Пашенная Вера Николаевна

Актриса

ПАШЕННАЯ Вера Николаевна (7(19). IX. 1887, Москва — 28.Х.1962, Москва) — русская советская актриса. Народная артистка СССР (1937). Член Коммунистической партии с 1954. Отец Пашенной Н.П. Рощин-Инсаров, а ее сестра — Е. Н. Рощина-Инсарова. В 1904 поступила в Московское театральное училище и стала ученицей А. П. Ленского.



В 1907 была принята в труппу Малого театра. К ней перешли некоторые роли Ермоловой: Кэтт («Джентльмен» Сумбатова, 1907), Мария Стюарт (1910), Катерина (1911), Лариса (1911). Пашенной — «артистке на сильные драматические роли», как определил ее дарование Ленский, ближе всего были образы русской бытовой драмы и комедии, особенно удавались ей роли девушек и женщин из народа, с их горестной судьбой, стремлением к лучшей, свободной жизни. Среди этих ролей — Мария Андреевна («Бедная невеста» Островского, 1909); эпилог драмы Пашенная играла как начало повести о возрождении человека. В «Горе от ума» играла Лизу как сметливую русскую девушку из народа, обладающую насмешливым умом, жизнерадостным характером. Уже на первом этапе сценической деятельности Пашенной проявился ее огромный темперамент, прекрасные сценические данные, великолепное владение русской речью. Она создавала образы сильных, цельных женщин, умеющих постоять за себя в жизни. Однако в ранний период творчества Пашенная подходила ко многим своим ролям (1-я редакция Марии Стюарт, 1910, и др.) еще стихийно; исполняя психологически сложные роли, Пашенная не раскрывала существа характера своих героинь и ограничивалась использованием своих внешних данных, природного темперамента.



Переломной для Пашенной (по ее собств. утверждению) явилась роль Анны Павловны («Шутники» Островского). Вера Николаевна отказалась от сценических эффектов и создала образ немолодой, скромной, преданной семье девушки. После этой работы актриса многие свои роли пересмотрела заново; она стала играть Марию Стюарт как сильную личность, жертвующую собой ради нравственного принципа, Евгению («На бойком месте») она играла как женщину, сформированную собственнической средой, извратившей, но не уничтожившей ее талантливую, темпераментную натуру. В этот период Пашенная обратилась к горьковской драматургии (роль Девицы в пьесе «Старик», 1919). В 1921 Пашенная в б. Театре Корша исполнила роль Ларисы, в 1923-24 играла в спектаклях Замоскворецкого театра. В 1922-23 участвовала в заграничной поездке МXT .играла Ирину («Царь Федор Иоаннович»А. К. Толстого), Василису («На дне»), Ольгу («Три сестры»); на сцене Музыкальной студии МХАТа под рук. В. И. Немировича-Данченко Пашенная в 1924 исполнила роль Лизистраты (о. п. Аристофана). Вернувшись в 1924 в Малый театр, Пашенная стала одной из активных пропагандисток советского репертуара. Она играла главную роль в первой современной советской пьесе на сцене Малого театра «Иван Козырь и Татьяна Русских» Смолина (1925). Этапным для всего советского театра было исполнение Пашенной роли Любови Яровой (1926), отличавшееся суровым, строгим, мужественным реализмом. Партийной страстностью проникнуты лучшие роли Пашенной в современной советской драматургии — Ирина («Огненный мост» Ромашова, 1929), Варя («Разгром» Фадеева, 1932), Поля Семенова («На берегу Невы» Тренева, 1937), Анна Николаевна Таланова («Нашествие», 1943), Наталья Ковшик («Калиновая роща» Корнейчука, 1950).



Пашенной удавались образы внутренне цельных, сильных людей, чуждых сомнений и раздвоенности. Играя в произведениях писателей-классиков, Пашенная пользовалась резко сатирическими красками для обрисовки персонажей, олицетворяющих «темное царство» дореволюционной жизни. Она выступала как беспощадный прокурор в ролях Маланьи («Растеряева улица» по Г. Успенскому), Мурзавецкой («Волки и овцы», 1935 и 1943), Кукушкиной («Доходное место», 1948), Барабошевой («Правда хорошо, а счастье лучше», 1949), Анны Андреевны («Ревизор», 1938). К этим ролям примыкает и властная боярыня Ефросинья Старицкая («Иван Грозный» А. Н. Толстого, 1945). Все эти образы отличала страстность позиции актрисы, глубина обличит, правды. Роли в классическом репертуаре: Таня («Плоды просвещения», 1932), Эмилия («Отелло», 1935), Кручинина (1940).



Зрелостью мастерства отмечены лучшие сценические работы Пашенной в 50-е гг.: Васса Железнова (1952), Старая хозяйка Нискавуори («Каменное гнездо» Вуолийоки, 1957), Кабаниха («Гроза», 1962). В роли Вассы Железновой Пашенная раскрывала трагическую судьбу женщины, богато одаренной от природы, но направившей все свои недюжинные силы и ясный ум на укрепление обреченного на гибель класса. Оставаясь до конца верной бытовой и психологической правде, Пашенная выдвигала на первый план социальную правду, подчеркивая конфликт мировоззрений. В образе старой хозяйки Нискавуори, также посвятившей свою жизнь утверждению жестокой собственнической морали, Пашенная раскрывала воздействие новых веяний на могучий, монолитный характер своей героини. Для Пашенной характерны яркие, сочные краски, сильные драматические эмоции. Актриса мощного темперамента, Пашенная играла эмоционально, с высоким внутренним драматизмом. С 1914 Пашенная вела педагогическую работу. Руководила Студией Малого театра. С 1941 — профессор. С 1945 руководила кафедрой актерского мастерства в театральном училище им. Щепкина. Лауреат Государственной премии СССР (1943). В 1961 удостоена Ленинской премии. В 1962 Пашенная поставила «Грозу» (совместно с М.Н. Гладковым).



Уже на первом этапе сценической деятельности В.Пашенной проявился ее огромный темперамент, высокий внутренний драматизм, великолепное владение русской речью. «Играть с ней было подлинное наслаждение...» – это высказывание М.Царева о В.Пашенной прозвучало в радиопередаче, посвященной ее творчеству (запись из коллекции радиофонда). Записи спектаклей, сцен из спектаклей с участием В.Пашенной, литературных произведений и радиоспектаклей, хранящихся в коллекции радиофонда, отражают значительный период творческой жизни актрисы. Это монолог Марии Стюарт из пьесы «Мария Стюарт» Ф.Шиллера , записанный в 1937 году, спектакль «Отелло» У.Шекспира с В.Пашенной в роли Эмилии (запись 1938 года). И последняя работа В.Пашенной – роль Кабанихи в «Грозе» А.Островского (совместная постановка с М.Гладковым, запись 1962 года). Сохранились воспоминания М.Жарова, исполнителя роли Дикого, о работе над спектаклем.



За годы работы в Государственном академическом Малом театре Союза ССР В.Пашенная много играла в пьесах А.Островского: «Волки и овцы», в роли Мурзавецкой, «Доходное место», в роли Кукушкиной, «На бойком месте», в роли Евгении Мироновны (сцена), «Без вины виноватые», в роли Кручининой (сцена), «Лес», в роли Гурмыжской (записи из коллекции радиофонда). Особенно В.Пашенной удавались образы внутренне цельных, сильных натур: Васса Борисовна в «Вассе Железновой» М.Горького, Любовь Яровая в «Любови Яровой» К.Тренева, Маланья в «Нравах Растеряевой улицы» Г.Успенского, Анна Андревна в «Ревизоре» Н.Гоголя, Хозяйка Нискавуори в «Каменном гнезде» Х.Вуолийоки (записи из собрания радиофонда). Есть также запись выступления В.Пашенной о спектакле «Любовь Яровая» К.Тренева, о работе над ролью Любови Яровой, о партнерах по спектаклю.



Литературные произведения, прочитанные В.Пашенной в разные годы на радио, вошли в «золотой» фонд Гостелерадиофонда. Это произведения А.Пушкина, Н.Некрасова, В.Короленко, М.Горького, Б.Полевого, В.Пановой. Есть записи и радиоспектаклей с участием В.Пашенной: «Русский лес» Л.Леонова, в роли Поли Вихровой, «Люди из захолустья» А.Малышкина, в роли Аграфены Ивановны, «Летом в Ключиках» А.Кулика, в роли Дарьи Тимофеевны...



Соч.: Моя работа над ролью, М., 1934;

Искусство актрисы, М., 1954;

Ступени творчества, М., 1964.



Лит.: Дурылин С., Вера Николаевна Пашенная, М.-Л., 1946;

Клинчин А., В. Н. Пашенная в роли Вассы Железновой (к 50-летию сценической деятельности), в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-1954, М., 1956.



РОЛИ В.Н. ПАШЕННОЙ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:



В скобках указаны сезоны, в которые В. Н. Пашенная играла эту роль в дальнейшем.



Сезон 1907/08 года

Вера — «Дельцы» И.Колышко. Первый спектакль — 19/Х1907г. (1908/09).

Кэт — «Джентльмен» А. И. Сумбатова. Первый спектакль — 5/ХП 1907 г (1908/09).

Аннушка — «Без вины виноватые» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении —4/III 1908г. (1908/09, 1911/12).

Маша — «На покое» А. И. Куприна к А.И. Свирского. Первый спектакль—27/III 1908 г.



Сезон 1908/09 года

Франческа — «Франческа да Римини» Г. д\\\'Аннунцио. Первый спектакль — 1/1Х 1908 г.

Таня Дедявкина — «Казенная квартира» В. А. Рышкова. Первый спектакль—16/Х 1908 г. (1909/10).

Христиана Мюллер — «В борьбе за мужчину» К. Фибих. Первый спектакль — 3/Х1 1908 г.

Липа — «Белая ворона» Е. В. Чирикова. Первый спектакль — 3/П 1909г.



Сезон 1909/10 года

Наденька — «Жены» Д. Я. Айзмана. Первый спектакль — 28/1Х 1909 г.

Марья Андреевна — «Бедная невеста» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении — 29/Х 1909 г.

Клавдия — «В старые годы» И. В. Шпажинского. Первый спектакль по возобновлении—13/I 1910 г.

Татьяна Кондарева — «Старый обряд» А. Н. Будищева. Первый спектакль—11/II 1910 г.



Сезон 1910/11 года

Мария Стюарт — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера. Первый спектакль по возобновлении— 16/IХ 1910 г. (1911/12—1913/14, 1921/22, 1923/24, 1924/25).

Агния Семеновна — «Клеймо» П. Д. Боборыкина. Первый спектакль по возобновлении—11/Х 1910 г.

Катерина — «Гроза» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении — 27/I 1911 г. (1911/12).



Сезон 1911/12 года

Лариса — «Бесприданница» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении—10/IХ 1911 г. (1912/13, 1928/29).

Ганка Бельская — «Пир жизни» Ст. Пшибышевского. Первый спектакль—3/1 1912 г.



Сезон 1912/13 года

Розалинда — «Как вам угодно» В. Шекспира. Первый спектакль — 10/1Х 1912 г.

Опимия — «Побежденный Рим» Ал. Пароли. Первый спектакль по возобновлении — 21/1 1913 г. (1913/14).

Герцогиня Падуанская — «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда. Первый спектакль с участием В. Н. Пашенной—10/III 1913 г.

Анна Демурина — «Цена жизни» Вл. И. Немировича-Данченко. Первый спектакль по возобновлении — 11/III 1913 г. (1913/14, 1914/15, 1917/18).



Сезон 1913/14 года

Нина Степанова — «Насильники» А. Н. Толстого. Первый спектакль — 30/1Х 1913 г.

Татьяна Кунцева — «Проигранная ставка» А. М. Алпатьина. Первый спектакль — 26/Х 1913 г. Настасья — «Неприятель» С. С. Мамонтова. Первый спектакль — 29/I 1914 г. (1914/15, 1924/25). Елена — «Соучастники» П. Д. Боборыкина. Первый спектакль — 29/I 1914 г.

Ксения — «Торговый дом» И. Д. Сургучева. Первый спектакль — 5/III 1914 г. (1914/15). Герцогиня Мальборо — «Стакан воды» Э. Скриба. (1924/25).



Сезон 1914/15 года

Людмила Батунина — «Старый закал» А. И. Сумбатова. Первый спектакль по возобновлении—12/IХ 1914 г. (1915/16).

Наташа Терлецкая — «Первые шаги» В. А. Рышкова. Первый спектакль— 13/Х 1914 г.

М-с Гильдфорд — «Добродетель и добродетель» А. Сутро. Первый спектакль—14/1 1915 г. (1915/16).

Ядвига Вародич — «Светочи» Анри Батайля. Первый спектакль — 4/ХП 1914 г. (1915/16).



Сезон 1915/16 года

Евгения Мироновна — «На бойком месте» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлению — 12/IХ 1915 г. (1916/17—1921/22, 1923/24— 1926/27, 1932/33— 1944/45).

Олена — «Воевода» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении — 23/ХI 1915 г. (1916/17—1918/19, 1924/25, 1925/26).

Кума Настасья — «Чародейка» И. В. Шпажинского. Первый спектакль по возобновлении—11/I 1916 г. (1916/17, 1917/18).

Арданова — «Шарманка сатаны» Н. А. Тэффи. Первый спектакль — 2/Щ 1916 г. (1916/17).

Татьяна Телегина — «Вторая молодость» П. М. Невежина. Первый спектакль по возобновлении — 28/III 1916 г.



Сезон 1916/17 года

Порция — «Венецианский купец» В. Шекспира. Первый спектакль—11/Х 1916 г. (1917/18—1921/22, 1923/24, 1924/25).

Варенька Дьякова — «Романтики» Д. С. Мережковского. Первый спектакль — 27/П 1917 г.

Лауренсия — апофеоз «Освобожденная Россия» И. С. Платона. Первый спектакль —13/III 1917 г. (повторен 28/Х 1924 г.).



Сезон 1917/18 года

Анна Павловна Оброшенова — «Шутники» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении— 21/IХ 1917 г. (1918/19—1921/22, 1929/30).

Бианка — «Флорентийская трагедия» О. Уайльда. Первый спектакль — 27/Х 1917 г. (1921/22). Лиза — «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Первый спектакль с участием В. Н. Пашенной — 30/VIII 1917 г. (1918/19—1921/22, 1923/24 — 1926/27, 1932/33).

Сюзанна — «Женитьба Фигаро» Бомарше. Первый спектакль—18/IV 1918 г. (1919/20, 1920/21).



Сезон 1918/19 года

Девица — «Старик» М. Горького. Первый спектакль—1/1 1919 г. (1919/20, 1920/21).

Электра — «Электра» Г. Гофмансталя. Первый спектакль — 22/III 1919 г. (1919/20, 1921/22).



Сезон 1919/20 года

Леди Анна — «Ричард III» В. Шекспира. Первый спектакль по возобновлении — 19/I 1920 г. (1920/21, 1921/22).



Сезон 1921/22 года

Бригитта Клейполь — «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского. Первый спектакль — 7/Х1 1921 г.



Сезон 1922/23 года

Поездка с Художественным театром.



Сезон 1923/24 года

Вера Филипповна — «Сердце не камень» А. Н. Островского. Первый спектакль — 5/ХП 1923 г. (1924/25).

Порция — «Юлий Цезарь» В. Шекспира. Первый спектакль—10/IV 1924 г. (1924/25).

Эсфирь — «За океаном» Я. Гордина. Первый спектакль—10/V 1924 г.



Сезон 1924/25 года

Маргарет — «Волчьи души» Дж. Лондона. Первый спектакль —14/Х 1924 г. (1925/26, 1926/27). Татьяна Русских — «Иван Козырь и Татьяна Русских» Дм. Смолина. Первый спектакль — 27/1 1925 г. (1925/26, 1926/27).



Сезон 1925/26 года

Настасья Минкина — «Аракчеевщина» И. С. Платона. Первый спектакль — 20/Х 1925 г. (1926/27—1929/30).

Нипгал Умми — «Загмук» А. Г. Глебова. Первый спектакль — 29/ХП 1925 г. (1926/27).



Сезон 1926/27 года

Любовь Яровая — «Любовь Яровая» К.А. Тренева. Первый спектакль — 22/ХП 1926 г. (1927/28—1934/35, 1936/37, 1937/38).



Сезон 1928/29 года

Вера Михайловна Грушина — «Жева» К. А. Тренева. Первый спектакль — 15/ХП 1928 г. (1929/30—1931/32).

Ирина — «Огненный мост» Б. С. Ромашова. Первый спектакль — 28/II 1929 г. (1929/30—1933/34).



Сезон 1929/30 года

Маланья — «Растеряева улица» М. С. Нарокова (по Гл. Успенскому). Первый спектакль — 25/ХI 1929 г. (1930/31—1938/39).

Клеопатра Кондратьевна Белосельская — «Вьюга» М. Шимкевича. Первый спектакль — 2/У1 1930 г.



Сезон 1931/32 года

Василиса — «Ясный лог» К. А. Тренева. Первый спектакль с участием В. Н. Пашенной —8/Х 1931 г. (1932/33).



Сезон 1932/33 года

Варя — «Разгром» А. А. Фадеева. Первый спектакль — 6/ХI 1932 г.

Таня — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого. В. Н. Пашенная вошла в спектакль с декабря 1932 г. (1933/34, 1934/35).



Сезон 1934/35 года

Мурзавецкая — «Волки и овцы» А. Н. Островского. Первый спектакль — 5/П 1935 г. (1935/36, 1943/44—1952/53).



Сезон 1935/36 года

Эмилия — «Отелло» В. Шекспира. Первый спектакль—10/ХП 1935 г. (1936/37—1939/40).



Сезон 1936/37 года

Долорес — «Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова. Первый спектакль — 23/Х1 1936 г.

Гурмыжская — «Лес» А. Н. Островского. В. Н. Пашенная вошла в спектакль в конце сезона.



Сезон 1937/38 года

Поля Семенова — «На берегу Невы» К. А. Тренева. Первый спектакль — 14/ХI 1937 г. (1938/39, 1939/40).

Анна Андреевна — «Ревизор» Н. В. Гоголя. Первый спектакль 12/П 1938 г. (1938/39—1940/41, 1948/49—1950/51).

Серафима Ивановна Горюнова — «Дружба» В. М. Гусева. В. Н. Пашенная вошла в спектакль в апреле 1938 г.



Сезон 1939/40 года

Кручинина — «Без вины виноватые» А. Н. Островского. Первый спектакль—10/III 1940г. (1940/41—1945/46).



Сезон 1942/43 года

Таланова — «Нашествие» Л. Леонова. Первый спектакль—11/V 1943 г. (1943/44, 1944/45, 1946/47).



Сезон 1944/45 года

Евфросинья Старицкая — «Иван Грозный» А. Н. Толстого. Первый спектакль второй постановки (режиссеры П. М. Садовский, К. А. Зубов, Б. И. Никольский) — 5/V 1945 г. (1945/46, 1946/47, 1948/49-1952/53).



Сезон 1947/48 года

Кукушкина — «Доходное место» А. Н. Островского. Первый спектакль — 14/IV 1948 г. (1948/49—1952/53).

Рыбачка — «Южный узел» А. А. Первенцева. Первый спектакль — 5/V 1948 г.



Сезон 1948/49 года

Барабошева — «Правда — хорошо, а счастье — лучше» А. Н. Островского Первый спектакль с участием В. Н. Пашенной 31/Х 1948 г. (1949/50— 1952/53).

Хлестова — «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1949/50—1952/53).



Сезон 1949/50 года

Наталья Ковшик — «Калиновая Роща» А. Е. Корнейчука. Первый спектакль—2/У1 1950г. (1950/51—1952/53).



Сезон 1951/52 года

Васса Железнова — «Васса Железнова» М. Горького. Первый спектакль — 23/V 1952 г.



Сезон 1955/56 года

Прасковия Шарабай – «Деньги» А.Софронова. Первый спектакль – 23/II 1956 г.



Сезон 1957/58 года

Хозяйка Нискавуори – «Каменное гнездо» Х.Вуолийоки. Первый спектакль — 31/IX1957 г.



Сезон 1960/61 года

Ламбрини Кирьякули – «Остров Афродиты» А.Парниса. Первый спектакль – 3/IX1960 г.



Сезон 1961/62 года

Колесова – «Честность» А.Софронова. Первый спектакль — 17/X 1961 г.

Кабаниха – «Гроза» А.Островского. Первый спектакль – 9/I 1962 г.





ВНЕ МАЛОГО ТЕАТРА (по алфавиту названий пьес)



В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕАТРЕ — СЕЗОН 1922/1923 года

«Вишневый сад» А.П. Чехова — Варя.

«На дне» М. Горького — Василиса.

«Три сестры» А.П. Чехова — Ольга.

«Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого — Ирина.




МУЗЫКАЛЬНАЯ СТУДИЯ МХАТ ПОД РУКОВОДСТВОМ ВЛ. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО



«Лизистрата» Аристофана — Лизистрата (1924/25).



В ДРУГИХ ТЕАТРАХ И НА ГАСТРОЛЯХ (указываются основные роли):



«Анжело — тиран Падуанский» В. Гюго — Тизба.

«Анна Каренина» Л. Н. Толстого — Анна Каренина.

«Василиса Мелентьева» А. Н. Островского — Василиса Мелентьева.

«Вера Мирцева» («Уголовное дело») Л. Урванцева—Вера Мирцева.

«Вишни цветут» И. В. Чекина — Зина.

«В новой семье» В. А. Александрова—Наталья Николаевна.

«Всех скорбящих» Г. Гейерманса — Рита.

«Гибель Содома» Г. Зудермана — Китти ГГаттенберг.

«Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева — Ольга Николаевна.

«Дядя Ваня» А. П. Чехова — Соня.

«Евреи» Е. В. Чирикова — Хана Френкель.

«Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева — Елена Кармина.

«Живой труп» Л. Н. Толстого — Лиза.

«Забава» («Без любви») А. Шницлера — Христина.

«За океаном» Я. Гордина — Эсфирь.

«Идиот» Ф. М. Достоевского — Настасья Филипповна.

«Казнь» Г. Г. Ге — Кэт.

«Канцлер и слесарь» А. В. Луначарского — Анна Клейнбауэр.

«Лес» А. Н. Островского — Аксюша.

«Мадам Сан-Жен» В. Сарду — Катрина Юбше.

«Марион де Лорм» В. Гюго — Марион.

«Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана — Марикка.

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — Дуня.

«Привидения» Г. Ибсена — Фру Альвинг.

«Рабочая слободка» Е. П. Карпова — Лукерья.

«Склеп» В. А. Рышкова — Вера Васильевна Томилина.

«Сполохи» («Жизнь достанет») В. А. Тихонова — Люба.

«Царь Эдип» Софокла — Иокаста.

«Чайка» А. П. Чехова — Полина.

«Чайка» А. П. Чехова — Маша.

«Чайка» А. П. Чехова — Нина Заречная.

«Электра» Софокла — Электра.

ПАШЕННАЯ Вера Николаевна (7(19). IX. 1887, Москва — 28.Х.1962, Москва) — русская советская актриса. Народная артистка СССР (1937). Член Коммунистической партии с 1954. Отец Пашенной Н.П. Рощин-Инсаров, а ее сестра — Е. Н. Рощина-Инсарова. В 1904 поступила в Московское театральное училище и стала ученицей А. П. Ленского.



В 1907 была принята в труппу Малого театра. К ней перешли некоторые роли Ермоловой: Кэтт («Джентльмен» Сумбатова, 1907), Мария Стюарт (1910), Катерина (1911), Лариса (1911). Пашенной — «артистке на сильные драматические роли», как определил ее дарование Ленский, ближе всего были образы русской бытовой драмы и комедии, особенно удавались ей роли девушек и женщин из народа, с их горестной судьбой, стремлением к лучшей, свободной жизни. Среди этих ролей — Мария Андреевна («Бедная невеста» Островского, 1909); эпилог драмы Пашенная играла как начало повести о возрождении человека. В «Горе от ума» играла Лизу как сметливую русскую девушку из народа, обладающую насмешливым умом, жизнерадостным характером. Уже на первом этапе сценической деятельности Пашенной проявился ее огромный темперамент, прекрасные сценические данные, великолепное владение русской речью. Она создавала образы сильных, цельных женщин, умеющих постоять за себя в жизни. Однако в ранний период творчества Пашенная подходила ко многим своим ролям (1-я редакция Марии Стюарт, 1910, и др.) еще стихийно; исполняя психологически сложные роли, Пашенная не раскрывала существа характера своих героинь и ограничивалась использованием своих внешних данных, природного темперамента.



Переломной для Пашенной (по ее собств. утверждению) явилась роль Анны Павловны («Шутники» Островского). Вера Николаевна отказалась от сценических эффектов и создала образ немолодой, скромной, преданной семье девушки. После этой работы актриса многие свои роли пересмотрела заново; она стала играть Марию Стюарт как сильную личность, жертвующую собой ради нравственного принципа, Евгению («На бойком месте») она играла как женщину, сформированную собственнической средой, извратившей, но не уничтожившей ее талантливую, темпераментную натуру. В этот период Пашенная обратилась к горьковской драматургии (роль Девицы в пьесе «Старик», 1919). В 1921 Пашенная в б. Театре Корша исполнила роль Ларисы, в 1923-24 играла в спектаклях Замоскворецкого театра. В 1922-23 участвовала в заграничной поездке МXT .играла Ирину («Царь Федор Иоаннович»А. К. Толстого), Василису («На дне»), Ольгу («Три сестры»); на сцене Музыкальной студии МХАТа под рук. В. И. Немировича-Данченко Пашенная в 1924 исполнила роль Лизистраты (о. п. Аристофана). Вернувшись в 1924 в Малый театр, Пашенная стала одной из активных пропагандисток советского репертуара. Она играла главную роль в первой современной советской пьесе на сцене Малого театра «Иван Козырь и Татьяна Русских» Смолина (1925). Этапным для всего советского театра было исполнение Пашенной роли Любови Яровой (1926), отличавшееся суровым, строгим, мужественным реализмом. Партийной страстностью проникнуты лучшие роли Пашенной в современной советской драматургии — Ирина («Огненный мост» Ромашова, 1929), Варя («Разгром» Фадеева, 1932), Поля Семенова («На берегу Невы» Тренева, 1937), Анна Николаевна Таланова («Нашествие», 1943), Наталья Ковшик («Калиновая роща» Корнейчука, 1950).



Пашенной удавались образы внутренне цельных, сильных людей, чуждых сомнений и раздвоенности. Играя в произведениях писателей-классиков, Пашенная пользовалась резко сатирическими красками для обрисовки персонажей, олицетворяющих «темное царство» дореволюционной жизни. Она выступала как беспощадный прокурор в ролях Маланьи («Растеряева улица» по Г. Успенскому), Мурзавецкой («Волки и овцы», 1935 и 1943), Кукушкиной («Доходное место», 1948), Барабошевой («Правда хорошо, а счастье лучше», 1949), Анны Андреевны («Ревизор», 1938). К этим ролям примыкает и властная боярыня Ефросинья Старицкая («Иван Грозный» А. Н. Толстого, 1945). Все эти образы отличала страстность позиции актрисы, глубина обличит, правды. Роли в классическом репертуаре: Таня («Плоды просвещения», 1932), Эмилия («Отелло», 1935), Кручинина (1940).



Зрелостью мастерства отмечены лучшие сценические работы Пашенной в 50-е гг.: Васса Железнова (1952), Старая хозяйка Нискавуори («Каменное гнездо» Вуолийоки, 1957), Кабаниха («Гроза», 1962). В роли Вассы Железновой Пашенная раскрывала трагическую судьбу женщины, богато одаренной от природы, но направившей все свои недюжинные силы и ясный ум на укрепление обреченного на гибель класса. Оставаясь до конца верной бытовой и психологической правде, Пашенная выдвигала на первый план социальную правду, подчеркивая конфликт мировоззрений. В образе старой хозяйки Нискавуори, также посвятившей свою жизнь утверждению жестокой собственнической морали, Пашенная раскрывала воздействие новых веяний на могучий, монолитный характер своей героини. Для Пашенной характерны яркие, сочные краски, сильные драматические эмоции. Актриса мощного темперамента, Пашенная играла эмоционально, с высоким внутренним драматизмом. С 1914 Пашенная вела педагогическую работу. Руководила Студией Малого театра. С 1941 — профессор. С 1945 руководила кафедрой актерского мастерства в театральном училище им. Щепкина. Лауреат Государственной премии СССР (1943). В 1961 удостоена Ленинской премии. В 1962 Пашенная поставила «Грозу» (совместно с М.Н. Гладковым).



Уже на первом этапе сценической деятельности В.Пашенной проявился ее огромный темперамент, высокий внутренний драматизм, великолепное владение русской речью. «Играть с ней было подлинное наслаждение...» – это высказывание М.Царева о В.Пашенной прозвучало в радиопередаче, посвященной ее творчеству (запись из коллекции радиофонда). Записи спектаклей, сцен из спектаклей с участием В.Пашенной, литературных произведений и радиоспектаклей, хранящихся в коллекции радиофонда, отражают значительный период творческой жизни актрисы. Это монолог Марии Стюарт из пьесы «Мария Стюарт» Ф.Шиллера , записанный в 1937 году, спектакль «Отелло» У.Шекспира с В.Пашенной в роли Эмилии (запись 1938 года). И последняя работа В.Пашенной – роль Кабанихи в «Грозе» А.Островского (совместная постановка с М.Гладковым, запись 1962 года). Сохранились воспоминания М.Жарова, исполнителя роли Дикого, о работе над спектаклем.



За годы работы в Государственном академическом Малом театре Союза ССР В.Пашенная много играла в пьесах А.Островского: «Волки и овцы», в роли Мурзавецкой, «Доходное место», в роли Кукушкиной, «На бойком месте», в роли Евгении Мироновны (сцена), «Без вины виноватые», в роли Кручининой (сцена), «Лес», в роли Гурмыжской (записи из коллекции радиофонда). Особенно В.Пашенной удавались образы внутренне цельных, сильных натур: Васса Борисовна в «Вассе Железновой» М.Горького, Любовь Яровая в «Любови Яровой» К.Тренева, Маланья в «Нравах Растеряевой улицы» Г.Успенского, Анна Андревна в «Ревизоре» Н.Гоголя, Хозяйка Нискавуори в «Каменном гнезде» Х.Вуолийоки (записи из собрания радиофонда). Есть также запись выступления В.Пашенной о спектакле «Любовь Яровая» К.Тренева, о работе над ролью Любови Яровой, о партнерах по спектаклю.



Литературные произведения, прочитанные В.Пашенной в разные годы на радио, вошли в «золотой» фонд Гостелерадиофонда. Это произведения А.Пушкина, Н.Некрасова, В.Короленко, М.Горького, Б.Полевого, В.Пановой. Есть записи и радиоспектаклей с участием В.Пашенной: «Русский лес» Л.Леонова, в роли Поли Вихровой, «Люди из захолустья» А.Малышкина, в роли Аграфены Ивановны, «Летом в Ключиках» А.Кулика, в роли Дарьи Тимофеевны...



Соч.: Моя работа над ролью, М., 1934;

Искусство актрисы, М., 1954;

Ступени творчества, М., 1964.



Лит.: Дурылин С., Вера Николаевна Пашенная, М.-Л., 1946;

Клинчин А., В. Н. Пашенная в роли Вассы Железновой (к 50-летию сценической деятельности), в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-1954, М., 1956.



РОЛИ В.Н. ПАШЕННОЙ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА:



В скобках указаны сезоны, в которые В. Н. Пашенная играла эту роль в дальнейшем.



Сезон 1907/08 года

Вера — «Дельцы» И.Колышко. Первый спектакль — 19/Х1907г. (1908/09).

Кэт — «Джентльмен» А. И. Сумбатова. Первый спектакль — 5/ХП 1907 г (1908/09).

Аннушка — «Без вины виноватые» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении —4/III 1908г. (1908/09, 1911/12).

Маша — «На покое» А. И. Куприна к А.И. Свирского. Первый спектакль—27/III 1908 г.



Сезон 1908/09 года

Франческа — «Франческа да Римини» Г. д\\\'Аннунцио. Первый спектакль — 1/1Х 1908 г.

Таня Дедявкина — «Казенная квартира» В. А. Рышкова. Первый спектакль—16/Х 1908 г. (1909/10).

Христиана Мюллер — «В борьбе за мужчину» К. Фибих. Первый спектакль — 3/Х1 1908 г.

Липа — «Белая ворона» Е. В. Чирикова. Первый спектакль — 3/П 1909г.



Сезон 1909/10 года

Наденька — «Жены» Д. Я. Айзмана. Первый спектакль — 28/1Х 1909 г.

Марья Андреевна — «Бедная невеста» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении — 29/Х 1909 г.

Клавдия — «В старые годы» И. В. Шпажинского. Первый спектакль по возобновлении—13/I 1910 г.

Татьяна Кондарева — «Старый обряд» А. Н. Будищева. Первый спектакль—11/II 1910 г.



Сезон 1910/11 года

Мария Стюарт — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера. Первый спектакль по возобновлении— 16/IХ 1910 г. (1911/12—1913/14, 1921/22, 1923/24, 1924/25).

Агния Семеновна — «Клеймо» П. Д. Боборыкина. Первый спектакль по возобновлении—11/Х 1910 г.

Катерина — «Гроза» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении — 27/I 1911 г. (1911/12).



Сезон 1911/12 года

Лариса — «Бесприданница» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении—10/IХ 1911 г. (1912/13, 1928/29).

Ганка Бельская — «Пир жизни» Ст. Пшибышевского. Первый спектакль—3/1 1912 г.



Сезон 1912/13 года

Розалинда — «Как вам угодно» В. Шекспира. Первый спектакль — 10/1Х 1912 г.

Опимия — «Побежденный Рим» Ал. Пароли. Первый спектакль по возобновлении — 21/1 1913 г. (1913/14).

Герцогиня Падуанская — «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда. Первый спектакль с участием В. Н. Пашенной—10/III 1913 г.

Анна Демурина — «Цена жизни» Вл. И. Немировича-Данченко. Первый спектакль по возобновлении — 11/III 1913 г. (1913/14, 1914/15, 1917/18).



Сезон 1913/14 года

Нина Степанова — «Насильники» А. Н. Толстого. Первый спектакль — 30/1Х 1913 г.

Татьяна Кунцева — «Проигранная ставка» А. М. Алпатьина. Первый спектакль — 26/Х 1913 г. Настасья — «Неприятель» С. С. Мамонтова. Первый спектакль — 29/I 1914 г. (1914/15, 1924/25). Елена — «Соучастники» П. Д. Боборыкина. Первый спектакль — 29/I 1914 г.

Ксения — «Торговый дом» И. Д. Сургучева. Первый спектакль — 5/III 1914 г. (1914/15). Герцогиня Мальборо — «Стакан воды» Э. Скриба. (1924/25).



Сезон 1914/15 года

Людмила Батунина — «Старый закал» А. И. Сумбатова. Первый спектакль по возобновлении—12/IХ 1914 г. (1915/16).

Наташа Терлецкая — «Первые шаги» В. А. Рышкова. Первый спектакль— 13/Х 1914 г.

М-с Гильдфорд — «Добродетель и добродетель» А. Сутро. Первый спектакль—14/1 1915 г. (1915/16).

Ядвига Вародич — «Светочи» Анри Батайля. Первый спектакль — 4/ХП 1914 г. (1915/16).



Сезон 1915/16 года

Евгения Мироновна — «На бойком месте» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлению — 12/IХ 1915 г. (1916/17—1921/22, 1923/24— 1926/27, 1932/33— 1944/45).

Олена — «Воевода» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении — 23/ХI 1915 г. (1916/17—1918/19, 1924/25, 1925/26).

Кума Настасья — «Чародейка» И. В. Шпажинского. Первый спектакль по возобновлении—11/I 1916 г. (1916/17, 1917/18).

Арданова — «Шарманка сатаны» Н. А. Тэффи. Первый спектакль — 2/Щ 1916 г. (1916/17).

Татьяна Телегина — «Вторая молодость» П. М. Невежина. Первый спектакль по возобновлении — 28/III 1916 г.



Сезон 1916/17 года

Порция — «Венецианский купец» В. Шекспира. Первый спектакль—11/Х 1916 г. (1917/18—1921/22, 1923/24, 1924/25).

Варенька Дьякова — «Романтики» Д. С. Мережковского. Первый спектакль — 27/П 1917 г.

Лауренсия — апофеоз «Освобожденная Россия» И. С. Платона. Первый спектакль —13/III 1917 г. (повторен 28/Х 1924 г.).



Сезон 1917/18 года

Анна Павловна Оброшенова — «Шутники» А. Н. Островского. Первый спектакль по возобновлении— 21/IХ 1917 г. (1918/19—1921/22, 1929/30).

Бианка — «Флорентийская трагедия» О. Уайльда. Первый спектакль — 27/Х 1917 г. (1921/22). Лиза — «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Первый спектакль с участием В. Н. Пашенной — 30/VIII 1917 г. (1918/19—1921/22, 1923/24 — 1926/27, 1932/33).

Сюзанна — «Женитьба Фигаро» Бомарше. Первый спектакль—18/IV 1918 г. (1919/20, 1920/21).



Сезон 1918/19 года

Девица — «Старик» М. Горького. Первый спектакль—1/1 1919 г. (1919/20, 1920/21).

Электра — «Электра» Г. Гофмансталя. Первый спектакль — 22/III 1919 г. (1919/20, 1921/22).



Сезон 1919/20 года

Леди Анна — «Ричард III» В. Шекспира. Первый спектакль по возобновлении — 19/I 1920 г. (1920/21, 1921/22).



Сезон 1921/22 года

Бригитта Клейполь — «Оливер Кромвель» А. В. Луначарского. Первый спектакль — 7/Х1 1921 г.



Сезон 1922/23 года

Поездка с Художественным театром.



Сезон 1923/24 года

Вера Филипповна — «Сердце не камень» А. Н. Островского. Первый спектакль — 5/ХП 1923 г. (1924/25).

Порция — «Юлий Цезарь» В. Шекспира. Первый спектакль—10/IV 1924 г. (1924/25).

Эсфирь — «За океаном» Я. Гордина. Первый спектакль—10/V 1924 г.



Сезон 1924/25 года

Маргарет — «Волчьи души» Дж. Лондона. Первый спектакль —14/Х 1924 г. (1925/26, 1926/27). Татьяна Русских — «Иван Козырь и Татьяна Русских» Дм. Смолина. Первый спектакль — 27/1 1925 г. (1925/26, 1926/27).



Сезон 1925/26 года

Настасья Минкина — «Аракчеевщина» И. С. Платона. Первый спектакль — 20/Х 1925 г. (1926/27—1929/30).

Нипгал Умми — «Загмук» А. Г. Глебова. Первый спектакль — 29/ХП 1925 г. (1926/27).



Сезон 1926/27 года

Любовь Яровая — «Любовь Яровая» К.А. Тренева. Первый спектакль — 22/ХП 1926 г. (1927/28—1934/35, 1936/37, 1937/38).



Сезон 1928/29 года

Вера Михайловна Грушина — «Жева» К. А. Тренева. Первый спектакль — 15/ХП 1928 г. (1929/30—1931/32).

Ирина — «Огненный мост» Б. С. Ромашова. Первый спектакль — 28/II 1929 г. (1929/30—1933/34).



Сезон 1929/30 года

Маланья — «Растеряева улица» М. С. Нарокова (по Гл. Успенскому). Первый спектакль — 25/ХI 1929 г. (1930/31—1938/39).

Клеопатра Кондратьевна Белосельская — «Вьюга» М. Шимкевича. Первый спектакль — 2/У1 1930 г.



Сезон 1931/32 года

Василиса — «Ясный лог» К. А. Тренева. Первый спектакль с участием В. Н. Пашенной —8/Х 1931 г. (1932/33).



Сезон 1932/33 года

Варя — «Разгром» А. А. Фадеева. Первый спектакль — 6/ХI 1932 г.

Таня — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого. В. Н. Пашенная вошла в спектакль с декабря 1932 г. (1933/34, 1934/35).



Сезон 1934/35 года

Мурзавецкая — «Волки и овцы» А. Н. Островского. Первый спектакль — 5/П 1935 г. (1935/36, 1943/44—1952/53).



Сезон 1935/36 года

Эмилия — «Отелло» В. Шекспира. Первый спектакль—10/ХП 1935 г. (1936/37—1939/40).



Сезон 1936/37 года

Долорес — «Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова. Первый спектакль — 23/Х1 1936 г.

Гурмыжская — «Лес» А. Н. Островского. В. Н. Пашенная вошла в спектакль в конце сезона.



Сезон 1937/38 года

Поля Семенова — «На берегу Невы» К. А. Тренева. Первый спектакль — 14/ХI 1937 г. (1938/39, 1939/40).

Анна Андреевна — «Ревизор» Н. В. Гоголя. Первый спектакль 12/П 1938 г. (1938/39—1940/41, 1948/49—1950/51).

Серафима Ивановна Горюнова — «Дружба» В. М. Гусева. В. Н. Пашенная вошла в спектакль в апреле 1938 г.



Сезон 1939/40 года

Кручинина — «Без вины виноватые» А. Н. Островского. Первый спектакль—10/III 1940г. (1940/41—1945/46).



Сезон 1942/43 года

Таланова — «Нашествие» Л. Леонова. Первый спектакль—11/V 1943 г. (1943/44, 1944/45, 1946/47).



Сезон 1944/45 года

Евфросинья Старицкая — «Иван Грозный» А. Н. Толстого. Первый спектакль второй постановки (режиссеры П. М. Садовский, К. А. Зубов, Б. И. Никольский) — 5/V 1945 г. (1945/46, 1946/47, 1948/49-1952/53).



Сезон 1947/48 года

Кукушкина — «Доходное место» А. Н. Островского. Первый спектакль — 14/IV 1948 г. (1948/49—1952/53).

Рыбачка — «Южный узел» А. А. Первенцева. Первый спектакль — 5/V 1948 г.



Сезон 1948/49 года

Барабошева — «Правда — хорошо, а счастье — лучше» А. Н. Островского Первый спектакль с участием В. Н. Пашенной 31/Х 1948 г. (1949/50— 1952/53).

Хлестова — «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1949/50—1952/53).



Сезон 1949/50 года

Наталья Ковшик — «Калиновая Роща» А. Е. Корнейчука. Первый спектакль—2/У1 1950г. (1950/51—1952/53).



Сезон 1951/52 года

Васса Железнова — «Васса Железнова» М. Горького. Первый спектакль — 23/V 1952 г.



Сезон 1955/56 года

Прасковия Шарабай – «Деньги» А.Софронова. Первый спектакль – 23/II 1956 г.



Сезон 1957/58 года

Хозяйка Нискавуори – «Каменное гнездо» Х.Вуолийоки. Первый спектакль — 31/IX1957 г.



Сезон 1960/61 года

Ламбрини Кирьякули – «Остров Афродиты» А.Парниса. Первый спектакль – 3/IX1960 г.



Сезон 1961/62 года

Колесова – «Честность» А.Софронова. Первый спектакль — 17/X 1961 г.

Кабаниха – «Гроза» А.Островского. Первый спектакль – 9/I 1962 г.





ВНЕ МАЛОГО ТЕАТРА (по алфавиту названий пьес)



В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕАТРЕ — СЕЗОН 1922/1923 года

«Вишневый сад» А.П. Чехова — Варя.

«На дне» М. Горького — Василиса.

«Три сестры» А.П. Чехова — Ольга.

«Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого — Ирина.




МУЗЫКАЛЬНАЯ СТУДИЯ МХАТ ПОД РУКОВОДСТВОМ ВЛ. И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО



«Лизистрата» Аристофана — Лизистрата (1924/25).



В ДРУГИХ ТЕАТРАХ И НА ГАСТРОЛЯХ (указываются основные роли):



«Анжело — тиран Падуанский» В. Гюго — Тизба.

«Анна Каренина» Л. Н. Толстого — Анна Каренина.

«Василиса Мелентьева» А. Н. Островского — Василиса Мелентьева.

«Вера Мирцева» («Уголовное дело») Л. Урванцева—Вера Мирцева.

«Вишни цветут» И. В. Чекина — Зина.

«В новой семье» В. А. Александрова—Наталья Николаевна.

«Всех скорбящих» Г. Гейерманса — Рита.

«Гибель Содома» Г. Зудермана — Китти ГГаттенберг.

«Дни нашей жизни» Л. Н. Андреева — Ольга Николаевна.

«Дядя Ваня» А. П. Чехова — Соня.

«Евреи» Е. В. Чирикова — Хана Френкель.

«Женитьба Белугина» А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева — Елена Кармина.

«Живой труп» Л. Н. Толстого — Лиза.

«Забава» («Без любви») А. Шницлера — Христина.

«За океаном» Я. Гордина — Эсфирь.

«Идиот» Ф. М. Достоевского — Настасья Филипповна.

«Казнь» Г. Г. Ге — Кэт.

«Канцлер и слесарь» А. В. Луначарского — Анна Клейнбауэр.

«Лес» А. Н. Островского — Аксюша.

«Мадам Сан-Жен» В. Сарду — Катрина Юбше.

«Марион де Лорм» В. Гюго — Марион.

«Огни Ивановой ночи» Г. Зудермана — Марикка.

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — Дуня.

«Привидения» Г. Ибсена — Фру Альвинг.

«Рабочая слободка» Е. П. Карпова — Лукерья.

«Склеп» В. А. Рышкова — Вера Васильевна Томилина.

«Сполохи» («Жизнь достанет») В. А. Тихонова — Люба.

«Царь Эдип» Софокла — Иокаста.

«Чайка» А. П. Чехова — Полина.

«Чайка» А. П. Чехова — Маша.

«Чайка» А. П. Чехова — Нина Заречная.

«Электра» Софокла — Электра.

Публикации

ТАЛАНТ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

19 сентября исполнилось 135 лет со дня рождения великой русской актрисы Веры Николаевны Пашенной (1887 - 1962). Предлагаем вашему вниманию очерк Елены Микельсон, посвященный непростому творческому и жизненному пути актрисы, а также несколько аудиозаписей, которые были сделаны Пашенной в разное время.

Подробнее >

МЫ ВСПОМИНАЕМ

19 сентября исполняется 130 лет со дня рождения народной артистки СССР Веры Николаевны Пашенной (1887 – 1962).

Подробнее >
Отзывы