Живокини Василий Игнатьевич

Актер
ЖИВОКИНИ Василий Игнатьевич (1805 — 18(30).I. 1874) — русский актер. Родился в Москве. Отец Живокини — выходец из Италии, был владельцем небольшой макаронной фабрики (сожжена в 1812). Поступив в Московское театральное училище (1817), Живокини занимался балетом, обучался игре на скрипке, драматическому искусству. Готовился стать музыкантом в оркестре. В 1822, под влиянием простой и правдивой игры И. И. Сосницкого, гастролировавшего в Москве, Живокини решил стать драматическим актером. Подготовив три роли, Живокини в 1824 дебютировал в одной из них на московской сцене (Дубридор — «Глухой, или Полный трактир»). В том же году сыграл Митрофанушку («Недоросль»). В 1825, по окончании училища, был зачислен в драматическую труппу московских театров (с 1824 — Малый театр). Выступал вначале в драмах, операх и балетах, играл в оркестре. Вскоре Живокини выделился как замечательный водевильный актер, комик-буфф. Игра актера отличалась естественностью и простотой, что роднило его искусство с творчеством основоположника русского сценического реализма М. С. Щепкина (с которым Живокини выступал в одних и тех же спектаклях, а иногда исполнял одинаковые роли). В то же время Живокини стремился к импровизации, к яркой буффонаде, созданию постоянной маски. Своих героев, принадлежавших, как правило, к средним и низшим слоям общества (ремесленники, актеры, небогатые торговцы, мелкие чиновники), Живокини изображал сочувственно, с большой любовью. Творчество актера проникнуто оптимизмом (его называли «светлым комиком»). Замечательный комедийный актер, Живокини широко использовал традиции русского народного театра (представления скоморохов, балаганы и др.). Любимые персонажи Живокини — веселые и добродушные люди: хлопотливые отцы, недалекие, но искренне влюбленные женихи, хитрые старики, флегматичные умники, темпераментные простаки. Играя, по существу, одну и ту же роль, актер создавал постоянный образ-маску человека средних лет, живого, непосредственного, обладающего ярким чувством юмора, всегда готового к проделкам. У героев Живокини были особая, смешная, хромающая походка, угловатые жесты. Говорил Живокини, смешно растягивая слова, делал неправильные ударения, еще более усиливающие комический эффект. Для творчества Живокини характерно обращение к импровизации, он вставлял сочиненные им экспромтом реплики, обращался к публике, пел куплеты, иногда превращая свое пение во вставной эстрадный номер. Импровизации Живокини отличались остроумием, часто носили сатирическую направленность. В такой манере Живокини играл не только в водевилях (Жовиаль — «Стряпчий под столом», 1834, Мордашев - «Аз и Ферт» Федорова, и мн. др.), но и в классических пьесах. Однако в реалистических бытовых драмах импровизационно-буффонная манера игры актера вступала в резкое противоречие с содержанием произведения. Так, например, Подколесина («Женитьба»), Расплюева («Свадьба Кречинского»), Рисположенского («Свои люди — сочтемся») и др. роли Живокини играл в обычной для него водевильной манере, не искал характерности. Зато в ролях, дающих возможность обращаться к буффонаде, — Арган («Школа жен» Мольера), Грумио («Укрощение строптивой» Шекспира), Живокини бывал очень хорош. С 60-х гг. Живокини, обладавший музыкальностью, выступал также и в опереттах. Актер вел педагогическую работу в Московском театральном училище. Обучая своих учеников главным образом на водевильном репертуаре, он требовал от них простоты и естественности исполнения, боролся против наигрыша и напыщенности. Ежегодно (с 1834, Нижний Новгород, антреприза Рязанцева) Живокини гастролировал в провинции. В конце 1873 тяжело заболел и перестал выступать на сцене. Однако, почувствовав себя лучше, он решил возобновить работу в театре. 17 января 1874 состоялся спектакль с его участием, который Живокини едва довел до конца и через несколько часов скончался.

Соч.: Из моих воспоминаний, «Библиотека театра и искусства», СПБ , 1914, февраль, кн. 2, с. 3-31.

Лит.: Кони Ф., В. И. Живокини на петербургской сцене, «Репертуар и Пантеон театров», СПБ , 1847, т. 4, с. 10-16;
Марков П., Малый театр тридцатых и сороковых годов, в сборнике: Московский Малый театр. 1824—1924, М., 1924, с. 198—202;
Дмитриев Ю.А., Московского Малого театра артист Живокини, «Театр», 1960, №. 9.
ЖИВОКИНИ Василий Игнатьевич (1805 — 18(30).I. 1874) — русский актер. Родился в Москве. Отец Живокини — выходец из Италии, был владельцем небольшой макаронной фабрики (сожжена в 1812). Поступив в Московское театральное училище (1817), Живокини занимался балетом, обучался игре на скрипке, драматическому искусству. Готовился стать музыкантом в оркестре. В 1822, под влиянием простой и правдивой игры И. И. Сосницкого, гастролировавшего в Москве, Живокини решил стать драматическим актером. Подготовив три роли, Живокини в 1824 дебютировал в одной из них на московской сцене (Дубридор — «Глухой, или Полный трактир»). В том же году сыграл Митрофанушку («Недоросль»). В 1825, по окончании училища, был зачислен в драматическую труппу московских театров (с 1824 — Малый театр). Выступал вначале в драмах, операх и балетах, играл в оркестре. Вскоре Живокини выделился как замечательный водевильный актер, комик-буфф. Игра актера отличалась естественностью и простотой, что роднило его искусство с творчеством основоположника русского сценического реализма М. С. Щепкина (с которым Живокини выступал в одних и тех же спектаклях, а иногда исполнял одинаковые роли). В то же время Живокини стремился к импровизации, к яркой буффонаде, созданию постоянной маски. Своих героев, принадлежавших, как правило, к средним и низшим слоям общества (ремесленники, актеры, небогатые торговцы, мелкие чиновники), Живокини изображал сочувственно, с большой любовью. Творчество актера проникнуто оптимизмом (его называли «светлым комиком»). Замечательный комедийный актер, Живокини широко использовал традиции русского народного театра (представления скоморохов, балаганы и др.). Любимые персонажи Живокини — веселые и добродушные люди: хлопотливые отцы, недалекие, но искренне влюбленные женихи, хитрые старики, флегматичные умники, темпераментные простаки. Играя, по существу, одну и ту же роль, актер создавал постоянный образ-маску человека средних лет, живого, непосредственного, обладающего ярким чувством юмора, всегда готового к проделкам. У героев Живокини были особая, смешная, хромающая походка, угловатые жесты. Говорил Живокини, смешно растягивая слова, делал неправильные ударения, еще более усиливающие комический эффект. Для творчества Живокини характерно обращение к импровизации, он вставлял сочиненные им экспромтом реплики, обращался к публике, пел куплеты, иногда превращая свое пение во вставной эстрадный номер. Импровизации Живокини отличались остроумием, часто носили сатирическую направленность. В такой манере Живокини играл не только в водевилях (Жовиаль — «Стряпчий под столом», 1834, Мордашев - «Аз и Ферт» Федорова, и мн. др.), но и в классических пьесах. Однако в реалистических бытовых драмах импровизационно-буффонная манера игры актера вступала в резкое противоречие с содержанием произведения. Так, например, Подколесина («Женитьба»), Расплюева («Свадьба Кречинского»), Рисположенского («Свои люди — сочтемся») и др. роли Живокини играл в обычной для него водевильной манере, не искал характерности. Зато в ролях, дающих возможность обращаться к буффонаде, — Арган («Школа жен» Мольера), Грумио («Укрощение строптивой» Шекспира), Живокини бывал очень хорош. С 60-х гг. Живокини, обладавший музыкальностью, выступал также и в опереттах. Актер вел педагогическую работу в Московском театральном училище. Обучая своих учеников главным образом на водевильном репертуаре, он требовал от них простоты и естественности исполнения, боролся против наигрыша и напыщенности. Ежегодно (с 1834, Нижний Новгород, антреприза Рязанцева) Живокини гастролировал в провинции. В конце 1873 тяжело заболел и перестал выступать на сцене. Однако, почувствовав себя лучше, он решил возобновить работу в театре. 17 января 1874 состоялся спектакль с его участием, который Живокини едва довел до конца и через несколько часов скончался.

Соч.: Из моих воспоминаний, «Библиотека театра и искусства», СПБ , 1914, февраль, кн. 2, с. 3-31.

Лит.: Кони Ф., В. И. Живокини на петербургской сцене, «Репертуар и Пантеон театров», СПБ , 1847, т. 4, с. 10-16;
Марков П., Малый театр тридцатых и сороковых годов, в сборнике: Московский Малый театр. 1824—1924, М., 1924, с. 198—202;
Дмитриев Ю.А., Московского Малого театра артист Живокини, «Театр», 1960, №. 9.
Публикации

ПАМЯТЬ

1 января исполняется 210 лет со дня рождения легендарного артиста Малого театра Василия Игнатьевича Живокини.

Подробнее >

ВАСИЛИЙ ИГНАТЬЕВИЧ ЖИВОКИНИ

«Ежегодник Императорских театров», сезон 1903 – 1904. Приложение, стр. 233-235.

Подробнее >
Отзывы