Вопрос, идти ли служить в армию или стоит согласиться на рабскую роль шута при людях, владеющих большими деньгами, поставлен в Малом театре режиссером спектакля «Горячее сердце» Владимиром Бейлисом во главу угла. Подобное прочтение пьесы в очередной раз ставит А. Н. Островского в разряд самых актуальных авторов современности. Елена Булова, "Московская правда", 6 декабря 2022 года
Постановка «Горячее сердце» приурочена к 200-летию со дня рождения А. Н. Островского, которое будет отмечаться в 2023 году. Сегодня в репертуаре Малого – тринадцать пьес Александра Николаевича. И он, по словам Юрия Мефодьевича Соломина, – по-прежнему «главный автор театра». Гений Островского столь велик, что все, о чем драматург писал полтора века назад, звучит актуально и остро.
Темы смысла жизни, нравственного выбора, кризиса человеческого мировоззрения сподвигли лауреата Государственной премии России, режиссера Владимира Бейлиса остановиться на пьесе, которая уже шла в Малом театре тридцать лет назад. В 1992 году в ней играли Александр Коршунов, Виктор Павлов, Василий Бочкарёв, Борис Клюев, Афанасий Кочетков. Сегодня в прославленных стенах в спектакле работают народные артисты Александр Клюквин, Валерий Афанасьев, Виктор Низовой, Александр Вершинин.
В лучших традициях Малого театра купеческо-мещанский быт уездного городишки Калинова представлен во всех подробностях и изобилует «вкусными» деталями. На сцене — роскошный хозяйский дом и прочие постройки именитого купца Павлина Павлиновича Курослепова (артист М. Фоменко). Добротное, с треугольной крышей и широким крыльцом строение окружено высоким забором. Массивные ворота, флигель, лавочки под развесистой яблоней, собачья будка, кадки с водой – все как полагается. А за воротами, словно Пизанская башня, виднеется слегка завалившаяся красная пожарная каланча. (Сценография художника Марины Рыбасовой.)
Образ падающей каланчи перекликается с видениями, которые то и дело «ловит» в своих кошмарных снах купец Курослепов: у него то небо вот-вот свалится на землю, то возносятся ввысь хоботы.
Курослепов дрыхнет день и ночь, а когда просыпается, начинает самодурствовать: готов за непочтение запереть безвыходно собственную дочь в доме или на веревке притащить ее к солдатам. Его «педагогические» приемы возмущают даже местного городничего. На вопросы последнего о чести Курослепов отвечает однозначно: «Какая такая честь? Нажил капитал, вот тебе и честь».
Женушка Курослепова Матрёна Харитоновна (О. Жевакина), сходящая с ума от скуки при таком-то супруге, тайно влюблена в молодого фанфарона Наркиса (А. Волков). Чтобы удержать красавца подле своей юбки, Матрёна потихоньку таскает деньги мужа и снабжает ими любовника. Курослепов, обнаружив пропажу, обращается к городничему Градобоеву (А. Клюквин). Дело вешают на случайно подвернувшегося Ваську Шустрова, сына недавно разорившегося купца. Васю (М. Хрусталев) застают перелезающим через забор дома Курослепова, да только вот лазит-то он не за деньгами, а к своей ненаглядной Параше.
Параша, дочь Курослепова от первого брака, – девушка удивительная: своенравная, порывистая, бескомпромиссная и гипертрофированно прямая. Она и есть обладательница «горячего сердца». Образ этот актрисой Е. Казаковой сделан с любовью и тонким юмором: своими поступками Параша чем-то напоминает революционерку из советских фильмов-агиток. Хотя только с таким характером и можно выжить в ненавистном доме, где героиня явно чувствует себя чужой: отец – самодур, мачеха унижает постоянно. Героиня готова уйти вослед за возлюбленным Васей и даже податься за ним в солдатки, если его — не винного в краже — определят в армию. Да только вот сам Вася служить не намерен: роль шута и дурака при выкупившем его из рук Городничего богаче Хлынове Васе милее. Унижение для него предпочтительней риска сгинуть на войне.
Артист М. Хрусталев делает Василия человеком хоть и ярким, но откровенно неприятным. Казалось бы, все при нем: Вася обладает манкими чертами героя-любовника, сумел умом прельстить неглупую Парашу. Но нашла коса на камень: Парашин максимализм и ее стремление все решать за всех, однозначное требование к Васе «умереть на поле боя» вызывают в герое сначала естественную оторопь, а затем и сопротивление. Тем более что ближайшее окружение Василия, подающее ему пример, живет иначе: Городничий, например, ради денег готов терпеть оскорбительные выходки богача Хлынова. Разумеется, за отдельную плату.
Хлынов в исполнении артиста В. Низового – тот еще фрукт. Богач обладает убойными рычагами власти. Свободу творить беспредел покупает: «Доведись мне какое безобразие сделать, я ту ж минуту в губернию к Самому». «Самому» он заносит деньги под видом благотворительности. А потом «от Самого-то, да к Самой» — Хлынов пьет кофе и чай по утрам с женой «Самого».
Пока герой мается от скуки, его окружение занято тем, чтобы придумать новое развлечение для своего «благодетеля». Ощущая неограниченную власть, Хлынов все время «пробует на зуб», не появится ли кто-то, кто выкажет сопротивление. Стерпит ли Городничий, если ему на голову вылить бокал недопитого красного вина? Согласится ли Вася надеть шутовской колпак за выкуп из тюрьмы? Надоели Хлынову и танцующие восточные красавицы, и слоны, и шатры, и игры в разбойников на проезжей дороге. Не может придумать его извращенный ум, куда бы еще — с шиком, бессмысленно и весело — потратить деньги, чтобы развлечься. И вот тут все средства хороши: местному набобу — никто не указ.
Порочная общественная денежная пирамида выведена в «Горячем сердце» А. Н. Островским как архетип существования любого больного общества. Взятки и круговая порука рождают вседозволенность, заводящую общество в тупик. При таком раскладе опасения полусумасшедшего Курослепова, что небо вот-вот «треснет» над головой, перестают казаться полным бредом. Треснет как пить дать, история знает тому примеры. И погибнет уездный городишко Калинов, как погибли Содом с Гоморрой.
Развязка спектакля далека от счастливых комедийных финалов. Параша таки щелкает по носу своего клоуна-Васю, объявляя отцу, что выйдет замуж за приказчика Гаврилу (С. Потапов). Гаврило — малый хоть и честный, любящий Парашу, но какой-то потерянный, не способный примериться к обрушившемуся счастью. Да и счастье ли это будет? Параша с ходу начинает руководить «поплывшим» от счастливого жребия Гаврилой, как пыталась руководить Васей, но здесь ей это вполне удается. Ясно, что движет девушкой вовсе не любовь, а благодарность Гавриле за прошлую помощь. А еще — желание публично утереть нос бывшему возлюбленному. И возникает у зрителей ощущение, что девичья благодарность очень скоро сойдет на нет или вовсе сменится презрением. К чему приведет молодую пару подобная семейная жизнь, одному Богу известно.
В традициях постановок Островского в Малом театре спектакль «Горячее сердце» получился красочным, слегка лубочным, но не лишенным юмора. Артисты местами тонко иронизируют над героями пьесы и их реакциями. И хотя в начале первого действия постановка слегка пробуксовывает, зарывшись в длинных диалогах, потом ее «паровоз» раскочегаривается, набирает обороты и нужный темп – актеры ловят кураж, зрители начинают посмеиваться.
Над кем смеются? Хочется верить, что над собой.
Елена Булова, "Московская правда", 6 декабря 2022 года
https://mospravda.ru/2022/12/06/665277/