Дорогие друзья!
Начало мая ознаменовалось сразу несколькими событиями в нашем Когалымском филиале.
Закрывая сезон в Когалыме, мы показали там два масштабных спектакля – «Восемь любящих женщин» Р.Тома и «Пиковую даму» А.С.Пушкина. Обе постановки были очень тепло приняты зрителями. Перед «Пиковой дамой» для зрителей была организована экскурсия по зданию филиала, прошла беседа о спектакле.
[GALLERY:616]
В эти же дни состоялось несколько тематических экскурсий и мастер-классов.
Артист Малого театра Станислав Сошников провел мастер-классы по актерскому мастерству для студентов Когалымского политехнического колледжа и для воспитанников театральной студии «Образ».
Для воспитанников театральной студии «Образ» также были организованы экскурсии по нашей выставке в Русском музее «Стая славных», посвященной выдающимся артистам Малого второй половины XIX века, и по театру. Их провела заведующая Мемориальной квартирой А.И.Сумбатова-Южина Вера Тарасова.
Экскурсии с рассказом о разнообразии театральных профессий провела руководитель Творческо-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова.
К 9 мая была приурочена экскурсия "Услышат ли нас" по новой выставке, посвященной фронтовым бригадам и фронтовому филиалу Малого театра, программа сопровождалась показом роликов с артистами, читающими письма военных лет. В финале было продемонстрировано свето-механическое шоу в зрительном зале.
9 мая в Когалыме состоялся городской праздничный концерт в честь Дня Победы. В нем приняли участие народный артист России Александр Вершинин, артистка Аксиния Пустыльникова и режиссёр Станислав Сошников.
Музейно-выставочный центр Когалыма, Государственный академический Малый театр России и Когалымский политехнический колледж готовятся к подписанию Соглашения о сотрудничестве в сфере туризма. Инициаторами деловой дружбы выступили педагоги. Документ поможет в дальнейшем интегрировать в образовательный процесс культурный аспект.
В рамках соглашения студенты получат возможность посещать культурно-просветительские мероприятия, выставочные проекты, а работники музея, в свою очередь, смогут чаще бывать в колледже и рассказывать слушателям о краеведении, истории города и развитии нефтегазодобывающей промышленности в западносибирском регионе.
Накануне состоялась первая экскурсия в рамках соглашения. Студенты колледжа побывали в Культурно-выставочном центре Русского музея на выставке «Стая славных», посвящённой великим артистам Государственного академического Малого театра России.
А в самом филиале в День театра прошел лекторий и экскурсия для школьников Когалыма. Подробности - в репортажах Медиа-холдинга "Западная Сибирь".
6 сентября в Культурно-выставочном центре Русского музея в Когалыме Малый театр открыл выставку «Стая славных», посвященную выдающимся артистам Малого второй половины XIX века.
В Культурно-выставочном центре Русского музея в Когалыме открылось сразу две выставки: «Передвижники в Русском музее» из собрания Государственного Русского музея и «Стая славных» из фондов Малого театра.С приветственным словом выступили глава города Когалыма Николай Николаевич Пальчиков, генеральный директор Благотворительного фонда «Лукойл» Игорь Андреевич Бекетов, заместитель генерального директора Русского музея Анна Юрьевна Цветкова и начальник Музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Юрьевна Крупенникова.
Генеральный директор Благотворительного фонда «Лукойл» Игорь Андреевич Бекетов назвал две выставки – Русского музея о художниках-передвижниках и выставки Малого театра о знаменитых артистах театра второй половины XIX века – знаковым событием в рамках празднования 30-летия со дня образования компании «Лукойл».
[GALLERY:586]
Фото предоставлены медиа-холдингом «Западная Сибирь»
Глава города Николай Николаевич Пальчиков пожелал успехов Малому театру и Русскому музею и продолжения сотрудничества: «Мы знаем, что планируется строительство полноценного музейного комплекса Русского музея. Это даст дополнительныйтолчок для развития в нашем городе культурного направления. Начатая Товариществом передвижных художественных выставок просветительская миссия продолжается в наше время».
Начальник Музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова:«Мы очень рады открыть здесь нашу выставку в содружестве с Русским музеем. Труппа Малого театра существует с 1756 года. Несколько дней назад мы открыли свой 266-й сезон. Отношение к истории у нас очень трепетное. И одновременно очень живое. К артистам Малого театра XIX и XX веков мы относимся не как к какой-то музейной давности, а как к людям, на плечах которых мы стоим. Это тот фундамент, на котором строится современный Малый в XXI веке. Но имена артистовпрошлого мы чтим, их знают как сегодняшние артисты, так и наши зрители. Именно для этого мы периодически открываем выставки в Москве, в Когалыме – чтобы познакомить с нашими традициями. Традиции эти очень просты и одновременно важны: бережное отношение к слову, драматургии, к автору, которого мы ставим на сцене, к живописному оформлению спектакля. Но в Малом театре во главу угла всегда ставился его величество актер. И это должен быть не просто талантливый артист, но и человек глубоко образованный, человек, который интересен молодежи. Именно о таких людях рассказывает наша выставка – о тех, кого современники назвали «Стая славных», об ансамбле, появившемся в Малом театре во второй половине XIXвека. Великие имена длятеатрального мира: Ермолова, Федотова, Ленский, Южин... Мы хотим показать, какие это были уникальные и замечательные люди. И надеемся, что в течение театрального года мы будем встречаться с молодёжьюКогалыма и обязательно, помимо выставки, проведём ряд просветительских программ».
В завершение Татьяна Крупенникова передала в даркогалымскому музею альбом Елены Струтинской «Художники Малого театра. ХХ век» о художниках Малого с 1900 года до наших дней – от К. Коровина, Е. Лансере, М. Добужинского и К. Юона до В. Левенталя, С. Бархина, Д. Боровского.
Малый театр выражает отдельную благодарность директору Музейно-выставочного центра Когалыма Ирине Ивановной Мансуровой, заведующей Культурно-выставочным центром Русского музея в Когалыме Елене Айратовне Бакировой и всем сотрудникам за помощь в организации выставки «Стая славных».
3 сентября Малый театр перед началом спектакля «Большая тройка (Ялта-45)» открыл выставку «Ключевой кадр», посвящённую 110-летию легендарного фотокорреспондента Бориса Косарева.
Всем известны фотографии Ялтинской конференции, сделанные Борисом Косаревым в Ливадийском дворце в феврале 1945 года. Будучи мастером и художником своего дела, Косарев умел не только протокольно зафиксировать ключевые детали происходящего, но и передать важность, масштаб и эмоциональную насыщенность момента. Этот дар превращал его репортажные по своему назначению кадры в художественные произведения. Закономерным стало желание Малого театра расширить исторический контекст и сопоставить сценическое осмысление Ялтинской конференции с её документальными свидетельствами, вновь напомнить зрителям о важнейших исторических событиях.
[GALLERY:585]
Выставку открыла начальник Музейно-информационного центра Малого театра Татьяна Крупенникова, которая рассказала о важности данной экспозиции для театра: «Для Малого театра такие встречи, безусловно, очень важны – мы протянули ниточку от потомков Бориса Косарева к зрителю Малого театра. Дополнили историю, которую рассказывают со сцены наши актеры, показали уникальные кадры, рассказали о жизни выдающегося человека. Мы благодарны близким Бориса Максимовича за возможность и желание не только сохранить для семейного архива, но и поделиться со зрителем реликвиями, представленными на выставке».
Внучка фотографа Мария Косарева поделилась личными воспоминаниями о знаменитом дедушке, о его пребывании в качестве фотографа на Ялтинской конференции и о том, как зародилось сотрудничество с Малым театром: «В прошлом году Малый театр выпустил премьеру – спектакль «Большая тройка (Ялта 45)», посвященный Ялтинской конференции 1945 года, на которой в качестве фотографа работал мой дедушка – заслуженный деятель культуры Борис Косарев. Поэтому к началу нового сезона родилась идея экспозиции его фотографий и личных вещей, как непосредственного свидетеля тех событий. Я бережно храню все, что связано с именем моего деда и благодарна руководству театра за поддержку данной инициативы и ее реализацию».
В завершение открытия несколько слов о спектакле «Большая тройка (Ялта-45)» на который были приглашены зрители в этот вечер, сказал режиссёр Андрей Житинкин: «История этой постановки уникальна. Не так много произведений создано на тему знаменитой конференции в Ялте, это был очень непростой для всех участников момент и именно с него мы начинаем наш спектакль».
Выставка будет работать с 3 сентября по 1 декабря 2021 г в новом Щепкинском фойе Исторической сцены Малого театра. Посетить ее смогут все зрители, пришедшие в Малый театр на спектакли.
Дорогие друзья!
Предлагаем вашему вниманию документальный фильм, посвященный постановкам пьесы Уильяма Шекспира "Макбет" на сцене Малого театра и снятый в ходе работы над одноименной выставкой в Новом Щепкинском фойе. Экспозиция открыта для наших зрителей по 15 февраля 2021 года.
Над фильмом работали:
Автор идеи - Татьяна Крупенникова
Сценарий - Полина Буховец, Вера Тарасова, Денис Бродский
Режиссура, монтаж - Денис Бродский
Камера - Алексей Галкин
В кадре - Александр Наумов, Максим Филатов, Вера Тарасова, Полина Буховец
Дорогие зрители!
Мы сами не ожидали, как все обернётся, когда придумывали конкурс детских рисунков «Я - театральный художник» в дни новогодних праздников. Работ было много, разных, на темы русских и зарубежных сказок. Мы отобрали 23 лучшие, они и вошли в экспозицию, которую до конца сезона сможет увидеть каждый зритель.
31 марта после спектакля «Золушка» в фойе здания Малого театра на Большой Ордынке выставку торжественно открыли начальник Музейно-информационного центра Малого Татьяна Крупенникова и актёры Дарья Новосельцева и Пётр Абрамов. Среди приглашенных были, конечно, авторы работ – победители конкурса – со своими родными.
В этот день мы положили начало новой традиции – встречаться с самым чутким зрителем – детьми – чаще.
Татьяна Крупенникова: «Сегодня у нас зарождается клуб знатоков и любителей театра. Зритель – неотъемлемая часть театрального процесса. Мы надеемся, что через некоторое время наши юные зрители смогут прийти к нам и обсудить спектакли, поговорить о том, что им понравилось, как они видят тот или иной персонаж. Мы хотим, чтобы дети, которые посещают наши спектакли и которые нам очень дороги, не просто любили театр, но и хорошо в нем разбирались, понимали, что происходит на сцене и за кулисами, умели критически оценивать увиденное».
От души благодарим всех участников и ждём новых встреч!
Кто не смог, но хотел бы принять участие в конкурсе, пишите нам на teatr_deti@maly.ru
1 сентября во всех театральных вузах страны начался новый учебный год. В Театральном училище им. М.С. Щепкина при Малом театре тоже поздравляли первокурсников и вручали студенческие билеты по традиции – во дворике училища у памятника Михаила Семёновича Щепкина. О старейшем театральном ВУЗе Москвы, его педагогах и учениках рассказывает ректор училища Борис Николаевич Любимов. Материал опубликован в недавно вышедшем номере газеты «Малый театр».
Тем, что мы существуем – организационно, творчески, пространственно – мы обязаны трем Александрам. Безусловно – Александру I. Именно по его приказу в 1809 году было создано Императорское театральное училище. В положении о первой Московской театральной школе была обозначена цель: «Усовершенствование российских спектаклей и балетов, пополнение и, ежели возможно, составление оркестров, заменение иностранных художников театральными воспитанниками – есть предмет установления сей школы…».
У нас часто недооценивают образовательный блок, который составляет значительную часть образовательного процесса в школе, а ведь уже в 1809 году руководство школы, давая всестороннее образование своим ученикам, хотело, чтобы актеры были образованными людьми, каковыми лучшие из них и были в XIX и XX веках. В том же документе указано: «…Все дети без исключения обучаются одинаково следующему: Закону Божьему, французскому и российскому языкам, арифметике, музыке, танцеванию, рисованию…».
На протяжении долгого времени у школы не было постоянного помещения. С 1809 по 1812 г. она находилась в Охотном ряду, рядом с Петровским театром. С 1814 г. – в доме Апраксина на Знаменке. В 1818 г. переехала в дом полковника Есипова на Моховой, в 1822 г. после указа об отделении императорских московских театров от петербургских школа переезжает в дом камергера графа А.Ф. Толстого на Большой Дмитровке, а позже в дом генерал-лейтенантши Е.П. Балашовой на Поварской. Но в конце 1850-х годов по указу следующего Александра в нашем рассказе – Александра II – училище, наконец, обрело свой дом на Неглинной улице. Вскоре здание было специально перестроено архитектором С. Ползиковым по проекту главного архитектора императорских театров Альберта Кавоса. Так что более 150 лет мы обитаем здесь, и все великие актеры и педагоги второй половины XIX века уже работали в этих стенах.
Училище изначально состояло при императорском театре и долгое время было тесно связаны с Большим театром. В первые годы существования школы воспитанников обучали для обеих сцен. Здесь были и балетные, и оперные классы. У кого было больше способностей к движению и танцам – шли в Большой театр амурами и зефирами, а те, у кого большими способностями были голос и речь – шли в Малый. Постепенно формировались традиции и принципы воспитания. Ведь как объяснить человеку, не связанному с театром, чему надо учить актера четыре года? В начале XIX века это тоже было многим непонятно, даже педагогам: «Делай как я». Методика преподавания выкристаллизовывалась к концу 50-х годов. Теперь артистов готовили специально для Малого театра (частных театров не было до 80-х годов XIX века). После окончания Школы артисты попадали или на сцену Малого театра, или уезжали работать в провинцию. Поэтому воспитывали молодежь, конечно, «для себя». И здесь важную роль сыграл Михаил Семёнович Щепкин, с 1829 года преподающий в училище декламацию. Абсолютно закономерно, что училище носит его имя. Он – одна из самых выдающихся, непонятных для меня загадок. Мы не видели его на сцене, но сохранились портреты Щепкина, в том числе в ролях и, конечно, свидетельства современников. Русская драматургия только-только формируется на его глазах. Маленький, невзрачный, неказистый, он редко играет главные роли, не играет героев. И при этом он становится негласным «министром культуры» своего времени. Пушкин пишет первые строчки его воспоминаний. Он дружит с Гоголем, со славянофилами и западниками, с Белинским, Аксаковым, первыми образованными людьми России. Он притягивает к себе лучшие умы того времени.
Есть замечательная фраза Герцена, прожившего большую часть жизни в Европе и видевшего всё лучшее, что есть в европейском театре, о том, что П.С. Мочалов и М.С. Щепкин были лучшими актерами из тех, кого он видел, и что в них он видит залог будущего подъема России. Мы привыкли думать, что история русской культуры литературоцентрична – и в общем так оно и есть. Но Герцен связывает свои надежды не с именами Пушкина и Гоголя, что было бы проще и понятнее. Удивительно и очень важно, что Герцен называет имена актёров.
И еще один пример. Один из его современников в конце 50-х годов говорит, что два самых известных человека в России – это Н.И. Пирогов и М.С. Щепкин. Дело врача, хирурга, спасителя – не вызывает сомнений. А из культурных деятелей называют Щепкина. А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя уже нет в живых. Но есть И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, и, тем не менее, самым известным, не актером, а человеком, в России называется Щепкин.
Но есть еще один Александр, Александр III, которого мы должны отметить в истории Щепкинского училища и Малого театра. Он подписал указ о том, что наша Школа не только духовно и творчески, как было изначально, но и юридически состоит при Малом театре.
Я всегда думаю о том, что если бы просчитать количество километров, которое преодолели педагоги училища, работающие в Малом театре, проходя через Неглинную в театр и из театра, на лекции с репетиций, с лекций на вечерние спектакли... Или студенты, с незапамятных времен принимавшие участие в спектаклях Малого театра в массовых сценах и эпизодических ролях. Думаю, что ни одна велосипедная дорожка города, а может и окружные дороги не смогли бы этот путь превысить по километражу. Для примера я назову одного человека – Юрия Мефодьевича Соломина. Он поступил в училище в 1953 году. С 1957 года он работает в Малом театре, а с 1960 года – он преподаватель Щепкинского училища. С 1953 года он сначала как студент и зритель, позже как участник массовых сцен, с 1957 года как актер проходит этот путь, а с 1960 года – для Юрия Мефодьевича это «дорога жизни». Я очень люблю наблюдать из окон своего кабинет, как идут через Неглинку убеленные сединами маститые педагоги и юные студенты.
С одной стороны Малый театр – императорский. Для меня слово «императорский» не несет негативного оттенка. Мне кажется, что свойство империи – объединять. Оно всегда было свойственно мышлению Малого театра. Не только Щепкинское училище подпитывает Малый театр, но любое новое, интересное, в режиссуре или актерском искусстве, что появляется в других театрах, сразу втягивается, впитывается Малым, делая его с одной стороны театром традиций и собственного пути, с другой – готовым принять и откликнуться на всё, что появляется в театральном мире интересного и настоящего. Этот синтез объединяет в себя и мхатовского начало – например И.Я. Судаков был художественным руководителем Малого театра, но он также руководил курсом в Щепкинском училище. М.О. Кнебель хоть и не ставила в Малом театре, но зато она преподавала здесь. Одним из педагогов был А.В. Эфрос в самом расцвете своих молодых сил. Старейшая актриса Малого театра О.А. Чуваева – выпускница курса М.О. Кнебель, на котором педагогом по мастерству актёра работал А.В. Эфрос.
И в театре, и в училище всегда был сплав разных течений. Из театра Вахтангова приходил Е.Р. Симонов. От мейерхольдовцев – И.В. Ильинский, М.И. Жаров, М.И. Царев. Мейерхольдовские актеры становились ведущими актерами Малого театра. В Щепкинском училище работал Леонид Волков – это МХАТ 2-ой. Народные артисты Б.В. Клюев и В.А. Дубровский – его ученики.
Ни в коем случае не бросая вызов другим вузам (у нас очень благожелательные и дружеские отношения с театральными ВУЗами Москвы), важно помнить, что у нас самая долгая история – 207 лет. И это сочетание исторического фундамента, традиций, которые живы и важны для нас, и в тоже время открытость всем театральным течениям дают плодотворные результаты. Наши студенты всегда очень востребованы, причем разными театрами, не только Малым. Актёры, которым я выдавал дипломы, работают в таких театрах как Сатирикон и театр Фоменко, РАМТ и МТЮЗ, Ленком и Современник, театр Маяковского и Моссовета, МХТ им. Чехова и им. Горького, Пушкинский театр, и даже в театре Вахтангова. Мне проще было бы назвать театр, где нас нет.
Если говорить о дне сегодняшнем, то нужно, прежде всего, сказать о наших педагогах. Это в первую очередь Ю.М. Соломин и О.Н. Соломина, художественные руководители второго курса. У них работают актёры Малого театра В.А. Коняев, В. Низовой, О. Жевакина, И. Жерякова. Четвёртым курсом руководят режиссеры Малого театра В.М. Бейлис и В.Н. Иванов, другим курсом режиссёр театра В.Н. Драгунов. Причем Бейлис и Иванов ученики М.О. Кнебель, а у Драгунова педагоги А.А. Гончаров и М.А. Захаров. Тывинским курсом руководит выпускник нашего училища Д.Г. Кознов. Первый курс, который носит имя В.И. Коршунова, проработавшего в училище 60 лет, набрал В.С. Сулимов, артист театра Моссовета, здесь же преподают выпускник Школы-студии МХАТ и артист Малого театра А.В. Коршунов. В.А. Сафронов ведет курс, на котором работают артисты Малого В. Андрианов и Ю. Сафронова. На курсе Б.В. Клюева работают А. Дубровский и П. Жихарев.
В последнее время мы стали активно подключать к преподаванию молодежь театра. Необходимо не боятся молодых. Мы привыкли, что приглашаем преподавать артиста в зените, а иногда и на вершине его карьеры. Но не будем забывать, что покойный В.И. Коршунов, пришел на работу в 25 лет. Б.В. Клюев начинал преподавать совсем молодым актером. На первых порах педагогика абсолютно бескорыстная наука. Важно увидеть в молодом актёре педагога, понять, что он одарен как преподаватель, и предоставить ему возможность для реализации своего таланта на новом поприще. Иначе ниточка может рано или поздно прерваться, и вдруг окажется, что учить некому. Важно, чтобы были и мэтры, и мастера, и подмастерья. Для студентов это связующая нить. Они говорят с молодым поколением педагогов на одном языке, а те в свою очередь говорят на одном языке со старшим поколением. Это для актерского дела очень важно, возможно даже важнее, чем для других творческих профессий. И то, что в последнее время в училище подтягивается преподавать молодежь, это отличный знак. Я бы и шире открыл двери молодым педагогам.
Записали Татьяна Крупенникова и Вера Тарасова
В новом номере газеты «Малый театр» мы открыли новую рубрику – «Роль». В фотоархиве Малого театра хранятся тысячи фотографий, запечатлевшие живую жизнь театра – сцены из спектаклей, актёры в роли, за кулисами. Они способны многое рассказать нам о спектаклях, которые мы знаем и любим, и о тех, которые видели лишь в записи, и даже о тех, которые известны только по воспоминаниям современников и исследованиям историков театра.
С помощью фотографий мы будем рассказывать о ролях, которые принесли актёрам заслуженный успех, стали в их судьбе решающими, переломными, а для театра важной частью его истории. И первая фотография – Хлестаков в исполнении народного артист СССР Юрия Мефодьевича Соломина.
С 1957 года, когда Юрий Мефодьевич Соломин пришёл в Малый театр (окончив училище имени М.С. Щепкина, курс Веры Николаевны Пашенной) до 1966 года, когда на афише театра его фамилия появилась против центральной роли в спектакле «Ревизор», прошло 11 лет. В начале, как и положено начинающему артисту, роли без имени (молодой солдат, дворовый парень, газетчик, джентльмен, весёлый сотрудник, роль в несостоявшемся спектакле, столь подходящая Юрию Мефодьевичу – интеллигент...), чуть позже появляются роли, которые, видимо, и позволили заметить и заинтересоваться талантливым молодым актёром (Тишка в спектакле «Свои люди – сочтёмся!», целая плеяда молодых героев в пьесах В. Розова, Д. Зорина, А. Арбузова…).
И, наконец, роль Хлестакова, режиссёром-постановщиком спектакля Игорем Владимировичем Ильинским предложена Юрию Соломину.
Юрий Мефодьевич рассказывает: «Однажды меня встретил Игорь Владимирович Ильинский. Я шел в театре по коридору, он остановил меня и заговорил робко, он был очень стеснительный человек: «Я буду сейчас ставить «Ревизора», и хотел бы вас пригласить в спектакль». Я думаю: «Мишку играть или кого?» А он продолжает: «Хлестаков». Прошел месяц, два... Как-то я пришел в театр, а мне говорят: «Иди скорей, там вывесили новое распределение!». И я там был, действительно, Хлестаков!
Начались репетиции. Представьте себе компанию: на одной сцене со мной Городничего играет Ильинский, Анну Андреевну – Татьяна Еремеева, почмейстера – Борис Бабочкин, а Хлопова – Владимир Владиславский! «Французский посол, английский, немецкий и я» – говорит Хлестаков. Мне всегда в этом месте хотелось смеяться, потому, что вот со мной тут рядом сидят Бабочкин, Ильинский, Владиславский… и я! Эта была удивительная, неповторимая школа, ежедневно, на репетициях и спектаклях.
Но мне и доставалось от них очень сильно. Многие из них играли Хлестакова в молодости. Ильинский играл у Мейерхольда! И каждый из них ко мне неплохо относился и хотел помочь молодому артисту. Кто-то скажет: «Ты знаешь, Михаил Чехов играл это место…». Другой говорил: «Ты не делай здесь паузу, тут нужно...». И я уже дошел до того, что у меня в кармане лежало заявление с просьбой, чтобы меня сняли с этой роли, потому что я не мог повторить того, что хотели они, не мог играть так, как играл кто-то другой, пусть и великий. Я узнал позже, что Татьяна Александровна Еремеева, жена Игоря Владимировича, дома ему сказала: «Оставьте парня в покое». И они оставили. Хотя, кажется, после этого дня два со мной не разговаривали. А я со временем нашёл свой путь в работе над ролью.
Однажды я рассмеялся на сцене, когда меня разыграл Владиславский. Хлестаков говорит: «Дайте мне 300 рублей взаймы». Хлопов-Владиславский начинает искать деньги, он в ужасе, что не может найти сразу же, потом что-то вспоминает, снимает свой башмак, в нём ищет припрятанную взятку, а сам остаётся в белых носках. Я уже предвкушаю, ну, думаю, сейчас он что-то выкинет. И когда он, прощаясь, подходил ко мне, в левой руке он держал этот туфель, как знак величия, как жезл или скипетр. Но, однажды, я его тоже рассмешил. В этой сцене я курил сигару, и когда он подошел ко мне с этим башмаком, я стряхнул в него пепел, как в пепельницу. После спектакля он мне сказал: «Молодец!».
Мастера Малого театра вызывали меня на импровизацию, давали возможность импровизировать в тексте, чувствовать себя в роли свободно. Научить этому нельзя. Научиться можно. Это тоже традиция Малого театра, передавать знания и опыт молодым артистам, учить тому, что не прописано ни в одном учебнике. И я помню эти уроки и всегда буду благодарен великим актёрам Малого театра, которые поверили в меня. Роль Хлестакова стала для меня непревзойдённой школой мастерства»
Записала Татьяна Крупенникова
[GALLERY:242]
Из книги В.А. Максимовой «И это всё о нём»:
«…строптивец и упрямец, он захотел сыграть Хлестакова по-своему. Без ссор и конфликтов отспорил у постановщика право на самостоятельное решение. Получился совершенно новый Хлестаков. Петербургский, северный, ускользающий и подвижный, как ртуть. Он был красив и очень молод, прелестно бездумен и совершенно искренен в желании жить легко, увлекательно, весело… Он не был глуп, но ребячески играл в приключения. Купался в удовольствиях, смаковал быстротекущее время. Сильнее, чем от выпитого вина, пьянел от всеобщего внимания и почитания, которых ему уже более не видать. В сцене взяток впадал в экстаз, увлечённо «экспериментировал», пробуя, сколько ещё можно взять от глупых провинциальных людишек. Когда врал, то первый же и верил в своё враньё. Великая комедия всеобщего заблуждения, морока, напавшего на людей, становилась ещё и комедией человеческого самообольщения. Хлестаков вдохновенно сочинял самого себя, собой любовался, себя обожал».