12 сентября на сцену театра имени Волкова вышли актеры московского Малого театра. Постановка «Горе от ума» стала первым спектаклем XVII Международного Волковского фестиваля.
В каких только вариациях не представала перед зрителями пьеса Александра Грибоедова! Не далее как в прошлом году все на том же Волковском фестивале зрители могли оценить эффектную, хотя и весьма спорную постановку Школы драматического искусства. Берясь за одну из самых репертуарных пьес русского театра, каждый режиссер стремится увидеть ее по-своему, высветить в тексте, который едва ли не наизусть знают заядлые театралы, новые грани. Вот и лепят кто во что горазд: кто-то пытается осовременить классический текст, кто-то ищет новые трактовки… У одних получается, у других – не очень.
Среди этого многоголосья удивительно приятно увидеть классическую постановку, предлагаемую Малым театром. Вдруг оказывается, что текст Грибоедова до сих пор звучит живо и современно, особенно если произносится естественно, без форсирования и выделения паузами общеизвестных фраз. И здесь, конечно, браво актерам, на таланте и энергии которых держится спектакль: Народному артисту СССР Юрию Соломину (Фамусов), Заслуженным артистам России Глебу Подгородинскому (Чацкий) и Александру Вершинину (Молчалин), Народной артистке России Людмиле Поляковой (Хлестова) и остальным.
Постановка Сергея Женовача сохранила всю остроту оригинала. Великолепны словесные дуэли Чацкого с Молчалиным и Скалозубом, звенит зубоскальством бал в доме Фамусовых. При этом спектакль Малого театра нежен, искренен и трогателен, во многом благодаря образу Чацкого, предстающего здесь не столько остряком и балагуром, сколько робеющим влюбленным, наивно не понимающим, как сильно его представления о мире отличаются от тех, что приняты в столичном обществе.
Свежее дыхание современности в постановке тоже чувствуется: в лаконичности и легкости трансформирующихся декораций то создающих простор и глубину, то вдруг начинающих теснить осознающего свое одиночество Чацкого; в световом узоре, придающем фактурность стенам и делающем пространство еще более объемным и многослойным.
Неоспоримым подтверждением того, что зрители все еще тянутся к классике и ничуть не устали от традиционных постановок, является то, что «Горе от ума» Сергея Женовача не сходит со сцены Малого театра уже полтора десятка лет. Спектакль, кстати, ровесник Волковского фестиваля: его премьера состоялась в ноябре 2000 года. В 2005 году он был сыгран в сотый раз, а в 2012 – в двухсотый.
Мария Демидова, «Ярославский регион», 13 сентября 2016
12 сентября на сцену театра имени Волкова вышли актеры московского Малого театра. Постановка «Горе от ума» стала первым спектаклем XVII Международного Волковского фестиваля.
В каких только вариациях не представала перед зрителями пьеса Александра Грибоедова! Не далее как в прошлом году все на том же Волковском фестивале зрители могли оценить эффектную, хотя и весьма спорную постановку Школы драматического искусства. Берясь за одну из самых репертуарных пьес русского театра, каждый режиссер стремится увидеть ее по-своему, высветить в тексте, который едва ли не наизусть знают заядлые театралы, новые грани. Вот и лепят кто во что горазд: кто-то пытается осовременить классический текст, кто-то ищет новые трактовки… У одних получается, у других – не очень.
Среди этого многоголосья удивительно приятно увидеть классическую постановку, предлагаемую Малым театром. Вдруг оказывается, что текст Грибоедова до сих пор звучит живо и современно, особенно если произносится естественно, без форсирования и выделения паузами общеизвестных фраз. И здесь, конечно, браво актерам, на таланте и энергии которых держится спектакль: Народному артисту СССР Юрию Соломину (Фамусов), Заслуженным артистам России Глебу Подгородинскому (Чацкий) и Александру Вершинину (Молчалин), Народной артистке России Людмиле Поляковой (Хлестова) и остальным.
Постановка Сергея Женовача сохранила всю остроту оригинала. Великолепны словесные дуэли Чацкого с Молчалиным и Скалозубом, звенит зубоскальством бал в доме Фамусовых. При этом спектакль Малого театра нежен, искренен и трогателен, во многом благодаря образу Чацкого, предстающего здесь не столько остряком и балагуром, сколько робеющим влюбленным, наивно не понимающим, как сильно его представления о мире отличаются от тех, что приняты в столичном обществе.
Свежее дыхание современности в постановке тоже чувствуется: в лаконичности и легкости трансформирующихся декораций то создающих простор и глубину, то вдруг начинающих теснить осознающего свое одиночество Чацкого; в световом узоре, придающем фактурность стенам и делающем пространство еще более объемным и многослойным.
Неоспоримым подтверждением того, что зрители все еще тянутся к классике и ничуть не устали от традиционных постановок, является то, что «Горе от ума» Сергея Женовача не сходит со сцены Малого театра уже полтора десятка лет. Спектакль, кстати, ровесник Волковского фестиваля: его премьера состоялась в ноябре 2000 года. В 2005 году он был сыгран в сотый раз, а в 2012 – в двухсотый.
Мария Демидова, «Ярославский регион», 13 сентября 2016