НАЧНИТЕ С МАЛОГО
Накануне [link g-ulianosk-2010">гастролей Малого театра в Ульяновске художественный руководитель старейшей и прославленной российской труппы, народный артист ССCР Юрий Соломин ответил на вопросы «НГ».
— Какие традиции Малого, какие страницы его истории особенно дороги нынешнему поколению, работающему в театре?
— Благотворительность — это традиция Малого театра, которая не забыта. Два года назад на пресс-конференции в Московской городской думе мы объявили о начале акции
«Всей семьей — в театр! Начните с Малого!». Суть ее в том, что родители, купившие два взрослых билета, получают бесплатно билет на ребенка в возрасте от 5 до 14 лет. В результате 3 000 детей смогли посмотреть наши спектакли. Мы считаем, что это укрепляет семью и воспитывает нашего будущего зрителя. Через год мы решили приглашать студентов и назвать нашу вторую акцию
«Второй университет! — Второй билет!». Каждый студент из любой точки России, предъявив студенческий и покупая один билет, второй получает бесплатно.
— Существуют ли явления, которые вызывают у вас протест?
— Да, меня очень беспокоит, что происходит некое «расползание» русского театра. Кому-то начинает не нравиться традиционное искусство. Даже те люди, которые когда-то были ура-патриотами системы Станиславского, сейчас пренебрежительно отзываются о ней. При этом за рубежом — на Западе и на Востоке — к русской театральной школе все относятся с уважением. Все, кроме нас самих. Российские театры, желающие сохранить свои традиции, должны объединяться, несмотря на все разногласия. У нас в Малом театре играли «великие старухи» Турчанинова, Яблочкина, Рыжова, Пашенная. Порой между ними были непростые отношения. Но когда надо было сделать что-то для Малого театра, они все объединялись в кулак и пробивали любую дверь.
— Расскажите о спектаклях, которые вы привозите в Ульяновск.
— Мы представляем два спектакля, каждый из которых можно назвать визитной карточкой Малого театра. Один из них — «На всякого мудреца довольно простоты». Эта комедия принадлежит к числу лучших творений Александра Николаевича Островского. В спектакле играют наши мастера: Элина Быстрицкая, Ирина Муравьева, Александр Потапов, Борис Клюев. Но мы никогда не обходим своим вниманием и зарубежную классику. И потому везем вам комедию «Тайны Мадридского двора» о любви, интригах, власти и женских уловках.
— Малый театр часто упрекают в несовременности…
— А что такое современность? Я не могу вам ответить. Может, кто-то мне поможет, я уже много лет этим вопросом мучаюсь. Может быть, нас потому и любит зритель, что мы несколько «ретроградны». Мы соблюдаем традиции русской театральной школы и тех десяти заповедей, на которых основана наша культура. «Ретроград» — от слова «ретро», которое само по себе модно. На Западе сегодня любят делать ремейки старых классических фильмов. Можно сказать не «ретро», а «ремейк», но все равно — это старые добрые проверенные рецепты. Да, мы несовременные, мы зациклились на Островском… Хотя, если кто-то хочет понять, что такое экономика, надо почитать Островского: «Свои люди — сочтемся», «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты». И про любовь у него есть: «Снегурочка» или «Без вины виноватые». Хотите про политику? Опять Островский — «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». Классик обо всем уже сказал — ясно и понятно…
Алексей СОРОКИН
Народная газета, 21 сентября 2010 года