Ольга Вихирева
16 ноября 2003 г.
12.03.2003
Когда смотришь «Дядю Ваню» и понимаешь, что совсем, совсем скоро спектакль снимут, намного сильнее ощущаются горечь и невозможность что-то изменить, наполняющие всю чеховскую историю о неплохих, в сущности, людях… Эти люди и любят, и не успокаиваются душой, и даже пытаются работать – «дело делать», как говорит профессор Серебряков… Вот только любят не тех, душа находит временное утешение в «водочке», а попытки работать… что ж, впечатление самого работящего человека производит старая няня Марина (О.А. Чуваева очень хороша в этой роли!).
И по-другому воспринимается финальный монолог Сони – о том, во что она верует… Ах, Соня, Соня, чистая душа, ты по праву заслужила «небо в алмазах», отчего же в этой жизни так тяжело тебе приходится?.. Соня – Татьяна Скиба – очаровательна в каждом движении и интонации; лишь в те моменты, когда она горюет о своей «некрасивости», у зрителя невольно возникает внутренний протест!
Светлана Аманова играет «профессоршу» Элен жестко, не позволяя себе увлечься попытками приукрасить свою героиню редкими проблесками искренней жалости к людям, так незадачливо потерявшим голову по ее вине… Да и ее ли тут вина, если два «единственных порядочных человека во всем уезде» – доктор Астров (Александр Михайлов тоже не боится намеренно не делать Астрова чересчур обаятельным) и дядя Ваня находят именно в ней свой идеал?
А дядя Ваня… До вчерашнего вечера я никак не могла понять, почему Чехов назвал свою пьесу именно так, а не, скажем, «Доктор Астров». И только благодаря потрясающей игре Юрия Мефодьевича Соломина я наконец-то поняла, отчего именно дядя Ваня становится Главным Героем.
Нет слов, просто непередаваемая игра… Это действительно НАДО ВИДЕТЬ!!!