В Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина открылась выставка
«Река жизни Юрия Соломина: от первого лица», посвящённая 75-летию народного артиста СССР Юрия Мефодьевича Соломина. В экспозиции размещены фотографии, эскизы декораций, сценические костюмы, автографы актёра и режиссёра, начиная с детских лет до сегодняшнего дня.
СУДЬБА ПО ИМЕНИ ЮРИЙ СОЛОМИН
В Государственном центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина открылась выставка
«Река жизни Юрия Соломина: от первого лица», посвящённая 75-летию народного артиста СССР Юрия Мефодьевича Соломина. В экспозиции размещены фотографии, эскизы декораций, сценические костюмы, автографы актёра и режиссёра, начиная с детских лет до сегодняшнего дня.
ОТКРЫВАЯ ВЫСТАВКУ, генеральный директор Бахрушинского музея Дмитрий Родионов рассказал, что изначально она задумывалась как сюрприз для юбиляра: «Сначала мы надеялись, что во время гастролей Малого театра встретим Юрия Мефодьевича на берегу одного из волжских городов, проведём в галерею и там покажем выставку. Жизнь внесла коррективы, и мы решили перенести её из Плёса в Москву, приурочив к открытию сезона Малого театра. Основная часть материалов экспозиции — из фондов Бахрушинского музея. Активную поддержку в организации выставки нам оказали музей Малого театра и Государственный центральный музей кино».
Рассматривая фотографии, представленные на выставке, Ю.Соломин с изумлением замечает, что многие из них сам видит впервые: «Это настоящий сюрприз для меня!» А поклон-никам его творчества и зрителям, которые только знакомятся с биографией артиста, интересно прикоснуться к истокам его реки под названием Искусство. Она берёт начало в родном забайкальском городе Юрия Мефодьевича — Чите, представленном в фотографиях дореволюционного и довоенного периодов.
«Чита в те годы была городом высоких культурных традиций. Летом на гастроли приезжали оркестр Эдди Рознера, Клавдия Шульженко, Леонид Утёсов… Благодаря родителям я увидел один из первых после возвращения на Родину концертов Александра Вертинского. Вертинский произвёл на меня ошеломляющее впечатление! Его голос, манера произносить слова, жесты, пластика — всё было необыкновенно, ярко, талантливо», — вспоминает артист.
Полноводным потоком потекла жизнь Соломина после поступления в Театральное училище им. М.С. Щепкина. Он попал в класс Веры Николаевны Пашенной. Её уроки, творческое и человеческое общение с великой русской актрисой определили становление и дальнейший артистический взлёт Соломина. Проснувшийся знаменитым после одного из лучших отечественных телесериалов «Адъютант его превосходительства», где сыграл главную роль, Юрий Соломин уверенно вошёл в творческую жизнь страны. В его послужном списке — более пятидесяти крупных ролей в одном из лучших драматических театров страны и мира, в котором Соломин служит уже более полувека. Столько же ролей — в кино. Полвека отдано и Театральному училищу им. М.С. Щепкина, более двух десятков лет — художественному руководству Малым театром. Ю.М. Соломин оставил о себе добрую память и как министр культуры РСФСР, став им в 1990 году. За двухлетний период пребывания на этой должности ему удалось решить ряд важных вопросов, связанных с организацией жизни театральных коллективов, развитием детского творчества.
Казалось бы, об артисте известно много. Однако на выставке, рассматривая собранные вместе фотографии из спектаклей и кинофильмов с участием Ю.М. Соломина, ещё раз поражаешься многогранности, неисчерпаемости его таланта: Миклухо-Маклай и Дерсу Узала, Пятницкий и Дмитрий Ульянов, Генрих Айзенштан из «Летучей мыши» и председатель ВЧК в телефильме «Квартет Гварнери». А образы русской и зарубежной классики! Треплёв ещё в дипломном спектакле «Чайка», Иван Телегин, царь Фёдор Иоаннович, Сирано де Бержерак, Фамусов, Войницкий из «Дяди Вани».
На вернисаже много добрых слов в свой адрес услышал Юрий Мефодьевич от коллег по сцене, искусствоведов, друзей, поклонников. Народные артисты России Эдуард Марцевич, Александр Клюквин, искусствоведы Инна Соловьёва и Андрей Золотов, директор Дома-музея М.Н. Ермоловой Раиса Островская и другие говорили, что Соломин в материалах выставки предстаёт перед посетителями как человек, в котором державность, цельность удивительно гармонично сочетаются с душевностью, благородством. Его даже сравнили с Ноем, который в период культурного потопа, жертвой которого стала современная Россия, превратил Малый театр в ковчег и сохранил его верным реалистическим традициям русского театрального искусства. К сожалению, Ю.М. Соломин и сегодня вынужден отстаивать интересы вверенного ему театра перед чиновниками.
Конечно, такая выставка не может остаться незамеченной, не задеть сердца и умы зрителей: ведь она — не только о судьбе одного актёра. Она — про нашу жизнь, о которой Юрий Соломин говорит с нами посредством языка великой русской культуры: «Если знаменитый шекспировский афоризм «Весь мир — театр» прочесть в обратном порядке, возникнет новый смысл: «Театр — это весь мир». Я не представляю, кем я мог бы быть, если бы не стал артистом. Для меня нет ничего важнее, чем театр. Мне кажется, в моей профессии аккумулируется весь окружающий мир».
Татьяна МОРОЗОВА
«Правда-КПРФ», 16 сентября 2010 года