Варпаховский Леонид Викторович

Режиссер
ВАРПАХОВСКИЙ ЛЕОНИД ВИКТОРОВИЧ (1908–1976), русский режиссер, художник, театральный деятель. Народный артист РСФСР (1966), заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1964). Родился 29 марта 1908 в Москве в семье присяжного поверенного, выпускника юридического факультета МГУ. Мать, режиссер-педагог детского любительского театра, окончила институт благородных девиц в Тифлисе, училась в драматической школе А.И.Адашева одновременно с Е.Б.Вахтанговым и С.Г.Бирман. Варпаховский с детства увлекался музыкой и театром, в школьные годы играл в драмкружке, поставил несколько пьес. Девяти лет был отдан в балетную школу Большого театра, через год ушел из школы и учился игре на фортепиано. В 1923 стал студентом Консерватории. В доме Варпаховских бывали Ф.Шаляпин, Е.Гельцер, В.Маяковский, Д.Бурлюк и другие известные люди. «Обожая» актера Н.М.Радина (1872–1935), Варпаховский не пропускал ни одного его спектакля и окончательно влюбился в театр. Лучшим тогдашним театром считал мейерхольдовский.

Осенью 1925 Варпаховский безуспешно пытался поступить в Государственные высшие экспериментальные театральные мастерские. За три года прошел полный курс отделения теории и музыки в Консерватории, работал недолго тапером в немом кинематографе, в 1925 организовал из студентов и преподавателей Консерватории «Первый камерный экспериментальный синтетический ансамбль» (ПЭКСА) – «еще не джаз, но эксперимент на пути к джазу», в котором был дирижером, исполнителем и руководителем. Увлекался музыкой А.Н.Скрябина и занимался поисками в области цветомузыкального театра.

С 1928 по 1931 учился на искусствоведческом отделении литературного факультета МГУ, вместе с Кукрыниксами оформил два спектакля в московских театрах – «Тревога» Ф.Кнорре (ТРАМ, 1930) и «Город Глупов» по М.Салтыкову-Щедрину (театр Сатиры, 1932). Работал ассистентом режиссера в ТРАМе, рецензировал спектакли, опубликовал несколько статей. Летом 1933 был принят ученым секретарем в театр им. Вс.Мейерхольда и проработал там почти три года, наблюдая репетиции мастера. Готовил для него специальную литературу, иконографический материал, занимался звуковым оформлением. Возглавил созданную в театре научно-исследовательскую лабораторию (НИЛ), вместе с коллегами разрабатывал методы записи сценического действия. Так, был изобретен «ходомер» – аппарат для записи мизансцен, игры актеров. Варпаховский стремился увековечить спектакли, его работа в этом направлении началась с «Дамы с камелиями» А.Дюма. Разойдясь с Мейерхольдом, Варпаховский в 1935 ушел из театра, передав лаборатории свои архивы – плод трехлетней работы. Начатая в 1935 и продолженная в 1960-х работа по созданию «партитуры спектакля» на материале «Дамы с камелиями» и «Пиковой дамы» П.И.Чайковского имела огромное значение для формирования Варпаховского-режиссера, стала для него «учебником режиссуры».

В 1935, обогащенный опытом работы с Мейерхольдом и желая овладеть принципами «системы Станиславского», Варпаховский поступил в студию при театре им. Евг.Вахтангова. 22 февраля 1936 он был арестован «за содействие троцкизму» (из-за родственника первой жены А.А.Маликовской, ученицы Г.Г.Нейгауза, расстрелянной в 1938) и 4 апреля приговорен к трехлетней высылке в Казахстан. Деятельный и полный новаторских идей, он смог устроиться в театр русской драмы им. М.Ю.Лермонтова в Алма-Ате и в 1937 поставил несколько спектаклей, принесших театру успех («Вечер памяти Пушкина», «Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского, «Белеет парус одинокий» В.Катаева, «Слуга двух господ» К.Гольдони). За «Оптимистическую трагедию» режиссер получил благодарственную грамоту от руководства Казахстана. Но вскоре Варпаховский был вновь арестован «за контрреволюционную агитацию» (ст. 58, п. 10) и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей на северо-востоке. В сентябре 1940 начался его самый долгий и самый тяжелый колымский период на общих работах в лагерях, а затем в культбригадах Севлага и Маглага.

В 1944 Варпаховский поставил в магаданском музыкально-драматическом театре им. М.Горького спектакль «Похищение Европы» Л.Вернейля, вызвавший недовольство краевых властей, впрочем, оставивших его в театре. Его «Травиата» Дж.Верди (1945), первая опера, поставленная на Колыме, стала громким событием в культурной жизни края. Варпаховский обрел второе дыхание, поверил в свои силы, в 1944–1947 поставил еще несколько спектаклей. Исполнительница партии Виолетты И.С.Зискинд стала его женой и преданным другом. В середине июня 1947 его вновь арестовали по ложному доносу, но осуждения не последовало. После освобождения из-под ареста он уехал в Усть-Омчуг, где работал режиссером Центрального клуба и за шесть лет поставил там 11 спектаклей. Всего в колымском крае Варпаховский осуществил 23 спектакля, в том числе по пьесам Н.Гоголя, М.Горького, А.Островского, Е.Шварца, С.Михалкова, Б.Горбатова и др.

Полностью освободившись в 1953, Варпаховский уехал в Тбилиси. В театре им. А.С.Грибоедова поставил «Чайку» А.Чехова, успех которой определил его судьбу, «Дни Турбинных» М.Булгакова (1954), «В сиреневом саду» Ц.Солодаря (1955). Успешно работал в театрах Киева, Харькова, Ленинграда. В 1956 ему разрешили вернуться в Москву, в 1957 реабилитировали. Назначенный в 1957 главным режиссером Московского театра им. М.Н.Ермоловой, режиссер работал много и плодотворно: ставил спектакли в нескольких театрах сразу, работал в разных жанрах, занимался организацией фестивалей, создавал цирковые программы, работал на телевидении, был членом советов ВТО (ныне СТД), вел там режиссерскую лабораторию, руководил творческим семинаром на Высших режиссерских курсах при ГИТИСе им. А.В.Луначарского, писал статьи.

В Москве Варпаховский поставил более 20 спектаклей: «Маскарад» М.Лермонтова (1962), «Палата» С.Алешина (1962), «Рождество в доме сеньора Купьелло» Э. де Филиппо (1965), «Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского (1967) и «Бешеные деньги» А.Островского (1969) – в Малом театре; «Шестое июля» М.Шатрова (1965) и «Дни Турбинных» М.Булгакова (1967) – в МХАТе им. М.Горького; «Странная миссис Cэвидж» Дж.Патрика (1966) – в театре им. Моссовета; «Продавец дождя» Р.Нэша (1972) – в театре им К.С.Станиславского и др. В 1968 поставил пьесу Горького «На дне» в Театре Народной Армии в Софии.

Варпаховский создал свой собственный театральный метод – метод сценической композиции, который считал основой режиссерской профессии. В Варпаховском соединились талантливый художник, историк, знаток теории литературы, социолог и музыкант.

Последней постановкой Варпаховского стала пьеса А.Островского «Волки и овцы» в Московском драматическом театре им. К.С.Станиславского. Работа над спектаклем «На полпути к вершине» П.Устинова в театре им. Моссовета осталась незавершенной. В последние три года режиссер страдал сильнейшей депрессией, с трудом заставлял себя работать.

Умер Варпаховский в Москве 12 февраля 1976.
ВАРПАХОВСКИЙ ЛЕОНИД ВИКТОРОВИЧ (1908–1976), русский режиссер, художник, театральный деятель. Народный артист РСФСР (1966), заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1964). Родился 29 марта 1908 в Москве в семье присяжного поверенного, выпускника юридического факультета МГУ. Мать, режиссер-педагог детского любительского театра, окончила институт благородных девиц в Тифлисе, училась в драматической школе А.И.Адашева одновременно с Е.Б.Вахтанговым и С.Г.Бирман. Варпаховский с детства увлекался музыкой и театром, в школьные годы играл в драмкружке, поставил несколько пьес. Девяти лет был отдан в балетную школу Большого театра, через год ушел из школы и учился игре на фортепиано. В 1923 стал студентом Консерватории. В доме Варпаховских бывали Ф.Шаляпин, Е.Гельцер, В.Маяковский, Д.Бурлюк и другие известные люди. «Обожая» актера Н.М.Радина (1872–1935), Варпаховский не пропускал ни одного его спектакля и окончательно влюбился в театр. Лучшим тогдашним театром считал мейерхольдовский.

Осенью 1925 Варпаховский безуспешно пытался поступить в Государственные высшие экспериментальные театральные мастерские. За три года прошел полный курс отделения теории и музыки в Консерватории, работал недолго тапером в немом кинематографе, в 1925 организовал из студентов и преподавателей Консерватории «Первый камерный экспериментальный синтетический ансамбль» (ПЭКСА) – «еще не джаз, но эксперимент на пути к джазу», в котором был дирижером, исполнителем и руководителем. Увлекался музыкой А.Н.Скрябина и занимался поисками в области цветомузыкального театра.

С 1928 по 1931 учился на искусствоведческом отделении литературного факультета МГУ, вместе с Кукрыниксами оформил два спектакля в московских театрах – «Тревога» Ф.Кнорре (ТРАМ, 1930) и «Город Глупов» по М.Салтыкову-Щедрину (театр Сатиры, 1932). Работал ассистентом режиссера в ТРАМе, рецензировал спектакли, опубликовал несколько статей. Летом 1933 был принят ученым секретарем в театр им. Вс.Мейерхольда и проработал там почти три года, наблюдая репетиции мастера. Готовил для него специальную литературу, иконографический материал, занимался звуковым оформлением. Возглавил созданную в театре научно-исследовательскую лабораторию (НИЛ), вместе с коллегами разрабатывал методы записи сценического действия. Так, был изобретен «ходомер» – аппарат для записи мизансцен, игры актеров. Варпаховский стремился увековечить спектакли, его работа в этом направлении началась с «Дамы с камелиями» А.Дюма. Разойдясь с Мейерхольдом, Варпаховский в 1935 ушел из театра, передав лаборатории свои архивы – плод трехлетней работы. Начатая в 1935 и продолженная в 1960-х работа по созданию «партитуры спектакля» на материале «Дамы с камелиями» и «Пиковой дамы» П.И.Чайковского имела огромное значение для формирования Варпаховского-режиссера, стала для него «учебником режиссуры».

В 1935, обогащенный опытом работы с Мейерхольдом и желая овладеть принципами «системы Станиславского», Варпаховский поступил в студию при театре им. Евг.Вахтангова. 22 февраля 1936 он был арестован «за содействие троцкизму» (из-за родственника первой жены А.А.Маликовской, ученицы Г.Г.Нейгауза, расстрелянной в 1938) и 4 апреля приговорен к трехлетней высылке в Казахстан. Деятельный и полный новаторских идей, он смог устроиться в театр русской драмы им. М.Ю.Лермонтова в Алма-Ате и в 1937 поставил несколько спектаклей, принесших театру успех («Вечер памяти Пушкина», «Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского, «Белеет парус одинокий» В.Катаева, «Слуга двух господ» К.Гольдони). За «Оптимистическую трагедию» режиссер получил благодарственную грамоту от руководства Казахстана. Но вскоре Варпаховский был вновь арестован «за контрреволюционную агитацию» (ст. 58, п. 10) и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей на северо-востоке. В сентябре 1940 начался его самый долгий и самый тяжелый колымский период на общих работах в лагерях, а затем в культбригадах Севлага и Маглага.

В 1944 Варпаховский поставил в магаданском музыкально-драматическом театре им. М.Горького спектакль «Похищение Европы» Л.Вернейля, вызвавший недовольство краевых властей, впрочем, оставивших его в театре. Его «Травиата» Дж.Верди (1945), первая опера, поставленная на Колыме, стала громким событием в культурной жизни края. Варпаховский обрел второе дыхание, поверил в свои силы, в 1944–1947 поставил еще несколько спектаклей. Исполнительница партии Виолетты И.С.Зискинд стала его женой и преданным другом. В середине июня 1947 его вновь арестовали по ложному доносу, но осуждения не последовало. После освобождения из-под ареста он уехал в Усть-Омчуг, где работал режиссером Центрального клуба и за шесть лет поставил там 11 спектаклей. Всего в колымском крае Варпаховский осуществил 23 спектакля, в том числе по пьесам Н.Гоголя, М.Горького, А.Островского, Е.Шварца, С.Михалкова, Б.Горбатова и др.

Полностью освободившись в 1953, Варпаховский уехал в Тбилиси. В театре им. А.С.Грибоедова поставил «Чайку» А.Чехова, успех которой определил его судьбу, «Дни Турбинных» М.Булгакова (1954), «В сиреневом саду» Ц.Солодаря (1955). Успешно работал в театрах Киева, Харькова, Ленинграда. В 1956 ему разрешили вернуться в Москву, в 1957 реабилитировали. Назначенный в 1957 главным режиссером Московского театра им. М.Н.Ермоловой, режиссер работал много и плодотворно: ставил спектакли в нескольких театрах сразу, работал в разных жанрах, занимался организацией фестивалей, создавал цирковые программы, работал на телевидении, был членом советов ВТО (ныне СТД), вел там режиссерскую лабораторию, руководил творческим семинаром на Высших режиссерских курсах при ГИТИСе им. А.В.Луначарского, писал статьи.

В Москве Варпаховский поставил более 20 спектаклей: «Маскарад» М.Лермонтова (1962), «Палата» С.Алешина (1962), «Рождество в доме сеньора Купьелло» Э. де Филиппо (1965), «Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского (1967) и «Бешеные деньги» А.Островского (1969) – в Малом театре; «Шестое июля» М.Шатрова (1965) и «Дни Турбинных» М.Булгакова (1967) – в МХАТе им. М.Горького; «Странная миссис Cэвидж» Дж.Патрика (1966) – в театре им. Моссовета; «Продавец дождя» Р.Нэша (1972) – в театре им К.С.Станиславского и др. В 1968 поставил пьесу Горького «На дне» в Театре Народной Армии в Софии.

Варпаховский создал свой собственный театральный метод – метод сценической композиции, который считал основой режиссерской профессии. В Варпаховском соединились талантливый художник, историк, знаток теории литературы, социолог и музыкант.

Последней постановкой Варпаховского стала пьеса А.Островского «Волки и овцы» в Московском драматическом театре им. К.С.Станиславского. Работа над спектаклем «На полпути к вершине» П.Устинова в театре им. Моссовета осталась незавершенной. В последние три года режиссер страдал сильнейшей депрессией, с трудом заставлял себя работать.

Умер Варпаховский в Москве 12 февраля 1976.
Публикации

ВСПОМИНАЯ ВАРПАХОВСКОГО

Весной нынешнего года Леониду Викторовичу Варпаховскому исполнилось бы 100 лет...

Подробнее >

«Звуковой архив Малого театра» «ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ» Вс.ВИШНЕВСКОГО

«Звуковой архив Малого театра»

«ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ» Вс.ВИШНЕВСКОГО

29 марта исполняется 100 лет со дня рождения знаменитого режиссера Леонида Викторовича Варпаховского. Предлагаем послушать отрывок из спектакля Малого театра в его постановке…

Подробнее >
Отзывы