Малый театр открыл свою Камерную сцену триумфальной премьерой по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда: эта версия по мотивам последнего завершенного романа американского писателя называется «Ночь нежна. Дик и Николь».
Режиссер Владимир Драгунов подошёл к этой истории не через призму карьерных роста и краха Дика Дайвера, не через инцест как стартовую точку психиатрического диагноза Николь Уоррен, не через взлет киноактрисы Розмари Хойт и ее влияния на семейную жизнь главных героев, нет, — фокус спектакля выстроен на психоанализе отношений Дика и Николь, на ретроспективе изменений, происходивших с ними обоими за эти семь лет.
Сценическое оформление спектакля очень сдержанно (и не меняется во время действия), однако зал этой новой площадки Малого имеет множество дверей и окон, которые в той или иной степени также задействованы в постановке: психиатр Дик Дайвер (приглашенный артист Эльдар Лебедев) находится в прямом диалоге с психоаналитиком (Станислав Сошников), и их беседа вовлекает в повествование остальных действующих лиц; все они оставили неизгладимый след в судьбе и психике некогда видного медицинского светила — и ровно такое же влияние оказывают на зрителя (первый ряд отстоит от места действия буквально на метр-полтора) — они то ярко врываются в игровое пространство, то отступают на задний план, переплетая события и воспоминания так тесно, что процесс раскопок травмы свидетеля и невольного участника чужой семейной драмы способен увлечь даже тех, кто хорошо знаком с содержанием первоисточника, другими театральными постановками, а также трудами по психологии.
Воскрешенные памятью Дика Николь (Полина Лоран), Бейби (Александра Иванова), Томми (Максим Хрусталев), Розмари (Алина Колесникова) и наваждения во плоти Наталии Афанасьевой вместе с уже упомянутыми героями являют столь правдоподобные портреты, что здесь решительно не к чему придраться ни с точки зрения режиссерского замысла, ни с точки зрения актерских работ, ни — тем более — проработанных психологических типажей всех действующих лиц.
Новый экскурс в историю Фицжеральда не меняет ее изнутри (то есть не воплощает нечто по мотивам), но именно подсвечивает нужные места, в результате чего даже знакомый текст становится объемнее и понятнее в контексте поведенческих сценариев.
Спектакль получился очень глубоким, но не шокирующим и не пугающим; он побуждает думать и анализировать — имея возрастной ценз 12+ в соответствии с законодательством, он все же будет интересен не младшим подросткам, а тем, кому интересны в том числе психология и психиатрия на сцене театра — костюмы хоть и соответствуют обозначенной романом эпохе, но само повествование более или менее вневременное и главные ориентиры здесь — приспосабливаемость и ресурсы человеческой психики.
Ольга Владимирская специально для MuseCube
Малый театр открыл свою Камерную сцену триумфальной премьерой по роману Фрэнсиса Скотта Фицджеральда: эта версия по мотивам последнего завершенного романа американского писателя называется «Ночь нежна. Дик и Николь».
Режиссер Владимир Драгунов подошёл к этой истории не через призму карьерных роста и краха Дика Дайвера, не через инцест как стартовую точку психиатрического диагноза Николь Уоррен, не через взлет киноактрисы Розмари Хойт и ее влияния на семейную жизнь главных героев, нет, — фокус спектакля выстроен на психоанализе отношений Дика и Николь, на ретроспективе изменений, происходивших с ними обоими за эти семь лет.
Сценическое оформление спектакля очень сдержанно (и не меняется во время действия), однако зал этой новой площадки Малого имеет множество дверей и окон, которые в той или иной степени также задействованы в постановке: психиатр Дик Дайвер (приглашенный артист Эльдар Лебедев) находится в прямом диалоге с психоаналитиком (Станислав Сошников), и их беседа вовлекает в повествование остальных действующих лиц; все они оставили неизгладимый след в судьбе и психике некогда видного медицинского светила — и ровно такое же влияние оказывают на зрителя (первый ряд отстоит от места действия буквально на метр-полтора) — они то ярко врываются в игровое пространство, то отступают на задний план, переплетая события и воспоминания так тесно, что процесс раскопок травмы свидетеля и невольного участника чужой семейной драмы способен увлечь даже тех, кто хорошо знаком с содержанием первоисточника, другими театральными постановками, а также трудами по психологии.
Воскрешенные памятью Дика Николь (Полина Лоран), Бейби (Александра Иванова), Томми (Максим Хрусталев), Розмари (Алина Колесникова) и наваждения во плоти Наталии Афанасьевой вместе с уже упомянутыми героями являют столь правдоподобные портреты, что здесь решительно не к чему придраться ни с точки зрения режиссерского замысла, ни с точки зрения актерских работ, ни — тем более — проработанных психологических типажей всех действующих лиц.
Новый экскурс в историю Фицжеральда не меняет ее изнутри (то есть не воплощает нечто по мотивам), но именно подсвечивает нужные места, в результате чего даже знакомый текст становится объемнее и понятнее в контексте поведенческих сценариев.
Спектакль получился очень глубоким, но не шокирующим и не пугающим; он побуждает думать и анализировать — имея возрастной ценз 12+ в соответствии с законодательством, он все же будет интересен не младшим подросткам, а тем, кому интересны в том числе психология и психиатрия на сцене театра — костюмы хоть и соответствуют обозначенной романом эпохе, но само повествование более или менее вневременное и главные ориентиры здесь — приспосабливаемость и ресурсы человеческой психики.
Ольга Владимирская специально для MuseCube