Это культовое для труппы произведение имеет здесь большую сценическую историю. Предыдущая версия, созданная в 80-х Евгением Весником и Юрием Мефодьевичем, находится в свободном доступe на YouTube. Невольно с ней сравниваешь современный спектакль и обнаруживаешь определенные различия между этими версиями. Например, сильно отличается подход к визуальной части.
В старой постановке (художник — Евгений Куманьков) делался акцент на бедность и неухоженность уездного города, колорит декораций отличался мрачностью и угрюмостью. В современном «Ревизоре» городок представлен во всей «красе» — с узорчатыми диванами, причудливыми креслами с золочеными лебедями. Художник-постановщик Александр Глазунов стремился подчеркнуть отсутствие вкуса у провинциалов, и у него это получилось — яркой иллюстрацией тому служат аляповатые до вычурности наряды дам.
Со временем изменилась и актерская подача. Например, при просмотре версии 1980-х создается ощущение, что она была поставлена на Виталия Соломина — остальные артисты на его фоне несколько меркли. А вот нынешний спектакль дает возможность показаться каждому артисту, при этом никто не тянет одеяло на себя.
Аристократичный и мягкотелый Ляпкин-Тяпкин в исполнении Александра Титоренко, уморительный Земляника, одна гримаса на лице которого заставляет смеяться вовсю — Александр Клюквин, и трогательный в своей неуклюжести Хлопов в интерпретации Алексея Коновалова стали живым олицетворением гоголевской сатиры. К ним добавим и дуэт вечно спорящих Бобчинского и Добчинского — в этих ролях ярко выступили Сергей Кагаков и Виктор Бунаков. Запомнился и предусмотрительный Шпекин Александра Ермакова. Благодаря им знаменитая сцена чиновничьих взяток превращается в своего рода дивертисмент, каждая часть которого изобилует различными актерскими вкусностями.
Отдельно держится Виктор Низовой (Городничий). Актёр не совсем традиционен в изображении этого образа — вместо грозного самодура перед нами предстает человечный и не такой уж смешной персонаж. Герой осознаёт свою ничтожность перед Судьбой, а его внешняя грубость не может скрыть от нас искренних переживаний и даже неожиданной ранимости Антона Антоновича.
Его семейство, кстати, также заслуживает особого внимания. Анна Антоновна, его жена, в исполнении Инны Ивановой, при всей своей недалекости оказывается горячо любящей матерью. И есть кого любить — 17-летнюю дочь, которая своим поведением больше похожа на маленького ребенка: всё-то она визжит и гримасничает. Бесподобная Ольга Жевакина в этой роли в очередной раз показала мастер-класс перевоплощения.
Настоящей звёздочкой «Ревизора» стал Никита Шайдаров (Хлестаков). Руководство проявило большую смелость, доверив эту роль молодому дарованию (Никита занят в ней с 30 декабря прошлого года). И они не прогадали — Шайдаров отлично справился с ролью и доказал, что за молодое поколение актеров не стоит беспокоиться. То, с каким куражом, непосредственностью и драйвом играл Хлестакова Никита, надо было видеть. Он порхал по сцене как бабочка, поминутно успевая выдумывать небылицы о себе и дурить окружающих. Перед азартом и обаянием такой молодости действительно трудно устоять — вот и жители города подпали под его чары. Ему удалось найти свою интонацию, свою личную интерпретацию персонажа — а это именно то, чем артисты Малого театра всегда славились. Герой Никиты вызывает живой отклик и у подростков, и у старшего поколения — в наше время это стоит дорогого. Долой шляпы, господа, перед нами новый Хлестаков!
Филипп Геллер, "Без фальши", 7 сентября 2023 года
Это культовое для труппы произведение имеет здесь большую сценическую историю. Предыдущая версия, созданная в 80-х Евгением Весником и Юрием Мефодьевичем, находится в свободном доступe на YouTube. Невольно с ней сравниваешь современный спектакль и обнаруживаешь определенные различия между этими версиями. Например, сильно отличается подход к визуальной части.
В старой постановке (художник — Евгений Куманьков) делался акцент на бедность и неухоженность уездного города, колорит декораций отличался мрачностью и угрюмостью. В современном «Ревизоре» городок представлен во всей «красе» — с узорчатыми диванами, причудливыми креслами с золочеными лебедями. Художник-постановщик Александр Глазунов стремился подчеркнуть отсутствие вкуса у провинциалов, и у него это получилось — яркой иллюстрацией тому служат аляповатые до вычурности наряды дам.
Со временем изменилась и актерская подача. Например, при просмотре версии 1980-х создается ощущение, что она была поставлена на Виталия Соломина — остальные артисты на его фоне несколько меркли. А вот нынешний спектакль дает возможность показаться каждому артисту, при этом никто не тянет одеяло на себя.
Аристократичный и мягкотелый Ляпкин-Тяпкин в исполнении Александра Титоренко, уморительный Земляника, одна гримаса на лице которого заставляет смеяться вовсю — Александр Клюквин, и трогательный в своей неуклюжести Хлопов в интерпретации Алексея Коновалова стали живым олицетворением гоголевской сатиры. К ним добавим и дуэт вечно спорящих Бобчинского и Добчинского — в этих ролях ярко выступили Сергей Кагаков и Виктор Бунаков. Запомнился и предусмотрительный Шпекин Александра Ермакова. Благодаря им знаменитая сцена чиновничьих взяток превращается в своего рода дивертисмент, каждая часть которого изобилует различными актерскими вкусностями.
Отдельно держится Виктор Низовой (Городничий). Актёр не совсем традиционен в изображении этого образа — вместо грозного самодура перед нами предстает человечный и не такой уж смешной персонаж. Герой осознаёт свою ничтожность перед Судьбой, а его внешняя грубость не может скрыть от нас искренних переживаний и даже неожиданной ранимости Антона Антоновича.
Его семейство, кстати, также заслуживает особого внимания. Анна Антоновна, его жена, в исполнении Инны Ивановой, при всей своей недалекости оказывается горячо любящей матерью. И есть кого любить — 17-летнюю дочь, которая своим поведением больше похожа на маленького ребенка: всё-то она визжит и гримасничает. Бесподобная Ольга Жевакина в этой роли в очередной раз показала мастер-класс перевоплощения.
Настоящей звёздочкой «Ревизора» стал Никита Шайдаров (Хлестаков). Руководство проявило большую смелость, доверив эту роль молодому дарованию (Никита занят в ней с 30 декабря прошлого года). И они не прогадали — Шайдаров отлично справился с ролью и доказал, что за молодое поколение актеров не стоит беспокоиться. То, с каким куражом, непосредственностью и драйвом играл Хлестакова Никита, надо было видеть. Он порхал по сцене как бабочка, поминутно успевая выдумывать небылицы о себе и дурить окружающих. Перед азартом и обаянием такой молодости действительно трудно устоять — вот и жители города подпали под его чары. Ему удалось найти свою интонацию, свою личную интерпретацию персонажа — а это именно то, чем артисты Малого театра всегда славились. Герой Никиты вызывает живой отклик и у подростков, и у старшего поколения — в наше время это стоит дорогого. Долой шляпы, господа, перед нами новый Хлестаков!
Филипп Геллер, "Без фальши", 7 сентября 2023 года