1 апреля исполнилось 215 лет со дня рождения великого русского писателя, гениального мастера сатиры и юмора Николая Васильевича Гоголя. Одним из ярчайших произведений автора является «Ревизор». Metro поговорило с молодыми артистами, играющими сейчас роль Хлестакова в этой бессмертной комедии на сценах разных театров, в том числе с Никитой Шайдаровым.
1 апреля исполнилось 215 лет со дня рождения великого русского писателя, гениального мастера сатиры и юмора Николая Васильевича Гоголя. Одним из ярчайших произведений автора является «Ревизор». Metro поговорило с молодыми артистами, играющими сейчас роль Хлестакова в этой бессмертной комедии на сценах разных театров.
Никита Шайдаров, Малый театр
– Я учился на четвёртом курсе театрального училища, и было непонятно, в какой театр меня возьмут. И в один прекрасный день вдруг мне звонок: «Здравствуй, Никита, тебя беспокоят из Малого театра. Вот Юрий Мефодьевич Соломин жалует тебе роль мирового репертуара». Я сначала решил, что надо мной шутят, разыгрывают. Потом подумал, что дают слугу, наверное, какого-нибудь. Просто хорошая роль в хорошей пьесе – ну а что могут дать студенту? И вдруг мне говорят: «Хлестаков в «Ревизоре», и я запищал на всю аудиторию. Тогда, я помню, так визжал, просто в трубку кричал: «Это правда?! Это правда?!» Это был самый большой подарок, который можно было бы только желать в актёрской судьбе молодого артиста. Притом что от моего мастера, моего кумира, человека, который просто благословил меня и открыл мне дорогу. Ценнее и драгоценнее этого у меня ничего не было и, думаю, не будет.
Накаркали
– Кстати, когда я ещё учился в школе и нас брали в театральный вуз, мне все говорили: «Когда-нибудь ты, наверное, будешь играть Хлестакова. Ты на него похож». А я думал, что никогда не буду, потому что мне казалось, что это безумно сложно и непонятно, что у меня не хватает той лёгкости, которая есть у этого персонажа. И вообще, у меня мозгов не хватает для этого и таланта. А потом я начал читать тексты, ходил, смотрел спектакль, который идёт в театре. Но записи других спектаклей я очень боялся смотреть, потому что не хотел перенять что-то чужое.
В ученье трудно...
– Я помню, когда пришёл на первую репетицию с Юрием Мефодьевичем. Мы порепетировали, выстроили рисунок. В общем, что-то как-то я там играл, он посмотрел и сказал: «Забудь всё, что ты сейчас сделал. Давай по новой». И мы начали с ним работать. Это были самые счастливые репетиции. Я просто чувствовал себя в такой безопасности, в такой любви. И после этих репетиций я уходил с ощущением, что я что-то могу, и мне хотелось репетировать ещё и ещё.
...легко в бою
– Когда первый раз шёл на сцену, дико боялся. Я даже не хотел идти. Я думал: «Ну всё, пусть снимают меня, не выйду, не выйду даже на сцену, скажу, что не справлюсь». И помню, иду, а он меня остановил и спросил: «Ты боишься?» Я говорю – боюсь. И он говорит: «Иди». И я пошёл играть.
Русский Ваня
– Я вообще считаю, что нет какой-то идеальной формулы, как сыграть Хлестакова, потому что это такой живой персонаж, такая феерия в этой пьесе. И когда мне говорят, что он шулер, обманщик, я говорю – нет! Потому что, если бы он был шулером и обманщиком, у него бы ничего не получилось. Его бы раскусили, и было бы неинтересно. А в дь он цепляет своей непосредственностью, как писал Гоголь, главное – чистосердечие. Он абсолютно искренне просит деньги. А почему нет? Он хочет есть, потому что привык, что его кормят. Очевидно, что он избалован. И имя-то у него какое – Ваня. Это в Питере он Иван Александрович, а так он Ваня, русский Ваня.
Не стать Хлестаковым в жизни
– Добавлял ли я что-то от себя? Конечно, добавлял, потому что ни для кого не секрет, что в каждую из своих ролей актёр вкладывает частичку себя. Я иногда капризный бываю, честно скажу, иногда с таким напускным гонорком. И это, как и у Хлестакова, от своей какой-то, возможно, внутренней неуверенности, от своей жалкости, от понимания, что он пустоватый. Вы не поверите, я, когда сыграл эту роль, стал за собой замечать, что, когда приходил в какой-то магазинчик на гастролях или ресторанчик, у меня включалось «Я же артист, а ты официант!». Но я себя сразу ловлю и понимаю, что это сейчас говорю не я, Никита, а говорит мой персонаж, и от этого, конечно, нужно себя оберегать.
Оксана Чертова, Metro, 1 апреля 2024 года
Полностью материал можно прочитать по ссылке:
https://www.readmetro.com/en/russia/moscow/2024040...