Сюжет пьесы Галина можно назвать душещипательным. Взрослая дочь (Алена Колесникова) после смерти матери перевезла своего пожилого отца из деревни, откуда родом, к себе в город. В городской квартире, обставленной, как в музее, громоздким антикваром, старику тоскливо и неприютно, поэтому предприимчивый зять, перекупщик старинных ценностей (Максим Хрусталев) берется найти ему спутницу на оставшийся отрезок жизни. Главная интрига – как из перевернутой гоголевской «Женитьбы». Одна за другой в квартире появляются невесты преклонного возраста. Хотя герой так и не женится, зато друга обретет в каждой…
Зеркальность перипетий первого и второго акта спектакля дает люфт для акварельного визуального решения. Режиссер Василий Федоров вместе с художником придумывают единственный, но точный сценографический «аттракцион» – зеркально переставляет к финалу декорации комнаты, которую Андрей Сергеев подробно и стилизованно обставляет – мелкие детали обстановки рассматриваешь на протяжении всего действия. Умеренность постановочных эффектов столь же обстоятельна, сколь и «невидима» на первый взгляд.
«Ретро» – редкий по театральности материал – в смысле ремесла. Сегодня почти ушла традиция писать пьесы для театра. «Хорошо сделанная пьеса», которая раскладывается на труппу, а выписанные роли – настоящий подарок для актеров, а особенно – актеров возрастных, где у каждого – яркая типажность, большой монолог и выходов, даже если один-два, зато каких! Малый – театр, где не тяготятся большой труппой, а думают о своих артистах. В «Ретро» целых три бенефисные роли (и не по одному составу) – и заслуженные артистки Малого театра наслаждаются возможностью царить на сцене.
Жанр лирической комедии не лишен наивности и предсказуемости: невесты, ровесницы-пенсионерки, приглашенные к «жениху» (народный артист Владимир Дубровский играет романтического простака-недотепу), ожидаемо сталкиваются, и их борьба за обещанное выгодное замужество и становится поводом рассказать о своей женской судьбе. Зрительское удовольствие публики на этом спектакле – именно в том, с каким актерским мастерством и психологической убедительностью на сцене выстраиваются портреты людей, так похожие на поколение наших бабушек и дедушек.
Взбалмошная, себялюбивая балерина Песочинская – Татьяна Лебедева с таким блеском и очарованием играет интриганку со стажем, что в ее героиню невозможно не влюбиться, хотя нутром понимаешь – крокодил в юбке. Ее главная соперница, с коей она отыгрывает вечный конфликт интеллигенции и народа, – медсестра дома скорби на пенсии. Сухонькая аккуратистка Нина Ивановна мужественно терпит всю фанаберию и развязную задиристость «творческой элиты», привычно соглашаясь на компромиссы, но не выпуская из цепких рук и свою линию. Сдержанная роль Зинаиды Андреевой замечательно раскрывается именно в дуэте. Третья ипостась женской души – у Ольги Чуваевой. Ее жертвенная (жизнь ради детей) Диана Владимировна, подрабатывающая на пенсии ночным вахтером, – воплощение чувства долга и справедливости. У Ольги Чуваевой, наверное, самый пространный монолог в ретромизансцене, когда актриса напрямую обращается в зал и говорит, не скрывая пафоса, но за размеренной, успокаивающей интонацией ее низкого голоса встает твердость и самоотверженность женщин ХХ века.
Елизавета Авдошина, "Независимая газета", 21 декабря 2021 года
Сюжет пьесы Галина можно назвать душещипательным. Взрослая дочь (Алена Колесникова) после смерти матери перевезла своего пожилого отца из деревни, откуда родом, к себе в город. В городской квартире, обставленной, как в музее, громоздким антикваром, старику тоскливо и неприютно, поэтому предприимчивый зять, перекупщик старинных ценностей (Максим Хрусталев) берется найти ему спутницу на оставшийся отрезок жизни. Главная интрига – как из перевернутой гоголевской «Женитьбы». Одна за другой в квартире появляются невесты преклонного возраста. Хотя герой так и не женится, зато друга обретет в каждой…
Зеркальность перипетий первого и второго акта спектакля дает люфт для акварельного визуального решения. Режиссер Василий Федоров вместе с художником придумывают единственный, но точный сценографический «аттракцион» – зеркально переставляет к финалу декорации комнаты, которую Андрей Сергеев подробно и стилизованно обставляет – мелкие детали обстановки рассматриваешь на протяжении всего действия. Умеренность постановочных эффектов столь же обстоятельна, сколь и «невидима» на первый взгляд.
«Ретро» – редкий по театральности материал – в смысле ремесла. Сегодня почти ушла традиция писать пьесы для театра. «Хорошо сделанная пьеса», которая раскладывается на труппу, а выписанные роли – настоящий подарок для актеров, а особенно – актеров возрастных, где у каждого – яркая типажность, большой монолог и выходов, даже если один-два, зато каких! Малый – театр, где не тяготятся большой труппой, а думают о своих артистах. В «Ретро» целых три бенефисные роли (и не по одному составу) – и заслуженные артистки Малого театра наслаждаются возможностью царить на сцене.
Жанр лирической комедии не лишен наивности и предсказуемости: невесты, ровесницы-пенсионерки, приглашенные к «жениху» (народный артист Владимир Дубровский играет романтического простака-недотепу), ожидаемо сталкиваются, и их борьба за обещанное выгодное замужество и становится поводом рассказать о своей женской судьбе. Зрительское удовольствие публики на этом спектакле – именно в том, с каким актерским мастерством и психологической убедительностью на сцене выстраиваются портреты людей, так похожие на поколение наших бабушек и дедушек.
Взбалмошная, себялюбивая балерина Песочинская – Татьяна Лебедева с таким блеском и очарованием играет интриганку со стажем, что в ее героиню невозможно не влюбиться, хотя нутром понимаешь – крокодил в юбке. Ее главная соперница, с коей она отыгрывает вечный конфликт интеллигенции и народа, – медсестра дома скорби на пенсии. Сухонькая аккуратистка Нина Ивановна мужественно терпит всю фанаберию и развязную задиристость «творческой элиты», привычно соглашаясь на компромиссы, но не выпуская из цепких рук и свою линию. Сдержанная роль Зинаиды Андреевой замечательно раскрывается именно в дуэте. Третья ипостась женской души – у Ольги Чуваевой. Ее жертвенная (жизнь ради детей) Диана Владимировна, подрабатывающая на пенсии ночным вахтером, – воплощение чувства долга и справедливости. У Ольги Чуваевой, наверное, самый пространный монолог в ретромизансцене, когда актриса напрямую обращается в зал и говорит, не скрывая пафоса, но за размеренной, успокаивающей интонацией ее низкого голоса встает твердость и самоотверженность женщин ХХ века.
Елизавета Авдошина, "Независимая газета", 21 декабря 2021 года