Нельзя сказать, что пьеса «Красавец мужчина» забыта или малоизвестна — к ней частенько обращаются различные театры, но такой широкой известности как, например, «Гроза» или «Бесприданница» она не получила. В Малом театре, известном как «Дом Островского», это произведение ставилось всего два раза — и с перерывом в сто лет. Третья сценическая интерпретация появилась тут относительно недавно — в конце 2019 года.
Нельзя сказать, что пьеса «Красавец мужчина» забыта или малоизвестна — к ней частенько обращаются различные театры, но такой широкой известности как, например, «Гроза» или «Бесприданница» она не получила. В Малом театре, известном как «Дом Островского», это произведение ставилось всего два раза — и с перерывом в сто лет. Третья сценическая интерпретация появилась тут относительно недавно — в конце 2019 года.
«Красавец мужчина» — произведение весьма широкое по своим компонентам. В нем есть как исключительно комедийные элементы, так и драматические эпизоды (линия, связанная с судьбой Зои). Не гнушается Островский использовать и откровенно водевильный прием — буффонаду (сцена знакомства мнимой Оболдуевой с Аполлоном). Режиссеру весьма непросто все это скрепить и при этом остаться верным драматургу. Вспоминается знаменитый фильм 1978 года с блистательным актерским составом — мы видим Марину Неелову, Олега Табакова, Людмилу Гурченко, Нину Ургант, Лию Ахеджакову, Льва Дурова, Михаила Козакова. Однако гиганты кино тонут в неправильно поданной концепции — постановщик Маргарита Микаэлян сделала из шедевра Островского салонную французскую комедию…
Режиссер Малого театра Василий Федоров посмотрел на пьесу гораздо шире, учтя все ее особенности, и представил ее максимально академично, но с современным посылом — вневременной текст драматурга дает повод к диалогу со зрителем.
Картинка (художник — Андрей Сергеев) выдержана в духе эпохи — роскошные зеленые, розово-лиловые будуары сочетаются с поражающими глаз своей пышностью женскими нарядами и элегантными мужскими костюмами по моде 1880-х. А вкрадчивая и таинственная музыка (композитор — Эдуард Глейзер) создает таинственную ауру.
Тема денег — важнейшая в творчестве Островского, в «Красавце мужчине» достигает своего апогея. Герои пьесы только о них и думают и говорят. Аполлон Окоемов, обворовавший за шесть лет брака свою собственную жену и понявший, что жить больше не на что, решает развестись с ней и охмурить миллионершу Оболдуеву. И если бы не хитроумный план дяди Зои Окоемовой и его верной сообщницы Сосипатры Семеновны, героиня осталась бы ни с чем!
Лидия Милюзина — ведущая актриса Малого театра в наше время, по своему типажу идеальна для кротких и нежных героинь 19 века. Ее Зоя безмерно любит своего мужа, который по своей сути — альфонс. Она даже готова унизиться перед ним ради того, чтобы не терять мужа (до мурашек впечатляет сцена, где она становится на колени перед ним и говорит « Я раба твоя»). Женщина проходит путь от беспечно смотрящего на мир человека до героини, перенесшей «ужасную пытку». Однако она все так же продолжает любить безнравственного Окоемова и ждет его исправления, чтобы снова быть вместе…
Режиссер Федоров нам ясно показывает, что такие, как герой Максима Хрусталева неизменны. Наглый, безнравственный и эгоистичный мужчина даже после такого жестокого разоблачения, какое свершили над ним, все равно будет дальше прожигать свою жизнь и портить людям их судьбы. Однако в пьесе есть тот, кто руководит действиями Аполлона и подталкивает его на совершение мерзких действий — это Никандр Семеныч Лупачев, желающий добиться руки Зои после того, как она будет морально уничтожена своим мужем. Эту роль как бы исподтишка проводит Олег Доброван.
Островский, как всегда, настоящий мастер по выписыванию остро характерных типажей. Таков, например, дядюшка Зои, ее спаситель Наум Федотыч Лотохин в бенефисном исполнении Дмитрия Кознова — что ни фраза из его уст, то истинный бриллиант. Федор Петрович Олешунин — откровенно не блистающий красотой молодой человек в интерпретации Алексея Коновалова лишается водевильных черт и становится несчастным малым, трогательным и прелестным в своей искренности и чистоте. Аристократична и изысканна в своих манерах дальновидная и практичная Сосипатра Семеновна — Ольга Молочная, которая тоже играет с таким куражом и гранд-подачей, что диву даешься! Но первое место в этом спектакле все же остается за Екатериной Базаровой, у которой аж две роли, и в обеих она предельно убедительна и органична. Первая — пожилая дама Аполлинария Антонова, которая не прочь пофлиртовать с молоденькими мальчиками. В итоге за такого юного красавца — Жоржа она в финале и выходит замуж. Вторая героиня Базаровой — наивная и глупенькая племянница Лотохина Сусанна Сергеевна Лундышева, которая мечтает об Окоемове, думая, что он порядочный человек. Есть и третья «роль» — госпожа Оболдуева, которой претворяется Сусанна Сергеевна, чтобы проверить-разыграть Аполлона. Предельно комически заостренный рисунок интерпретации Базаровой дает публике редчайшую возможность насладиться и ее глубоким контральтовым голосом, который она виртуозно использует для создания полного сценического рисунка своих характеров, и потрясающе отменной мимикой. Базарова своего рода Раневская нашего времени, спектакли с ее участием пропускать просто нельзя. Любовь народа надо заслужить: актрису встречают аплодисментами, как истинную легенду Малого театра.
Чуть расширен финал — к последнему монологу Зои, в котором она прощается с мужем, режиссер добавил задорную сцену, чтобы зрителю не было совсем уж грустно. В санях под русскую разухабистую песню появляется счастливая Аполлинария Антоновна с новоиспеченным молодым мужем в сопровождении других героев пьесы. Федоров учит, что надо уметь радоваться жизни, даже несмотря на все те сюрпризы, которая она преподносит.
Четыре дня кемеровчане погружались в атмосферу традиционного театрального искусства. Московский именитый театр представил два спектакля по пьесам Александра Островского – «Красавец мужчина» и «Волки и овцы». Подробнее в материале АиФ в Кузбассе.
Четыре дня кемеровчане погружались в атмосферу традиционного театрального искусства. Московский именитый театр представил два спектакля по пьесам Александра Островского – «Красавец мужчина» и «Волки и овцы». Подробнее в материале АиФ в Кузбассе.
Большие гастроли Академического театра. В Кемерове покажут лучшие спектаклиМалый театр – один из старейших в России, в этом году у него уже 266 театральный сезон. Его репертуар разнообразен, но в первую очередь он остаётся «Домом Островского», все пьесы которого были поставлены на сцене Малого театра. «Благодаря программе «Большие гастроли» с 2014 года театр много гастролирует по городам России и за рубежом. Поддержка Министерства культуры позволяет крупным театрам побывать там, куда самостоятельно они не смогли бы выбраться, потом что привезти труппу и полноценные декорации очень трудоёмко и затратно», - отметила пресс-секретарь Малого театра Дарья Антонова.
«Последний раз Малый театр с гастролями приезжал в Кемерово 15 лет назад. И мы очень рады, что удалось в столь плотном гастрольном и театральном графике выкроить целых четыре дня гастролей на сцене Театра драмы Кузбасса им. А.В. Луначарского», - сказал директор Театра драмы Кузбасса, заслуженный работник культуры РФ Алексей Разуков.
Мы привозим свои спектакли в том виде, как они идут на родной сцене, вплоть до булавки на шляпке.
Почему выбор для кемеровского зрителя при формировании гастрольного тура выпал на спектакли «Красавец-мужчина» и «Волки и овцы», рассказал режиссёр Василий Фёдоров. Он отметил, что театры перед туром ведут подробные переговоры, чтобы понять, какой спектакль «встанет» на принимающую сцену, важно, чтобы декорации, которые в постановке играют важную роль, можно беспрепятственно разместить. «Мы привозим свои спектакли в том виде, как они идут на родной сцене, вплоть до булавки на шляпке», - подчеркнул режиссёр.
Поэтому можно сказать, что кемеровчанам удалось в течение четырёх дней погрузиться в атмосферу Малого театра.
Что такое «Большие гастроли» в Музыкальном театре Кузбасса им А. Боброва?Малый театр сохраняет свои традиции на протяжении десятилетий, и при этом остаётся современным и понятным зрителю, а пьесы Александра Островского и сегодня не теряют своей остроты и актуальности. Каждый его герой понятен зрителю. Несмотря на то, что интерьеры и костюмы персонажей переносят публику в 19 век, не было ощущения архаики и историчности. Игра актёров была живая, и зритель поневоле увлекался перипетиями героев, видя в каждом из них своих современников.
Как отметил заслуженный артист России Дмитрий Кознов, Островский был знатоком русских характеров, и за каждым персонажем стоит реальный человек. А при работе над спектаклем в первую очередь задача режиссёра и актёра идти от человека, понять, что же для него главное, его внутреннюю суть.
Открыла гастрольный тур Государственного Академического Малого театра комедия А.Н. Островского «Красавец мужчина». Как отметил режиссёр спектакля Василий Фёдоров, этот спектакль возродили на сцене театра в 2019 году, примерно 40 лет его не было в репертуаре. Эта постановка, по словам режиссёра, возможность задействовать молодой состав труппы.
Атмосферные декорации и живые образы увлекли с первых минут. Здесь не было второстепенных персонажей, и актёры были не просто убедительными, а появлялось ощущение сопричастности происходящему.
Сюжет спектакля хорошо известен по одноимённому фильму, но, что немаловажно, не возникало параллелей: герои прочитаны и прочувствованы по-своему, внутренняя драма взрывалась комедией жизни.
Завершил свои гастроли Малый театр знаменитой комедией А. Н. Островского «Волки и овцы». Ещё раз зрители убедились в том, что пьесы великого драматурга абсолютно современны. Подлог, подлость, стяжательство и мошенничество и сейчас процветают в обществе. И при этом образы получились обаятельными, а тонкий юмор заставлял зал взрываться смехом и аплодисментами.
И вновь каждый персонаж вносил свою ноту в восприятие действия, и нельзя сказать, что кто-то был главным, а кто-то второстепенным, настолько живо актёры взаимодействовали со зрителями. А фраза «Сибирь тоже Россия» стала практически ключевой для кемеровчан.
То, что гастроли были воистину большими, свидетельствовали длительные овации и «браво», а актёры почувствовали теплоту сердец зрителей. «Спасибо вам за тёплый приём, - поблагодарили московские гости. – Ваш город встретил нас теплом зрителей и по-летнему тёплой погодой».
«15 лет непростительно долгий срок, будем работать над тем, чтобы встречаться чаще», - заключил директор Театра драмы Кузбасса Алексей Разуков.
Написанная в середине 70-х годов пьеса «Ретро» имела огромный успех. Казалось бы, привязанная к внешним реалиям, эта мелодраматическая история не впрыгнет в новое время. Но в Малом театре режиссер Василий Федоров тактично убрал социальные конфликты, оставив историю трех пожилых дам и их потенциального жениха, ностальгирующих по прошлому.
Написанная в середине 70-х годов пьеса «Ретро» имела огромный успех. Казалось бы, привязанная к внешним реалиям, эта мелодраматическая история не впрыгнет в новое время. Но в Малом театре режиссер Василий Федоров тактично убрал социальные конфликты, оставив историю трех пожилых дам и их потенциального жениха, ностальгирующих по прошлому.
Художник Андрей Сергеев поместил героев в пространство огромной квартиры, где громадная хрустальная люстра, подсвечники, скульптура, старинная мебель прячутся за задернутыми шторами – естественный свет может повредить вещи. Не только профессия антиквара, весь уклад жизни успешного зятя Леонида (Максим Хрусталев) и не менее успешной дочери Людмилы (Алена Колесникова) вызывают у Николая Михайловича (Владимир Дубровский) отторжение. История проста – два поколения не могут ужиться в одном доме, и система ценностей, и жизненный уклад слишком разные.
Герой Владимира Дубровского мечтает сбежать на волю, в деревню, – дети, напротив, хотят удержать его в городе. План прост – отца нужно женить, а, может, просто познакомить со сверстницами. И три неюных уже претендентки – бывшая медсестра Нина Ивановна Воронкова (Зинаида Андреева), балерина Роза Александровна Песочинская (Татьяна Лебедева) и работающая пенсионерка Диана Владимировна Барабанова (Ольга Чуваева) – должны прийти в строго намеченное каждой время. Только пришли они почти одновременно, возникла путаница в духе комедии положений, тем более что жанр актрисы чувствуют, характеры созданы и играются с естественным удовольствием. Но упрямый старик, не желающий понимать, что, собственно, происходит, в фарсе участвовать не собирается.
Дубровский играет простого человека, в меру сил борющегося за свободу – быть собой, жить по своим законам. Угрюмый и неласковый, он оттаивает постепенно, загоняя вглубь свою тоску-печаль. Его сострадание этим дамам с их комплексами, болезнями, проблемами не вырывается наружу. Для того, чтобы сострадать, герою Дубровского и делать-то ничего не нужно, просто пригласить пенсионерок с собой, пообещав покой и раздолье. А может, в этом и есть счастье?
В Филиале Малого театра на Ордынке играют премьерное «Ретро» – камерную постановку по одной из самых известных пьес позднесоветского драматурга Александра Галина. «Современная история» из конца 70-х как на машине времени переносит на 40 лет назад, и традиционно бережное отношение Малого театра к букве автора и духу исторической эпохи рождает обаяние недавней «старины».
Елизавета Авдошина, "Независимая газета", 21 декабря 2021 года
В Филиале Малого театра на Ордынке играют премьерное «Ретро» – камерную постановку по одной из самых известных пьес позднесоветского драматурга Александра Галина. «Современная история» из конца 70-х как на машине времени переносит на 40 лет назад, и традиционно бережное отношение Малого театра к букве автора и духу исторической эпохи рождает обаяние недавней «старины».
Сюжет пьесы Галина можно назвать душещипательным. Взрослая дочь (Алена Колесникова) после смерти матери перевезла своего пожилого отца из деревни, откуда родом, к себе в город. В городской квартире, обставленной, как в музее, громоздким антикваром, старику тоскливо и неприютно, поэтому предприимчивый зять, перекупщик старинных ценностей (Максим Хрусталев) берется найти ему спутницу на оставшийся отрезок жизни. Главная интрига – как из перевернутой гоголевской «Женитьбы». Одна за другой в квартире появляются невесты преклонного возраста. Хотя герой так и не женится, зато друга обретет в каждой…
Зеркальность перипетий первого и второго акта спектакля дает люфт для акварельного визуального решения. Режиссер Василий Федоров вместе с художником придумывают единственный, но точный сценографический «аттракцион» – зеркально переставляет к финалу декорации комнаты, которую Андрей Сергеев подробно и стилизованно обставляет – мелкие детали обстановки рассматриваешь на протяжении всего действия. Умеренность постановочных эффектов столь же обстоятельна, сколь и «невидима» на первый взгляд.
«Ретро» – редкий по театральности материал – в смысле ремесла. Сегодня почти ушла традиция писать пьесы для театра. «Хорошо сделанная пьеса», которая раскладывается на труппу, а выписанные роли – настоящий подарок для актеров, а особенно – актеров возрастных, где у каждого – яркая типажность, большой монолог и выходов, даже если один-два, зато каких! Малый – театр, где не тяготятся большой труппой, а думают о своих артистах. В «Ретро» целых три бенефисные роли (и не по одному составу) – и заслуженные артистки Малого театра наслаждаются возможностью царить на сцене.
Жанр лирической комедии не лишен наивности и предсказуемости: невесты, ровесницы-пенсионерки, приглашенные к «жениху» (народный артист Владимир Дубровский играет романтического простака-недотепу), ожидаемо сталкиваются, и их борьба за обещанное выгодное замужество и становится поводом рассказать о своей женской судьбе. Зрительское удовольствие публики на этом спектакле – именно в том, с каким актерским мастерством и психологической убедительностью на сцене выстраиваются портреты людей, так похожие на поколение наших бабушек и дедушек.
Взбалмошная, себялюбивая балерина Песочинская – Татьяна Лебедева с таким блеском и очарованием играет интриганку со стажем, что в ее героиню невозможно не влюбиться, хотя нутром понимаешь – крокодил в юбке. Ее главная соперница, с коей она отыгрывает вечный конфликт интеллигенции и народа, – медсестра дома скорби на пенсии. Сухонькая аккуратистка Нина Ивановна мужественно терпит всю фанаберию и развязную задиристость «творческой элиты», привычно соглашаясь на компромиссы, но не выпуская из цепких рук и свою линию. Сдержанная роль Зинаиды Андреевой замечательно раскрывается именно в дуэте. Третья ипостась женской души – у Ольги Чуваевой. Ее жертвенная (жизнь ради детей) Диана Владимировна, подрабатывающая на пенсии ночным вахтером, – воплощение чувства долга и справедливости. У Ольги Чуваевой, наверное, самый пространный монолог в ретромизансцене, когда актриса напрямую обращается в зал и говорит, не скрывая пафоса, но за размеренной, успокаивающей интонацией ее низкого голоса встает твердость и самоотверженность женщин ХХ века.
Елизавета Авдошина, "Независимая газета", 21 декабря 2021 года
"Красавец-мужчина" в Малом театре
Кисина Мария, «Страстной бульвар, 10», №5-225/2020
В репертуаре Малого театра (сцена на Ордынке) снова значится пьеса «Красавец-мужчина», к которой «Дом Островского» в последний раз обращался ровно сорок лет назад.
Подобная столь длительная пауза объясняется, наверное, не отсутствием интереса труппы к этому, не имеющему громкой сценической судьбы (правда, успешно экранизированному в 1978-м) произведению своего любимого автора. А, вероятно, ожиданием подходящего случая для того, чтобы оно «прозвучало» в полную силу.
И для этого не найти лучших дней, чем наши, с их культом материальных ценностей. А тема власти денег над душами людей является одной из главных и в творчестве Островского вообще и в «Красавце-мужчине» в частности. Поэтому в сегодняшнем зрительном зале пьеса «отзывается» наиболее отчетливо. Но, согласно принятой в Малом театре традиции, режиссер Василий Федоров и художник Андрей Сергеев явную актуальность пьесы специально не подчеркивают. А просто предлагают нам посредством своего спектакля на три часа мысленно переместиться во вторую половину XIX века (пьеса датирована 1882-м годом). Ради этого они, как и положено, одевают действующих лиц пьесы Островского в костюмы, стилизованные под ту далекую эпоху. Соответствующий прием соблюдается создателями спектакля и в оформлении, самой существенной деталью которого становится находящееся в центре игровой площадки зеркало. В него в кульминационные моменты происходящего в Бряхимове действия главные герои смотрятся не для того, чтобы поправить туалет или прическу. А словно хотят разглядеть в себе нечто новое, ранее им самим неведомое.
И этот философский момент нисколько не осложняет восприятие рассказанной театром истории. Тем более, как нередко бывает у Островского, ее нельзя считать комедией в обычном понимании. И вопреки тому, что порой она приобретает еще и откровенно фарсовые черты, ей не чужды драматические, а подчас и вовсе трагические «тона».
Ведь герой спектакля, Аполлон Евгеньевич Окоёмов в своей неуемной погоне за баснословными капиталами с достойной циркового жонглера ловкостью позволяет себе распоряжаться чужими жизнями. И тут совсем не важен пол тех, кто мешает ему получить вожделенный результат, этот расчетливый «красавец-мужчина», не задумываясь, переступит через любого.
Конечно, жертвами Окоёмова чаще всего оказываются впечатлительные особы женского пола (к примеру, законная супруга Зоя Васильевна или молодая вдова Сусанна Сергеевна Лундышева). Но иногда некой разменной «картой» в затеянной Окоёмовым «игре» становится какой-нибудь недотепа, вроде землевладельца средней руки Федора Петровича Олешунина, чью абсолютно чистую любовь к Зое в угоду своим корыстным интересам буквально, если так можно выразиться, растаптывает Окоёмов. Фрагмент, когда Олешунин осознает всю нелепость своего положения, - едва ли не самый пронзительный в спектакле. Происходит это благодаря исполнителю роли Алексею Коновалову, чья работа - одна из удач спектакля, из числа участников которого стоит также отметить Ольгу Пашкову и Дмитрия Кознова.
Пашкова ролью экстравагантной, предприимчивой Сосипатры Семеновны продолжает органично осваивать новое для себя «пространство» характерных, возрастных ролей. А Кознов и вовсе ощущает себя здесь как рыба в воде, кажется, наслаждаясь самой возможностью произнесения текста Островского. Но при этом не забывает акцентировать наше внимание на мудрости и проницательности своего Наума Федотыча Лотохина, уверенного в изначальном несовершенстве природы человека, как правило, не умеющего или не желающего делать верные выводы из жизненных «уроков».
Жаль, что пока немного зажат Александр Волков, которому для полноценного воплощения образа циничного Никандра Семеныча Лупачева не хватает остроты внешнего «рисунка» и каких-то внутренних парадоксальных ходов. Хотя в принципе это понятно - роль-то наделенному положительным обаянием Волкову дана, что называется, «на сопротивление» и для его преодоления необходимо время.
Не все ладится и у Максима Хрусталева, который сейчас играет Аполлона Окоёмова, опираясь в основном на внешние эффекты. Это особенно очевидно в его дуэтных сценах с Лидией Милюзиной, которая с большим чувством ведет доверенную ей режиссером «партию» Зои Окоёмовой.
«Партию» сложную. Все-таки в начале пьесы Зоя - почти девочка, смотрящая на своего очаровательного мужа сквозь «розовые очки», но, чем ближе финал, тем яснее проступают в ее характере черты женщины волевой, сильной, преодолевшей множество испытаний, однако при этом еще не потерявшей надежды на обретение настоящего счастья. Но осуществима эта мечта лишь при одном условии - Аполлон должен исправиться.
Исходя из логики спектакля, такое вряд ли возможно. И мы понимаем, что ждать каких-либо позитивных перемен Зое не имеет смысла. Вывод мало утешительный, зато верный. Избавляться от иллюзий тяжело, но полезно, иногда даже необходимо. В конце концов, не это ли советуют нам Александр Николаевич Островский, а вслед за ним и Малый театр?
29 марта исполняется 60 лет режиссёру-постановщику Малого театра Василию Евгеньевичу Фёдорову. Присоединяемся к поздравлениям в адрес юбиляра и желаем ему крепкого здоровья, хорошего настроения и творческих успехов!
Нельзя сказать, что пьеса «Красавец мужчина» забыта или малоизвестна — к ней частенько обращаются различные театры, но такой широкой известности как, например, «Гроза» или «Бесприданница» она не получила. В Малом театре, известном как «Дом Островского», это произведение ставилось всего два раза — и с перерывом в сто лет. Третья сценическая интерпретация появилась тут относительно недавно — в конце 2019 года.
Четыре дня кемеровчане погружались в атмосферу традиционного театрального искусства. Московский именитый театр представил два спектакля по пьесам Александра Островского – «Красавец мужчина» и «Волки и овцы». Подробнее в материале АиФ в Кузбассе.
Написанная в середине 70-х годов пьеса «Ретро» имела огромный успех. Казалось бы, привязанная к внешним реалиям, эта мелодраматическая история не впрыгнет в новое время. Но в Малом театре режиссер Василий Федоров тактично убрал социальные конфликты, оставив историю трех пожилых дам и их потенциального жениха, ностальгирующих по прошлому.
В Филиале Малого театра на Ордынке играют премьерное «Ретро» – камерную постановку по одной из самых известных пьес позднесоветского драматурга Александра Галина. «Современная история» из конца 70-х как на машине времени переносит на 40 лет назад, и традиционно бережное отношение Малого театра к букве автора и духу исторической эпохи рождает обаяние недавней «старины».
Елизавета Авдошина, "Независимая газета", 21 декабря 2021 года
29 марта исполняется 60 лет режиссёру-постановщику Малого театра Василию Евгеньевичу Фёдорову. Присоединяемся к поздравлениям в адрес юбиляра и желаем ему крепкого здоровья, хорошего настроения и творческих успехов!