З.К.
24 февраля 2022 г.
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Борис Пастернак
Погас свет в зале. Открылся занавес. Шум моря. Заколыхалась белая завеса под светом софитов, ставшая морем. Поднялась. Обнажила огромное пространство сцены без кулис, раскрытую до кирпичной стены арьерсцены. Суровое пространство, неуютное, с рабочими лестницами под колосниками… может это образ жизни «как она есть» (М. Цветаева). И ещё на сцене рояль, а за ним сидит пианист. На первом плане трубач начинает историю... Легенду о пианисте... С первой же интонации он берёт меня за руку, поднимает из кресла и ведёт... Куда??? В совершенно невероятную историю о пианисте, 1900-м, ребёнком в коробке оставленного на крышке рояля на борту Корабля… Встав из коробки, ребёнок начал играть свою музыку, ни разу не сойдя на берег... Да, невероятная история... Выдумка? Сон? Метафора?
Но она создавалась сейчас перед нами артистом с такой силой дерзости удалого, порой бесшабашного азарта, что ты в кресле уже усидеть не мог. А потом вступил Пианист... И показалось, что мы с театром со всей Москвой летим куда-то. КУДА!!?? Может в Космос... На другие планеты... Пианист остановился... а Трубач подхватил голосом, телом в союзе с теми вещами, которые спускались к нему откуда-то сверху, точно отобранные режиссёром. Всё продумано. Ничего лишнего. Всё живёт и дышит. А трубач летает по лестницам. Опасны его маршруты… Кажется, он сейчас споткнётся, упадёт, разобьётся... Нет. Отвага вдохновения ведёт его, поддержанная гением Пианиста. В какой-то миг мелькает в голове: здесь «дышат почва и судьба» БОРИСА и АЛЕКСАНДРА… Это они — два человека, отдавшие жизнь Музыке и Театру..
Борис Березовский и Александр Дривень… А спектакль посвящён тем, кто отдал жизнь Музыке.
PS Это заметки потрясённого зрителя и не претендуют ни на что большее... Такой Театр напоминает, что не хлебом единым... Человек — это Душа и Дух созидания… А актёр в таком Театре выполняет ВЫСШУЮ ВОЛЮ: «Глаголом жечь сердца людей…»
15-23 февраля. Зритель З.К.