12 сентября на сцену театра имени Волкова вышли актеры московского Малого театра. Постановка «Горе от ума» стала первым спектаклем XVII Международного Волковского фестиваля.
Мария Демидова, «Ярославский регион», 13 сентября 2016
12 сентября на сцену театра имени Волкова вышли актеры московского Малого театра. Постановка «Горе от ума» стала первым спектаклем XVII Международного Волковского фестиваля.
В каких только вариациях не представала перед зрителями пьеса Александра Грибоедова! Не далее как в прошлом году все на том же Волковском фестивале зрители могли оценить эффектную, хотя и весьма спорную постановку Школы драматического искусства. Берясь за одну из самых репертуарных пьес русского театра, каждый режиссер стремится увидеть ее по-своему, высветить в тексте, который едва ли не наизусть знают заядлые театралы, новые грани. Вот и лепят кто во что горазд: кто-то пытается осовременить классический текст, кто-то ищет новые трактовки… У одних получается, у других – не очень.
Среди этого многоголосья удивительно приятно увидеть классическую постановку, предлагаемую Малым театром. Вдруг оказывается, что текст Грибоедова до сих пор звучит живо и современно, особенно если произносится естественно, без форсирования и выделения паузами общеизвестных фраз. И здесь, конечно, браво актерам, на таланте и энергии которых держится спектакль: Народному артисту СССР Юрию Соломину (Фамусов), Заслуженным артистам России Глебу Подгородинскому (Чацкий) и Александру Вершинину (Молчалин), Народной артистке России Людмиле Поляковой (Хлестова) и остальным.
Постановка Сергея Женовача сохранила всю остроту оригинала. Великолепны словесные дуэли Чацкого с Молчалиным и Скалозубом, звенит зубоскальством бал в доме Фамусовых. При этом спектакль Малого театра нежен, искренен и трогателен, во многом благодаря образу Чацкого, предстающего здесь не столько остряком и балагуром, сколько робеющим влюбленным, наивно не понимающим, как сильно его представления о мире отличаются от тех, что приняты в столичном обществе.
Свежее дыхание современности в постановке тоже чувствуется: в лаконичности и легкости трансформирующихся декораций то создающих простор и глубину, то вдруг начинающих теснить осознающего свое одиночество Чацкого; в световом узоре, придающем фактурность стенам и делающем пространство еще более объемным и многослойным.
Неоспоримым подтверждением того, что зрители все еще тянутся к классике и ничуть не устали от традиционных постановок, является то, что «Горе от ума» Сергея Женовача не сходит со сцены Малого театра уже полтора десятка лет. Спектакль, кстати, ровесник Волковского фестиваля: его премьера состоялась в ноябре 2000 года. В 2005 году он был сыгран в сотый раз, а в 2012 – в двухсотый.
Мария Демидова, «Ярославский регион», 13 сентября 2016