Померанцева Анна Афанасьевна

Актриса
Померанцева Анна Афанасьевна (урожденная Логинова) (27.1.1754 – 21.9.1806) — артистка Московских театров; род. в 1754 г., поступила на сцену в половине 1780-х годов в труппу полк. H. С. Титова, где встретилась с В. П. Померанцевым, за которого и вышла замуж. Она также, как и ее муж, пережила с Московским театром все его невзгоды: после антрепризы Титова играла в труппах Бельмонти и Чути, Гроти, кн. Урусова и Медокса, а потом и на казенной Московской сцене, на которой оставалась до 1803 года, когда, во время представления «Русалки», ее неожиданно поразил удар. Сначала она была на амплуа молодых любовниц, впоследствии же исполняла роли служанок и комических старух. С. Н. Глинка, говорит о ней, что на сцене она была совершенный оборотень: из «слезливой драмы переходила в живую и веселую комедию; являлась то сантиментальной девушкой, то живой крестьяночкой, то хитрой, оборотливой служанкой». Ум, ловкость, живость и необычайная веселость были особенностями ее дарования. Публика очень любила П.; особенно хороша она была в «Мельнике». Ей также, как и ее мужу, современные поэты посвящали плоды своего вдохновения. Роли: Мюрер и Сусанна («Евгения» и «Фигарова женитьба» П. Бомарше), Клавдия («Эмилия Галотти» Г. Лессинга), Марина («Хвастун» Я. Б. Княжнина), старостиха Ивановна и Аграфена («Лиза, или Торжество благодарности» и «Великодушие, или Рекрутский набор» Н. И. Ильина) и др. Выступала с большим успехом также в комических операх. В 1791—94 обучала крепостных актёров театра графа Шереметева.

Лит.: «Отечественные Записки» 1823 г., ч. XIII, ст. Павла Сумарокова: «О Российском театре с начала его основания до конца царствования Екатерины II»;
«Друг Просвещения» 1805 г., ч. IV, стр. 131, стихотвор. «Г. Померанцеву»;
«Русское Обозрение» 1897 г., № 9, ст. К. Корсака: «Судьбы русского театра»;
«Артист» 1891 г., кн. 18, ст. А. Н. Сиротинина: «История развития русского сценического искусства»;
«Пантеон русского и всех европейских театров», ст. С. Н. Глинки: «Театр при Медоксе»; «Вестник Европы» за 1806 г., ч. 29, № 120;
«Исторический Вестник» 1889 г., т. XXXVII, сентябрь, ст. А. Н. Сиротинина «Биография Сандуновых», стр. 576.
Померанцева Анна Афанасьевна (урожденная Логинова) (27.1.1754 – 21.9.1806) — артистка Московских театров; род. в 1754 г., поступила на сцену в половине 1780-х годов в труппу полк. H. С. Титова, где встретилась с В. П. Померанцевым, за которого и вышла замуж. Она также, как и ее муж, пережила с Московским театром все его невзгоды: после антрепризы Титова играла в труппах Бельмонти и Чути, Гроти, кн. Урусова и Медокса, а потом и на казенной Московской сцене, на которой оставалась до 1803 года, когда, во время представления «Русалки», ее неожиданно поразил удар. Сначала она была на амплуа молодых любовниц, впоследствии же исполняла роли служанок и комических старух. С. Н. Глинка, говорит о ней, что на сцене она была совершенный оборотень: из «слезливой драмы переходила в живую и веселую комедию; являлась то сантиментальной девушкой, то живой крестьяночкой, то хитрой, оборотливой служанкой». Ум, ловкость, живость и необычайная веселость были особенностями ее дарования. Публика очень любила П.; особенно хороша она была в «Мельнике». Ей также, как и ее мужу, современные поэты посвящали плоды своего вдохновения. Роли: Мюрер и Сусанна («Евгения» и «Фигарова женитьба» П. Бомарше), Клавдия («Эмилия Галотти» Г. Лессинга), Марина («Хвастун» Я. Б. Княжнина), старостиха Ивановна и Аграфена («Лиза, или Торжество благодарности» и «Великодушие, или Рекрутский набор» Н. И. Ильина) и др. Выступала с большим успехом также в комических операх. В 1791—94 обучала крепостных актёров театра графа Шереметева.

Лит.: «Отечественные Записки» 1823 г., ч. XIII, ст. Павла Сумарокова: «О Российском театре с начала его основания до конца царствования Екатерины II»;
«Друг Просвещения» 1805 г., ч. IV, стр. 131, стихотвор. «Г. Померанцеву»;
«Русское Обозрение» 1897 г., № 9, ст. К. Корсака: «Судьбы русского театра»;
«Артист» 1891 г., кн. 18, ст. А. Н. Сиротинина: «История развития русского сценического искусства»;
«Пантеон русского и всех европейских театров», ст. С. Н. Глинки: «Театр при Медоксе»; «Вестник Европы» за 1806 г., ч. 29, № 120;
«Исторический Вестник» 1889 г., т. XXXVII, сентябрь, ст. А. Н. Сиротинина «Биография Сандуновых», стр. 576.
Публикации
Отзывы