё мнение, своё достоинство, самоуважение и своё видение. Южин попал как раз на такую труппу и смог с нею справиться, но он был дьявольски умён, наслаждение читать его переписку с Немировичем! В отличие от Ленского, Южин был прекраснейшим героем – и одновременно характерным актёром, но это вообще свойственно Малому театру: все, рождённые играть по своим данным героев, жаждут быть комиками, все любят неповторимость, особость на сцене. Южин прекрасно играл Островского, а не только западноевропейский репертуар – Шекспира, Шиллера и т.д. В нём преобладало умственное начало, это был человек колоссальной работы над собой. Во-первых, Александр Иванович «убирал» свой неистовый темперамент, понимая, в какой театр он попал. Грузинский акцент чудовищно тяжёл – Южину удалось избавиться от него в кратчайший срок. Придя со стороны, он стал одним из самых культурных актёров Малого театра, прекрасным речевиком. Южин, как и Ленский, занял руководящую должность в нелёгкое время. Он очень строго вступал в права лидера, он был лицом Малого театра, главным человеком. У Южина замечательные речи к труппе – вежливые, прелестные по изложению и языку. Артисты чувствовали свою вину перед Ленским и трагически переживали его уход. Они несколько притихли, когда Александр Иванович пришёл ими руководить. Дальше следовало что? Во-первых, Южин выводил театр из кризиса и выводил более спокойно, последовательно, постепенно, а не рывками, всплесками, взрывами, как Ленский. Во-вторых, он провёл Малый через революцию. Мы ведь не отдаём себе отчёта, что это именно при нём из всех старых театров Малый первым начал обращаться к новой драматургии. Дипломатический дар Южина, его умение руководить элегантно, как сказал Рубен Николаевич Симонов, – это очень многого стоит. Потому что такое прямое, совершенно категорическое, бескомпромиссное видение, которое сегодня требуют от руководителей, никто не требует от себя, аккуратненько сами держатся за стремя власти, понося эту власть. Вот до подобной пошлости они никогда не опускались; они понимали: изменились предлагаемые обстоятельства. И никто из них, включая Вера Максимова Народный артист СССР, лауреат Государственных премий России Юрий Соломин Народный артист россии, лауреат Государственных премий России Василий Бочкарёв Народная артистка россии, лауреат Государственной премий России Людмила Полякова Народная артистка России Людмила Титова Заслуженный артист России Виктор Низовой Александра Ивановича Южина, никогда не притворялся, что сразу всем проникся. Требование автономии – возможности самим выбирать пьесы, отвечать за себя, вникать в переменившееся время, – озвученное Малым и Художественным театром, было разумнейшим поступком. Повторяю: это очень странный, недооценённый сегодня парадокс, что первым революционным репертуаром, настоящим, высокого уровня, похвалиться мог не левый театр – там уж больно плохие пьесы шли, вроде «Красной правды» Александра Вермишева. А в Малом поставили «Любовь Яровую» – и всей громадой фантастической труппы показали, что такое этот театр. Малый никуда не уезжал – ни на два года, ни на три, ни группами, ни почасно. Театр оставался в России, и в этом тоже, мне кажется, проявлялась позиция Южина, что видно из его переписки с Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко. Судьба Немировича, довольно трудная и драматичная, иногда он готов был уйти из Художественного, и не куда-нибудь, а в Малый театр. Южину, с его укоренённостью в театре, никогда не приходило в голову покидать Малый. И он, и тот же Ленский, рассматривали новый театр не как отдельный организм, но как возможность для вливания свежих сил в тело Малого. Это видение Дома Островского как открытой художественной структуры, – совершенно замечательное свойство. Южин ведь принимал и искал новую режиссуру. Он понимал, что настоящая режиссура не умаляет Малый как театр большого актёра, мастера и художника, а, наоборот, в соединении даёт такие высочайшие результаты, которых нельзя получить ни с какой другой труппой…
ЮРИЙ СОЛОМИН: ОНА ОСТАВЛЯЛА КУСОЧЕК СЕРДЦА
С Верой Анатольевной мы знали друг друга лет 50, часто встречались в «Доме Актёра», который тогда находился на улице Горького. В то время были популярны актёрские вечера, и Малый театр часто принимал в них участие. К Малому Вера Анатольевна всегда относилась очень хорошо. Когда она пришла сюда работать моим заместителем, все с радостью её приняли. У нас было одно понимание профессии, одно понимание критики. На сдачах спектаклей мы с ней всегда очень темпераментно доказывали друг другу свою точку зрения, спорили, но, что важно, в конце приходили к общему мнению. Задача критика – быть советчиком режиссёра, театра, актёра. Должность заместителя художественного руководителя я понимаю именно так. Вера Пашенная говорила своим студентам: «Уходя со сцены, оставляйте кусочек сердца», и я уверен, что Вера Анатольевна старалась придерживаться этого принципа. В каждой своей работе – будь то статья, новый номер журнала, книга, – она оставляла кусочек сердца.
ЛЮДМИЛА ПОЛЯКОВА: «МИЛУША, КАК ТЫ?»
Для меня Вера, прежде всего, женщина – изящная, утончённая, с безупречным вкусом. И при этом совершенно феноменальная голова, которая вмещала целую энциклопедию знаний об искусстве, литературе, театре. Когда мы с ней впервые встретились в Малом, для меня было большим удивлением, что она знала мои работы ещё в Театре Станиславского, начиная с самых ранних, и, как мне казалось, незначительных. Удивительный человек, она была феноменально погружена в театральную жизнь Москвы. Ходила на все премьеры, пересматривала спектакли, всех знала, обо всём имела своё мнение. Вера следила за моими работами в Малом, видела неоднократно и «Дети Ванюшина», и «Ревизора». Мы их много и подробно обсуждали. Всегда, проходя мимо моей гримёрной на основной сцене, она заходила с вопросом «Милуша, как ты?» И потом у нас были «Дети солнца». Вера очень хотела, чтобы Шапиро работал в театре. Тогда вся постановочная команда необычайно сплотилась, мы были как одна семья. А когда спектакль вышел, она всегда приходила его смотреть. Мне было очень важно её мнение, а теперь я осиротела… осиротела.
ЛЮДМИЛА ТИТОВА: ОНА ШЛА ПОПЕРЁК ДВИЖЕНИЯ
Много харизматичных актёров, режиссёров. Вера Анатольевна была харизматичным человеком и необыкновенно красивой женщиной. В любом обществе она сразу притягивала к себе внимание и становилась центром. И это ещё до того, как Вера Анатольевна начинала говорить. Никогда я не слышала, чтобы человек так красиво говорил, так умно и так вдохновенно. Профессия «театровед» подразумевает талант, не просто знания и понимание предмета, а талантливое отражение этих знаний в книгах, статьях, дискуссиях. Один режиссёр сказал, что критические статьи на спектакли читают только сами артисты, и желательно ту строчку, где упоминается их фамилия. Статьи Максимовой читали. Они были умные и профессиональные. Всегда уважительное отношение к актёрам и режиссёрам. Я никогда не слышала и не читала, чтобы Максимова пыталась унизить актёров в своих статьях. Даже если она категорически не приняла спектакль, и почерк режиссёра не совпадал с её представлениями о настоящем театре. В последнее время она вступила в войну за права психологического театра. Она шла поперёк движения и не боялась прослыть ретроградом, несовременной. Сейчас как-то неудобно и стыдно признаться, что тебе не нравится режиссура нашего авангарда. И почему плохой авангард лучше хорошего традиционного театра? Максимова не боялась и за это подвергалась унижению и насмешкам, но это её не останавливало. Время рассудит, что отомрёт, а какой театр будет существовать вечно. Жизнь докажет правоту и незыблемость русского психологического театра. И Вера Анатольевна окажется прозорливее и умнее всех нынешних агрессивных гонителей традиционного театра. Я верю в это.
ВАСИЛИЙ БОЧКАРЕВ: ДОРОГОЙ МОЙ ЧЕЛОВЕК
Я потерял человека, который был мне необыкновенно дорог. Вера Анатольевна Максимова – часть моей биографии, и человеческой, и актёрской. Если театр это семья, то она для меня была членом семьи. Мы могли спорить, но это был спор людей, близких по духу и живущих в одном доме. Можно работать в разных театрах, но есть понятие стаи, рода, великого театра-дома, и она была неотъемлемой частью этого понятия для меня. Сейчас редко встретишь людей с таким объёмом знаний и пониманием того, в каком направлении может развиваться русский психологический театр, досконально знающих его историю и сегодняшнее движение. В октябре 2011 года Малый театр принимал участие в Российском театральном фестивале имени М. Горького в Нижнем Новгороде со спектаклем «Дети солнца». Это был триумф не только спектакля, а грандиозный успех Малого театра как института, сохраняющего традиции русского психологического театра. В рамках фестиваля проходила большая конференция, на которой собрались его участники, ведущие критики и театроведы. С какой страстью говорила Вера Анатольевна о нашем театре, о его истории, о его руководстве, которое сумело пронести его живую традицию, несмотря на все трудности! Такого голоса, как у неё, в отстаивании подлинного психологического, Малого театра, больше не будет. Очень многие понимают и сочувствуют, но их голоса тихие и невнятные, а её голос был громким. Свою позицию она всегда отстаивала, с одной стороны, очень корректно, а с другой – настойчиво. И ещё. Она была необыкновенно красивым человеком и примером изящества, вкуса и артистизма.
ВИКТОР НИЗОВОЙ: ЗАРОНИВШАЯ ИСКРУ
Мне кажется, Вера Анатольевна никогда бы не назвала чёрное белым. Если она видела какую-то фальшь, то говорила об этом напрямую. Я доверял ей беспрекословно, как Ю.М. Cоломину, своему учителю. Благодаря ей в театр был приглашён А.Я. Шапиро, благодаря ей и Юрию Мефодьевичу вышли «Дети солнца». Роль Чепурного – одна из лучших в моей творческой карьере. После показа «Не всё коту масленица» она посоветовала не играть возраст. Убрать бороду, лишний грим. Помню, она говорила, что в финале необходима золотая середина, надо играть его в развитии, чтобы было, откуда «падать». Мы ездили к ней домой. Никогда не забуду, как Вера Анатольевна позвонила и сказала: «Витька, я тебя с Олей приглашаю в гости». Она меня называла «Витька», но это звучало как «Витечка», ласково, по-домашнему. Она потрясающе готовила. Когда была возможность ездить на Украину автомобилем, я обязательно привозил ей ароматного, пахучего подсолнечного масла. Ноль пять, чисто символически, но я знал, что она будет добавлять в варёную картошечку и вспоминать, что это от меня. Нельзя сказать, что мы дружили, но общались не только по службе. Вера Анатольевна очень тепло относилась к нам с Олечкой. После «Масленицы» я больше её не видел. Она была, была – и всё. Я.П. Барышев тоже ушёл очень резко, А.С. Потапов, Э.Е. Марцевич, – раз – и погасли. Очень больно, когда уходят такие люди. Как Фома Опискин говорит: «Заронил я в вас искру?» Она в нас заронила. Вера Анатольевна была профессионалом до мозга костей. Да, конечно, ей кто-то не нравился, и, соответственно, она кому-то не нравилась – а как иначе? «Всем на Тверской и места не хватит жить». Кто-то её, может, за что-то недолюбливал, «но это ваши дела, а у нас позиция другая». Она была с нами, она была наша.
Газета «Малый театр», №5 2017
22 ноября народному артисту России Василию Ивановичу Бочкареву исполняется 75 лет. От души поздравляем Василия Ивановича с юбилеем и желаем ему крепкого здоровья, благополучия и еще многих встреч со зрителями на родных подмостках!
В воскресенье, 17 декабря, Малый театр отметит юбилей В.И.Бочкарева спектаклем «Сердце не камень» А.Н.Островского, который специально для этого знаменательного события будет перенесен на Основную сцену. После представления поздравить мэтра выйдут его коллеги и друзья. Начало спектакля в 18:00.
Сегодня же мы представляем вниманию посетителей сайта две записи. Первая – это рассказ театроведа Веры Анатольевны Максимовой о творческом пути Василия Ивановича, а вторая – видеосюжет, состоящий из фрагментов спектаклей с его участием.
29 декабря исполняется 80 лет со дня рождения народного артиста России Эдуарда Евгеньевича Марцевича (1936 – 2013). Память об этом удивительном, уникальном артисте жива в сердцах тех, кто видел его на сцене и в кино. В 2011 году мы подготовили небольшую передачу, посвященную Эдуарду Евгеньевичу, провести которую попросили Веру Анатольевну Максимову.
Уважаемые читатели сайта! Предлагаем вашему вниманию запись передачи "Разговор с Александром Мягченковым". Герой передачи - Вера Анатольевна Максимова. Эфир - декабрь 2015 года.
28 декабря на 81 году жизни скончалась заместитель художественного руководителя Малого театра, российский театровед, известный театральный критик, кандидат искусствоведения Вера Анатольевна Максимова. Малый театр скорбит и выражает свои соболезнования родным и близким Веры Анатольевны. Прощание состоится 30 декабря с 11.00 до 12.00 в Щепкинском фойе Малого театра (Основная сцена, Театральный проезд, дом 1). Отпевание и похороны пройдут на Троекуровском кладбище.
28 декабря ушла из жизни Вера Анатольевна Максимова. Через 8 дней, 4 января, ей исполнился бы 81 год. Тем не менее, возраст Максимовой «выдавал» только паспорт, таким энергичным, поистине пассионарным человеком она была.
Её широчайший круг интересов и блестящая эрудиция вызывали всеобщее уважение – Максимова прекрасно разбиралась в отечественной и зарубежной истории, досконально знала прозу и поэзию. Но она предпочла театр – и посвятила ему всю свою жизнь. Кажется, не было у русского реалистического искусства более преданного поклонника и более яростного защитника, чем Вера Анатольевна Максимова. Вместе с тем, её любовь была удивительно деятельной: подмечая малейшие нюансы и детали, она помогала многим артистам проторить тропинку к создаваемому образу. Дать старт, обозначить нужное направление – собственно, такова основная задача театрального критика, и с этой задачей Максимова справлялась превосходно.
В Малом театре Вера Анатольевна проработала ровно 10 лет. Однако её связь с нашим коллективом имеет куда более глубокие корни. Отдавая очевидное предпочтение психологическому театру, Вера Максимова с молодости особенно высоко ценила актёрскую школу Малого. Во главу угла она всегда ставила Его Величество Артиста. Максимова писала о Михаиле Царёве и Николае Анненкове, Игоре Ильинском и Викторе Коршунове, Наталье Вилькиной, Элине Быстрицкой, Лилии Юдиной, Светлане Амановой… В 2014 году вышла книга «И это всё о нём», посвящённая Юрию Соломину. Неоконченным остался труд о жизни и творчестве Людмилы Поляковой.
Куратор фестиваля «Островский в Доме Островского», главный редактор газеты «Малый театр», ведущая вечеров памяти наших мастеров… Вера Анатольевна Максимова была профессионалом высочайшего уровня. Её уход – колоссальная потеря не только для Малого театра, но и для отечественной культуры в целом.
Выражаем искренние глубокие соболезнования родным и близким Веры Анатольевны.
Коллектив Малого театра
Вступив в труппу Малого театра
Она – «настоящая красота и вечная женственность», на редкость современная актриса, угадывающая «таинственных ликов прекрасных дам прошлого». В ней – неоспоримая красота, мечтательность, нежность. Огромные голубые глаза. Идеальный классический профиль, нежная «фарфоровая» кожа, очаровательные формы губ. Кто бы о ней ни писал, повторяет слова: идеальная классика, породистость, очарование.
Подростком она безмятежно начинала в Москве. Жила в дружной, взаимно любящей, уважающей друг друга, интеллигентной и театральной семье. Мама была пианисткой. Дедушка и дядя – профессиональными скрипачами. Бабушка – знаменитой в российской провинции артисткой оперетты в Одессе, Свердловске и в Тбилиси. По желанию своей дружной многочисленной семьи юная Светлана получила отличное музыкальнее образование в Гнесинской школе по классу скрипки. Ей, очень способной на музыкальном поприще, обещали отличное будущее. Она с успехом и часто выступала в школьном скрипичном ансамбле.
Странно, но по окончании школы посвятить себя «профессиональному будущему» она не захотела. Поначалу сильно мечтала об оперетте, но быстро одумалась. Ей показалось, что голоса ее не хватит. (Ныне народная артистка России Аманова с неизменным успехом и великолепным вкусом часто поет со сцены Государственного академического Малого театра едва ли не на всех торжественных и праздничных вечерах).
В тот далекий выпускной год она попробовала поступить на учебу в Москве, в театральное училище и – поступила. В знаменитом Щепкинском училище при Малом театре выдержала конкурс более чем сто человек на одно место. Но еще и с успехом была принята в вахтанговскую школу, ГИТИс, ВГИК, Школу-Студию МХАТ. Старейшее Училище им. М.C. Щепкина она выбрала самостоятельно. Ее главными педагогами стали М.И. Царев, Л.Е. Хейфец, Р.Г. Солнцева, Б.М. Казанский и Г.Н.Дмитриев.
«Круглой отличницей» Светлана не оказалась. Маялась с уроками марксизма–ленинизма и ленинским наследием. Тяжело доставшиеся оценки – «четверки» – ее, почти отличницу,вполне удовлетворяли.
Через четыре года, в постоянном напряженном учении – с восьми утра до самой поздней ночи – сначала на уроках, по отрывку и эпизоду, затем на выпускном спектакле она целиком сыграла Ирину Прозорову в чеховском спектакле «Три сестры», – юной, счастливой, образованной, женственной и поэтической дочерью год назад умершего генерала-отца. Самая младшая в семье, она сияла, публично признаваясь в своих надеждах. Проснувшись ранним утром, говорила о собственных обязательствах перед людьми и светлых мечтах. В ней чудилось прекрасное поэтическое начало, которое, увы, по мере движения спектакля, трагически уменьшалось. Обожаемая сестрами и братом, она стремительно взрослела, почти старела. Умоляла старших уехать из провинции в столицу. Ужасный публичный крик со слезами сотрясал ее нежеланное домашнее жилище. Ее надежды переехать в Москву безнадежно уничтожались.
В финале на внезапной домашней дуэли ее жениха Тузенбаха убил аморальный соперник – умного и благородного, к несчастью – нелюбимого, но глубоко уважаемого ею. Бывшая прелестная девочка становилась старше и несчастливей, но вдруг, неожиданно, – мужественной. После гибели жениха и внезапного отчаянья наступала ее решимость осиротелой, в одиночку ехать в провинциальный город, чтобы преподавать в школе. Все еще красавица, женственная умница, – Аманова не могла скрыть последние надежды своей героини и ее человеческого бесстрашия.
Посмотрев оригинальную, обаятельную, самостоятельно сыгранную роль, Михаил Иванович Царев из всех тогдашних учениц первой и немедленно пригласил свою студентку-выпускницу вступить в труппу Малого театра.
Вокруг выигрышного лотерейного билета…
Младшекурсница Аманова вместе со многими юными артистами ходила на кинопробы. И получила долгожданное приглашение на съемки. Ее жизнерадостная, хорошенькая героиня Таня доверяла лотерейный билет случайному попутчику, но в счастливом итоге отнюдь не осталась без защитника и помощника, пройдя через множество авантюрных приключений. Все кончилось счастливо – выигрышным билетом и новой любовью юной девушки. Сама исполнительница после премьеры проснулась по справедливости знаменитой.
Знаменитый комедиограф Леонид Гайдай: «У Светланы Амановой прекрасное чувство юмора. Она органична и убедительна в самых эксцентричных ситуациях».
«Ночь игуаны» по пьесе Тенесси Уильямса.
Американский режиссер Теодор Манн сам отбирал актеров. Молодую хозяйку захудалого пансиона «Коста верде» Мэксин отдал играть Светлане Амановой. Нисколько не стесняясь, Мэксин говорила о своих грехах, недавней смерти мужа, странных связях с некоторыми мужчинами. Она обманывала жившего рядом любимого. Имела немалое число любовников по соседству, иногда расчетливого выбора. В ней ощущалась привычная грубость, развязность, нескрываемые от гостей в «одиночных камерах отчаянья». Ее прямолинейность граничила с наступательною. Но – скрытно – она любила Ларри, которого жизненно, убедительно и свободно играл ее друг и партнер Виталий Соломин. Симпатию и сочувствие она неожиданно вызвала у соседей. Именно она первой обнаружила связь между Ларри и пришлой неведомой Ханной – Людмилой Титовой. Вдруг резко и тревожно поднялись её выписанные идеальные брови. В огромных светлых глазах загорелись ревность и категорическое несогласие. После некоторого времени и борьбы любовник Ларри навсегда остался с нею, околдованный ее молодой страстью и великолепными завораживающими глазами.
Лидия Чебоксарова в поставленных Виталием Ивановым «Бешеных деньгах» А.Н. Островского.
Великолепная переменчивость юной барышни и высокомерие молодой, балованной московской девицы сосуществовали в роли. Потом – по необходимости – была свадьба с новоявленным, якобы богатым и деятельным мужем. Вдруг внезапно он восставал в ее денежных делах, заставляя жену переехать в небогатый домик на столичной окраине. Она притворялась послушной, но «расцветали» ее обида, ненависть, ярость. Потом обедневшая, разочаровавшись в своих аристократических, не способных тратиться знакомых, она почувствовала отчаянье. Ужас непонимания пугал ее.
Она то звала мужа, то гнала его, потом капитулировала и соглашалась на бытие в дальнем деревенском хозяйстве. Жестоким наказанием был совместный немедленный отъезд в деревню к матери властного мужа. Очень далеко – в тумане манящей и невнятной жизни – чудилось превращение Лидии Чебоксаровой в блестящую светскую женщину – хозяйку в великолепном доме. У Светланы Амановой перед отъездом–ссылкой печально звучали слова признания, рожденные наступившей мудростью едва не погубленной женщины.
В 1984 году счастливо и неожиданно она была приглашена еще молодым, упорно начинавшим, как режиссер, в группе талантливых артистов Малого театра, Виталием Соломиным в спектакль «Живой труп» Л. Н. Толстого. Персонально для нее он нанял педагога по вокалу, и сам неустанно репетировал с нею. Роль Протасова играл Юрий Соломин. Играл сильно, нежно, безнадежно роль бывшего дворянина, гонимого и нищего, с огромным чувством к цыганке. Она играла – юную и любящую, душевно идеальную, воплощение природной красоты, незабываемо исполняющую цыганский романс – любимому.
В чеховском «Дяде Ване» Аманова сыграла Елену Андреевну. Она была приглашена режиссером Сергеем Соловьевым. Уже известный, он вслух восхищался ее « роскошными каштановыми волосами, томным голосом, грациозной походкой». Шел 1993-й год. Ей предстояло сыграть приезжую гостью, жену состарившегося, потерявшего профессорскую должность мужа. Рядом были выдающиеся артисты Малого театра. Сильно влюбленный в нее, усталый, с больной душой Юрий Соломин – Войницкий. И притворяющийся близоруким чудаком, умнейший, мужественно сознающий собственную безнадегу, тайно увлеченный ею Виталий Соломин – Астров. Нечто таилось в Елене, медлительной и говорившей скупо. Прелестная, она не жаловалась, но вдруг взрывалась раздражением и тут же глухо замолкала. Вынужденно находилась среди людей, приехав гостьей со старым мужем. В нее, талантливую консерваторку, невозможно было не влюбиться. Уничтожение ее молодости ощущалось реально, хотя одета она была изумительно – в старинное черное прекрасное платье (не траурное ли?). Ей было необходимо постоянно ухаживать за раздраженным супругом. Она ловко расставляла и подавала ему необходимые склянки и бутылки с лечебным снадобьем. Достоинство и ленивая грация обнаруживались в ней. Перемещалась по домашнему саду неторопливо, как будто бы слонялась от лени. В ней была загадочность и скрытность ото всех. Вдруг думалось о том, что у нее молодое, сохраненное страстью сердце. Она была умна. Люди не догадывались, но она знала, чего ждет и почему желает любви. Даровитая, она за роялем готовилась заплакать вместе с падчерицей, но супруг-эгоист категорически не разрешал. Мгновенно она замирала. Слез в ней почти не было, но отчаянье ощущалось. Странно, но безнадежность отсутствовала в ее судьбе, хотя после «смертного» мужнего скандала они стремительно уезжали из именья. Почти в финале решалась на свой единственный, грешный поступок – поцелуй с одаренным врачом, который ей сильно нравился. Внезапно и с трудом обрывала поцелуй, оторвавшись от соблазнителя, вдруг все договаривала вслух. О том, что наступит в ее жизни иной, счастливый или грешный, полный любви и страсти период. И до такой жизни она, не трусливая, доживет. Сначала робко, потом бесстрашно стремилась она к любви.
В фильме талантливого режиссера Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» ее героиня явилась к родному отцу (бедняку, давно оставленному матерью – знаменитой европейской актрисой). Вдруг попросила не приходить на свою грядущую свадьбу. Он – грандиозный артист Евгений Евстигнеев пережил потрясение, оскорбленность, но мгновенно взял себя в руки и с единственной любимой дочкой согласился. Успокоенная, довольная, она мгновенно покинула скудную квартиру родителя.
Аманова и ныне уже давно умерший Евгений Евстигнеев, гениальный актер «Современника», приглашенный во МХАТ Олегом Ефремовым, уникально работали на пару. Она Евстигнеевым невероятно восхищалась: громадой его дарования, органикой российского ума и великолепной эмоциональностью партнера.
«Царя Петра и Алексея» сочинил Фридрих Горенштейн, а поставил о них спектакль режиссер Владимир Бейлис. Мария Гамильтон – последняя трагическая любовь российского царя Петра I. Уничтожившая своего младенца – новорождённого мальчика, высокомерная, с невероятным чувством собственного достоинства, она вдруг слышит, что царь ее казнит. Несравненно прямая и элегантная, она не пугается долго, ждет услышать слова прощения от императора и вдруг понимает, что будет казнена. Тогда на нее нисходит отчаянье, ужас и безумие. Но она остается неподвижной и немой. Осознание собственной гибели почти сводят ее с ума.
В «Волках и овцах» А.Н. Островского режиссёра Виталия Иванова вдова-помещица Купавина в исполнении Светланы Амановой на одном из спектаклей (на гастролях театра в Иркутске) оказалась рядом с выдающимся писателем Валентином Распутиным. Он посмотрел спектакль и обомлел. Она, которая чуть потряхивала завитой, в кудряшках, идеально причесанной головкой, сияла изящным платьем, слушала выдающегося российского драматурга и казалась совершенно счастливой. В ней сиял искренний восторг перед выдающейся личностью. На вступительных экзаменах в театральное училище Светлана читала его рассказ «Рудольфио» и вот спустя много лет встретилась с автором. Валентин Григорьевич Распутин увидел ее талантливой и обворожительной.
Наталья Дмитриевна
Приглашённый поставить в Малом театре «Горе от ума» А.С. Грибоедова, талантливый режиссёр и несравненный педагог ГИТИСа Сергей Женовач немедленно пригласил одарённую актрису Светлану Аманову на роль светской дамы Натальи Дмитриевны. Недавно вышедшая замуж за умного и отважного российского военного, в неё влюблённого, теперь – усталого и разочарованного, она, возникнув на балу, кокетничает и вспоминает свою активную девичью жизнь.
Изящная, сияет ослепительной улыбкой, бальным костюмом, драгоценными камнями, чёрно-белым дорогим горностаем на плечах. Заботится об усталом супруге и командует им. На глазах становится капризной, когда он не сильно слушается её. Ещё любя мужа, она существует эгоистически и беспощадно. Чувствует полуиспорченые с ним отношения, грядущее одиночество и сильную его печаль.
Начиная с малых, продолжая огромными ролями сыграла она в спектаклях А.К. Толстого, С.А. Найденова, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, Максима Горького, А.С. Грибоедова, А.Ф Писемского, И.А. Гончарова, А.П. Чехова… Был еще автор, уникальный сочинитель–иностранец, Александр Дюма со своей «Молодостью Людовика ХIV» – истинно театральной пьесой, полной новизны и человечности, с изящно воплощенным юмором и большим умом:
«Молодость Людовика XIV»
Юрий Мефодьевич Соломин выбрал для своих одаренных выпускников оригинальную, забавную пьесу, сочинённую Александром Дюма-отцом. Многие артисты-ученики у Соломина-постановщика, профессора и режиссёра сыграли талантливо и увлекательно. Александр Ермаков – исполнивший хитроумную роль кардинала Мазарини, юная Дарья Мингазетдинова – бесстрашная озорница Жоржетта, мечтающая стать профессиональной артисткой, Дмитрий Марин – молодой Мольер, умница актёр, который хочет завоевать собственное будущее. И, разумеется, талантливый и красивый любитель женщин Михаил Мартьянов – французский король-«Солнце» Людовик, который таинственно готовится к переменам и завоеваниям на собственном поприще. По каждому из вышеназванных ясно, насколько органично и умно владеет Соломин своими учениками.
Обладательница неоспоримой женской красоты, аристократически изысканная, властная в великолепных дворцовых нарядах актриса Аманова вдовствует и мечтает овладеть волей своего короля-сына. Она, требующая, чтобы сын женился на высокородной королевне, возмущена своеволием сына. Он отделывается легчайшими остроумными шутками. Она является на сцену в стремительном ритме, оскорблена до предела. Но наступает момент, когда молодой король перестаёт притворяться. Он готов жениться на иностранной принцессе и его царственная мать становится весёлой, говорливой, счастливой. Радуется от сердца и пока «отодвигает» истину. Её выросший сын начинает важнейшее королевское призвание.
Некоторое заключение
Будет продолжена собираемая, намечаемая книга. Героиня её, Светлана Аманова неутомима, доброжелательна, свободна талантом и воображением. Невероятно трудолюбивая, она может сценически или репетиционно трудиться без конца. Интересно, что второй год Светлана является председателем экзаменационной комиссии в театральном училище имени Щепкина. С годами стала увлекательным театральным деятелем и грандиозной фантазеркой собственного искусства.
Светлану Аманову отличает беззаветная верность старейшему театральному дому в России. Свой день рождения 29 апреля 2016 года она, конечно же, встретила на сцене родного и любимого Малого театра.
Вера Максимова
"Малый театр" №2 (44)
[GALLERY:241]