Екатерина Михайловна Базарова, заслуженная артистка России, родилась 3 июля 1978 г. в Москве. Выпускница ВТУ им. М.С.Щепкина (курс Ю.М.и О.Н. Соломиных), в 1999 г. она была приглашена в труппу Малого театра.
Начав, как и водится, с небольших ролей, со временем Базарова стала одной из ведущих актрис своего поколения. Забавно, но в её творческом багаже представлены все слои общества: «криминальные элементы» (Маленькая разбойница в «Снежной королеве» по Е.Шварцу), зажиточное крестьянство (Акулина во «Власти тьмы» Л.Н.Толстого), мещанство (Весёлкина в «Варварах» М.Горького), средний класс (Жюли из «Дельца» О. де Бальзака, Ирина Лавровна в «Последней жертве» А.Н.Островского), купечество (Липочка в «Своих людях – сочтёмся!», Лариса из «Не было ни гроша, да вдруг алтын», Сусанна Сергеевна Лундышева из «Красавца мужчины» А.Н.Островского), чиновничество (Марья Антоновна и Анна Андреевна в «Ревизоре» Н.В.Гоголя), «придворная камарилья» (Катерина из «Усилий любви» У.Шекспира), высшая знать (принцесса Эльза в «Снежной королеве» по Е.Шварцу) и даже будущая королева Испании (принцесса Изабелла в «Тайнах Мадридского двора» Э.Скриба и Э.Легуве).
Екатерина Базарова – ярко выраженная характерная актриса, чьё дарование органично сочетает все оттенки комического, от мягкого лиризма в «Дельце» до откровенного гротеска в «Усилиях любви». Впрочем, по словам самой Екатерины, она всегда рада, когда её «выпускают из этих рамок». Прирождённая клоунесса, словно сошедшая со страниц комедий дель арте, Базарова справедливо полагает, что не умещается в понятие жанра. Её амплуа очень подвижно. Она может играть и драматические, и комедийные, и эксцентрические роли – у Екатерины богатейшее разностороннее дарование. Однако единственная пока что драматическая героиня Базаровой – Акулина во «Власти тьмы», причём сыграла её актриса дважды, сначала в училище им. Щепкина, а затем и на подмостках Малого театра.
В числе лучших работ Екатерины – Жюли Меркаде из «Дельца». Свежая, естественная, чистая, Жюли подобна цветку, распускающемуся с первыми лучами солнца. Актриса не играла, она жила на сцене – чем иначе объяснить тот мягкий внутренний свет, что исходил от её героини?
Ещё одной бесспорной творческой удачей Базаровой стала Лариса Епишкина в комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Режиссёру-постановщику Эдуарду Марцевичу вместе с исполнительницей удалось найти очень интересные и неожиданные краски, во многом меняющие сложившееся представление об этой роли. Незамужней Ларисе 26 лет, возраст по тем временам критический. Кажется, сам Бог велел играть перезревшую, сверх меры озабоченную девицу, у которой голос плоти заглушает остатки разума. Однако тут совсем другой коленкор.
Базарова ведёт свою роль достаточно мягко, без нажима и излишнего комикования. Её героиня – особа противная, надо отдать должное, но всё же она, в первую очередь, жертва семейного деспотизма. «Как хочешь… поворачивай, всё дрянь»,– говорит про дочку купец Епишкин. Да и маменька, Фетинья Мироновна, отзывается едва ли многим лучше: «…разумом недостаточна, дурой не назовёшь, а и к умным не причтёшь, так, полудурье». А великовозрастной девице, которую собственные родители стыдятся выпускать на люди, всего-то и нужна порция ласки, внимания и любви. И так ей этого хочется, что палит Лариса по первой попавшейся мишени – соседскому дурачку Елесе.В результате героиня получает всё, что ей нужно для счастья, – полную свободу и Елесю Мигачёва в придачу. Однако свобода Ларисы – это свобода жить на скотном дворе (именно так трактовал Марцевич место действия своего спектакля). Впрочем, сочувствовать ей не стоит, ведь Лариса не понимает, где находится.
Роль Ирины Лавровны («Последняя жертва») актриса называет одной из самых любимых. …Головокружительное декольте, перья, дрожащий от страсти низкий голос… «Знойная женщина, мечта поэта», одним словом. Слегка утрируя, добавляя ярких и сочных красок (всё-таки Островский во многом сродни Кустодиеву!), Базарова создаёт остросовременный портрет молоденькой искательницы приключений, прикрывающей трезвый расчёт разговорами о «высокой поэзии». «Когда на неё смотришь, – говорила театральный критик Вера Максимова,– возникает ощущение свежести, страсти, силы. Она замечательно передаёт человеческую глупость. Это тоже очень важно. Ум играть трудно, но куда труднее играть глупость и не впадать в карикатуру».
За двадцать с лишним лет на сцене Малого театра Базарова исполнила около тридцати ролей в лучших пьесах отечественной и мировой драматургии.Особенно удачным выдался для актрисы 2020 г. Творческий багаж Екатерины пополнился пятью новыми работами, среди которых Аполлинария Антоновна(«Красавец мужчина» А.Н.Островского) и Анна Андреевна («Ревизор» Н.В.Гоголя) – эти две героини вошли в число возрастных ролей Екатерины. Первой из них стала не в меру предприимчивая сваха Устинья Наумовна в спектакле «Свои люди – сочтёмся!» А.Н.Островского. Уже в 2021 г. к возрастным ролям актрисы добавилась Матильда, жена Альфреда Илла в «Визите старой дамы» Ф.Дюрренматта.
В 2023 г. Екатерина Базарова сыграла Нюрку-хлеборезку в драме «Летят журавли»В.Розова. Героине актрисы – спекулянтке– начавшаяся война открыла доступ в «приличные дома»: Нюрка может раздобыть деликатесы, которые и в мирное времябыли доступны далеко не каждому. Со всем присущим ей талантом Базарова создаёт образ, способный вызвать одно омерзение: расчеловеченнаяхабалка, наживающаяся на чужих несчастьях.
С 2014 г. Екатерина Базарова сотрудничает с Московским драматическим театром «Глобус». Актриса участвовала в спектаклях «Два мужа одной жены» Миро Гаврана (Драгица), «Любовь до гроба, или это была не пятая, а девятая»Альдо Николаи (Ева), а также сыграла заглавного героя в музыкальной постановке «Кот в сапогах» по Шарлю Перро. С этими спектаклями Базарова побывала на гастролях в Тамбове, Борисоглебске, Костроме, Чебоксарах и Салехарде.
С 2017 г. актриса преподаёт в театральномкружке московской общеобразовательной школы № 947, а с апреля 2019 г. ведёт занятия в детской студии при Малом театре.
Екатерина Базарова снимается на телевидении. На её счетуучастие в сериалах «Замыслил я побег», «Моя прекрасная няня», «Московская история», «Одна любовь души моей», «Взрослая жизнь девчонки Полины Субботиной».
Роли в Малом театре:
1999 г. горожанка, «Бешеные деньги» Г-А. Островского, режиссёр В. Иванов
1999 г. горничная, «Лес» А. Островского, режиссёр Ю. Соломин
2000 г. горничная, «Чайка» А. Чехова, режиссёр В. Драгунов
2000 г. Олимпиада Самсоновна, «Свои люди — сочтёмся!» А. Островского, режиссёр А.Четверкин
2000 г. Принцесса Эльза, «Снежная королева» Г-Х. Андерсена, режиссёр В. Иванов
2000 г. Жюли, «Делец» О. де Бальзака, режиссёр В. Драгунов
2001 г. Аксинья, «Пучина» А.Н. Островского, режиссёр А. Коршунов
2002 г. Катерина, «Усилия любви» У. Шекспира, режиссёр В. Иванов
2004 г. Принцесса Изабелла, «Тайны мадридского двора » Э. Скриб и ЕюЛегуве, режиссёр В. Бейлис
2004 г. Ирина Лавровна, «Последняя жертва»А.Н.Островского, режиссёр В. Драгунов
2004 г. Маленькая разбойница, «Снежная королева» Г-Х. Андерсена, режиссёр В. Иванов
2006 г. Марья Антоновна, «Ревизор» Н. Гоголя, режиссёр Ю. Соломин
2007 г. Лариса, «Не было ни гроша да вдруг алтын» А. Островского, режиссёр Э. Марцевич
2007 г. Акулина, «Власть тьмы» Л. Толстого, режиссёр Ю. Соломин
2015 г. Устинья Наумовна, «Свои люди — сочтёмся!» А. Островского, режиссёр А.Четверкин
2020 г. Анна Андреевна, "Ревизор" Н.В.Гоголя, режиссер Ю.М.Соломин
2020 г. Веселкина, "Варвары" М.Горького, режиссер В.М.Бейлис
2020 г. Ольга Пасторелли, "Рождество в доме Купьелло" Эдуардо Де Филиппо
2020 г. Аполлинария Антоновна, "Красавец мужчина" А.Н.Островского
2020 г. Сусанна Сергеевна Лундышева, "Красавец мужчина" А.Н.Островского
2021 г. Матильда, "Визит старой дамы" Ф.Дюрренматта
2021 г. Армида Романелло, "Рождество в доме Купьелло" Э. Де Филиппо
2021 г. Паула Клотильда, "Перед заходом солнца" Г.Гауптмана
2022 г. Матрена, "Женитьба Бальзаминова" А.Н.Островского
2022 г. Мачеха, "Подснежники для королевы"
2023 г. Нюра, хлеборезка, "Летят журавли" В.С.Розова
2024 г. Созя, "Мой нежный зверь" А.П.Чехова
2024 г. Ненила Сидоровна, "В чужом пиру похмелье" А.Н.Островского
Екатерина Михайловна Базарова, заслуженная артистка России, родилась 3 июля 1978 г. в Москве. Выпускница ВТУ им. М.С.Щепкина (курс Ю.М.и О.Н. Соломиных), в 1999 г. она была приглашена в труппу Малого театра.
Начав, как и водится, с небольших ролей, со временем Базарова стала одной из ведущих актрис своего поколения. Забавно, но в её творческом багаже представлены все слои общества: «криминальные элементы» (Маленькая разбойница в «Снежной королеве» по Е.Шварцу), зажиточное крестьянство (Акулина во «Власти тьмы» Л.Н.Толстого), мещанство (Весёлкина в «Варварах» М.Горького), средний класс (Жюли из «Дельца» О. де Бальзака, Ирина Лавровна в «Последней жертве» А.Н.Островского), купечество (Липочка в «Своих людях – сочтёмся!», Лариса из «Не было ни гроша, да вдруг алтын», Сусанна Сергеевна Лундышева из «Красавца мужчины» А.Н.Островского), чиновничество (Марья Антоновна и Анна Андреевна в «Ревизоре» Н.В.Гоголя), «придворная камарилья» (Катерина из «Усилий любви» У.Шекспира), высшая знать (принцесса Эльза в «Снежной королеве» по Е.Шварцу) и даже будущая королева Испании (принцесса Изабелла в «Тайнах Мадридского двора» Э.Скриба и Э.Легуве).
Екатерина Базарова – ярко выраженная характерная актриса, чьё дарование органично сочетает все оттенки комического, от мягкого лиризма в «Дельце» до откровенного гротеска в «Усилиях любви». Впрочем, по словам самой Екатерины, она всегда рада, когда её «выпускают из этих рамок». Прирождённая клоунесса, словно сошедшая со страниц комедий дель арте, Базарова справедливо полагает, что не умещается в понятие жанра. Её амплуа очень подвижно. Она может играть и драматические, и комедийные, и эксцентрические роли – у Екатерины богатейшее разностороннее дарование. Однако единственная пока что драматическая героиня Базаровой – Акулина во «Власти тьмы», причём сыграла её актриса дважды, сначала в училище им. Щепкина, а затем и на подмостках Малого театра.
В числе лучших работ Екатерины – Жюли Меркаде из «Дельца». Свежая, естественная, чистая, Жюли подобна цветку, распускающемуся с первыми лучами солнца. Актриса не играла, она жила на сцене – чем иначе объяснить тот мягкий внутренний свет, что исходил от её героини?
Ещё одной бесспорной творческой удачей Базаровой стала Лариса Епишкина в комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын». Режиссёру-постановщику Эдуарду Марцевичу вместе с исполнительницей удалось найти очень интересные и неожиданные краски, во многом меняющие сложившееся представление об этой роли. Незамужней Ларисе 26 лет, возраст по тем временам критический. Кажется, сам Бог велел играть перезревшую, сверх меры озабоченную девицу, у которой голос плоти заглушает остатки разума. Однако тут совсем другой коленкор.
Базарова ведёт свою роль достаточно мягко, без нажима и излишнего комикования. Её героиня – особа противная, надо отдать должное, но всё же она, в первую очередь, жертва семейного деспотизма. «Как хочешь… поворачивай, всё дрянь»,– говорит про дочку купец Епишкин. Да и маменька, Фетинья Мироновна, отзывается едва ли многим лучше: «…разумом недостаточна, дурой не назовёшь, а и к умным не причтёшь, так, полудурье». А великовозрастной девице, которую собственные родители стыдятся выпускать на люди, всего-то и нужна порция ласки, внимания и любви. И так ей этого хочется, что палит Лариса по первой попавшейся мишени – соседскому дурачку Елесе.В результате героиня получает всё, что ей нужно для счастья, – полную свободу и Елесю Мигачёва в придачу. Однако свобода Ларисы – это свобода жить на скотном дворе (именно так трактовал Марцевич место действия своего спектакля). Впрочем, сочувствовать ей не стоит, ведь Лариса не понимает, где находится.
Роль Ирины Лавровны («Последняя жертва») актриса называет одной из самых любимых. …Головокружительное декольте, перья, дрожащий от страсти низкий голос… «Знойная женщина, мечта поэта», одним словом. Слегка утрируя, добавляя ярких и сочных красок (всё-таки Островский во многом сродни Кустодиеву!), Базарова создаёт остросовременный портрет молоденькой искательницы приключений, прикрывающей трезвый расчёт разговорами о «высокой поэзии». «Когда на неё смотришь, – говорила театральный критик Вера Максимова,– возникает ощущение свежести, страсти, силы. Она замечательно передаёт человеческую глупость. Это тоже очень важно. Ум играть трудно, но куда труднее играть глупость и не впадать в карикатуру».
За двадцать с лишним лет на сцене Малого театра Базарова исполнила около тридцати ролей в лучших пьесах отечественной и мировой драматургии.Особенно удачным выдался для актрисы 2020 г. Творческий багаж Екатерины пополнился пятью новыми работами, среди которых Аполлинария Антоновна(«Красавец мужчина» А.Н.Островского) и Анна Андреевна («Ревизор» Н.В.Гоголя) – эти две героини вошли в число возрастных ролей Екатерины. Первой из них стала не в меру предприимчивая сваха Устинья Наумовна в спектакле «Свои люди – сочтёмся!» А.Н.Островского. Уже в 2021 г. к возрастным ролям актрисы добавилась Матильда, жена Альфреда Илла в «Визите старой дамы» Ф.Дюрренматта.
В 2023 г. Екатерина Базарова сыграла Нюрку-хлеборезку в драме «Летят журавли»В.Розова. Героине актрисы – спекулянтке– начавшаяся война открыла доступ в «приличные дома»: Нюрка может раздобыть деликатесы, которые и в мирное времябыли доступны далеко не каждому. Со всем присущим ей талантом Базарова создаёт образ, способный вызвать одно омерзение: расчеловеченнаяхабалка, наживающаяся на чужих несчастьях.
С 2014 г. Екатерина Базарова сотрудничает с Московским драматическим театром «Глобус». Актриса участвовала в спектаклях «Два мужа одной жены» Миро Гаврана (Драгица), «Любовь до гроба, или это была не пятая, а девятая»Альдо Николаи (Ева), а также сыграла заглавного героя в музыкальной постановке «Кот в сапогах» по Шарлю Перро. С этими спектаклями Базарова побывала на гастролях в Тамбове, Борисоглебске, Костроме, Чебоксарах и Салехарде.
С 2017 г. актриса преподаёт в театральномкружке московской общеобразовательной школы № 947, а с апреля 2019 г. ведёт занятия в детской студии при Малом театре.
Екатерина Базарова снимается на телевидении. На её счетуучастие в сериалах «Замыслил я побег», «Моя прекрасная няня», «Московская история», «Одна любовь души моей», «Взрослая жизнь девчонки Полины Субботиной».
Роли в Малом театре:
1999 г. горожанка, «Бешеные деньги» Г-А. Островского, режиссёр В. Иванов
1999 г. горничная, «Лес» А. Островского, режиссёр Ю. Соломин
2000 г. горничная, «Чайка» А. Чехова, режиссёр В. Драгунов
2000 г. Олимпиада Самсоновна, «Свои люди — сочтёмся!» А. Островского, режиссёр А.Четверкин
2000 г. Принцесса Эльза, «Снежная королева» Г-Х. Андерсена, режиссёр В. Иванов
2000 г. Жюли, «Делец» О. де Бальзака, режиссёр В. Драгунов
2001 г. Аксинья, «Пучина» А.Н. Островского, режиссёр А. Коршунов
2002 г. Катерина, «Усилия любви» У. Шекспира, режиссёр В. Иванов
2004 г. Принцесса Изабелла, «Тайны мадридского двора » Э. Скриб и ЕюЛегуве, режиссёр В. Бейлис
2004 г. Ирина Лавровна, «Последняя жертва»А.Н.Островского, режиссёр В. Драгунов
2004 г. Маленькая разбойница, «Снежная королева» Г-Х. Андерсена, режиссёр В. Иванов
2006 г. Марья Антоновна, «Ревизор» Н. Гоголя, режиссёр Ю. Соломин
2007 г. Лариса, «Не было ни гроша да вдруг алтын» А. Островского, режиссёр Э. Марцевич
2007 г. Акулина, «Власть тьмы» Л. Толстого, режиссёр Ю. Соломин
2015 г. Устинья Наумовна, «Свои люди — сочтёмся!» А. Островского, режиссёр А.Четверкин
2020 г. Анна Андреевна, "Ревизор" Н.В.Гоголя, режиссер Ю.М.Соломин
2020 г. Веселкина, "Варвары" М.Горького, режиссер В.М.Бейлис
2020 г. Ольга Пасторелли, "Рождество в доме Купьелло" Эдуардо Де Филиппо
2020 г. Аполлинария Антоновна, "Красавец мужчина" А.Н.Островского
2020 г. Сусанна Сергеевна Лундышева, "Красавец мужчина" А.Н.Островского
2021 г. Матильда, "Визит старой дамы" Ф.Дюрренматта
2021 г. Армида Романелло, "Рождество в доме Купьелло" Э. Де Филиппо
2021 г. Паула Клотильда, "Перед заходом солнца" Г.Гауптмана
2022 г. Матрена, "Женитьба Бальзаминова" А.Н.Островского
2022 г. Мачеха, "Подснежники для королевы"
2023 г. Нюра, хлеборезка, "Летят журавли" В.С.Розова
2024 г. Созя, "Мой нежный зверь" А.П.Чехова
2024 г. Ненила Сидоровна, "В чужом пиру похмелье" А.Н.Островского