«АиФ» приехал в гости к легендарной актрисе, чтобы узнать, чем Элина Авраамовна (на фото она с племянницей Екатериной и её мужем Жан-Мишелем) живёт сегодня.
ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ: «НЕ ЛГАТЬ — МОЙ ПРИНЦИП»
После «Тихого Дона» Быстрицкая стала любимицей всех казаков, женщины носили такой же пучок, как у её Аксиньи. После «Неоконченной повести» увеличилось число поступающих в медицинские вузы… А ещё были «Добровольцы», «Николай Бауман», «Всё остаётся людям»… Перечислить все любимые зрителями картины, в которых сыграла Быстрицкая, невозможно. «АиФ» приехал в гости к легендарной актрисе, чтобы узнать, чем Элина Авраамовна (на фото она с племянницей Екатериной и её мужем Жан-Мишелем) живёт сегодня.
«Мои родители — труженики. Я уверена, что характер человека формирует атмосфера в доме. У меня отец военный врач, всегда объяснялся очень лаконично. Папа мог сказать: «Это не положено». И было ясно, что делать это категорически нельзя. У нас всё было, «как положено».
Что нужно делать женщине, чтобы оставаться привлекательной, спрашиваете? Я никогда никому ни разу не пожелала ничего плохого. Не позволила себе ни одного поступка, за который было бы стыдно. Мама говорила: «Нельзя лгать». Я очень благодарна своим родителям за эти заветы. Ну и, конечно, нужно следить за своим здоровьем. Смолоду делала двухчасовую гимнастику — нужно прорабатывать каждый суставчик. Когда мне было 29 лет, супруга нашего консула в Бонне (я была в составе делегации) отозвала меня в сторонку и сказала: «Я очень хочу, чтобы вы сохранили свою внешность». И дала мне несколько советов, которые я стала соблюдать. Это повязки на ночь — чтобы сохранить подтянутый овал лица. Употребление пищи определённым образом — что-то можно есть, что-то — нет».
«Мою Аксинью в «Тихом Доне» казаки приняли. Прямо так и сказали: «Она наша». Сегодня я — казачий полковник! У меня 4 креста «За заслуги перед казачеством» и один «За веру и правду» за служение России. В прошлом году была на Большом казачьем круге в храме Христа Спасителя.
Что думаю по поводу «Тихого Дона» Бондарчука, спрашиваете?.. В начале 60-х я была в Америке. Именно тогда услышала, что Бондарчук начинает работу над «Тихим Доном». Мне задали на пресс-конференции вопрос: «Как вы к этому относитесь?» Сказала, что это очень сложная работа и для неё нужно много сил и здоровья. Но, конечно, в душе мне было больно. Во-первых, он — ученик Герасимова. Во-вторых, мне говорили, что Бондарчук пробовался на Григория и не получил этой роли. «Тихий Дон» Герасимова был представлен на Ленинскую премию, но не получил её, а получила «Судьба человека» Бондарчука. Я знала, что между ними очень сложные отношения…
Много лет спустя, будучи в президиуме кинопремии «Золотой орёл», я говорила, что «Тихий Дон» Бондарчука надо обязательно выкупить у итальянских продюсеров. Но, посмотрев первую серию, подумала: «Что-то не то». А потом начались звонки от казаков: «У нас волосы дыбом!», «Почему Аксинья ходит простоволосой? Позор!» Вторую серию уже не стала смотреть».
«Я люблю Малый театр с первой встречи, когда были его гастроли в Киеве, где я в то время училась. В Малом театре я уже более полувека. Когда вечером спектакль, я другой человек. Сейчас играю всего в трёх спектаклях. Причём в двух — с дублёршами. Очень хочется новых ролей! Последняя моя премьера в Малом была в 2007 году. Считаю, это слишком большой перерыв. Поэтому буду затевать работу вне театра — я это делала всегда, когда были такие простои. Например, в Театре эстрады к 40-летию со дня Победы был поставлен спектакль «У войны не женское лицо», который потом шёл несколько сезонов. Я была счастлива, что сделала эту работу».
«Театр — это живое общение со зрителем. Люди могут расплакаться на спектакле от сочувствия. Кроме того, театр — это источник знаний, так же, как и образование. Поэтому считаю, что государственных театров должно быть несколько.
Вспоминаю первое моё выступление — в музыкально-драматическом театре г. Нежина на Черниговщине. Шёл спектакль «Маруся Богуславка», украинская классика. Я танцевала восточный танец, исполняла роль одалиски. Помню, как была счастлива, что вышла на сцену. После этого захотела служить театру, хотя училась в медицинском техникуме.
В кино начала сниматься после первого курса театрального института. В фильме «В мирные дни» у меня была роль врача. А после «Неоконченной повести» получила огромное количество писем от молодёжи, которая после этого фильма пошла в медицинские вузы. Я гордилась этим».
«Это государственная дача. Я здесь уже много лет. Люблю здесь бывать. Тут замечательный воздух. Дом старенький, уютный, тёплый, добротно сделан. Я благодарна правительству России за то, что мне выделили его.
С детства люблю и играю в бильярд. Мы с двоюродным братом росли вместе, родители купили нам настольный бильярдик. И сейчас, когда меня приглашают принять участие в бильярдных турнирах, с удовольствием соглашаюсь. Несколько лет назад играла с Жириновским и победила. Он сказал: «Женщинам надо уступать». На что я ответила: «Да, конечно. Правильно! Мы всегда видим, как вы уступаете женщинам».
Мой характер закалили наши детские игры. У нас дома собирались дети со всего двора. Девчонка — я одна, все остальные — мальчишки. Поэтому и игры были соответствующие: бильярд, шахматы, шашки, «Чапаев». Я была в роли Петьки, мой брат — в роли Василия Ивановича. Мы тогда только-только посмотрели этот фильм и все заболели им».
«У меня большая семья. Когда собираемся вместе, это великое счастье. Моя сестра, её дети и муж живут за рубежом. Брат с супругой — в Орехове-Зуеве. Катюша — дочка моего брата. Жан-Мишель, её муж, — француз, очень любит Россию. У меня ещё есть близкие подруги. Я люблю людей.
Собака Фифа — тоже член семьи. Как и все у нас, работает. Поднимает жуткий шум, когда что-то не так. Она из той породы, которую воспитывали для того, чтобы поднимать тревогу».
Досье
Элина Быстрицкая родилась в 1928 г. в Киеве. В 1947 г. окончила медтехникум. С конца 40-х занималась художественной самодеятельностью В 1953 г. окончила актёрский факультет Киевского института театрального искусства им. Карпенко-Карого. Работала в Вильнюсском русском драматическом театре. С 1958 г. по сей день служит в Малом театре. Преподаёт в Высшем театральном училище им. Щепкина.
Автор: Ольга Шаблинская
Опубликовано : «Аргументы и факты», 2010-08-11