ШУМСКИЙ Сергей Васильевич (наст. фамилия — Чесноков; 7(19).X. 1820, Москва, — 6(18).II. 1878, там же) — русский актер. Воспитанник Московского театрального училища; был любимым учеником М.С. Щепкина. Тесное общение с семьей Щепкина, встречи в его доме с передовыми деятелями искусства и литературы оказали большое влияние на развитие Шумского. Будучи еще учеником, он сыграл в Малом театре ряд ролей, исполнение роли Добчинского («Ревизор», 1836, первая постановка в Москве) получило одобрение В.Г. Белинского. В 1841, после окончания училища, Шумский был принят в труппу Малого театра. До 1847 выступал преимущественно в водевилях. Легко, весело, естественно играл роли: Дюкро, Мотылькова («Два купца и два отца», «Барская спесь и Анютины глазки» Д. Ленского), Огрызкова («Путаница» Федорова). Исполнял также роли молодого Глова («Игроки» Гоголя) и г-на N («Горе от ума»). В 1847, получив отпуск для практики в провинции, Шумский, по рекомендации Щепкина, поступил в Одесский театр, где играл главные роли. В 1850 вернулся в Малый театр; работал здесь до конца жизни. Среди первых значительных образов Шумского: Кочкарев («Женитьба», 1850), Загорецкий («Горе от ума», 1850), Хлестаков («Ревизор», 1851). Лучшие работы Шумского: граф Любин («Провинциалка» Тургенева, 1851, первая постановка в Москве), Кречинский (1855, первая постановка в Москве). Игра Шумского отличалась высоким мастерством, артистизмом, благородством, тонким вкусом, была проста, естественна, согрета искренним чувством. Актер рационалистического склада, Шумский с особым вниманием анализировал и психологически обосновывал роль, добивался не только глубокого воплощения общего замысла автора, но также точности, тонкости отдельных штрихов, деталей. Четкостью внешнего и внутреннего рисунка отличались и эпизодические роли артиста. Владея искусством грима, Шумский никогда не злоупотреблял им и достигал перевоплощения прежде всего внутренним преображением, блестяще использовал выразительность своей мимики, успешно преодолевал присущие ему недостатки (неясность дикции, глухой голос). Актер «без амплуа», Шумский сыграл много разнообразных ролей в пьесах Островского, а также в произведениях других русских и западноевропейских драматургов-классиков. Его шедевры — образы Жадова (1863), Крутицкого («На всякого мудреца...», 1868), Счастливцева (1871). Был замечательным исполнителем ролей в пьесах Мольера (Скапен, Сганарель, Арнольф «Проделки Скапена», 1866, «Школа мужей», 1866, «Школа женщин», 1869). Лучшие роли: Добротворский («Бедная невеста», 1853), Оброшенов («Шутники», 1864), Маргаритов («Поздняя любовь», 1873), Грознов («Правда — хорошо...», 1876) — все в пьесах Островского; Собачкин (о. п. Гоголя, 1861), Плюшкин («Мертвые души», 1877), Шприх («Маскарад», 1862), Тропачев («Нахлебник» Тургенева, 1862), Пустозеров («Мишура» А. Потехина, 1862), Чеглов-Соковнин («Горькая судьбина» Писемского, 1863), Иоанн Грозный («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого, 1868), Телятев и Черемухин («Воробушки», 1867, и «Тетеревам не летать но деревам», 1872, Тарновского, переделки комедий Лабиша), Фигаро («Севильский цирюльник», 1856, и «Женитьба Фигаро», 1868, Бомарше), мистер Форд («Виндзорские проказницы», 1866), Франц Моор (1868) и др. В конце 60-х гг. Шумский преподавал сценическое искусство в Московской консерватории; поставил там оперу «Жизнь за царя» Глинки (1869).
Лит.: Кони Ф., Русский театр в Петербурге, «Пантеон», СПБ , 1852, т. 3, ј 6, с. 1-8;
Театрал. Сергей Васильевич Шумский (биографический этюд), «Искусство»,. 1883, ј 43, с. 517-19;
Коропчевский Д., Сергей Васильевич Шумский. Из «Воспоминаний о Московском театре», «ЕИТ». Сезон 1895-96. Приложения, кн. 3, СПБ , 1897 с. 22-58.
Публикации
19 октября исполняется 190 лет со дня рождения актера Малого театра Сергея Васильевича Шумского (1820 – 1878).
Подробнее >
19 октября исполнилось 185 лет со дня рождения великого русского актера, ученика Щепкина — Сергея Васильевича Шумского...
СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ШУМСКИЙ
(настоящая фамилия Чесноков) родился 7(19) октября 1820 в семье московского мещанина, ребенком был отдан в театральное училище. В 1830 на драматическом вечере у директора Московских императорских театров Ф.Ф.Кокошкина в числе прочего была разыграна опера-водевиль Н.И.Хмельницкого и Н.В.Всеволожского Актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троепольской. Среди исполнителей, воспитанников училища, был 10-летний Чесноков, игравший роль Якова Шумского. Восторженные зрители упросили Кокошкина оставить за Чесноковым фамилию Шумский.
В 1836 ученик Сергей Шумский под руководством М.С.Щепкина дебютировал в роли Добчинского в первом представлении Ревизора Н.В.Гоголя на московской сцене. В.Г.Белинский откликнулся на его исполнение так: «Г-н Шумский, играющий Добчинского, превосходен....Вид какого-то добродушного идиота, провинциальность природы, какие он умеет принимать на себя, все это выше похвал». За первые пять лет после окончания в 1841 училища Шумский создает на сцене Малого театра более шестидесяти ролей – в основном водевильных фатов и стариков. Изредка ему выпадает счастье сыграть в драматургии Гоголя или А.С.Грибоедова (молодой Глов в Игроках или г-н N. в Горе от ума). По совету своего учителя Щепкина в 1847 Шумский уехал на три года в Одессу, где исполнял в основном главные роли, имел огромный успех («одесский Мартынов»).
В 1850 возвращается в Малый театр, где после исполнения ролей Кочкарева в Женитьбе Гоголя (1850), Загорецкого в Горе от ума Грибоедова (1850), Хлестакова в Ревизоре Гоголя (1851), графа Любина в Провинциалке И.С.Тургенева (1851, первая постановка в Москве) укрепляется на одном из первых мест в труппе. К.С.Станиславский считал его вторым после В.И.Живокини гениальным актером Малого театра. Сценические создания Шумского неизменно привлекали внимание критиков различных взглядов. Принимая или не принимая его творчество, они сходились в одном: Шумский – умный актер. «Шумский, когда овладевает ролью, более чем кто-либо носитель ее идеи», – отмечал П.Д.Боборыкин. Во многих творениях артиста персонифицировались идеи Белинского и А.И.Герцена, Ап.А.Григорьева и А.Н.Баженова, Н.Г.Чернышевского и М.Е.Салтыкова-Щедрина. Так, его трактовка образа Чацкого (1864) во многом совпала с истолкованием этой роли в статье Аполлона Григорьева По поводу нового издания старой вещи. Об уме и вкусе артиста свидетельствует и его выбор пьес для бенефисов, среди которых Свадьба Кречинского и Дело А.В.Сухово-Кобылина, Горе от ума, Горькая судьбина А.Ф.Писемского и другие.
Много и успешно играл Шумский в пьесах А.Н.Островского: Добротворский (Бедная невеста, 1853), Жадов (Доходное место, 1863), Оброшенов (Шутники, 1864), Крутицкий (На всякого мудреца довольно простоты, 1868), Счастливцев (Лес, 1871), Маргаритов (Поздняя любовь, 1873), Грознов (Правда – хорошо, а счастье лучше, 1876) и другие. В 1860-е годы был признан вторым после П.М.Садовского блестящим исполнителем театра Островского.
За 40 лет сценической деятельности Шумский создал более 500 ролей. В их числе Фигаро (Севильский цирюльник и Свадьба Фигаро П.Бомарше, 1856 и 1868), Шприх (Маскарад М.Ю.Лермонтова, 1862), Тропачев (Нахлебник И.С.Тургенева, 1862), Иоанн Грозный (Смерть Иоанна Грозного А.К.Толстого, 1868), Франц Моор (Разбойники Фр.Шиллера, 1868), Плюшкин (Мертвые души по Гоголю, 1877) и др.
Деятельность Шумского была крайне разносторонней: помимо актерства, он режиссировал спектакли, устраивал публичные чтецкие вечера, преподавал сценическое искусство в Московской консерватории.
Умер Шумский в Москве 6(18) февраля 1878.
Энциклопедия Кругосвет
Подробнее >