Вступив в труппу Малого театра
Она – «настоящая красота и вечная женственность», на редкость современная актриса, угадывающая «таинственных ликов прекрасных дам прошлого». В ней – неоспоримая красота, мечтательность, нежность. Огромные голубые глаза. Идеальный классический профиль, нежная «фарфоровая» кожа, очаровательные формы губ. Кто бы о ней ни писал, повторяет слова: идеальная классика, породистость, очарование.
Подростком она безмятежно начинала в Москве. Жила в дружной, взаимно любящей, уважающей друг друга, интеллигентной и театральной семье. Мама была пианисткой. Дедушка и дядя – профессиональными скрипачами. Бабушка – знаменитой в российской провинции артисткой оперетты в Одессе, Свердловске и в Тбилиси. По желанию своей дружной многочисленной семьи юная Светлана получила отличное музыкальнее образование в Гнесинской школе по классу скрипки. Ей, очень способной на музыкальном поприще, обещали отличное будущее. Она с успехом и часто выступала в школьном скрипичном ансамбле.
Странно, но по окончании школы посвятить себя «профессиональному будущему» она не захотела. Поначалу сильно мечтала об оперетте, но быстро одумалась. Ей показалось, что голоса ее не хватит. (Ныне народная артистка России Аманова с неизменным успехом и великолепным вкусом часто поет со сцены Государственного академического Малого театра едва ли не на всех торжественных и праздничных вечерах).
В тот далекий выпускной год она попробовала поступить на учебу в Москве, в театральное училище и – поступила. В знаменитом Щепкинском училище при Малом театре выдержала конкурс более чем сто человек на одно место. Но еще и с успехом была принята в вахтанговскую школу, ГИТИс, ВГИК, Школу-Студию МХАТ. Старейшее Училище им. М.C. Щепкина она выбрала самостоятельно. Ее главными педагогами стали М.И. Царев, Л.Е. Хейфец, Р.Г. Солнцева, Б.М. Казанский и Г.Н.Дмитриев.
«Круглой отличницей» Светлана не оказалась. Маялась с уроками марксизма–ленинизма и ленинским наследием. Тяжело доставшиеся оценки – «четверки» – ее, почти отличницу,вполне удовлетворяли.
Через четыре года, в постоянном напряженном учении – с восьми утра до самой поздней ночи – сначала на уроках, по отрывку и эпизоду, затем на выпускном спектакле она целиком сыграла Ирину Прозорову в чеховском спектакле «Три сестры», – юной, счастливой, образованной, женственной и поэтической дочерью год назад умершего генерала-отца. Самая младшая в семье, она сияла, публично признаваясь в своих надеждах. Проснувшись ранним утром, говорила о собственных обязательствах перед людьми и светлых мечтах. В ней чудилось прекрасное поэтическое начало, которое, увы, по мере движения спектакля, трагически уменьшалось. Обожаемая сестрами и братом, она стремительно взрослела, почти старела. Умоляла старших уехать из провинции в столицу. Ужасный публичный крик со слезами сотрясал ее нежеланное домашнее жилище. Ее надежды переехать в Москву безнадежно уничтожались.
В финале на внезапной домашней дуэли ее жениха Тузенбаха убил аморальный соперник – умного и благородного, к несчастью – нелюбимого, но глубоко уважаемого ею. Бывшая прелестная девочка становилась старше и несчастливей, но вдруг, неожиданно, – мужественной. После гибели жениха и внезапного отчаянья наступала ее решимость осиротелой, в одиночку ехать в провинциальный город, чтобы преподавать в школе. Все еще красавица, женственная умница, – Аманова не могла скрыть последние надежды своей героини и ее человеческого бесстрашия.
Посмотрев оригинальную, обаятельную, самостоятельно сыгранную роль, Михаил Иванович Царев из всех тогдашних учениц первой и немедленно пригласил свою студентку-выпускницу вступить в труппу Малого театра.
Вокруг выигрышного лотерейного билета…
Младшекурсница Аманова вместе со многими юными артистами ходила на кинопробы. И получила долгожданное приглашение на съемки. Ее жизнерадостная, хорошенькая героиня Таня доверяла лотерейный билет случайному попутчику, но в счастливом итоге отнюдь не осталась без защитника и помощника, пройдя через множество авантюрных приключений. Все кончилось счастливо – выигрышным билетом и новой любовью юной девушки. Сама исполнительница после премьеры проснулась по справедливости знаменитой.
Знаменитый комедиограф Леонид Гайдай: «У Светланы Амановой прекрасное чувство юмора. Она органична и убедительна в самых эксцентричных ситуациях».
«Ночь игуаны» по пьесе Тенесси Уильямса.
Американский режиссер Теодор Манн сам отбирал актеров. Молодую хозяйку захудалого пансиона «Коста верде» Мэксин отдал играть Светлане Амановой. Нисколько не стесняясь, Мэксин говорила о своих грехах, недавней смерти мужа, странных связях с некоторыми мужчинами. Она обманывала жившего рядом любимого. Имела немалое число любовников по соседству, иногда расчетливого выбора. В ней ощущалась привычная грубость, развязность, нескрываемые от гостей в «одиночных камерах отчаянья». Ее прямолинейность граничила с наступательною. Но – скрытно – она любила Ларри, которого жизненно, убедительно и свободно играл ее друг и партнер Виталий Соломин. Симпатию и сочувствие она неожиданно вызвала у соседей. Именно она первой обнаружила связь между Ларри и пришлой неведомой Ханной – Людмилой Титовой. Вдруг резко и тревожно поднялись её выписанные идеальные брови. В огромных светлых глазах загорелись ревность и категорическое несогласие. После некоторого времени и борьбы любовник Ларри навсегда остался с нею, околдованный ее молодой страстью и великолепными завораживающими глазами.
Лидия Чебоксарова в поставленных Виталием Ивановым «Бешеных деньгах» А.Н. Островского.
Великолепная переменчивость юной барышни и высокомерие молодой, балованной московской девицы сосуществовали в роли. Потом – по необходимости – была свадьба с новоявленным, якобы богатым и деятельным мужем. Вдруг внезапно он восставал в ее денежных делах, заставляя жену переехать в небогатый домик на столичной окраине. Она притворялась послушной, но «расцветали» ее обида, ненависть, ярость. Потом обедневшая, разочаровавшись в своих аристократических, не способных тратиться знакомых, она почувствовала отчаянье. Ужас непонимания пугал ее.
Она то звала мужа, то гнала его, потом капитулировала и соглашалась на бытие в дальнем деревенском хозяйстве. Жестоким наказанием был совместный немедленный отъезд в деревню к матери властного мужа. Очень далеко – в тумане манящей и невнятной жизни – чудилось превращение Лидии Чебоксаровой в блестящую светскую женщину – хозяйку в великолепном доме. У Светланы Амановой перед отъездом–ссылкой печально звучали слова признания, рожденные наступившей мудростью едва не погубленной женщины.
В 1984 году счастливо и неожиданно она была приглашена еще молодым, упорно начинавшим, как режиссер, в группе талантливых артистов Малого театра, Виталием Соломиным в спектакль «Живой труп» Л. Н. Толстого. Персонально для нее он нанял педагога по вокалу, и сам неустанно репетировал с нею. Роль Протасова играл Юрий Соломин. Играл сильно, нежно, безнадежно роль бывшего дворянина, гонимого и нищего, с огромным чувством к цыганке. Она играла – юную и любящую, душевно идеальную, воплощение природной красоты, незабываемо исполняющую цыганский романс – любимому.
В чеховском «Дяде Ване» Аманова сыграла Елену Андреевну. Она была приглашена режиссером Сергеем Соловьевым. Уже известный, он вслух восхищался ее « роскошными каштановыми волосами, томным голосом, грациозной походкой». Шел 1993-й год. Ей предстояло сыграть приезжую гостью, жену состарившегося, потерявшего профессорскую должность мужа. Рядом были выдающиеся артисты Малого театра. Сильно влюбленный в нее, усталый, с больной душой Юрий Соломин – Войницкий. И притворяющийся близоруким чудаком, умнейший, мужественно сознающий собственную безнадегу, тайно увлеченный ею Виталий Соломин – Астров. Нечто таилось в Елене, медлительной и говорившей скупо. Прелестная, она не жаловалась, но вдруг взрывалась раздражением и тут же глухо замолкала. Вынужденно находилась среди людей, приехав гостьей со старым мужем. В нее, талантливую консерваторку, невозможно было не влюбиться. Уничтожение ее молодости ощущалось реально, хотя одета она была изумительно – в старинное черное прекрасное платье (не траурное ли?). Ей было необходимо постоянно ухаживать за раздраженным супругом. Она ловко расставляла и подавала ему необходимые склянки и бутылки с лечебным снадобьем. Достоинство и ленивая грация обнаруживались в ней. Перемещалась по домашнему саду неторопливо, как будто бы слонялась от лени. В ней была загадочность и скрытность ото всех. Вдруг думалось о том, что у нее молодое, сохраненное страстью сердце. Она была умна. Люди не догадывались, но она знала, чего ждет и почему желает любви. Даровитая, она за роялем готовилась заплакать вместе с падчерицей, но супруг-эгоист категорически не разрешал. Мгновенно она замирала. Слез в ней почти не было, но отчаянье ощущалось. Странно, но безнадежность отсутствовала в ее судьбе, хотя после «смертного» мужнего скандала они стремительно уезжали из именья. Почти в финале решалась на свой единственный, грешный поступок – поцелуй с одаренным врачом, который ей сильно нравился. Внезапно и с трудом обрывала поцелуй, оторвавшись от соблазнителя, вдруг все договаривала вслух. О том, что наступит в ее жизни иной, счастливый или грешный, полный любви и страсти период. И до такой жизни она, не трусливая, доживет. Сначала робко, потом бесстрашно стремилась она к любви.
В фильме талантливого режиссера Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» ее героиня явилась к родному отцу (бедняку, давно оставленному матерью – знаменитой европейской актрисой). Вдруг попросила не приходить на свою грядущую свадьбу. Он – грандиозный артист Евгений Евстигнеев пережил потрясение, оскорбленность, но мгновенно взял себя в руки и с единственной любимой дочкой согласился. Успокоенная, довольная, она мгновенно покинула скудную квартиру родителя.
Аманова и ныне уже давно умерший Евгений Евстигнеев, гениальный актер «Современника», приглашенный во МХАТ Олегом Ефремовым, уникально работали на пару. Она Евстигнеевым невероятно восхищалась: громадой его дарования, органикой российского ума и великолепной эмоциональностью партнера.
«Царя Петра и Алексея» сочинил Фридрих Горенштейн, а поставил о них спектакль режиссер Владимир Бейлис. Мария Гамильтон – последняя трагическая любовь российского царя Петра I. Уничтожившая своего младенца – новорождённого мальчика, высокомерная, с невероятным чувством собственного достоинства, она вдруг слышит, что царь ее казнит. Несравненно прямая и элегантная, она не пугается долго, ждет услышать слова прощения от императора и вдруг понимает, что будет казнена. Тогда на нее нисходит отчаянье, ужас и безумие. Но она остается неподвижной и немой. Осознание собственной гибели почти сводят ее с ума.
В «Волках и овцах» А.Н. Островского режиссёра Виталия Иванова вдова-помещица Купавина в исполнении Светланы Амановой на одном из спектаклей (на гастролях театра в Иркутске) оказалась рядом с выдающимся писателем Валентином Распутиным. Он посмотрел спектакль и обомлел. Она, которая чуть потряхивала завитой, в кудряшках, идеально причесанной головкой, сияла изящным платьем, слушала выдающегося российского драматурга и казалась совершенно счастливой. В ней сиял искренний восторг перед выдающейся личностью. На вступительных экзаменах в театральное училище Светлана читала его рассказ «Рудольфио» и вот спустя много лет встретилась с автором. Валентин Григорьевич Распутин увидел ее талантливой и обворожительной.
Наталья Дмитриевна
Приглашённый поставить в Малом театре «Горе от ума» А.С. Грибоедова, талантливый режиссёр и несравненный педагог ГИТИСа Сергей Женовач немедленно пригласил одарённую актрису Светлану Аманову на роль светской дамы Натальи Дмитриевны. Недавно вышедшая замуж за умного и отважного российского военного, в неё влюблённого, теперь – усталого и разочарованного, она, возникнув на балу, кокетничает и вспоминает свою активную девичью жизнь.
Изящная, сияет ослепительной улыбкой, бальным костюмом, драгоценными камнями, чёрно-белым дорогим горностаем на плечах. Заботится об усталом супруге и командует им. На глазах становится капризной, когда он не сильно слушается её. Ещё любя мужа, она существует эгоистически и беспощадно. Чувствует полуиспорченые с ним отношения, грядущее одиночество и сильную его печаль.
Начиная с малых, продолжая огромными ролями сыграла она в спектаклях А.К. Толстого, С.А. Найденова, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, Максима Горького, А.С. Грибоедова, А.Ф Писемского, И.А. Гончарова, А.П. Чехова… Был еще автор, уникальный сочинитель–иностранец, Александр Дюма со своей «Молодостью Людовика ХIV» – истинно театральной пьесой, полной новизны и человечности, с изящно воплощенным юмором и большим умом:
«Молодость Людовика XIV»
Юрий Мефодьевич Соломин выбрал для своих одаренных выпускников оригинальную, забавную пьесу, сочинённую Александром Дюма-отцом. Многие артисты-ученики у Соломина-постановщика, профессора и режиссёра сыграли талантливо и увлекательно. Александр Ермаков – исполнивший хитроумную роль кардинала Мазарини, юная Дарья Мингазетдинова – бесстрашная озорница Жоржетта, мечтающая стать профессиональной артисткой, Дмитрий Марин – молодой Мольер, умница актёр, который хочет завоевать собственное будущее. И, разумеется, талантливый и красивый любитель женщин Михаил Мартьянов – французский король-«Солнце» Людовик, который таинственно готовится к переменам и завоеваниям на собственном поприще. По каждому из вышеназванных ясно, насколько органично и умно владеет Соломин своими учениками.
Обладательница неоспоримой женской красоты, аристократически изысканная, властная в великолепных дворцовых нарядах актриса Аманова вдовствует и мечтает овладеть волей своего короля-сына. Она, требующая, чтобы сын женился на высокородной королевне, возмущена своеволием сына. Он отделывается легчайшими остроумными шутками. Она является на сцену в стремительном ритме, оскорблена до предела. Но наступает момент, когда молодой король перестаёт притворяться. Он готов жениться на иностранной принцессе и его царственная мать становится весёлой, говорливой, счастливой. Радуется от сердца и пока «отодвигает» истину. Её выросший сын начинает важнейшее королевское призвание.
Некоторое заключение
Будет продолжена собираемая, намечаемая книга. Героиня её, Светлана Аманова неутомима, доброжелательна, свободна талантом и воображением. Невероятно трудолюбивая, она может сценически или репетиционно трудиться без конца. Интересно, что второй год Светлана является председателем экзаменационной комиссии в театральном училище имени Щепкина. С годами стала увлекательным театральным деятелем и грандиозной фантазеркой собственного искусства.
Светлану Аманову отличает беззаветная верность старейшему театральному дому в России. Свой день рождения 29 апреля 2016 года она, конечно же, встретила на сцене родного и любимого Малого театра.
Вера Максимова
"Малый театр" №2 (44)
Вступив в труппу Малого театра
Она – «настоящая красота и вечная женственность», на редкость современная актриса, угадывающая «таинственных ликов прекрасных дам прошлого». В ней – неоспоримая красота, мечтательность, нежность. Огромные голубые глаза. Идеальный классический профиль, нежная «фарфоровая» кожа, очаровательные формы губ. Кто бы о ней ни писал, повторяет слова: идеальная классика, породистость, очарование.
Подростком она безмятежно начинала в Москве. Жила в дружной, взаимно любящей, уважающей друг друга, интеллигентной и театральной семье. Мама была пианисткой. Дедушка и дядя – профессиональными скрипачами. Бабушка – знаменитой в российской провинции артисткой оперетты в Одессе, Свердловске и в Тбилиси. По желанию своей дружной многочисленной семьи юная Светлана получила отличное музыкальнее образование в Гнесинской школе по классу скрипки. Ей, очень способной на музыкальном поприще, обещали отличное будущее. Она с успехом и часто выступала в школьном скрипичном ансамбле.
Странно, но по окончании школы посвятить себя «профессиональному будущему» она не захотела. Поначалу сильно мечтала об оперетте, но быстро одумалась. Ей показалось, что голоса ее не хватит. (Ныне народная артистка России Аманова с неизменным успехом и великолепным вкусом часто поет со сцены Государственного академического Малого театра едва ли не на всех торжественных и праздничных вечерах).
В тот далекий выпускной год она попробовала поступить на учебу в Москве, в театральное училище и – поступила. В знаменитом Щепкинском училище при Малом театре выдержала конкурс более чем сто человек на одно место. Но еще и с успехом была принята в вахтанговскую школу, ГИТИс, ВГИК, Школу-Студию МХАТ. Старейшее Училище им. М.C. Щепкина она выбрала самостоятельно. Ее главными педагогами стали М.И. Царев, Л.Е. Хейфец, Р.Г. Солнцева, Б.М. Казанский и Г.Н.Дмитриев.
«Круглой отличницей» Светлана не оказалась. Маялась с уроками марксизма–ленинизма и ленинским наследием. Тяжело доставшиеся оценки – «четверки» – ее, почти отличницу,вполне удовлетворяли.
Через четыре года, в постоянном напряженном учении – с восьми утра до самой поздней ночи – сначала на уроках, по отрывку и эпизоду, затем на выпускном спектакле она целиком сыграла Ирину Прозорову в чеховском спектакле «Три сестры», – юной, счастливой, образованной, женственной и поэтической дочерью год назад умершего генерала-отца. Самая младшая в семье, она сияла, публично признаваясь в своих надеждах. Проснувшись ранним утром, говорила о собственных обязательствах перед людьми и светлых мечтах. В ней чудилось прекрасное поэтическое начало, которое, увы, по мере движения спектакля, трагически уменьшалось. Обожаемая сестрами и братом, она стремительно взрослела, почти старела. Умоляла старших уехать из провинции в столицу. Ужасный публичный крик со слезами сотрясал ее нежеланное домашнее жилище. Ее надежды переехать в Москву безнадежно уничтожались.
В финале на внезапной домашней дуэли ее жениха Тузенбаха убил аморальный соперник – умного и благородного, к несчастью – нелюбимого, но глубоко уважаемого ею. Бывшая прелестная девочка становилась старше и несчастливей, но вдруг, неожиданно, – мужественной. После гибели жениха и внезапного отчаянья наступала ее решимость осиротелой, в одиночку ехать в провинциальный город, чтобы преподавать в школе. Все еще красавица, женственная умница, – Аманова не могла скрыть последние надежды своей героини и ее человеческого бесстрашия.
Посмотрев оригинальную, обаятельную, самостоятельно сыгранную роль, Михаил Иванович Царев из всех тогдашних учениц первой и немедленно пригласил свою студентку-выпускницу вступить в труппу Малого театра.
Вокруг выигрышного лотерейного билета…
Младшекурсница Аманова вместе со многими юными артистами ходила на кинопробы. И получила долгожданное приглашение на съемки. Ее жизнерадостная, хорошенькая героиня Таня доверяла лотерейный билет случайному попутчику, но в счастливом итоге отнюдь не осталась без защитника и помощника, пройдя через множество авантюрных приключений. Все кончилось счастливо – выигрышным билетом и новой любовью юной девушки. Сама исполнительница после премьеры проснулась по справедливости знаменитой.
Знаменитый комедиограф Леонид Гайдай: «У Светланы Амановой прекрасное чувство юмора. Она органична и убедительна в самых эксцентричных ситуациях».
«Ночь игуаны» по пьесе Тенесси Уильямса.
Американский режиссер Теодор Манн сам отбирал актеров. Молодую хозяйку захудалого пансиона «Коста верде» Мэксин отдал играть Светлане Амановой. Нисколько не стесняясь, Мэксин говорила о своих грехах, недавней смерти мужа, странных связях с некоторыми мужчинами. Она обманывала жившего рядом любимого. Имела немалое число любовников по соседству, иногда расчетливого выбора. В ней ощущалась привычная грубость, развязность, нескрываемые от гостей в «одиночных камерах отчаянья». Ее прямолинейность граничила с наступательною. Но – скрытно – она любила Ларри, которого жизненно, убедительно и свободно играл ее друг и партнер Виталий Соломин. Симпатию и сочувствие она неожиданно вызвала у соседей. Именно она первой обнаружила связь между Ларри и пришлой неведомой Ханной – Людмилой Титовой. Вдруг резко и тревожно поднялись её выписанные идеальные брови. В огромных светлых глазах загорелись ревность и категорическое несогласие. После некоторого времени и борьбы любовник Ларри навсегда остался с нею, околдованный ее молодой страстью и великолепными завораживающими глазами.
Лидия Чебоксарова в поставленных Виталием Ивановым «Бешеных деньгах» А.Н. Островского.
Великолепная переменчивость юной барышни и высокомерие молодой, балованной московской девицы сосуществовали в роли. Потом – по необходимости – была свадьба с новоявленным, якобы богатым и деятельным мужем. Вдруг внезапно он восставал в ее денежных делах, заставляя жену переехать в небогатый домик на столичной окраине. Она притворялась послушной, но «расцветали» ее обида, ненависть, ярость. Потом обедневшая, разочаровавшись в своих аристократических, не способных тратиться знакомых, она почувствовала отчаянье. Ужас непонимания пугал ее.
Она то звала мужа, то гнала его, потом капитулировала и соглашалась на бытие в дальнем деревенском хозяйстве. Жестоким наказанием был совместный немедленный отъезд в деревню к матери властного мужа. Очень далеко – в тумане манящей и невнятной жизни – чудилось превращение Лидии Чебоксаровой в блестящую светскую женщину – хозяйку в великолепном доме. У Светланы Амановой перед отъездом–ссылкой печально звучали слова признания, рожденные наступившей мудростью едва не погубленной женщины.
В 1984 году счастливо и неожиданно она была приглашена еще молодым, упорно начинавшим, как режиссер, в группе талантливых артистов Малого театра, Виталием Соломиным в спектакль «Живой труп» Л. Н. Толстого. Персонально для нее он нанял педагога по вокалу, и сам неустанно репетировал с нею. Роль Протасова играл Юрий Соломин. Играл сильно, нежно, безнадежно роль бывшего дворянина, гонимого и нищего, с огромным чувством к цыганке. Она играла – юную и любящую, душевно идеальную, воплощение природной красоты, незабываемо исполняющую цыганский романс – любимому.
В чеховском «Дяде Ване» Аманова сыграла Елену Андреевну. Она была приглашена режиссером Сергеем Соловьевым. Уже известный, он вслух восхищался ее « роскошными каштановыми волосами, томным голосом, грациозной походкой». Шел 1993-й год. Ей предстояло сыграть приезжую гостью, жену состарившегося, потерявшего профессорскую должность мужа. Рядом были выдающиеся артисты Малого театра. Сильно влюбленный в нее, усталый, с больной душой Юрий Соломин – Войницкий. И притворяющийся близоруким чудаком, умнейший, мужественно сознающий собственную безнадегу, тайно увлеченный ею Виталий Соломин – Астров. Нечто таилось в Елене, медлительной и говорившей скупо. Прелестная, она не жаловалась, но вдруг взрывалась раздражением и тут же глухо замолкала. Вынужденно находилась среди людей, приехав гостьей со старым мужем. В нее, талантливую консерваторку, невозможно было не влюбиться. Уничтожение ее молодости ощущалось реально, хотя одета она была изумительно – в старинное черное прекрасное платье (не траурное ли?). Ей было необходимо постоянно ухаживать за раздраженным супругом. Она ловко расставляла и подавала ему необходимые склянки и бутылки с лечебным снадобьем. Достоинство и ленивая грация обнаруживались в ней. Перемещалась по домашнему саду неторопливо, как будто бы слонялась от лени. В ней была загадочность и скрытность ото всех. Вдруг думалось о том, что у нее молодое, сохраненное страстью сердце. Она была умна. Люди не догадывались, но она знала, чего ждет и почему желает любви. Даровитая, она за роялем готовилась заплакать вместе с падчерицей, но супруг-эгоист категорически не разрешал. Мгновенно она замирала. Слез в ней почти не было, но отчаянье ощущалось. Странно, но безнадежность отсутствовала в ее судьбе, хотя после «смертного» мужнего скандала они стремительно уезжали из именья. Почти в финале решалась на свой единственный, грешный поступок – поцелуй с одаренным врачом, который ей сильно нравился. Внезапно и с трудом обрывала поцелуй, оторвавшись от соблазнителя, вдруг все договаривала вслух. О том, что наступит в ее жизни иной, счастливый или грешный, полный любви и страсти период. И до такой жизни она, не трусливая, доживет. Сначала робко, потом бесстрашно стремилась она к любви.
В фильме талантливого режиссера Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» ее героиня явилась к родному отцу (бедняку, давно оставленному матерью – знаменитой европейской актрисой). Вдруг попросила не приходить на свою грядущую свадьбу. Он – грандиозный артист Евгений Евстигнеев пережил потрясение, оскорбленность, но мгновенно взял себя в руки и с единственной любимой дочкой согласился. Успокоенная, довольная, она мгновенно покинула скудную квартиру родителя.
Аманова и ныне уже давно умерший Евгений Евстигнеев, гениальный актер «Современника», приглашенный во МХАТ Олегом Ефремовым, уникально работали на пару. Она Евстигнеевым невероятно восхищалась: громадой его дарования, органикой российского ума и великолепной эмоциональностью партнера.
«Царя Петра и Алексея» сочинил Фридрих Горенштейн, а поставил о них спектакль режиссер Владимир Бейлис. Мария Гамильтон – последняя трагическая любовь российского царя Петра I. Уничтожившая своего младенца – новорождённого мальчика, высокомерная, с невероятным чувством собственного достоинства, она вдруг слышит, что царь ее казнит. Несравненно прямая и элегантная, она не пугается долго, ждет услышать слова прощения от императора и вдруг понимает, что будет казнена. Тогда на нее нисходит отчаянье, ужас и безумие. Но она остается неподвижной и немой. Осознание собственной гибели почти сводят ее с ума.
В «Волках и овцах» А.Н. Островского режиссёра Виталия Иванова вдова-помещица Купавина в исполнении Светланы Амановой на одном из спектаклей (на гастролях театра в Иркутске) оказалась рядом с выдающимся писателем Валентином Распутиным. Он посмотрел спектакль и обомлел. Она, которая чуть потряхивала завитой, в кудряшках, идеально причесанной головкой, сияла изящным платьем, слушала выдающегося российского драматурга и казалась совершенно счастливой. В ней сиял искренний восторг перед выдающейся личностью. На вступительных экзаменах в театральное училище Светлана читала его рассказ «Рудольфио» и вот спустя много лет встретилась с автором. Валентин Григорьевич Распутин увидел ее талантливой и обворожительной.
Наталья Дмитриевна
Приглашённый поставить в Малом театре «Горе от ума» А.С. Грибоедова, талантливый режиссёр и несравненный педагог ГИТИСа Сергей Женовач немедленно пригласил одарённую актрису Светлану Аманову на роль светской дамы Натальи Дмитриевны. Недавно вышедшая замуж за умного и отважного российского военного, в неё влюблённого, теперь – усталого и разочарованного, она, возникнув на балу, кокетничает и вспоминает свою активную девичью жизнь.
Изящная, сияет ослепительной улыбкой, бальным костюмом, драгоценными камнями, чёрно-белым дорогим горностаем на плечах. Заботится об усталом супруге и командует им. На глазах становится капризной, когда он не сильно слушается её. Ещё любя мужа, она существует эгоистически и беспощадно. Чувствует полуиспорченые с ним отношения, грядущее одиночество и сильную его печаль.
Начиная с малых, продолжая огромными ролями сыграла она в спектаклях А.К. Толстого, С.А. Найденова, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, Максима Горького, А.С. Грибоедова, А.Ф Писемского, И.А. Гончарова, А.П. Чехова… Был еще автор, уникальный сочинитель–иностранец, Александр Дюма со своей «Молодостью Людовика ХIV» – истинно театральной пьесой, полной новизны и человечности, с изящно воплощенным юмором и большим умом:
«Молодость Людовика XIV»
Юрий Мефодьевич Соломин выбрал для своих одаренных выпускников оригинальную, забавную пьесу, сочинённую Александром Дюма-отцом. Многие артисты-ученики у Соломина-постановщика, профессора и режиссёра сыграли талантливо и увлекательно. Александр Ермаков – исполнивший хитроумную роль кардинала Мазарини, юная Дарья Мингазетдинова – бесстрашная озорница Жоржетта, мечтающая стать профессиональной артисткой, Дмитрий Марин – молодой Мольер, умница актёр, который хочет завоевать собственное будущее. И, разумеется, талантливый и красивый любитель женщин Михаил Мартьянов – французский король-«Солнце» Людовик, который таинственно готовится к переменам и завоеваниям на собственном поприще. По каждому из вышеназванных ясно, насколько органично и умно владеет Соломин своими учениками.
Обладательница неоспоримой женской красоты, аристократически изысканная, властная в великолепных дворцовых нарядах актриса Аманова вдовствует и мечтает овладеть волей своего короля-сына. Она, требующая, чтобы сын женился на высокородной королевне, возмущена своеволием сына. Он отделывается легчайшими остроумными шутками. Она является на сцену в стремительном ритме, оскорблена до предела. Но наступает момент, когда молодой король перестаёт притворяться. Он готов жениться на иностранной принцессе и его царственная мать становится весёлой, говорливой, счастливой. Радуется от сердца и пока «отодвигает» истину. Её выросший сын начинает важнейшее королевское призвание.
Некоторое заключение
Будет продолжена собираемая, намечаемая книга. Героиня её, Светлана Аманова неутомима, доброжелательна, свободна талантом и воображением. Невероятно трудолюбивая, она может сценически или репетиционно трудиться без конца. Интересно, что второй год Светлана является председателем экзаменационной комиссии в театральном училище имени Щепкина. С годами стала увлекательным театральным деятелем и грандиозной фантазеркой собственного искусства.
Светлану Аманову отличает беззаветная верность старейшему театральному дому в России. Свой день рождения 29 апреля 2016 года она, конечно же, встретила на сцене родного и любимого Малого театра.
Вера Максимова
"Малый театр" №2 (44)