Пресса о гастролях Малого театра в Курске
МАЛЫЙ ТЕАТР НА КУРСКОЙ СЦЕНЕ
Пресса о гастролях Малого театра в Курске
12.06.2013 | 12:39:17
С 29 мая по 1 июня на сцене областного драмтеатра имени Пушкина гастролировал Государственный академический Малый театр. Московские гости представили две классические постановки «Последняя жертва» и «Тайны Мадридского двора».
Столичные актеры покорили курян своей игрой Курский драматический и Малый театры «побратались» еще год назад, когда столичные актеры впервые приехали в столицу соловьиного края. После этого наша труппа нанесла ответный визит, представив жителям столицы шесть различных постановок. На этом обмен «любезностями» не закончился – москвичи снова в Курске, на родине их знаменитого предшественника Михаила Щепкина, чье имя и роднит наши театры.
В спектаклях «Последняя жертва» по пьесе Островского и «Тайны Мадридского двора» Скриба и Легуве курские зрители по достоинству оценили игру любимых актеров Василия Бочкарева, Бориса Клюева и Людмилы Поляковой. Все четыре дня в зале драмтеатра царил полный аншлаг. За происходящим на сцене внимательно следил и режиссер-постановщик «Последней жертвы» Владимир Драгунов. «Русский театр всегда славился тем, что во главе него стоял актер, но сегодня мы можем наблюдать, как он постепенно превращается в выразительное средство наряду со светом или звуком, – говорит столичный гость. – Впрочем, это замечание не относится к Малому, где каждый спектакль рождается в диалоге режиссера и его актеров».
«Друг для Друга», Алексей ПИЩУЛИН
***
Актеры Малого театра похвалили курских соловьев
31.05.2013 | 10:20:32
Московские гости перед спектаклем рассказали о своих впечатлениях от нашего города и зрителей.
В Курске 29 , 30 мая пройдет спектакль «Последняя жертва» и 31 мая, 1 июня «Тайны Мадридского двора», который привезли актеры Государственного академического Малого театра. Перед спектаклем исполнители главных ролей Василий Бочкарев, Борис Клюев, Людмила Полякова и режиссер постановщик Владимир Драгунов провели пресс-конференцию. В ходе встречи гости Соловьиного края рассказали о спектаклях, о России и зрителях.
Эти гастроли Малого театра в Курске не первые. В 2012 году на сцене театра им. Пушкина столичный коллектив уже показывал свои работы.
Борис Клюев, в последнее время он известен как один из «Ворониных», отметил, что Курск ему запомнился еще с прошлого года.
«Как и раньше дороги у вас плохие. Неужели вашему руководству приятно трястись на кочках?» — отметил актер.
Людмила Полякова, отвечая на вопросы присутствующих, призналась, что любит маленькие города.
«Не люблю слово «провинция». Мне по душе «малые города». Каждый из них прелестен по-своему. К вам в Курск с удовольствием приезжаю, чтобы послушать соловьев и прогуляться по узким улочкам», — рассказала народная артистка России Людмила Полякова.
Насколько стало известно, билетов на предстоящие спектакли практически не осталось, стоит ожидать аншлага. К вопросу о курских зрителях все гости края отнеслись с улыбкой.
«Каждый зритель, который придет на спектакль уже мой любимый зритель. Я с теплотой настраиваюсь на диалог с публикой. Поэтому и выкладываюсь по полной программе», — подчеркнул Василий Бочкарев.
Надеемся, что куряне с такой же теплотой примут работы Малого театра.
«Курские известия», Евгения Захарова
***
«Бис!» и «Браво!» Малому театру
04.06.2013 | 10:09:15
Малый театр приезжает в гости к курянам уже во второй раз: в прошлом году московский коллектив показывал спектакли «Горе от ума», «Правда – хорошо, а счастье – лучше», «На всякого мудреца довольно простоты», а в этот раз мы увидели «Последнюю жертву» Александра Островского и «Тайны Мадридского двора» Эжена Скриба и Эрнеста Легуве.
Накануне спектаклей с журналистами встретились актеры Малого театра – народный артист России, лауреат Государственных премий России Василий Бочкарев, народный артист России Борис Клюев, народная артистка России, лауреат Государственной премии России Людмила Полякова и заслуженный артист России, режиссер-постановщик спектакля «Последняя жертва» Владимир Драгунов.
Говорили о многом. Так, Владимир Драгунов положительно отзывался и о руководстве нашего театра, и о курских зрителях, назвав подобное сотрудничество «дружеским сотворчеством». Борис Клюев же отметил, насколько в жизни театра и жизни вообще важна классика:
– Я «вырос» в Малом театре на классическом репертуаре, очень благодарен этому обстоятельству и понимаю: это репертуар вечный, на нем можно расти и учиться. Василий Лановой говорил: «Боже мой, как повезло Малому театру, что у него есть Островский!» Когда мы играли «На всякого мудреца довольно простоты», и Госдума «закупила» спектакль, лучшего приема, поверьте мне, я никогда не видел. А потом Жириновский подошел ко мне: «Это что, и вправду все написано 150 лет назад?!» Классика тем и хороша, что она выдерживает проверку временем.
По некоторым вопросам мнения артистов разошлись. Например, Василий Бочкарев сказал, что очень хорошо относится к новым театральным приемам, когда актеры находятся практически в центре зала, а зрители тоже вовлекаются в действие. А вот коллеги с ним не согласились, намекнув на то, что это раньше театр был площадным искусством...
Вот что Василий Иванович сказал о курском зрителе, вспоминая прошлогоднюю встречу:
– Замечательный зритель. В спектакле «Правда – хорошо, а счастье – лучше» у Островского есть такая фраза: «А в Курске яблоки хороши!». Когда я это сказал, зал уловил мой посыл и взорвался аплодисментами.
Кстати, и сцена нашего театра актерам понравилась, несмотря на то, что в последнее время ее все чаще ругают. На вопрос о том, какова перспектива классического театра и не исчезнет ли он, ответил Борис Клюев:
– Я бы сравнил театральное искусство с хорошим застольем. Считаю, что, помимо индюшки, утки, существуют еще соленые огурчики-корнишончики, маслины, зелень, и чем эта «палитра» многообразнее, тем, думается, стол вкуснее... Считаю, что любой человек – талантливый, разумеется – имеет право на самовыражение. К сожалению, время, в котором мы живем, по-прежнему смутное, и «вылезают» другие люди – менее талантливые, но более пробивные. Классический театр никогда не умрет – это показывает история. «Дедушке» Шекспиру больше 400 лет, и до сих пор сыграть его – очень высокая планка для артиста.
«Городские известия», Марина ФЕДОРОВА
***
Тайны мадридского двора
02.06.2013 | 20:18:25
…откроются сегодня курским любителям театрального искусства. Спектаклем с таким названием по пьесе Э. Скриба и Е. Легуве завершаются гастроли Московского Государственного академического Малого театра.
В Курске это не первый спектакль гостей: в последние майские дни театралы рукоплескали и кричали: «Браво!» Лавру Мироновичу, Глафире Фирсовне и Флору Федулычу – героям пьесы Александра Островского «Последняя жертва». Иначе и быть не могло. Ведь на сцене Курского драматического театра блистали народные артисты России и лауреаты Государственных премий Борис Клюев, Людмила Полякова, Василий Бочкарев...
На пресс-конференции, состоявшейся в день приезда столичных гостей, режиссер Владимир Драгунов отметил, что в этот раз Малый театр привез в Курск два спектакля, которые являются знаковыми и проверенными временем. В них работают замечательные актеры, которым очень важно почувствовать дыхание зала, посмотреть, как спектакль воспринимает зритель.
– Я вырос на классическом репертуаре и уверен в одном: это искусство вечно, и только на нем можно расти и учиться, – сказал Борис Клюев. – В эпоху СССР существовало правило, что раз в год все театры обязательно должны были сдать один советский спектакль. В таких спектаклях надо было все придумывать, создавать иллюзию хорошей жизни, а не говорить как есть. Когда началась перестройка и оказалось, что нет новой драматургии и режиссуры, мы вдруг поняли, что театры беспомощны. Казалось бы – пробуй, твори, пиши, но в стране, кроме наркотиков и глубокого пьянства, больше ничего нет. К счастью, был Островский, который всегда оставался актуальным, и мы начали ставить его. Однажды после спектакля для депутатов Госдумы ко мне подошел Владимир Жириновский и спросил: «Правда, что это было написано уже давно?», на что я ответил: «Уже 150 лет назад».
Как продолжила Людмила Полякова, люди часто не верят, что цитаты из спектаклей Островского не были додуманы актерами Малого театра.
– Островский стал очень современным, так как в СССР мы не понимали многих вещей, – сказала Людмила Петровна. – Например, для нас были чужды понятия «взять кредит», «попасть в долговую яму», но сейчас мы сполна поняли смысл этих слов. Я считаю, что самый современный драматург на сегодняшний день – это Александр Островский, ведь он уже давно разошелся в народе на цитаты, которые с каждым днем становятся только актуальнее.
Борис Клюев отметил, что классика проходит проверку временем, которое всегда оставляет только лучшее. Классический театр никогда не умрет, ведь великому Шекспиру уже более 400 лет, и до сих пор сыграть его пьесу, по признанию актеров, является главной планкой в творческом пути любого артиста.
– Это вечный репертуар, проверенный временем, – подчеркнул Борис Клюев. – Мелькают годы, проходят тысячелетия, но понятия «любовь», «ненависть», «предательство» остаются. Это и есть краеугольные камни, на которых строятся человеческие отношения, а также драматургия всех времен: прошлого и будущего.
С Борисом Владимировичем согласна и Людмила Полякова:
– Нам повезло, у нас есть наша классика: Островский, Достоевский, Чехов, Грибоедов... И мы стараемся не сходить с этого пути, да и сходить-то некуда.
И как сказали актеры, театр не должен замыкаться на чем-то одном. Борис Клюев сравнил искусство театра с большим хорошим застольем, где, помимо индюшки и утки, на столе есть огурчики, маслины, зелень. И чем палитра вкуса многообразнее, тем застолье будет вкуснее. В чем и убеждаются любители театрального искусства, побывав на спектаклях московского театра.
«Курская правда», Рита МИЛОСТНАЯ
***
Театралов посвятили в «тайны мадридского двора»
08.06.2013 | 17:14:51
С успехом, как и год назад, прошли в Курске спектакли прославленного Малого театра. Поклонников классического сценического искусства с 29 мая по 1 июня порадовали постановки двух известных пьес «Последняя жертва» и «Тайны мадридского двора».
Тайнами же закулисья (не личными, а профессиональными) поделились с местными СМИ в начале гастролей всеобщие любимцы: народные артисты РФ Борис Клюев, Василий Бочкарев и Людмила Полякова. Впрочем, о своей частной жизни гости также немного рассказали, например, двое последних — о том, что в свое время состояли в браке. И все же на пресс-конференции речь все больше шла о высокой миссии Малого театра — оставаться хранителем многих культурных традиций России — высоких, но, увы, уязвимых.
Не случайно началась беседа с вопроса, не боятся ли в «доме Островского» очередной якобы намечающейся реформы — всеобщей аттестации в театрах. Выяснилось, что, несмотря на звания и всеобщее признание, все-таки побаиваются. Культурную сферу Клюев сравнил с… большим застольем:
- Помимо индюшки и утки, существуют хорошо засоленные огурчики-корнишончики, маслины, травка… И чем палитра многообразнее, тем стол вкуснее. Поэтому считаю: любой талантливый человек имеет право на самовыражение. Но влезают другие — не талантливые, зато пробивные, и навязывают свою эстетику.
- По телевизору в тысячный раз показывают «ментов», — добавила Людмила Полякова. — А мною, например, давно сняты «Господа Головлевы», но где теперь этот фильм, сама не знаю, даже пленки не осталось…
Самому популярному из визитеров задали вопрос насчет его культового персонажа из ситкома «Воронины»: не обижается ли Борис Владимирович, когда его отождествляют прежде всего с колоритным дедулей? Оказалось, что опытный актер, отдавший своему единственному театру почти полвека, к сериальной славе относится с юмором. Такое в его творческой биографии уже бывало, — например, после «ТАСС уполномочен заявить» сердца людей покорил шпион Трианон. «Теперь мои поклонники изменились: вместо девушек это дети, — с улыбкой сознался «Николай Петрович Воронин», — но когда тебя узнают, актеру в любом случае приятно».
А еще он вспомнил забавный случай: «Когда мы играли «На всякого мудреца довольно простоты» и места в зале выкупила Госдума, более страстного приема я в жизни не видел. Жириновский спрашивал: «Там вправду именно так написано?» Отвечаю: да, причем 150 лет назад! Классический театр никогда не умрет. Дедушке Шекспиру — за четыреста, но он остается планкой, испытывающей возможности актера и режиссера».
- А сейчас Островский стал еще современнее, — добавила Полякова. — В Советском Союзе не знали, например, что такое взять кредит, оказаться в долговой яме. Теперь все это нам жизнь разъяснила. Или вот «Горе от ума», играю старуху Хлестову и говорю: «Час битый ехала с Покровки, силы нет». В Москве, измученной пробками, этой реплике аплодируют.
«Курский вестник», Ян БОГЕМСКИЙ