Ирина Вадимовна Муравьёва, народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, родилась 8 февраля 1949 г. По окончании в 1970 г. драматической студии при Центральном детском театре Муравьёва была зачислена в труппу ЦДТ, где служила в течение семи лет. Среди работ актрисы – Любка Шевцова («Молодая гвардия» А.Фадеева), Виола/Себастьян («Двенадцатая ночь» У.Шекспира), принцесса Лали («Чинрака» по сказке Г.Нахуцришвили), Бонка («Сказка о четырёх близнецах» П.Панчева), Галя («Димка-невидимка» В.Н.Коростылёва и М.Г.Львовского), Ворона («Снежная королева» Е.Шварца), а также роли мальчиков в спектаклях по пьесам С.Михалкова – Шура Тычинкин («Сомбреро») и Федя Дружинин («2001 год»).
С 1977 по 1991 гг. Ирина Муравьёва работала в Театре им. Моссовета. В репертуаре актрисы были широко представлены произведения современных авторов – «Дом на песке» Р.Ибрагимбекова, «Комната» Э.Брагинского, «Превышение власти» В.Черных, «Цитата» и «Максим в конце тысячелетия» (обе пьесы Л.Зорина) и др. В легендарном спектакле «Дальше – тишина» В.Дельмар актриса сыграла Роду, внучку главных героев в исполнении Фаины Раневской и Ростислава Плятта. Важным событием в творческой биографии Муравьёвой стала Грушенька в «Братьях Карамазовых» по Ф.М.Достоевскому. Параллельно с работой в театре И.В.Муравьёва окончила ГИТИС им. А.В.Луначарского (курс О.Я.Ремеза).
С 1993 г. Ирина Вадимовна Муравьёва служит в Малом театре. На прославленной сцене она исполнила ряд центральных ролей русского классического репертуара, в числе которых Раневская («Вишнёвый сад» А.П.Чехова), Купавина («Волки и овцы» А.Н.Островского), Аркадина («Чайка» А.П.Чехова), Гурмыжская («Лес» А.Н.Островского), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского). Актрисе одинаково доступны и мягкий лиризм, и острая характерность вплоть до гротеска. Легкомысленная наивная Мамаева, молодящаяся развратница Гурмыжская, тонко чувствующая и непрактичная Раневская, ограниченная Аркадина, – все эти характеры артистка блестяще раскрывает и привносит в них черты своей творческой индивидуальности – яркий темперамент и фантазию, умение радоваться жизни и способность к остроумной шутке.
Ирине Муравьёвой нечасто доводится играть отрицательных героинь, и потому роль Матрёны («Власть тьмы» Л.Н.Толстого) раскрыла её дарование с новой стороны. Актрисе удалось достоверно и убедительно донести до зрителя всю глубину и своеобразие толстовского текста. Несомненной удачей Ирины Вадимовны стала нежная, всепрощающая Эстер в «Почти всё о любви…» («Священные чудовища» Ж.Кокто). Одна из наиболее значимых ролей актрисы – Филумена Мартурано в одноимённом спектакле по пьесе итальянского классика Э. Де Филиппо. «Муравьёва играет сдержанно, без всякой сентиментальности, фальши или желания растрогать, – пишет критик Ольга Романцова. – Только раз она дрогнет – перед тем как признаться своим, уже взрослым, сыновьям, что она их мать».
Безымянная бабушка, одна из «Восьми любящих женщин» – вторая отравительница, сыгранная Муравьёвой. Но если Матрёна вызывает ужас, то героиня комедии Р.Тома настолько обаятельна, что зритель прощает ей и ложь, и пристрастие к спиртному, и даже убийство.
В «Женитьбе» Н.В.Гоголя актриса сыграла ушлую, не лезущую за словом в карман сваху Фёклу Ивановну. «Наблюдать за ней – наслаждение необычайное: Муравьёва так просто демонстрирует вершины актёрского мастерства, что впору студентов приглашать» (Елена Булова, «Вечерняя Москва»).
Ещё одну сваху – на этот раз заграничную – Ирина Вадимовна сыграла в музыкальном спектакле «Всегда зовите Долли!» по Т.Уайлдеру. Постановка, осуществлённая режиссёром Владимиром Ивановым (Театр им. Е.Вахтангова), была приурочена к юбилею артистки и стала настоящим бенефисом Муравьёвой, предстающей на сцене во всём блеске своего обаяния. «Долли напевает, пританцовывает, мирит, интригует, сватает, помогает влюблённым и убеждает скрягу-лавочника Гораса Вандергельдера (Валерий Афанасьев) жениться на ней, прекрасной и неотразимой» (Валентина Фёдорова, «Театральная афиша столицы»).
После яркой и женственной Долли Леви Ирина Муравьёва играет Коробочку («Мёртвые души» Н.В.Гоголя), предприимчивую старушку-помещицу, забывающую о своих суевериях и страхах, когда появляется возможность выгодно продать мёд, пеньку и прочие товары. Муравьёва купается в роли, создавая одну из лучших работ в спектакле.
Павла Петровна из «Женитьбы Бальзаминова» принадлежит к распространённому у Островского типу матерей-соучастниц (Чебоксарова в «Бешеных деньгах», Глумова в «На всякого мудреца довольно простоты», Анна Устиновна в «Пучине»). Она всей душой желает сыну удачи, хотя и понимает, что Мишенька не слишком умён и его претензии на богатую невесту ничем не подкреплены. Однако фантазии Бальзаминова настолько заразительны, что маменька и сама начинает мечтать.
Кинематограф по достоинству оценил яркий талант, органичность и заразительный темперамент Муравьёвой. Ирина Вадимовна – одна из популярнейших актрис современного кино, миллионы зрителей России и ближнего зарубежья знают и любят картины с её участием. Одной из первых работ Муравьёвой стала роль Сюзанны в фильме «Чисто английское убийство». Чаще всего актриса воплощала образы наших современниц, создавая характеры не всегда положительные, но всегда своеобразные, непосредственные, естественные и обаятельные. Особенно запомнились зрителям её Людмила («Москва слезам не верит»), Нина Соломатина («Карнавал») и Надя Клюева («Самая обаятельная и привлекательная»). В этих образах полностью раскрылись блестящий артистизм Муравьёвой, её великолепное чувство комического. Среди других фильмов с участием Ирины Вадимовны – «Артистка из Грибова», «Год телёнка», «Дуэнья», «Мы, нижеподписавшиеся…», «Охота на лис», «Когда опаздывают в ЗАГС…», «Руфь», «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся 100 лет назад», «Переезд», «Руки вверх!», «Тартюф», «Эта женщина в окне», «Казус Белли», «Одесский пароход». В 1991 г. актриса исполнила главную роль в документальном фильме «Кто Вы, мадам Блаватская?»
Муравьёва снималась в сериалах «Время выбрало нас», «Завещание Ленина», «Не родись красивой», «Спас под берёзами», «С новым счастьем!», «Одна ночь любви» и др. За роль Кати в фильме «Китайская бабушка» Ирина Вадимовна была удостоена премии «Ника» (2010 г.).
Актриса озвучила множество мультфильмов, в числе которых «Пиф-паф, ой-ой-ой», «Пёс в сапогах», «Кошкин дом» (1982), «Дереза», «Неуловимый Фунтик», «Фунтик и сыщики», «Какой звук издаёт комар?», «Машенька», «Слонёнок-турист», «Теремок» (1995), «Букашки», а также один из шедевров постсоветской анимации – «Гора самоцветов».
Роли в Малом театре:
1994 г. Раневская, «Вишневый сад» А.П. Чехов
1994 г. Купавина, «Волки и овцы» А.Н. Островский
1996 г. Аркадина, «Чайка» А.П. Чехов
1998 г. Гурмыжская, «Лес» А.Н. Островский
2002 г. Мамаева, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островский
2007 г. Матрена, «Власть тьмы» Л. Толстого, режиссёр Ю. Соломин
2012 г. Эстер, «Священные чудовища» Ж.Кокто, режиссёр А.Яковлев
2013 г. Филумена Мартурано, «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, режиссёр Стефано де Лука
2015 г. Бабушка, «Восемь любящих женщин» Р.Тома, режиссёр В.Бейлис
2017 г. Фекла Ивановна, «Женитьба» Н.В.Гоголя, режиссер Ю.Соломин
2019 г. Долли Леви, «Всегда зовите Долли» С.Плотова и В.Иванова, режиссер В.В.Иванов
2021 г. Коробочка, "Мёртвые души" Н.В.Гоголя, режиссер А.В.Дубровский
2022 г. Павла Петровна Бальзаминова, "Женитьба Бальзаминова" А.Н.Островского, режиссер А.В.Дубровский
Ирина Вадимовна Муравьёва, народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР, родилась 8 февраля 1949 г. По окончании в 1970 г. драматической студии при Центральном детском театре Муравьёва была зачислена в труппу ЦДТ, где служила в течение семи лет. Среди работ актрисы – Любка Шевцова («Молодая гвардия» А.Фадеева), Виола/Себастьян («Двенадцатая ночь» У.Шекспира), принцесса Лали («Чинрака» по сказке Г.Нахуцришвили), Бонка («Сказка о четырёх близнецах» П.Панчева), Галя («Димка-невидимка» В.Н.Коростылёва и М.Г.Львовского), Ворона («Снежная королева» Е.Шварца), а также роли мальчиков в спектаклях по пьесам С.Михалкова – Шура Тычинкин («Сомбреро») и Федя Дружинин («2001 год»).
С 1977 по 1991 гг. Ирина Муравьёва работала в Театре им. Моссовета. В репертуаре актрисы были широко представлены произведения современных авторов – «Дом на песке» Р.Ибрагимбекова, «Комната» Э.Брагинского, «Превышение власти» В.Черных, «Цитата» и «Максим в конце тысячелетия» (обе пьесы Л.Зорина) и др. В легендарном спектакле «Дальше – тишина» В.Дельмар актриса сыграла Роду, внучку главных героев в исполнении Фаины Раневской и Ростислава Плятта. Важным событием в творческой биографии Муравьёвой стала Грушенька в «Братьях Карамазовых» по Ф.М.Достоевскому. Параллельно с работой в театре И.В.Муравьёва окончила ГИТИС им. А.В.Луначарского (курс О.Я.Ремеза).
С 1993 г. Ирина Вадимовна Муравьёва служит в Малом театре. На прославленной сцене она исполнила ряд центральных ролей русского классического репертуара, в числе которых Раневская («Вишнёвый сад» А.П.Чехова), Купавина («Волки и овцы» А.Н.Островского), Аркадина («Чайка» А.П.Чехова), Гурмыжская («Лес» А.Н.Островского), Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского). Актрисе одинаково доступны и мягкий лиризм, и острая характерность вплоть до гротеска. Легкомысленная наивная Мамаева, молодящаяся развратница Гурмыжская, тонко чувствующая и непрактичная Раневская, ограниченная Аркадина, – все эти характеры артистка блестяще раскрывает и привносит в них черты своей творческой индивидуальности – яркий темперамент и фантазию, умение радоваться жизни и способность к остроумной шутке.
Ирине Муравьёвой нечасто доводится играть отрицательных героинь, и потому роль Матрёны («Власть тьмы» Л.Н.Толстого) раскрыла её дарование с новой стороны. Актрисе удалось достоверно и убедительно донести до зрителя всю глубину и своеобразие толстовского текста. Несомненной удачей Ирины Вадимовны стала нежная, всепрощающая Эстер в «Почти всё о любви…» («Священные чудовища» Ж.Кокто). Одна из наиболее значимых ролей актрисы – Филумена Мартурано в одноимённом спектакле по пьесе итальянского классика Э. Де Филиппо. «Муравьёва играет сдержанно, без всякой сентиментальности, фальши или желания растрогать, – пишет критик Ольга Романцова. – Только раз она дрогнет – перед тем как признаться своим, уже взрослым, сыновьям, что она их мать».
Безымянная бабушка, одна из «Восьми любящих женщин» – вторая отравительница, сыгранная Муравьёвой. Но если Матрёна вызывает ужас, то героиня комедии Р.Тома настолько обаятельна, что зритель прощает ей и ложь, и пристрастие к спиртному, и даже убийство.
В «Женитьбе» Н.В.Гоголя актриса сыграла ушлую, не лезущую за словом в карман сваху Фёклу Ивановну. «Наблюдать за ней – наслаждение необычайное: Муравьёва так просто демонстрирует вершины актёрского мастерства, что впору студентов приглашать» (Елена Булова, «Вечерняя Москва»).
Ещё одну сваху – на этот раз заграничную – Ирина Вадимовна сыграла в музыкальном спектакле «Всегда зовите Долли!» по Т.Уайлдеру. Постановка, осуществлённая режиссёром Владимиром Ивановым (Театр им. Е.Вахтангова), была приурочена к юбилею артистки и стала настоящим бенефисом Муравьёвой, предстающей на сцене во всём блеске своего обаяния. «Долли напевает, пританцовывает, мирит, интригует, сватает, помогает влюблённым и убеждает скрягу-лавочника Гораса Вандергельдера (Валерий Афанасьев) жениться на ней, прекрасной и неотразимой» (Валентина Фёдорова, «Театральная афиша столицы»).
После яркой и женственной Долли Леви Ирина Муравьёва играет Коробочку («Мёртвые души» Н.В.Гоголя), предприимчивую старушку-помещицу, забывающую о своих суевериях и страхах, когда появляется возможность выгодно продать мёд, пеньку и прочие товары. Муравьёва купается в роли, создавая одну из лучших работ в спектакле.
Павла Петровна из «Женитьбы Бальзаминова» принадлежит к распространённому у Островского типу матерей-соучастниц (Чебоксарова в «Бешеных деньгах», Глумова в «На всякого мудреца довольно простоты», Анна Устиновна в «Пучине»). Она всей душой желает сыну удачи, хотя и понимает, что Мишенька не слишком умён и его претензии на богатую невесту ничем не подкреплены. Однако фантазии Бальзаминова настолько заразительны, что маменька и сама начинает мечтать.
Кинематограф по достоинству оценил яркий талант, органичность и заразительный темперамент Муравьёвой. Ирина Вадимовна – одна из популярнейших актрис современного кино, миллионы зрителей России и ближнего зарубежья знают и любят картины с её участием. Одной из первых работ Муравьёвой стала роль Сюзанны в фильме «Чисто английское убийство». Чаще всего актриса воплощала образы наших современниц, создавая характеры не всегда положительные, но всегда своеобразные, непосредственные, естественные и обаятельные. Особенно запомнились зрителям её Людмила («Москва слезам не верит»), Нина Соломатина («Карнавал») и Надя Клюева («Самая обаятельная и привлекательная»). В этих образах полностью раскрылись блестящий артистизм Муравьёвой, её великолепное чувство комического. Среди других фильмов с участием Ирины Вадимовны – «Артистка из Грибова», «Год телёнка», «Дуэнья», «Мы, нижеподписавшиеся…», «Охота на лис», «Когда опаздывают в ЗАГС…», «Руфь», «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся 100 лет назад», «Переезд», «Руки вверх!», «Тартюф», «Эта женщина в окне», «Казус Белли», «Одесский пароход». В 1991 г. актриса исполнила главную роль в документальном фильме «Кто Вы, мадам Блаватская?»
Муравьёва снималась в сериалах «Время выбрало нас», «Завещание Ленина», «Не родись красивой», «Спас под берёзами», «С новым счастьем!», «Одна ночь любви» и др. За роль Кати в фильме «Китайская бабушка» Ирина Вадимовна была удостоена премии «Ника» (2010 г.).
Актриса озвучила множество мультфильмов, в числе которых «Пиф-паф, ой-ой-ой», «Пёс в сапогах», «Кошкин дом» (1982), «Дереза», «Неуловимый Фунтик», «Фунтик и сыщики», «Какой звук издаёт комар?», «Машенька», «Слонёнок-турист», «Теремок» (1995), «Букашки», а также один из шедевров постсоветской анимации – «Гора самоцветов».
Роли в Малом театре:
1994 г. Раневская, «Вишневый сад» А.П. Чехов
1994 г. Купавина, «Волки и овцы» А.Н. Островский
1996 г. Аркадина, «Чайка» А.П. Чехов
1998 г. Гурмыжская, «Лес» А.Н. Островский
2002 г. Мамаева, «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островский
2007 г. Матрена, «Власть тьмы» Л. Толстого, режиссёр Ю. Соломин
2012 г. Эстер, «Священные чудовища» Ж.Кокто, режиссёр А.Яковлев
2013 г. Филумена Мартурано, «Филумена Мартурано» Э. де Филиппо, режиссёр Стефано де Лука
2015 г. Бабушка, «Восемь любящих женщин» Р.Тома, режиссёр В.Бейлис
2017 г. Фекла Ивановна, «Женитьба» Н.В.Гоголя, режиссер Ю.Соломин
2019 г. Долли Леви, «Всегда зовите Долли» С.Плотова и В.Иванова, режиссер В.В.Иванов
2021 г. Коробочка, "Мёртвые души" Н.В.Гоголя, режиссер А.В.Дубровский
2022 г. Павла Петровна Бальзаминова, "Женитьба Бальзаминова" А.Н.Островского, режиссер А.В.Дубровский