ЖИВОКИНИ Василий Игнатьевич (1805 — 18(30).I. 1874) — русский актер. Родился в Москве. Отец Живокини — выходец из Италии, был владельцем небольшой макаронной фабрики (сожжена в 1812). Поступив в Московское театральное училище (1817), Живокини занимался балетом, обучался игре на скрипке, драматическому искусству. Готовился стать музыкантом в оркестре. В 1822, под влиянием простой и правдивой игры И. И. Сосницкого, гастролировавшего в Москве, Живокини решил стать драматическим актером. Подготовив три роли, Живокини в 1824 дебютировал в одной из них на московской сцене (Дубридор — «Глухой, или Полный трактир»). В том же году сыграл Митрофанушку («Недоросль»). В 1825, по окончании училища, был зачислен в драматическую труппу московских театров (с 1824 — Малый театр). Выступал вначале в драмах, операх и балетах, играл в оркестре. Вскоре Живокини выделился как замечательный водевильный актер, комик-буфф. Игра актера отличалась естественностью и простотой, что роднило его искусство с творчеством основоположника русского сценического реализма М. С. Щепкина (с которым Живокини выступал в одних и тех же спектаклях, а иногда исполнял одинаковые роли). В то же время Живокини стремился к импровизации, к яркой буффонаде, созданию постоянной маски. Своих героев, принадлежавших, как правило, к средним и низшим слоям общества (ремесленники, актеры, небогатые торговцы, мелкие чиновники), Живокини изображал сочувственно, с большой любовью. Творчество актера проникнуто оптимизмом (его называли «светлым комиком»). Замечательный комедийный актер, Живокини широко использовал традиции русского народного театра (представления скоморохов, балаганы и др.). Любимые персонажи Живокини — веселые и добродушные люди: хлопотливые отцы, недалекие, но искренне влюбленные женихи, хитрые старики, флегматичные умники, темпераментные простаки. Играя, по существу, одну и ту же роль, актер создавал постоянный образ-маску человека средних лет, живого, непосредственного, обладающего ярким чувством юмора, всегда готового к проделкам. У героев Живокини были особая, смешная, хромающая походка, угловатые жесты. Говорил Живокини, смешно растягивая слова, делал неправильные ударения, еще более усиливающие комический эффект. Для творчества Живокини характерно обращение к импровизации, он вставлял сочиненные им экспромтом реплики, обращался к публике, пел куплеты, иногда превращая свое пение во вставной эстрадный номер. Импровизации Живокини отличались остроумием, часто носили сатирическую направленность. В такой манере Живокини играл не только в водевилях (Жовиаль — «Стряпчий под столом», 1834, Мордашев - «Аз и Ферт» Федорова, и мн. др.), но и в классических пьесах. Однако в реалистических бытовых драмах импровизационно-буффонная манера игры актера вступала в резкое противоречие с содержанием произведения. Так, например, Подколесина («Женитьба»), Расплюева («Свадьба Кречинского»), Рисположенского («Свои люди — сочтемся») и др. роли Живокини играл в обычной для него водевильной манере, не искал характерности. Зато в ролях, дающих возможность обращаться к буффонаде, — Арган («Школа жен» Мольера), Грумио («Укрощение строптивой» Шекспира), Живокини бывал очень хорош. С 60-х гг. Живокини, обладавший музыкальностью, выступал также и в опереттах. Актер вел педагогическую работу в Московском театральном училище. Обучая своих учеников главным образом на водевильном репертуаре, он требовал от них простоты и естественности исполнения, боролся против наигрыша и напыщенности. Ежегодно (с 1834, Нижний Новгород, антреприза Рязанцева) Живокини гастролировал в провинции. В конце 1873 тяжело заболел и перестал выступать на сцене. Однако, почувствовав себя лучше, он решил возобновить работу в театре. 17 января 1874 состоялся спектакль с его участием, который Живокини едва довел до конца и через несколько часов скончался.
Соч.: Из моих воспоминаний, «Библиотека театра и искусства», СПБ , 1914, февраль, кн. 2, с. 3-31.
Лит.: Кони Ф., В. И. Живокини на петербургской сцене, «Репертуар и Пантеон театров», СПБ , 1847, т. 4, с. 10-16;
Марков П., Малый театр тридцатых и сороковых годов, в сборнике: Московский Малый театр. 1824—1924, М., 1924, с. 198—202;
Дмитриев Ю.А., Московского Малого театра артист Живокини, «Театр», 1960, №. 9.
Публикации
1 января исполняется 210 лет со дня рождения легендарного артиста Малого театра Василия Игнатьевича Живокини.
1 января исполняется 210 лет со дня рождения легендарного артиста Малого театра Василия Игнатьевича Живокини (1805 - 1874).
Подробнее >
«Ежегодник Императорских театров», сезон 1903 – 1904. Приложение, стр. 233-235.
ВАСИЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ ЖИВОКИНИ
(По поводу 30-летия его смерти)
«Ежегодник Императорских театров», сезон 1903 – 1904. Приложение, стр. 233-235.
Василий Игнатьевич Живокини родился 30-го апреля 1801 года. Отец его — Джиованни делла Мама — приехал из Италии с архитектором Растрелли; в Шклове он женился на танцовщице и переселился в Москву, где завел макаронную фабрику, а жена поступила на сцену под именем Живокини. Воспитывался В. И. в Московском Театральном Училище. Еще не кончив курса в театральной школе, он дебютировал в 1824 г., в роли Луцкого в пьес «Невеста Лунатик»; в следующем году ему было назначено жалованье 700 р. асс. в год. С тех пор, в течение 50 лет, он был постоянным членом Московского театра, участвуя не только в водевилях и комедиях, но и в операх («Аскольдова Могила», «Дампа», «Русалка» и др.), а в начале своей карьеры даже в балетах. В 1826 г. он женился на учительнице танцев Лобановой; а в 1829 г. получил первый бенефис и назначен был учителем драматического класса в театральной школе. С 1838 г. он начал ездить в Нижний Новгород на ярмарку, на гастроли, а с тех пор как приобрёл там местный театр, стал играть в нем с своей собственной труппой. Целые поколения артистов и артисток прошли перед глазами Василия Игнатьевича, и никто как он не умел поддержать, подкуражить молодых дебютантов до выхода их на сцену и одушевить их одобрением, мимолетной похвалой во время самого действия пьесы. За его 50-тилетнюю сценическую деятельность, он был участником первых представлений лучших произведений нашей драматургии — «Ревизора» (Добчинский), «Женитьбы» (Кочкарев); в «Горе от ума» играл он Репетилова; он был постоянным веселым исполнителем всех комедий Мольера, — на его плечах держался целый громадный репертуар водевилей и фарсов, особенно когда стали их переделывать с французского Д. Ленский и Ф.Кони. Роли Льва Гурыча Синичкина, Жовиаля («Стряпчий под столом»), Падчерицына («Хороша и дурна»), Васильева («В тихом омуте») — были лучшими его ролями. Мастерство говорить куплеты было доведено у Живокини до совершенства, и в этом мастерстве выказывался во всем блеске его художественный такт: главную мысль, силу сарказма в них — он всегда выставлял рельефно и с эффектом. Пьесы нового репертуара не прошли тоже без его участия. Он не только не оказался лишним для репертуара Островского, но без Живокини многие пьесы его театра не могли бы итти с таким блеском, как они шли на Московской сцене. В. И. усердно играл и купцов и приказных — как известно — две категории первенствующих типов московского бытового театра. Кто не помнит его в «Не сошлись характерами» или в «Тяжелых днях»!
«Мы не видали и не знаем понаслышке другого актера, — писал про него известный критик А. Бажанов, — который бы на узкоспециальном амплуа чисто комических ролей успел составить себе такое громкое имя. Большую известность, как комик, имел покойный Мартынов, но комизм этого даровитого артиста имел всегда более или менее серьезный характер; элемент комический в его игр всегда тесно граничил с драматическим элементом, который в последний, самый блестящий период его артистической деятельности, всплыл совершенно наружу и взял окончательный перевес. Комизм Мартынова не терял своего серьезного характера даже и в таких пьесах, как водевили «А. и Ф.» и «Лев Гурыч Синичкин». Комизм г. Живокини лишен этого серьезного характера; но зато его комизм до такой степени невозмутимо светел, что действует одинаково обаятельно на зрителя и в ролях высокой комедии и в ролях самых отчаянных фарсов. Беспримерная веселость, живой, умный и заразительный смех, находчивость, с которою он выставляет все, отысканное им в роли в смешном свете, до удивительной рельефности, иногда далее до художественной карикатуры — вот те слишком крупные свойства комического таланта Живокини, которые невольно бросаются в глаза каждому зрителю и делают этого артиста достолюбезным для публики. Если в большей части форсированных ролей его репертуара он, как справедливо упрекают его, за осмеиванием смешных сторон роли, доходящим иногда даже до глумления над ролью, мало заботится о том, чтобы из роли возникло живое лицо, то этого вовсе нельзя сказать об отношении его к ролям иного рода, к ролям более серьезным, и нам, например, не так давно еще удалось истинно наслаждаться его осмысленною игрою в ролях: Грумио («Укрощение строптивой»), Клюквы («Много шума из пустого»), шута («Двенадцатая ночь»)».
«Европейская вековая комедия вряд ли где на западе имела, в период от 30-х до 60-х годов, более блестящего представителя, чем Живокини. Я могу его сравнивать только с новейшими комиками—буффами Европы, каких я видал и знавал в последние десять-пятнадцать лет, — пишет про Живокини другой маститый критик П. Д. Боборыкин, — родство Живокини с ними бросалось сразу в глаза. Начать с того, что даровитейшая «Маска» Пале-Руаяля, покойная Тверре, была вылитый Василий Игнатьевич, только в женском платье. Затем идет целая вереница палеруаяльских комиков: Жоффруа, Леритье, Равель, Брассер, Жиль-Перец. Все они изображали 20 слишком лет — одни и те же типы и одни и те же почти положения, и не теряли от этого своего достоинства. Да и что такое первые комики всех европейских народностей, как не Панталоне на подкладке буржуа во всем их блеске и во всей ничтожности? Все они, т. е. Жоффруа, и Прадо, и Нейман, и Гельмердинг, и Матрац, и Блязель и Уэбстер, все они — родные братья Живокини. Он их родич в полнейшем смысле. Живокини был единственный русский актер, которому стоило только переменить язык, чтобы целиком перенести себя на любую западную сцену и сделаться там первым комиком. Европейский зритель принял бы его с первого же разу, как продукт своего комического искусства. С итальянскими же буффами имел Живокини дополнительное семейное родство».
Василий Игнатьевич Живокини скончался в Москве 18-го января 1874 года. Он не дожил до 50-тилетнего юбилея лишь несколько месяцев, и за 9 дней до смерти появлялся еще на сцене.
Подробнее >