История Дика и Николь в какой-то мере может служить учебником жизни. Актуальным во все времена. Вникая в отношения двоих, важно вовремя понять, что нельзя приносить себя в жертву самой великой любви, важно сохранять тонкую грань, иначе можно потерять себя. Рецензия на спектакль «Ночь нежна. Дик и Николь». Нина Катаева, медиаплатформа «Миртесен», 09.07.2024
«Ночь нежна. Дик и Николь» - премьера на Камерной сцене Малого театра
Инсценировка по «роману века» «Ночь нежна» (1934) Скотта Фицджеральда стала первым спектаклем на новой Камерной сцене Малого театра, открывшейся в мае. Эпиграфом автор берёт строки из «Оды к соловью» Джона Китса: «И я уже с тобой. Как ночь нежна!\ Но здесь темно, и только звёзд лучи\ Сквозь мрак листвы, как вздох зефиров \лёгкий, То здесь, то там скользят по мшистой\ тропке», и именно на атмосферу, запечатлённую в них, опирается режиссёр-постановщик спектакля «Ночь нежна. Дик и Николь» Владимир Драгунов. Роман в значительной степени автобиографичен и рассказывает историю взлёта и падения талантливого психиатра Дика Дайвера. Действие происходит в Европе 1920-х. Молодой американец Дик Дайвер, обладающий невероятной харизмой, намерен стать лучшим из лучших психиатров, и для этого у него есть все данные. Работая в одной из клиник Швейцарии во время Первой мировой войны, он влюбляется в свою пациентку, наследницу бизнес-империи промышленника Уоррена. У красавицы Николь тяжёлое расстройство психики, она больна шизофренией, которую заполучила в результате инцеста с отцом. Женившись на ней, в нарушение врачебного этикета, Дик начинает совмещать роли врача и мужа.
Роман имеет не линейное повествование, и знакомимся с красивой парой Дайверов летом 1925 года, когда они живут на вилле близ Канн. Там их навещают друзья Дика, на пляже они знакомятся с юной голливудской актрисой Розмари Хойт, с которой у них складываются дружеские отношения. Из Канн едут развлекаться в Париж, где Дик, пока туманно, понимает – что-то не так в его жизни, и троица расстаётся на несколько лет. За это время на деньги Уорренов Дик открывает в Швейцарии психиатрическую клинику, а Розмари становится настоящей звездой, и во время их встречи в Риме, где вспыхивает полноценный роман, Дик окончательно понимает, что Николь перестаёт для него быть тем, что ему нужно. Он всё еще любит её, но она не даёт ему счастья и начинает становиться обузой. После этой встречи Дика настигает полоса неудач, и он стремительно катится вниз. Уходит из клиники, начинает пить. И когда они с Розмари встречаются в третий раз, Николь, подозревая между ними связь, заводит любовника и после развода выходит за него замуж. Мечты Дика о блистательной карьере заканчиваются крахом. Переживая депрессию, он одиноко существует в штате Нью-Йорк...
Именно развитие отношений супругов Дайверов, которые пришли к драматическому финалу, интересовало создателей спектакля, в частности, автора сценической версии по мотивам романа Станислава Сошникова. «Нам хотелось найти произведение, адекватное Камерной сцене, - рассказал журналистам Владимир Драгунов, - в котором можно было бы под лупой рассмотреть человеческие взаимоотношения, поговорить о том, что происходит между нами сегодня. Роман «Ночь нежна», конечно, связан с ностальгией моего поколения, зачитывавшегося Фицджеральдом и Хемингуэем, Ремарком и Сэлинджером, и даже Камерная сцена подобна той, на которой я начинал, и возвращает в реалии, которые я когда-то любил. «Ночь нежна» - один из моих любимых романов, и мы говорим в нём о самом важном в жизни человека - о любви».
Создателям спектакля удалось показать в деталях, как зарождалось чувство Дика (Эльдар Лебедев, приглашённый артист, выпускник Щепкинского училища, ученик Юрия и Ольги Соломиных) и Николь (Полина Лоран), как и по каким причинам трансформировалось, и почему пришло к финалу, в котором они потеряли друг друга. Линия Дика и Николь – основная в спектакле, на неё наслаиваются отношения пары с другими персонажами, и прежде всего, с Розмари (Алина Колесникова) и другом семьи Томми Барбаном (Максим Хрусталёв), с Бейби Уоррен, старшей сестрой Николь (Александра Иванова), срежиссировавшей их брак, понимая, что выздоровление Николь полностью во власти Дика. Спектакль идёт в минималистичной сценографии народного художника России Марии Рыбасовой, элегантных костюмах Любови Скорнецкой, художник по свету – Александр Изотов. В сцену превращён весь зал, несколько внутренних окон и дверей, в которых во время действия неожиданно могут появляться персонажи. Основное действие происходит на невысоком подиуме, воплощающем собой то пространство клиники, то интерьеры дома Дайверов. Ограничен он тёмными ширмами и кулисами в виде рентгеновских снимков.
Спектакль выстроен как разговор Дика с его личным психоаналитиком (Станислав Сошников), у которого он лечится от депрессии. Он вспоминает о событиях своей жизни, в которых взаимодействуют, в основном, они с Николь, и становится очевидной линия жизни каждого. Дик в исполнении Лебедева полон обаяния и скрытой силы, артист убедительно играет своего героя в двух состояниях – в воспоминаниях, где были моменты счастья, и в действительности, тонущей в ощущениях боли. За этими его «перелётами» наблюдаешь с интересом, потому что в них ощутим главный внутренний конфликт Дика – переплетение жертвенности и любви по отношению к Николь. «Мне было интересно играть эти переходы, с совершенно разными эмоциями, – говорит артист, – в этом есть вызов для актёра. Поначалу мне казалось, что роман этот от слова «жертва», потом я понял, что он про любовь, но в нём есть много такого, что, уверен, непременно прочувствует внимательный зритель. Тем более, что наш спектакль предполагает погружение зрителей в состояние актёров, потому что на Камерной сцене всё происходит на расстоянии вытянутой руки».
Полина Лоран, играющая героиню, больную шизофренией, конечно, сосредоточена на том, чтобы внятно «показать диагноз». И зрителю, в целом, понятно, что происходит с Николь, – сам приступ, страх его или «наваждение», с которого, по словам актрисы, у неё «всё начинается».
Всматриваясь в жизнь Дика и Николь, невольно задаёшься вопросом, кого же любил Дик, красивую пациентку, с которой надо было нянчиться, или миллионершу, с которой, в конце концов, они поменялись своим состоянием, Николь выздоровела, а Дик «заболел». Николь хочет двигаться вперёд, а не жить с человеком, который катится под откос, и, нет сомнения, каждый читатель и зритель вспомнит здесь о морали: разве не должна была она помочь Дику вновь обрести себя, как однажды он помог ей встать на ноги? Но нет, Николь бросила его, как только поняла, что ничего хорошего он уже дать ей не может. Утверждают, что так поступили бы 99 человек из ста, далеко не каждый согласится с этим, но доля истины в этом утверждении есть, и это самый печальный итог, к которому подводит нас история Дика и Николь.
Спектакль тонко описывает драму Дика и вообще сложность человеческих взаимоотношений, сверхзадача выполнена. А, благодаря исповедальной интонации, с которой актёры ведут разговор о сокровенном, история Дика и Николь в какой-то мере может служить учебником жизни. Актуальным во все времена. Вникая в отношения двоих, важно вовремя понять, что нельзя приносить себя в жертву самой великой любви, важно сохранять тонкую грань, иначе можно потерять себя. Дик, пытавшийся сохранить отношения с Николь на чувстве жалости и долга, ошибся и попал под пресс обстоятельств... «Он себя потерял, кто знает, когда, в какой именно час, день, неделю или год» – и Фицджеральд подтверждает это. Разрешат ли когда-нибудь люди эту проблему?..
Нина Катаева, медиаплатформа «Миртесен», 09.07.2024
Фото: Владимир Коробицын
Оригинал статьи: https://ninak.mirtesen.ru/blog/43895516953/Ispoved...